ОБУЧЕНІЕ РУБКЕ и УКОЛАМ (Продолжение)

Четверг, 17 Апреля 2008 г. 16:40 + в цитатник
18419094_1203515118_rubi (158x228, 46Kb)
С земным поклоном
всем братам казакам и сестрам казачкам
ОБУЧЕНІЕ  РУБКЕ и УКОЛАМ (Продолжение)
ГЛАВА ІІ.  Обученіе рубкЪ.
Обученіе рубке должно производиться по глине и быть одиночнымъ — только такой порядокъ гарантируетъ быстрый успеxъ, ибо каждая неправильность въ исполненіи немед­ленно исправляется и не имеет возможности войти въ при­вычку. Лишь въ целяхъ экономии времени можно разрешить ознакомить обучаемыхъ съ исходными положеніями въ главныхъ нанравлешяхъ въ шеренгахъ.
Приміьчаніе:   Люди   расчитываются   и   строятся применительно   къ указанному ниже   для рубки   верхомъ.
Общія указанія. При исходномъ положеніи главное вниманіе обращать на правильное положеніе кисти руки и ру­кояти въ ладони: разъ эти условія соблюдены, верное поло­женіе плоскостей клинка и удара будетъ обезпечено; съ этой целью не разрушать перебирать по рукояти пальцами и вообще изменять ихъ положеніе тогда, когда оружіе занесено въ исходное положеніе. Сгибаніе или разгибаніе кисти, вследствіе ея подвижности, является наиболіе часто встречающимся недостаткомъ, нарушающимъ совміщеніе плоско­стей, поэтому надлежитъ наблюдать, чтобы она составляла прямое, естественное продолженіе руки отъ локтя; изгибъ въ ту или другую сторону поверхности глины при ударе укажетъ на изгибъ въ эту-же сторону и кисти (отчего соответственно повернется лезвіе).
Ударъ долженъ быть нанесенъ прямою, отнюдь не согну­тою рукой и поворотъ ея для перехода въ исходное поло­женіе  исполнять   не раніе, чемъ оружіе   пройдетъ цель. Каждый видъ удара должен обязательно   заканчиваться исходнымъ положенеемъ. Особенное впиманіе следуетъ обра­тить на высоту целей—они должны соответствовать человеку въ ростъ, съ колена и лежа (реже),—а также на косые и вертикальные удары, какъ болеє естественные вследствіе устрой­ства плеча и руки (движенія внизъ гораздо сильніе); они-же  и  более  удовлетворяютъ требованіямь боевымъ, имея целью  важную  и наименее  защищенную часть тела про­тивника—голову. Если  есть   между  обучающимися левша, имеющій  склонность  къ рубке левой рукою, не следуетъ его насиловать—гораздо целесообразніе развить и исполь­зовать его природныя качества; въ этомъ случае все, что сказано о правой руке, относится до левой, соответственно чему изменятся и приемы рубки. Вначале обученіе каждому виду ударовъ производится по разделениямъ, когда-же будетъ усвоена  правильность каждаго  движенія,   то  безъ  разделеній. Усвоивъ главнійшіе виды ударовъ, изменениемъ высо­ты и местоположенія целей перейти къ производству ударовъ по направленеямъ промежуточным после чего приступить къ ударамъ сложнымъ (соединеніе различныхъ ударовъ въ одно движеніе); въ этомъ случае надлежитъ следить, чтобы движеніе руки для каждаго предыдущаго удара оканчивалось-бы принятеемъ исходнаго положенія для удара последующаго.
По мере совершенствованія обучающихся, увеличивать трудность исполненія не только рубкой по отметкам но и другими условіями (объемъ глины, ея вязкость, одеваніе ея въ суконные колпаки изъ старыхъ попонъ, мундировъ или шинелей и т. п.). Желательно, въ видахъ экономіи времени и большей пользы, упражненія въ рубке соединять съ такими занятіями, которыя требуютъ поочереднаго исполненія, напр., фехтованеемъ (на нагрудникъ), вольтижировкой, гимнастикой на снарядахъ и т. п.—этимъ достигается боліе частое, хотя и непродолжительное для каждаго отдельнаго человека, упражненіе, а съ другой стороны избегается пустая трата времени на ожиданіе своей очереди.
По условиямъ производства рубка можетъ быть пешкомь или верхомъ, при чемъ последняя, сохраняя главные основанія пешей рубки, будетъ разниться, главнымъ образомъ, сокращеніемь пространства для движений вооруженной руки вследствие головы и корпуса лошади, а, следовательно, и вытекающими отсюда некоторыми особенностями.
Порядокъ обученія. Порядокь обученія рубке пешкомъ будетъ следующій: а) по разделеніямь: І) удары горизонталь­ные, -2) вертикальные, 3) косые слева и 4) косые справа; б) повтореніе этихъ-же ударовъ и въ той-же последователь­ности, но безъ разделеній и по отметкамь; в) рубка по направленіямь промежуточнымъ, г) соедененіе нескольких различныхъ ударов по разделениям и безъ разделеній, д) рубка на ходу и е) рубка на бегу.
Для обученія горизонтальнымъ ударамъ рубящій принимаетъ стойку въ соответствующемь разстояніи оть глиняной пирамиды и по счету „разъ" принимаетъ исходное положеніе, имея голову повернутой къ цели. Обучающій тщательно поверяетъ правильность положенія руки и оружія, обращая особое вніманіе на кисть и лезвіе, исправляетъ все ошибки и командуетъ „два". По этой команде наносится ударъ, при чемъ рука съ оружиемъ, миновавъ глину (освободя клинокъ), продолжаетъ свое круговое движеніе насколько можно назадъ, делая поворотъ ногтями пальцевъ кверху и въ тоже время сгибая руку въ локте такъ,чтобы оружіе, продолжая круговое движеніе вверхъ надъ головой, пришло въ прежнее исходное положеніе. Сле­дуетъ заметить,что поворотъ делается исключительно въ локте, а не въ кисти, ибо въ последнемъ случае развивается часто преждевременное стремленіе къ этому повороту, въ ущербъ глубины удара. Если-бы поверхность сеченія глины не соот­ветствовала условиямъ  правильнаго  удара,  то   обучающій сейчасъ-же долженъ выяснить причину этого и объяснить её обучаемому, при чемъ загнутая внизъ поверхность укажетъ,  что лезвіе  повернулось внизъ или вследствіе соот­ветственно  неправильнаго положенія рукоятки въ ладони, или вследотвіе сгиба кисти мизинцемъ къ себе, а загнутая вверхъ—какъ  на  соответственно  неправильное  положеніе рукояти,   такъ и на выгибъ (поворотъ)  кисти   мизинцемъ вверхъ. Значительно реже причина этого также лежить въ слабомъ держаніи оружія, отчего последнее подъ вліяніем неравномерной плотности поражаемаго предмета (комъ, твердыя частицы), или хлябанія рукояти въ ладони уклоняется или въ сторону наименьшаго сопротивленія, или двигается въ направленіи, полученомъ въ последний моментъ  приближенія къ цели. Не следуеть требовать абсолютно гори­зонтальной   поверхности—это   совсемь   не   важно—лучше, если эта поверхность слегка наклонна (къ выходному отвер­стию), ибо руке удобнее по устройству плеча  опускаться книзу. Наоборотъ, поднимающаяся поверхность   (выходное отверстіе  выше  входного)  не допускать: движеніе вверхъ вообще   менее   удобно,   а   въ   данномъ   случае,   когда  въ исходномъ   положеній   кисть   руки   выше плеча, движеніе оружія  было  волнообразнымъ: оно опускалось ниже высо­ты плечъ  и  вновь   подымалось кверху, т. е. выходило изъ плоскости удара (непроизводительно пропадала часть силы). Если после перваго удара онъ повторяется, то подается вновь команда „два", въ противномъ случае по команде „три" ору­жіе берется въ плечо. Обучающій долженъ подрядъ наносить въ каждое упражненіе несколько ударовъ, не менее пяти. Количество упражненій отъ 3—4.
Упражненія въ горизонтальных ударахъ особенно важ­ны въ целях дать верное понятіе о правильности удара, такъ сказать, развить ощущеніе этой правильности.
Для рубки въ вертикальномъ направленіи, обучаемый, предварительно повторивъ удары горизонтальные (не менее пяти), становится на надлежащемъ разстояніи передъ гли­ной и принимаетъ исходное положеніе по команде „разъ". После поверки и исправленій обучающаго, по команде „два" наноситъ ударъ такимъ образомъ, чтобы, въ моментъ погруженія оружія въ глину остріе было несколько выше рукояти; движеніе прямой руки продолжается до техъ поръ, пока кисть съ рукоятью не дойдутъ до своей правой ляжки (этотъ ударъ по голове противника кругового движения не имеетъ), после чего простымъ  подъемом  вооруженной  руки, со сгибомъ ея въ локте, оружіе вновь принимаетъ исходное положеніе. Поверхность сеченія должна быть ровная, можетъ быть или строго вертикальная, или несколько  наклонная, но не во­гнута или выпуклая (кривая). Последнее явленіе происходить отъ неправильнаго или слабаго положенія рукояти въ ла­дони, допускающаго выходъ лезвія изъ плоскости удара. Не меніе пяти  повторенныхъ ударовъ составятъ упражненіе, после чего, по команде „три" оружіе берется въ плечо. 3- 4 упражнения  дадуть возможность приступить  къ  дальнійшему обученію, причемъ каждому упражненію должно пред­шествовать нанесеніе не меніе 5 горизонтальныхъ ударовъ. Упражненія въ косыхъ ударахъ слева начинаются съ повторенія горизонтальныхъ и вертикальныхъ ударовъ (не меніе 5 каждый): рубящій имееть глину отъ себя впереди и несколько вправо. После поверки обучающимъ исходнаго положенія, принятаго по команде  „разъ", по  счету „два", наносится ударъ; вооруженная рука продолжаетъ круговое-движеніе внизъ и назадъ насколько возможно и соответствующим поворотомъ и подъемомъ, какъ-то указано для ударовъ горизонтальныхъ, переходитъ въ исходное положеніе. Могущія встретиться неправильности, отражающаяся на поверхности сеченія, происходятъ отъ  указанныхъ  раніе причині. Не­достаточно тщательная поверка постановки лезвия в пло­скость удара (направленіе его больше влево) вызоветъ стремленіе   клинка  переходить,   на   движеніи, къ направленію горизонтальному (снижать наклон плоскости сеченія); этотъ недостатокъ чаще встречается у начинающихъ, почему не­обходимо вначале строго требовать боліє крутую (около 45°) плоскость удара. Команда  „три",   обозначающая   окончаніе упражненія для постановки  шашки въ плечо, подается не раніе   нанесенія   ніскольких   (не менее 5)   ударовъ, а после 3—4 упражненіи усвоеніе этого удара будетъ вполне удовлетворительнымъ.
Косой ударъ справа, подобно всемъ предыдущимъ, начінается повторенеемъ пройденныхъ (какъ сказано раніе). Исходное положеніе рубящим, имеющимь глину впереди себя, принимается по команде „разъ". По команді „два" наносится ударъ въ своей плоскости такъ, чтобы прямая рука двигалась кистью къ левой ляжке, у которой, поворачиваясь ногтями къ себе и сгибаясь въ локте, поднимаю­щимся кверху круговымъ движенеемъ (пронося оружіе за головой), переходить въ исходное положеніе. Найболіе часто встречающееся недостатки аналогичны съ таковыми и при косомъ ударе слева, зависятъ отъ техъ-же причинъ и устра­няются теми-же мерами. 3-4 упражненія вполне достаточно для утвержденія въ названномъ ударе.
При начале занятій промежутки между командами будутъ более значительные, въ дальнейшемь они будуть все более и  более сокращаться   и уже  при упражненияхъ  въ послъднемъ виде удара будутъ  настолько  малы, что  все движеніе  получитъ характеръ  цельнаго, безъ  разделеній. Такъ какъ къ этому времени у обучающихся явится не только правильность исполненія каждаго  преема, но и сознатель­ное ощущение этой правильности, то упражиенія безъ раз­діленій будутъ иметь целью вымахать руку, т. е. пріобрести силу. Съ этой  целью рубящій въ указанной   последо-вательности наноситъ удары подрядъ, безъ разделеній, пріо-станавливаясь лишь для перемены изрубленной глины. Въ виду того, что это упражненіе береть мало времени, а руки рубящихъ достаточно окрепнуть, можно постепенно увели­чивать число ударовъ каждаго  вида, доводя  ихъ до  10-ти и  даже  боліе. Въ  этомъ  же  періоде трудность  исполне­нія можно увеличивать, делая  глиняныя пирамиды боліє толстыми   или  вязкими,   а также нанося   на   нихъ  разнаго рода отметки (лезвіемь шашки, напр.), въ которые или между которыми  попадаетъ  рубящій  съ полнаго   размаха,  также требовать отъ рубящаго стойки съ выставленеемъ впередъ той или другой ноги.
Въ сущности, этимъ отделом заканчивается обученіе на месте, ибо остальные отделы: рубка по направленеямъ промежуточнымъ и соедененіе различныхъ ударовъ никакихъ трудностей не представять, ибо рубящій настолько чувствуетъ уже управленіе клинкомъ и его рука такъ вы­махана, что достаточно лишь приказаній обучающаго рубить круче или положе, а также перемещенія цели, чтобы удары были въ желаемомъ направленіи.
Для ударовъ горизонтальныхъ цель различной высоты ставится въ пределахь направленій—„противъ рубящаго", до его „правой стороны".
Примечание: Частные виды горизонтальныхъ ударов могутъ быть: 1) по ціли, находящейся несколько левее направленія противъ рубящаго (ближе къ его ле­вой руке)—такіе удары наносятся по указаннымъ правиламъ, лишь съ возможно большим поворотомъ корпуса влево для увеличенія размаха и 2) движенеемъ руки отъ праваго плеча къ левому по цели противъ или правее рубящаго,-исходное ,положеніе для такого удара тоже что и для косого справа, только локоть отводится и опу­скается въ линию и высоту праваго плеча, клинокъ принимаетъ за спиной (остріемь къ левому плечу) гори­зонтальное положеніе,  лезвиемъ отъ себя, назадъ. Оба эти удара мало практичны:  первый— за  недостаткомъ силы (размаха); он съ большим успехомъ можетъ быть заменен или косымъ справа или вертикальнымъ; вто­рой же трудно выполнии в смысле правильности, ибо поворотъ руки до положения ногтями вверхъ во время движения   потребовал-бы   большой  траты   времени съ целью добиться необходимой точности, да и то съ успехомъ сомнительнымъ, тем более, что и надобности осо­бой въ нем не встречается за наличностью горизонтальнаго и косого слева ударовъ.
Промежуточныя направленія для удара вертикальнаго зависятъ отъ большей или  меньшей  высоты  цели,  а также отъ ея местонахожденія. Въ первомъ случае обращать вниманіе, что чемъ цель выше, темъ размахъ (сгибаніе локтя и опусканіе оружія) больше; чемъ она ниже — тем меньше сгибается локоть и тем выше поднимается оружіе надъ плечомъ. Местонахожденіе цели меняеется в пределах направленія отъ леваго до праваго плеча; необходимо только помнить, что при всехъ ударахъ, наносимыхъ по целе, стоящей правіє отъ направленія „противъ рубящаго"—рука идетъ къ правой, ляжкі, а стоящихъ левее этого направленія— к левой ляжке. Промежуточными для ударовъ косыхъ будутъ, въ пре-делахь достижимости, все удары, меняющіе наклонъ пло­скости удара (сеченія), делая ее более или менее крутой или пологой (въ обе стороны отъ наклона въ 45°).
Соединеніе ударовъ. Для ударовъ соединенных две или более цели располагаются въ желаемыхъ направленияхъ и упражненіе заключается въ томъ, чтобы после одного удара вооруженная рука сразу принимала исходное положение для следующаго. Если, для более успешнаго пониманія этихъ движеній, ихъ нужно расчленить по разделениямъ, то про­изводится это применительно къ такому примеру: положимъ, нужно  нанести  удары:  горизонтальный,   вертикальный по цели въ ½ оборота налево и косой слева; исполненіе будетъ следующее: по счету обучающаго „разъ"—принимается исходное положеніе для удара горизонтальнаго; „два"—на­носится ударъ и когда после него рука начнетъ поднимать­ся къ исходному положению, то въ это время   движеніе ея направить кверху такъ, чтобы она приняла это положеніе надъ правымъ плечомъ для   удара вертикальнаго;   „три"— исполняется вертикальный ударъ и такъ какъ после него нет кругового движенія, а кисть  руки  съ рукоятью дойдутъ до левой ляжки, то отсюда простымъ подъемомъ ша­шка принимаетъ положеніе для удара   „косого  слева";  по „четыре" наносится самый ударъ, а при возвращении оружіе готовится къ повторению перваго, т. е. горизонтальнаго удара; счетъ „пять" обозначить постановку оружія въ плечо, т. е. окончание данной   комбинации  ударовъ.   Все эти   движенія настолько естественны и понятны, что не вызовутъ никакихъ затрудненій или особыхъ занятій для ихъ усвоенія.
Рубка на ходу. Рубка на ходу составляет подготовку къ рубке на бегу, которая ставитъ рубящаго въ условія производства атаки. Для рубки на шагу предметы разставляются въ различныхъ направленияхъ и на такомъ разстоянии другъ отъ друга, чтобы, при безостановочномъ движении рубящаго, последний успевалъ-бы, после перваго удара, принять исходное положеніе для следующаго. Конечно, вначале разстоянія делаются больше, въ дальнейшемъ умень­шаются такъ, чтобы удары были сложными, непрерывно следующими другъ за другомъ.
На такихъ-же основанияхъ и въ такой-же последова­тельности производится и рубка на бегу.
Примерное распределеніе времени. Время, потребное на про-хожденіе вышеуказанаго курса, можетъ быть расчитано при­близительно такъ: при часовомъ уроке для 20-ти челов. обу­чающихся, считая, что таковыхъ уроковъ будетъ не меніе 2-хъ въ неділю, нанося удары по разделениямъ, для удара горизонтального назначается 2 недели; для ударовъ горизонтальныхъ и вертикальныхъ—следующие 2 недели; для горизонтальныхъ, вертикальныхъ и косыхъ слева—1 неделя и для всех четырехъ видовъ — 1 неделя. При рубке безъ разделений во всех четырехъ главныхъ направленіяхь,— І неделя; рубка по отметкамь и въ промежуточныхъ направленіяхь— 2 недели; соединенные удары — 2 недели. Рубка на ходу и бегу—по усмотренію.
Конечно, это распределение примерно—оно зависит от числа руководителей, числа предметовъ для одновременной работы и способности рубящихъ. Но отклоненія отъ указан­ной нормы не будутъ значительны. Во всякомъ случае, при наличности достаточного времени, чемь более продолжителенъ будетъ каждый період, тем результаты будутъ лучше.

ГЛАВА III.
Обученіе рубке верхомъ.
Обученіе рубке верхомъ имееть целью научить всад­ника умению наносить действительные удары съ лошади на различныхъ аллюрахъ и по целямъ различной высоты, не нарушая управлений лошадью и прочности посадки.
Порядокъ обученія долженъ быть следующий: 1) рубка пешкомъ, 2) рубка верхомъ съ деревянной лошади и 3) рубка съ живой лошади и на различныхъ аллюрахъ.
Рубка пешкомь служить главнейшимъ основаніемь дальнейшаго обученія кавалериста, ибо последнее произво­дится въ более легкихъ условіяхь. Только когда достигнута правильность и сила удара, когда рука всадника, такъ ска­зать, намахана и ею уже нечего заниматься, можно перейти къ дальнейшимъ отделамъ рубки верхомъ, чемь значи­тельно облегчится все обученіе, такъ какъ главнейшее уже сделано и потребуется его лишь применять въ известныхъ, вызываемыхъ наличностью лошади, условияхь. Желательно, поэтому, предварительно обученія верхомъ, пройти весь вышеуказанный курсъ пешкомь.
Упражненія на деревянной лошади знакомить обучаемаго съ производством ударовъ въ условіяхь, близкихъ къ, таковымь-же на живой лошади: менее устойчивое положеніе тела, полное спокойствіе руки съ поводомъ и ногъ въ моментъ удара, содействіе последнему уклономъ корпуса въ пределахъ сохраненія равновесия (устойчивости) всадни-комъ, наконецъ меньшее пространство для действія вооруженой руки (ограниченное шеей и корпусомъ лошади).
Общія указанія. Кроме данныхъ уже указаній для рубки пешком, необходимо обратить вниманіе на нижеследую­щее *). Левая рука и шенкеля во всехь случаяхь рубки должны быть неподвижны въ моментъ удара, дабы не безпокоить лошади и темъ не отбивать охоты приближаться къ целямъ. Каждое движеніе удара сопровождать соответствующимъ поворотомъ и уклономъ корпуса отъ поясницы, насколько это возможно безъ особаго ущерба крепости посадки, для чего всадникъ, имея плотно приложенныя ляжки и колени, немного приподнимается на стремянахъ и отделяетъ сиденье отъ седла. Упражнять рубящихъ исключи­тельно въ ударахъ косыхъ и вертикальныхъ, ибо они наибо­лее безопасны для собственной лошади, равно пригодны по целямь высокимъ и низкимъ, отличаются наибольшей тяжестью (совпадение движенія оружія съ движеніемь лоша­ди) и более пригодны въ свалке (особенно вертикальные), какъ требующие меньшаго бокового пространства для своего исполненія.
Ударь горизонтальный, как не совпадающий своимъ движеніемь съ движеніемь собственной лошади и опасный для головы ея, исполнять только пешкомь и съ деревян­ной лошади въ целяхъ развитія ощущенія верности движе-
*) Примечание. Въ целяхъ выигрыша времени при большомъ количестве обучающихся, для ознакомленія пешкомь съ исходнымъ положениемъ и производствомъ ударовъ въ главнейшихъ направленияхъ можно обученіе производить въ шеренгахъ, для чего обучаемыхъ предвари­тельно расчитать на „9, 6, 3. на месте" (при двухъ шеренгахъ—перед­няя отводится на 12 шаг. впередъ); по команде: „для рубки выходи— шагомъ маршъ"—люди выходятъ на число шаговъ, согласно расчета и по команде „шашки къ бою"—вынимаютъ, по уставу, оружіе къ бою, отста­вляя, съ последнимъ приемомъ, правую ногу на ¾ ш. въ сторону к при­нимая стойку какъ для рубки верхомъ.
Но следуетъ помнить, что ети упражненія допустимы лишь съ целью дать, элементарные понятія; они не должны быть продолжительны, ибо скоро утомляють обучаемыхъ, развиваютъ въ нихъ апатію отсутствием, видимыхъ результатовъ и постояннымъ напряженеемъ; кроме того, при массе обучаемыхъ, очень трудно тщательно замечать и исправлять не­достатки, которые, вследствіе этого, легко обратятся въ привычку.
 
ния клінка, разрешая примененіе съ живий лошади лишь лучшим эздокам и въ частныхъ случаях. Къ рубке верхомъ приступать лишь тогда, когда достаточно твердо будетъ усвоено обученіе съ деревянной лошади.
При начале обучения съ живой лошади назначать подъ всадниковъ верныхъ и спокойныхъ лошадей, дабы ничемъ не отвлекать ихъ внимания отъ производства удара. Такъ какъ конечной целью обученія является рубка па более или менее быстромъ движении, требующемъ удара, наносимого впередъ тем более, чемъ быстрее аллюръ, то следуетъ всадниковъ приучать къ этому при упражненіях пешкомъ и съ деревянной лошади, ставя предметы рубки всегда впе­реди всадника, насколько это позволяетъ центръ удара.
Рубка пешкомъ. Рубка пешкомъ производится въ порядке, указанном, выше и во всемъ согласно данныхъ уже указаній, не прекращая ее и во время упражненій съ дере­вянной лошади.
Рубка съ деревянной лошади. Рубка съ деревянной лошади производится въ следующей последовательности: а) по раз-деленіямь: 1) удары горизонтальные, 2) вертикальные по целям высоким и низким,    3) косые слева по целям высокимъ и низкимъ и 4) косые справа по целям высокимъ и низкимъ; б) повтореніе этихъ же ударовъ и въ той-же последовательности безъ разделеній и по отметкамъ; в) соединеніе различныхъ ударовъ по разделеніям и безъ разделеній.
Если-бы по недостатку времени или въ силу какихъ-либо иныхъ обстоятельствъ, не представилось возможнымъ предварительно пройдти весь объемъ обученія  пешком, то обученіе съ деревянной лошади начинается после того, какъ обучаемые усвоили на пешей рубке удары по разделеніямь горизонтальные и вертикальные; такимъ образомъ изученный пешкомъ ударъ повторяется с деревянной лошади, а все обученіе съ последней будетъ следовать таковому пешкомъ постепенно, по мере  усвоенія видовъ ударовъ.
Ударъ горизонтальный. Для горизонтальнаго удара глина на высокой подставке ставится съ правой стороны лошади и настолько впереди, какъ это позволить выпрямленная вооруженная рука (центръ удара); всадникъ, принявший по­садку и имеющий шашку къ бою, по команде „раз" принимаетъ исходное положеніе для горизонтальнаго удара, поворачивая въ то-же время корпусъ и слегка приподни­мая сиденье изъ седла *), по команде „два" наноситъ ударъ по даннымъ уже правиламъ, подавая, насколько позволить, прочность посадки, корпусъ въ сторону удара и принимая вновь исходное положеніе; команда „три" обозначить поло­женіе оружія къ бою и принятіе уставной посадки.
Ударъ вертикальный. Для удара вертикальнаго глина на высокой стойке ставится такъ-же, как и для горизонтальнаго. Исполненіе производится во всемъ согласно правилъ пешей рубки и только что данныхъ указаній для удара горизон­тальнаго. После этого цель ставится съ левой стороны шеи лошади и удары наносятся по темъ-же правиламъ, съ тою лишь разницей что корпусъ всадника поворачивается въ ½ оборота влево, а вооруженная рука прекращаетъ движеніе удара, дойдя до руки, держащей поводь. По утвержденіи въ этихъ ударахъ, глина на низкой стоике (соответственно человеку стоя или на коленяхъ) несколько приближается къ всаднику (на. длину центра удара); последній исполняетъ удары лишь со следующей разницей: исходное положеніе оружія отличается темъ, что рука менее согнута въ локте, отчего остріе клинка будетъ обращено вверхъ—назадъ (рис. 6), корпусъ наклоненъ вправо въ пояснице, имея поданнымъ несколько впередъ правое плечо, а голову повернутой и опущенной къ цели; по команде „два" рука съ оружіемь описывает, полный кругъ въ вертикальной плоскости, параллельной таковой-же, делящей корпусъ лошади пополамъ, и возвращается въ исходное положеніе. Команда „три" обозначить окончаніе упражненія, т. е. всадникъ приметь правильную посадку и опустить оружіе къ бою.
Косой ударъ слева. Для косого удара слева высокая стойка съ глиной ставится съ правой стороны всадника, немного впереди последняго (находясь отъ него въ полъ-оборота
*) Примичание: Вследствіе свойств казачьяго седла, "допускаю-щихъ большую свободу въ поворотахъ и уклоне корпуса, казакъ долженъ привстав на стремянахъ и слегка отвернувшись корпусомъ въ сторону противоположную удару для увеличенія размаха, одновременно съ уда-ромъ повернуться и подать (наклонить) корпусъ въ сторону удара, опираясь и на стремя этой стороны. Подобные движенія корпуса не только увеличивают силу, но и пространство (длину) удара.
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку