Сегодня, 29 июля, День Рождения Ивана Константиновича Айвазовского.
Автопортрет. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Красота моря бесконечна.
И.К.Айвазовский. Суда на рейде. 1851. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Но если бы меня спросили: "Какой же человек в большей степени приоткрыл нам тайны красок и оттенков моря?", то я тут же бы, и без раздумия, назвал имя именно Айвазовского.
И.К.Айвазовский. Туманное утро. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Поразительна красота его полотен с морскими пейзажами, они не перестают удивлять своей гармонией красок долгие годы.
И.К.Айвазовский. Утро на море. 1849. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник Павловск, Павловск
Для меня его работы наполнены романтикой, приключениями, историей и открытием тайн.
И.К.Айвазовский. Морской пролив с маяком. 1841 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Последний раз, когда пребывал в Третьяковской галерее, в зале с его картинами я долго рассматривал его прекрасное, великое творение искусства - полотно "Черное море".
И.К.Айвазовский. Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Много я видел фоторепродукций этой картины Айвазовского, но ни одна из них не передавала всей тонкости оттенков цвета моря, которые видишь своими глазами на оригинале.
В творческом наследии Айвазовского более 5000 картин, значительная часть которых увековечила безграничное разнообразие морского пейзажа.
«Море — моя жизнь», — признавался художник.
И.К.Айвазовский. Неаполитанский залив утром. 1843. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
"Иван (Ованес) Гайвазовский (в 1841 году сменил фамилию на Айвазовский) родился в Феодосии 29 (17) июля 1817 года в семье мелкого армянского торговца Константина (Геворга) и вышивальщицы Репсиме Айвазян. Его предки еще в 1700-х годах, спасаясь от турок-османов, переехали из Западной Армении в Галичину, а уже в начале ХІХ века семья поселилась в Крыму. Мальчик был младшим в семье. Кроме него у Геворга и Репсиме росли еще двое сыновей и две дочки. С детских лет Ованес проявил незаурядные способности к рисованию и музыке — играл на скрипке. Первым, кто обратил внимание на его творческие способности, был городской архитектор Кох, давший будущему художнику несколько уроков по перспективе и архитектурному черчению. Семья Айвазянов жила бедно, и о хорошем образовании для детей нечего было и думать. Но благодаря ходатайству феодосийского градоначальника А.Казначеева, человека образованного, эрудированного, высокой культуры и щедрой души, юный Ованес был зачислен в Симферопольскую гимназию.
Все же закончить полный курс обучения ему не пришлось. В 1833 году высочайшим повелением в порядке исключения Гайвазовского направляют на обучение в Петербургскую академию искусств. «В порядке исключения» — потому, что в академию принимали только с четырнадцати лет, а в документах, датированных июлем 1833-го, его называли почему-то «13-ти летним сыном армянина из Феодосии». Но Ованесу к тому времени исполнилось уже шестнадцать. Что это — ошибка жены действительного статского советника Наталии Федоровны Нарышкиной, которая заботилась о судьбе юноши, содействовала его вступлению в академию искусств и первой начала писать в Петербург о его таланте, или какая-то хитрость ради облегчения судьбы мальчика из провинции — остается загадкой. Таких загадок, тайн и легенд в долгой творческой жизни Айвазовского будет еще немало..."
У меня в дневнике уже есть очень обширный пост о любимом художнике Иване Айвазовском:
http://www.liveinternet.ru/users/alexis7/post45926489/
Повторяться не имеет смысла.
Мне хочется здесь добавить лишь несколько штрихов из жизни художника и его семьи, а также ряд фоторепродукций картин Айвазовского.
И.К.Айвазовский. Морской пейзаж. Дворец-музей, Гатчина
Мне захотелось добавить сюда фрагмент одной статьи о жизни Айвазовского.
--------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
один фрагмент из этой статьи я уже процитировал выше в этом посте.
--------------------------------------------------------------------------------
"Флером таинственности окутана личная жизнь мастера. Светские дамы обожали молодого, красивого, знаменитого художника. Народная память хранит истории о том, как он переженил и окрестил едва ли не половину феодосийцев, щедро даря подарки новорожденным и новобрачным. Разными домыслами обросла история о романтической любви художника к знаменитой итальянской балерине Марии Тальони. Он мог выбрать себе парой любую девушку из высшего света. Но в 1848 году Айвазовский неожиданно для всех женится на дочери петербургского врача Юлии Грефс, работающей гувернанткой у знакомых художника. Он пишет товарищу: «…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так как я женился».
И.К.Айвазовский. Берега Далмации. 1848. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
И.К.Айвазовский. Лунная ночь у взморья. 1847. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
В этом браке родилось четыре дочери. Но семейная жизнь не сложилась. Сохранилась «Памятная записка тайного советника Ивана Константиновича Айвазовского по бракоразводному делу», из которой выясняются некоторые детали: «При болезненно-раздражительном характере, в жене Айвазовского развелось нечто вроде линии — жаловаться, клеветать, позорить своего мужа не только на словах и в частном быту, но и письменно, в многочисленных прошениях и жалобах, которые по своей неосновательности не могли иметь никаких других последствий кроме того, что совместное жительство сделалось далее невозможным, и в последние 20 лет супруги почти не виделись». В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут. Вторично художник женился только в 1882 году на вдове феодосийского коммерсанта Анне Саркизовой (в девичестве Бурназян). Жена была моложе мужа на 30 лет. Но природный такт, чуткость, душевное тепло отличали эту молодую женщину. Она уважала талант своего мужа, понимала его творчество, хотя не читала книг, не посещала художественные выставки.
И.К.Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
--------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
После смерти мужа Анна Никитовна в знак траура перестала выходить из дому. В течение 25 лет она ни разу не оставила своего помещения — одного из флигелей галереи. В полнейшей самоизоляции эта женщина пережила Первую мировую войну, революцию, интервенцию, гражданскую войну, голод и разруху. В 1921 году решением комиссии ВЦИК и СНК РСФСР галерею национализировали, а через год открыли для посетителей. Анна Никитовна на открытие не пришла. Всем было известно, что Айвазовский оставил своей вдове большую коллекцию ювелирных изделий. За этими ценностями начала охотиться ЧК. Шесть раз в помещении Айвазовской проводили обыск, но ничего не нашли. Путем шантажа чекистам все-таки удалось узнать о тайнике. Все ценности были экспроприированы, а Анне Никитовне присудили один год условно. Потом часть драгоценностей вдове вернули, и это со временем спасло ей жизнь. Началась Вторая мировая война. В эвакуацию Анна Никитовна не поехала (скорее всего ее просто не взяли). Чтобы не умереть от голода, она вынуждена была выменивать свои украшения на продовольствие у немцев. Узнав о ее лишениях, художник Николай Самокиш (1860—1944) забрал ее в Симферополь. Интересные воспоминания об этом периоде оставила пятнадцатилетняя Зоя Хабарова, жившая в оккупированном городе по соседству с Самокишем. С детской непосредственностью она пишет в дневнике: «На 1-м этаже [проживає] художник Самокиш. У него живут жена Айвазовского — черная и злая и еще смотрители музея Айвазовского в Феодосии — Бризгалы. Когда я иду в школу или обратно, то высовываются в дверь и тут же захлопывают. Что они хотят? У самого Самокиша мастерская в соседнем доме». Разве могла знать девочка, какая трудная судьба постигла эту старенькую женщину?
Умерла А.Айвазовская-Бурназян 25 июля 1944 года. Похоронена в Феодосии рядом с мужем.
--------------------------------------------------------------------------------
Некоторые считают, что именно на последнее десятилетие приходится основное количество неудачных работ Айвазовского.
--------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
Разве эта картина неудачна. Это подлинный шедевр мастера (раньше фоторепродукция ее в моем дневнике была представлена в совсем, уж, малоформатном виде):
И.К.Айвазовский. От штиля к урагану. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
--------------------------------------------------------------------------------
Это объясняется и возрастом художника, и тем, что в это время он начал экспериментировать с жанрами, не характерными для его творчества: портрет и бытовая сцена. Но каждый раз, когда начинали говорить, что талант Айвазовского потускнел, что он повторяется, использует одни и те же наработанные приемы, художник выставлял новую картину. И это сводило на нет все эти разговоры. К таким картинам относится его известнейший «сухопутный» пейзаж «Свадьба на Украине» (1891), где Айвазовский отобразил жанровую сценку народного гуляния, удачно совместив эмоциональность и романтизм яркого сельского торжества с реалистичностью предгрозовой украинской степи.
И.К.Айвазовский. Свадьба на Украине. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
--------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
ведь его искусство многогранно и не ограничивается только лишь морскими пейзажами.
--------------------------------------------------------------------------------
А картина «Среди волн», написанная в 80-летнем возрасте (1898), в которой мастер воссоздал величественный, жизнеутверждающий образ морской стихии, вообще считается не только вершиной его собственного творчества, но и шедевром мировой маринистической живописи.
И.К.Айвазовский. Среди волн. 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Эти картины написаны так мастерски, что и речи не может быть о каком-то угасании таланта. Имя Айвазовского давно уже увенчано мировой славой и занимает одно из главенствующих мест в ряду известнейших европейских художников. Его портрет украшает галерею дворца Питти во Флоренции, где собранны портреты всех известнейших художников, начиная с великих мастеров Возрождения. До Айвазовского из русских художников такой чести был удостоен только Орест Кипренский. Почти все мировые академии искусств еще при жизни Айвазовского отметили его наградами, медалями и дипломами почетного члена. До последних дней он был преисполнен новых творческих замыслов. Как-то его спросили, какую картину он считает наилучшей? «Ту, — ответил художник, — которая стоит на мольберте в мастерской, которую я сейчас начал писать...» «Взрыв турецкого корабля» — единственная картина, оставшаяся незавершенной.
И.К.Айвазовский. Взрыв корабля. 1900. Не завершенная картина. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
Работа над ней оборвалась одновременно с жизнью художника — 2 мая (19 апреля) 1900 года Ивана Константиновича Айвазовского похоронили во дворе феодосийской армянской апостольской церкви Сурб Саргис (Святого Сергея), где его крестили и венчали. На мраморном саркофаге высечены слова на староармянском языке: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
И.К.Айвазовский. Восход солнца у берегов Ялты
Пост составлен на основе фрагментов статьи «Счастье улыбнулось мне» (автор: Владимир Олийнык). Полностью статья представлена здесь:
http://www.zn.ua/3000/3150/60006/
Частично в посте присутствуют и личные впечатления, а также фоторепродукции ряда картин Ивана Айвазовского.