Altai-08. Волчно-Бурлинское. День третий: 13 июля 2008 г. |
День третий: 13 июля 2008 г. (воскресенье)
Сегодня день отъезда. Но у нас еще есть время до часа дня. С утра искупались, позавтракали пловом и кофеем.
Потом мы поехали на экскурсию в бор. Гидом у нас был местный учитель географии и замечательный краевед Миша. Он очень интересно рассказывал про здешние места, про быт, про природу. Можно было его слушать и слушать. Жаль только, что времени у нас было недостаточно много, чтобы узнать побольше про здешние места и их обитателей. Ездили мы в сосновый бор (это реликтовый бор, которому уже сто миллионов лет), который является продолжением спиринового и караканского ленточного бора. Сухой подлесок, мхи, лишайники, реже цветы и травы. Нашел даже белый гриб, но уже вовсю червивый, встречались сыроежки, грузди. Но ехали мы в основном затем, чтобы посмотреть места обитания бобров. Это старые протоки с почти стоячей, но очень чистой водой, местами густо заросшей ряской. По берегам смешанный лес: сосна, береза, осина, кустарник малиновый и смородиновый. Очень живописные места. Свежих погрызов бобровых мы не увидели, но старых было предостаточно. Были и поваленные деревья. Миша нам много рассказывал про здешние растения и животных. Наконец-то узнал, что то медвяное растение, которое цветет белыми метелками называется лабазник. Когда-то помнил это название, а потом забыл. Видели цветущее медвежье ушко (потом вспомнили и другое его название –толокнянка). Водятся в том лесу лоси и рыси, глухари встречаются. Позже, уже вернувшись на работу я набрал в поисковике «Волнчно-Бурлинское» и нашел целую подборку работ учеников Волчно-Бурлинской средней школу про их родной край, историю села, про животных и птиц. Работы были сделаны под руководством учителя географии, как я понимаю, того самого Миши (Михаила Гавриловича Ягунова), который был нашим проводником в бору.
Вернулись в деревню, и стали быстро собираться. Еще успели перекусить на дорожку. Выехали чуть позже, чем собирались, очень тепло простившись с Сашей и Таней. И понеслась дорога. Ехали на Павлодарскую трассу по навигатору. Вышли на трассу довольно точно, потратив на это чуть больше часа. А дальше уже сплошной асфальт, но довольно загруженная дорога. В пробку попали уже на левом берегу в районе базы отдыха «Бумеранг». Но в баню успели.
Приложение 1
Хронометраж поездки на Алтай 11-13 июля 2008 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
N трека
|
Дата
|
Время
|
Маршрут
|
км с начала
|
км от пр. пункта
|
Время от пр. пункта (час)
|
Время в пути (час) без остановок
|
Скорость (км/час)
|
Скорость со стоянками (км/час)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
11.07.08
|
20:13
|
Стартуем от Холидейки (25)
|
0
|
0
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2
|
11.07.08
|
20:41
|
Морской совхоз (23)
|
21
|
21
|
0,47
|
0,47
|
45,00
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3
|
11.07.08
|
20:42
|
Поворот направо
|
22
|
1
|
0,02
|
0,02
|
60,00
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4
|
11.07.08
|
20:55
|
Верх-Тула (23)
|
30
|
8
|
0,22
|
0,22
|
36,92
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
|
11.07.08
|
20:58
|
Проехали Верх-Тулу (23)
|
31
|
1
|
0,05
|
0,05
|
20,00
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6
|
11.07.08
|
20:59
|
Выезжаем на трассу (22)
|
32
|
1
|
0,02
|
0,02
|
60,00
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7
|
11.07.08
|
21:09
|
Ярково (21)
|
44
|
12
|
0,17
|
0,17
|
72,00
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9
|
11.07.08
|
21:34
|
Верх-Ирмень (21)
|
76
|
32
|
0,42
|
0,42
|
76,80
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фотографии Alexey27 : Altai-08. Oroktoi-06-11
Небольшое введение
В эту поездку мы собрались довольно быстро. Неясен был только окончательный состав и количество машин, которые определились буквально за три дня до отъезда. А ведь подготовка всегда связана с закупкой продуктов, распределением по машинам, да и вообще настроение участников накануне имеет очень большое значение для успеха всей экспедиции. Определилось, что едем тремя машинами, но в два захода. С утра едут две машины (состав тот же, что и в прошлогодней поездке на Ороктой-Кумир плюс Командир и Настя) – восемь человек. А ещё трое подъезжают попозже в условленное место, где мы к тому времени должные обосноваться. Отъезд в среду, а возвращение – в воскресенье с большим желанием успеть в баню к шести часам вечера.
День первый: 11 июня 2008 г. (среда)
Встал пораньше. Футбол до конца не смотрел, хотя играли наши. 0:2 после первого тайма не внушал оптимизма и я успел еще часика три поспать. Встал по будильнику (сотовому), успел и позавтракать и привести себя в порядок. Созвонились с нашим экипажем, и в указанное время я уже был внизу у подъезда с кучей вещей (палатка, надувной матрас, раскладное кресло, сумка с вещами, термос и кое-что по мелочи в кабину), готовый к тому, что кое-что из них придётся оттащить обратно наверх. По счастью всё удалось запихать в машину, и мы двинулись к Дому учёных, где нас уже ждала вторая машина. Перекидали кое-какие вещи между машинами и двинулись в путь. Было уже светло. Середина июня – самые короткие ночи в северном полушарии.
Около бердской заправки подсадили во вторую машину Командира и Настю. И понеслась знакомая равнинная дорога. До Бийска смотреть особенно нечего. Сидел на заднем сидении справа (слева сидел Володя, а между нами картонная коробка со всякой мелочевкой и дорожной снедью). Опробовал свой «дорожный» DVD-плеер (дома я его использую как прикроватный телевизор и плеер). Просмотрел два фильма, предусмотрительно записанные на 8-гиговую USB-флэшку. Поглядывал и в окно. Кое-где в низинках струился утренний туман. Температура за бортом – около 10 градусов. Прохладно. До Бийска пронеслись за четыре часа фактически без остановок. На въезде в Бийск потеряли немного времени из-за недоразумения с ГИБДД. Но всё обошлось, и мы двинулись дальше.
Притормозили и немного постояли на границе Республики Алтай. Это уже как бы стало традицией. Рядом шумела Катунь, вдалеке прорисовывались невысокие горы, накрапывал дождик.
Двинулись дальше. Кроме как на заправке один раз нигде не останавливались до самого Чемала. Перед заворотом на Чемальскую ГЭС сделали небольшую остановку. Размяли ноги. На ГЭС заезжать не стали. Отложили это мероприятие на обратную дорогу. От Чемала до Еланды совсем недалеко – 25 км и полчаса хода. Там внизу у реки и была назначена встреча с третьей машиной. В начале второго подыскали место и разбили лагерь. Место над рекой Катунью, совсем рядом с остатками амбициозной Катунской ГЭС – памятником несвершившегося акта надругательства над природой. Сколько веков ещё простоят эти бетонные отметины на лике Катуни? Неизвестно.
Поставили палатки. Я в первый раз собирал своё жилище. Всё оказалось очень просто и понятно. Осталось в запасе четыре колышка – неплохой результат для первой сборки. Вход палатки традиционно направил в сторону костра и одновременно вниз по склону. Такая у меня оказывается привычка (и откуда она только взялась?). Развели костёр. Натянули тент, поскольку временами накрапывал дождик. Вдоль реки дул холодный пронзительный ветер, который временами норовил сорвать тент, что иногда ему и удавалось. Попили кофе. Осматривали окрестности. Поднялся к дороге, прихватив с собой кресло и рисовальные принадлежности. Сделал несколько эскизов. Не бог весть что, но для первой пробы сойдёт. Никогда не рисовал горы с натуры, и в этот раз решил попробовать. Получил от рисования большое удовольствие. Рисовал соусом (толстый такой грифель довольно тёмного коричневого цвета) и сепией на бумаге для слепых (из такой же бумаги делали когда-то перфокарты на фабрике «Слока») и на бумаге для акварели (с довольно сильным рельефом). Заодно и пофотографировал немного сверху наш лагерь и окружающие ландшафты.
Вечером готовили шашлыки. Что-то постоянно жевали. Повечерее отметили благополучное прибытие на место.
Прибытие третьей машины ожидали часов в 10-11 вечера. Сотовой связи не было, уточнить их местоположение не представлялось возможным. Прибыли они уже затемно – часов в 12 ночи. Поболтали, поели, выпили, а вскорости уже и разбрелись по палаткам.
Фотографии Alexey27 : Altai-08. Oroktoi-06-12
День второй: 12 июня 2008 г. (четверг)
С утра никуда не торопимся. Вставали как кому заблагорассудится. Неспеша и с расстановкой. Вот уже и потянуло свежезаваренным кофе. С утра было прохладно и ветрено. Эта стоянка сразу планировалась как временная. Сильно здесь и не обживались. Заранее было решено переместиться вверх по Катуни и там где-нибудь на другом берегу реки найти симпатичное местечко для парочки ночёвок и отдыха. После завтрака немного погуляли по окрестностям. Я пофотографировал.
Часов в одиннадцать начали сворачивать лагерь. Одна машина ушла в Чемал (ближайшая к нам точка с сотовой связью). Мы ждали её какое-то время, а потом решили оставить дожидаться одну машину, а нашу – направить на разведку и поиск места. Встречу назначили у моста через Катунь. Там невозможно разминуться. Стартанули мы в начале первого, а вернулись к мосту в начале третьего. Почти два часа проездили. Переехали через речку Ороктой и проехали вперёд по широкому плато до места, где дорога имеет спуск к воде. Но место там оказалось неудачное – каменистое и берег плохой. Палатки поставить негде. Дальше дорога совсем ухудшилась, да и мест подходящих впереди не наблюдалось. Прогулялись вниз по Катуни, но везде был очень высокий крутой берег без отмелей, поросший высокими пихтами. Красиво, но приткнуться негде.
Вернулись к речке Ороктой, где мы приметили несколько полянок у реки. Прогулялись там, и решили, что место вполне пристойное и подходящее. Рядом журчащая речушка, полянки, много топлива. Несколько смущало явное присутствие коров, но подумали, что места всем хватит.
Поехали к мосту, где нас уже ждали две машины и семеро спутников. Речка всего в семи километрах от моста, так что добрались мигом, и стали раскидывать лагерь. Во второй раз я палатку поставил уже совсем быстро. Современные палатки устроены весьма технологично, и установка их занимает немного времени, без проблем поставить такую палатку в одиночку.
Попытки натянуть тент на растяжках неизменно терпели фиаско. Порывы ветра срывали все эти нехитрые конструкции. Тогда поставили три машины буквой «П» и привязали растяжки к машинам. Сделали подставки из подходящих деревяшек. Тент получился высокий и широкий. Под него легко поместились три столика и кресла. Надёжность тента была позже проверена неоднократными и неслабыми дождями. Одновременно тент служил и водосборником – до двух вёдер зараз собирал с него Командир и его добровольные помощники. Было это кстати, так как вода в речке становилась в дождь мутноватой и требовала отстоя.
Когда разбивали лагерь обнаружилось, что потерялась одна немаловажная деталь от большой палатки. Скорее всего она осталась на предыдущей стоянке. Сергей предложил мне съездить с ним на ту стоянку и поискать ту детальку. Я, конечно, согласился. Прокататься лишний раз среди гор и пофотографировать – это для меня удовольствие. Когда все уже установили, мы двинулись в обратном направлении на прошлую стоянку. На нашем месте уже расположились молодые ребята. Поискали вместе с ними детальку, но ничего не нашли. Наверное, кто-то подобрал раньше. Место всё-таки довольно проходное.
На обратном пути решили съездить и посмотреть места для стоянок вдоль Катуни налево от моста, т.е. вниз по течению. Поначалу там дорога была вполне приличная, но потом начали попадаться и каменистые участки, да ещё и речка и довольно крутой спуск к броду. Мы-то проехали, а вот на переднеприводной машине да ещё и после дождя это бы могло составить проблему. Места для стоянок и съезды с дороги там есть очень даже неплохие, с хорошим подходом к воде, небольшими песчаными отмелями и приличными местами для палаток.
Мы повернули назад. Небо начинало хмуриться. Дело было к вечеру. Освещение менялось очень быстро и порой было фантастически красиво. Наблюдали великолепную двойную радугу. Остановились и пофотографировали это исключительно красивое зрелище.
Вернулись в лагерь. На ужин была картошка с тушёнкой. В походных условиях идёт на «ура». Естественно отметили новую стоянку и испросили нам хорошей погоды, что было совсем не лишне. Изготовили оставшиеся шашлыки, и благополучно их сметали.
Когда стемнело, запускали фонарик, который как-то не полетел. Я это помню уже очень смутно, наверное, спал на ходу.
Фотографии Alexey27 : Altai-08. Oroktoi-06-13
День третий: 13 июня 2008 г. (пятница)
Сегодняшний день всецело посвящён отдыху и только отдыху. Никаких поездок не планируется. Погода переменчивая. То дождик идёт, то опять солнце светит. Удалось и позагорать и в палатке поваляться, и послушать Б.Акунина по MP3-плееру. Отдых, отдых!
Взвалив на плечо кресло и прихватив планшетку с бумагой, я отправлялся на пленэр. Какое же это удовольствие - сидеть на обширном плато, раскинувшемся среди гор, впитывать глазами и всем своим существом эти пространства обрамлённые горами. И пытаться запечатлеть это на бумаге. Впрочем, это не самое важное, хотя и помогает лучше сохранить свои ощущения и впечатления.
На обед (плавно переходящий в ужин) был замечательный плов. Ещё одно традиционнее блюдо, которое является украшением нашего стола почитай в каждом походе.
К вечеру растаяли последние облака, появилась луна, звёзды. Стали запускать второй фонарик. Подзарядили его горючей жидкостью и тщательно прогрели. Наконец он взмыл в ночное небо и поплыл над долиной, набирая высоту. Хорошо пошёл. Долго ещё наблюдали мы за его полётом, пока он не превратился в совсем маленькую точку и не затерялся среди звёзд.
Потом сожгли сигнальный пиропатрон, у которого вышел срок годности. Горел он долго и ярко.
Фотографии Alexey27 : Altai-08. Oroktoi-06-14
День четвертый: 14 июня 2008 г. (суббота)
Часов в шесть утра начался дождь. Это было как-то совсем неожиданно после прекрасного вчерашнего безоблачного вечера. Но в горах всё так непредсказуемо. Под шум дождя спалось сладко. Хорошо бы было, если бы он закончился к завтраку. Но, увы.
Погода нас в этот день не радовала. Дождь шёл почти всё время с небольшими перерывами, в которые я успевал пофотографировать окружающие горы в клочьях облаков. Решили, что надо срываться с этого места и начинать движение в сторону дома. Планировалось сделать ещё одну небольшую стоянку, чтобы с утра пораньше уже ехать домой и успеть в баню.
Собрались довольно быстро. И в 11 часов с небольшим уже стартанули в сторону мостика через Катунь, и далее – на Чемал. Заехали в Чемал и, покружив по посёлку, подъехали к монастырю, который расположен на островке, куда ведёт пешеходный подвесной мостик. В монастырь не пошли – особого желания не было, да и очередь туда была изрядная. Желающие спустились к излучине Катуни внизу у скалы. Очень живописное место. Я фотографировал все эти красоты сверху. На всё это мероприятие потратили около получаса. Были предложения сразу ехать отсюда домой, но всё-таки решили сделать ещё одну стоянку. Двинулись в путь.
После Элекмонара и посёлка со странным названием Узнезя повернули по указателю на Аскат, переехали через мостик на другой берег Катуни, проехали немного вверх по течению и разбили лагерь не доезжая до посёлка Анос. Погода исправилась. Высушили палатки и тенты. Развели костёр, сварили гречневую кашу, которую собирались доесть утром «на дорожку». А потом я забрался в палатку пораньше, слушал аудиокнижку Б.Акунина, и дремал.
Фотографии Alexey27 : Altai-08. Oroktoi-06-15
День пятый: 15 июня 2008 г. (воскресенье)
Утром встали пораньше, чтобы стартануть до того, как пойдёт основной поток машин. Быстро собрались, перекусили кашкой, кофе попили. И уже в половину девятого тронулись в обратный путь. Дорога была ещё относительно свободна. Мы шли с хорошим опережением графика возвращения августа прошлого года. И так бы мы и приехали домой с большим запасом, если бы не небольшое ДТП с последующими разборками, отнявшими у нас без малого два часа времени. За это время мы съездили на шиномонтажку в посёлке Троицкое и залечили колесо у Хонды. Съели по мороженому.
Наконец все дела были закончены, и мы тронулись в путь. Трафик к этому времени, конечно, возрос, но был вполне терпим. Ехали и ехали. И в баню успели. Хронометраж поездки на Алтай 11-15 июня 2008 г. N трека Дата Время Маршрут км с начала
1 11.06.08 4:48 Стартуем от Дома ученых 0 2 11.06.08 4:59 На заправке 0 3 11.06.08 5:03 Стартуем 0 4 11.06.08 5:35 Проехали Линево (8) 42 5 11.06.08 5:55 Черепаново (7) 71 6 11.06.08 6:04 Безменово (8) 88 7 11.06.08 6:14 Граница Алтайского края (8) 104 8 11.06.08 6:25 Староперуново (9) 122 9 11.06.08 6:27 Река Чумыш (9) 124 10 11.06.08 6:32 Поворот на Кемерово (9) 132 11 11.06.08 6:39 Озерский лесхоз. (9) 144 12 11.06.08 6:49 Сибирский (9) 160 13 11.06.08 6:59 Остановка после Зубилова (10) 173 14 11.06.08 7:19 Стартуем 173 15 11.06.08 7:37 Б.Ключи (11) 201 16 11.06.08 8:48 Сибирская охота (12) 325 17 11.06.08 8:56 Возвращаемся на пост ДПС 336 18 11.06.08 9:17 Стартуем (12) 336 19 11.06.08 9:27 Выехали из Бийска (12) 342 20 11.06.08 9:53 Сростки. Дождь идет (11) 378 21 11.06.08 10:15 Суртайка (10) 404 22 11.06.08 10:25 Долина Свободы (10) 418 23 11.06.08 10:27 Республика Алтай. Остановка (9) 420 24 11.06.08 10:37 Стартуем 420 25 11.06.08 10:47 Майма (10) 432 26 11.06.08 11:10 Заправка (10) 457 27 11.06.08 11:20 Стартуем 457 28 11.10.08 11:30 Манжерок (11) 466 29 11.10.08 11:41 Известковый (10) 478 30 11.06.08 11:52 Усть Сема (10) 492 31 11.06.08 12:06 Турбаза "Катунь" (10) 511 32 11.06.08 12:16 Элекмонар (10) 522 33 11.06.08 12:23 Чемал (11) 528 34 11.06.08 12:30 Выезд из Чемала (11) 534 35 11.06.08 12:43 Остановка 548 36 11.06.08 12:50 Стартуем 548 37 11.06.08 13:02 Еланда (12) 557 38 11.06.08 13:06 Осматриваем место. Стоянка1 559 За день 1 12.06.08 12:21 Стартанули (24) 560 2 12.06.08 12:40 Мост через Катунь (24) 576 3 12.06.08 13:03 Маленькая остановка. Осматриваемся 587 4 12.06.08 13:37 Стартуем (24) 587 5 12.06.08 13:46 Остановка у р. Ороктой (25) 592 6 12.06.08 14:04 Стартуем к мостику (25) 592 7 12.06.08 14:13 У моста (27) 599 8 12.06.08 14:14 Стартуем (27) 599 9 12.06.08 14:42 На Стоянку2 встали 606 За день 1 14.06.08 11:20 Стартуем 668 2 14.06.08 11:31 Мост через Катунь (12) 676 3 14.06.08 11:57 Еланда (13) 692 4 14.06.08 12:02 Начало асфальта (13) 695 5 14.06.08 12:20 Поворот на Чемал (14) 716 6 14.06.08 12:30 Двинулись дальше (14) 716 7 14.06.08 12:41 На стоянку (15) 721 8 14.06.08 13:08 Стартуем (15) 721 9 14.06.08 13:25 Выезд из Элекмонара (16) 733 10 14.06.08 13:30 Узнезя (16) 738 11 14.06.08 13:34 Поворот на Аскат. Мостик (17) 741 12 14.06.08 13:47 На Стоянку3 встали (17) 746 За день 1 15.06.08 8:23 Стартуем (11) 746 2 15.06.08 8:29 Мостик (11) 749 3 15.06.08 8:44 Усть Сема (12) 768 4 15.06.08 8:52 Усть Муны (12) 778 5 15.06.08 8:59 Источник (13) 788 6 15.06.08 9:03 Монжерок (13) 792 7 15.06.08 9:13 Заправка (14) 799 8 15.06.08 9:18 Стартуем 799 9 15.06.08 9:25 Соузга (16) 810 10 15.06.08 9:36 Майма (16) 824 11 15.06.08 10:00 Суртайка (18) 856 12 15.06.08 10:19 Сростки. Остановка (20) 882 13 15.06.08 10:33 Стартуем 882 14 15.06.08 10:56 Въехали в Бийск (21) 918 15 15.06.08 11:42 Повернули назад (21) 988 16 15.06.08 11:47 ДТП на заправке 991 17 15.06.08 12:00 Стартуем 991 18 15.06.08 12:15 Троицкое. Шиномонтаж (20) 998 19 15.06.08 12:57 Стартуем 999 20 15.06.08 13:00 Остановка около ДПС (22) 1002 21 15.06.08 13:37 Стартуем 1002 22 15.06.08 14:16 Б.Ключи (24) 1070 23 15.06.08 14:26 Развязка на Новоалтайск (24) 1090
О проекте
|