Пора продолжить рассказ о фонтанах столицы.
Сегодня речь пойдет о фонтане "Принцесса Турандот" и том, что с ним связано.
Кто такая принцесса Турандот?
Турандот - гордая и своевольная дочь китайского императора Альтоума, которая отказывается выходить замуж, уверенная, что все мужчины "коварны, сердцем лживы, не способны любить". Чтобы избежать ненавистных уз брака и не гневить отца, который из-за нее вел много войн, Турандот просит оповестить всех, что свататься к ней может всякий принц, но при условии, что она предложит претенденту три загадки: разгадавший станет ее мужем, неразгадавший - лишится головы.
Этот персонаж к нам пришел благодаря драматургу Карло Гоцци.
-----------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
Карло Гоцци
Карло Гоцци - один из самых значительных итальянских драматургов, автор десяти всемирно известных "сказок для театра", среди которых не возможно не упомянуть следующие: "Ворон", "Любовь к трем апельсинам", "Зеленая птичка", "Король-олень", "Турандот".
В пьесах Гоцци, соединяющих в себе изящество, богатую фантазию, поэтичность, комический и пародийный элемент, торжествуют высокие чувства, восхваляются энергия и отвага человека в борьбе за благородные цели.
Чуть подробнее о Карло Гоцци можно узнать здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гоцци,_Карло
-------------------------------------------------------------------------------------
У нас пьеса-сказка "Принцесса Турандот" обрела новое звучание благодаря постановкам знаменитого столичного театра им. Е.Б. Вахтангова.
Сюжет сказки прост, но в новом прочтении реализованы интересные нюансы...
Итак, принцесса Турандот не желает выходить замуж.
Чтобы женихи не одолевали, она придумала им невыполнимую задачу – разгадать три труднейшие загадки, а кто не угадает – того казнить. Но поток влюбленных не иссякает. Каждому прибывающему очередному жениху она загадывает свои загадки, после чего несчастного уводят на казнь. Но вот появляется еще один влюбленный – мы-то, зрители, знаем, что это принц Калаф, но коварной Турандот еще предстоит это выяснить. Она же, как всегда, загадывает свои загадки... После различных трагедийных и комедийных приключений сказка заканчивается всеобщей влюбленностью и свадьбой враз подобревшей принцессы и благородного принца.
Зрелищность привносят четыре персонажа - классические маски итальянского театра комедии дель арте: Труффальдино, Тарталья, Панталоне, Бригелла. Но в постановке Е.Б. Вахгангова главное – не сюжет классической сказки, а остроумные современные комментарии самих действующих лиц. Актеры не только создают психологический образ персонажей, но еще и выражают собственное отношение к ним и к сюжету, чуть-чуть ироничное, веселое, насмешливое, порой трогательное и лиричное, порой сатирическое.
Интересно, что в постановке спектакля используется простой реквизит. Борода – полотенце, держащееся на резиночке; лестница-стремянка при желании превращается во что угодно, хоть в музыкальный инструмент. Любой реквизит в руках актера "играет" роль того, чем является на данный момент по ходу сюжета.
Масочны и одновременно символично глубоки все персонажи постановки: правитель император Алтоум – милый улыбающийся дедушка, обожающий капризную дочь, но в его стране беззаконные жестокие нравы; бессловесные мудрецы Дивана – типичные образцовые чиновники, главное дело которых вовремя кивать. Там все улыбаются, но там страшно жить. Современные характеристики и ассоциации превращают театральное действо в яркий, красочный, музыкальный, остроумный, феерически искрометный памфлет.
Первая постановка датируется 1922 г. Первой исполнительницей роли принцессы была Цецилия Мансурова, а принца Калафа Юрий Завадский.
Позднее, ближе к нашему времени, необычайно популярной у театралов стала новая (2-я и самая известная) постановка, восстановленная Рубеном Николаевичем Симоновым в 1963 году, где роль принца Калафа исполнял Василий Лановой, а принцессы Турандот Юлия Борисова.
Этот спектакль в 1971 году был снят телевидением и позже перешел в кассеты и DVD. Именно оттуда пошла веселая фраза - обращение к принцу, которого играл Василий Лановой: "Вась!.. Вася!.. Вася высочество!"
И, наконец, 3-я постановка датируется 1991 г.
Естественно, что именно образ принцессы Турандот стал своеобразной эмблемой театра им. Е.Б. Вахтангова.
Театр им. Е.Б. Вахтангова
Недаром именно рядом с театром на Cтаром Арбате скульптором Александром Бургановым в 1997 г., в честь 75-летия постановки пьесы, был сооружен фонтан "Принцесса Турандот".
Красавица-принцесса под ажурным балдахином возле Театра Вахтангова – одна из главных арбатских достопримечательностей, рядом с которой назначаются встречи.
Печально только то, что однажды злые люди, прельстившись цветным металлом, отпилили ей руку, но принцессу восстановили во всей ее позолоченной красе на радость Старому Арбату.
Закончить этот короткий рассказ хочется несколькими фото-зарисовками, где в какой-то мере отображена "жизнь" Старого Арбата.
Пост составлен на основе материалов, главным образом, представленных здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Принцесса_Турандот
http://www.vashdosug.ru/article.php?id=9582
http://onfoot.ru/sights/monuments/550.html
http://mosfont.ru/center/bulvary/turandot.php
http://www.labirint-shop.ru/books/180342/
http://www.labirint-shop.ru/books/157464/
http://korifei-vahtangova.narod.ru/index.files/y_borisova.htm
а также с добавлением иллюстраций к сказке-пьесе, и, наконец, моих личных фотографий.