Три «кита» патриотического воспитания

Понедельник, 23 Ноября 2009 г. 10:38 + в цитатник
 (195x130, 12Kb)
На прошедшем недавно в Волгограде II Международном съезде православной казачьей молодежи немало говорилось о необходимости возрождать и укреплять традиции предков, о важности патриотического воспитания подрастающего поколения. Безусловно, такая работа силами энтузиастов в казачьей среде уже ведется. Но далеко не всегда и не везде она поставлена, что называется, на научную основу. Так, как это сделано в Центре по изучению казачьей культуры муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» Тракторозаводского района города Волгограда.

Заместитель директора Центра по воспитательной работе, педагог высшей квалификационной категории Галина Андреевна Ромашкина и старший вожатый, аспирант кафедры истории России Волгоградского государственного университета Павел Владимирович Епифановский разработали программу дополнительного казачьего образования для детей 10-16 лет, рассчитанную на 3 года. Данная программа составлена на основании Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 2 июля 2008 г., с учетом возрастных особенностей учащихся - членов Центра. Мы посчитали полезным опубликовать ее основные тезисы, чтобы в других казачьих войсках могли перенять положительный опыт.

В пояснительной записке к документу отмечается, что проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения является актуальной. Не подлежит сомнению необходимость возрождения традиций казачества. Но, как справедливо указывают авторы документа, «разногласия начинаются при конкретизации того, что подлежит возрождению, какие элементы, особенности материальной и духовной культуры донских казаков следует внедрять в современную жизнь».

По их мнению, «в современных условиях особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и технологические средства. Одним из эффективных форм развивающего обучения являются различные виды предметнопрактической деятельности, в том числе, занятия ручными ремеслами».

Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию. Не случайно особое внимание в программе уделяется истории и технологии пошива казачьего костюма.

В Центре изучения казачьей культуры учащиеся будут иметь возможность соприкоснуться с духовным наследием, образом жизни предков. Занятия не сводятся лишь к передаче теоретических знаний о прошлом казачества XVI-XX столетий. Напротив, Центр фокусирует внимание на практической деятельности, на непосредственном обращении к казачьей культуре: учащиеся поют казачьи песни, проводят народные игры, осваивают ремесла, знакомятся с казачьим бытом. В целях наглядности обучения Центр оборудует казачий уголок, обставленный предметами быта.

Запланирован ряд экскурсий, чтобы обучающиеся могли напрямую познакомиться с жизнью казачества. Реализация программы Центра поможет подрастающему поколению заполнить духовный вакуум, в котором оказалось российское общество с 1990-х гг. Отличительной особенностью данной образовательной программы является ее реализация через три модуля: модуль I «История казачества», модуль II «Музыкальные традиции казачества», модуль III «Традиции национальной одежды у казачества».

Целями модуля «История казачества» являются воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости, ответственности за судьбы Отечества и Волго-Донского края, интереса к современным проблемам казачества.

Задачи модуля:

*
«углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры»;
*
«развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к истории Отечества, для решения вопроса о том, что подлежит возрождению и внедрению в сознание и психологию современного человека»;
*
«формирование ценностных ориентаций, убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление с ролью казачества на службе Отечеству»;
*
«развитие интереса и уважения к истории казачества, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своего края».

Ведущим нормативным документом, на котором построен модуль, является учебная программа по истории Отечества. Он обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса истории казачества для формирования целостных знаний учащихся в развитии Российского государства в целом и конкретно Волго-Донского края.

Модуль рассчитан на учащихся 8-9 классов. У детей 13-15 лет уже отработаны навыки работы с историческим материалом, имеются конкретно-исторические знания по истории России. В этом возрасте усиливается интерес к исторической судьбе родного края, необходимость в соотнесении собственного жизненного опыта с жизнью предков. Занятия будут проходить 2 раза в неделю, продолжительностью 3 академических часа каждое (120 минут), с группой из 15 человек.

Применяются различные формы занятий с учетом специфики каждого из разделов учебно-тематического плана. При знакомстве с новым материалом будет применяться урочные формы. При обсуждении спорных проблем целесообразна работа в рамках семинара. Для реализации творческого потенциала обучающихся, выработки навыков работы с источниками используются практикумы. На период каникул (осенних, зимних и весенних) учителем истории будут организованы экскурсии по музеям Волгоградской области для всех детей (трех групп), посещающих Центр.

Реализация модуля рассчитана на 3 года. В течение первых двух лет учащиеся занимаются изучением истории донского казачества, начиная со времени его возникновения, заканчивая периодом современности. Кроме того, у обучающихся будет возможность познакомиться с основными концепциями происхождения казаков, а также сравнить их жизнь с бытом и культурой народов населявших, Нижнюю Волгу и Дон с древнейших времен.

В течение третьего года учащиеся реализуют полученные знания и умения на практике. Они попробуют свои силы при работе с источниками, хранящимися в Государственном архиве Волгоградской области. Учащимся будут предложены темы по микроистории казачества XIXначала XX вв. (история отдельных семей и поселений) для написания научно-исследовательских работ и апробации их на региональных конференциях молодых ученых в Волгоградском государственном университете. Работы учащихся будут опубликованы в отдельном сборнике.

Таким образом, учащиеся обретут ценный опыт научной деятельности, расширят кругозор. Модуль II «Музыкальные традиции казачества» преследует цель воспитать у детей уважение и любовь к казачьей песне, как неотъемлемой части музыкальной культуры Волго-Донского края.

Задачами данного модуля являются:

*
«изучение и освоение казачьей песни, ее творческих и исполнительских закономерностей»;
*
«формирование художественного вкуса»;
*
«развитие музыкального слуха и певческого голоса»;
*
«приобретение навыков вокально-хорового исполнения в казачьей манере»;
*
«развитие творческих способностей, навыков импровизации».

Модуль рассчитан на учащихся 5-9 классов и включает в себя такие компоненты, как вокально-хоровая работа, теоретические знания, практические занятия, пение учебно-тренировочного материала, пение импровизаций, слушание музыки, хореографию. В предлагаемом репертуаре такие композиции как «Пчелочка», «Как при лужку», «У реки, у Терека», «Ой на горке», «Ой с Дону, с Дону», «Я веселый взор заметила», «Не для меня», «По Дону гуляет казак молодой», «Всколыхнулся, взволновался», «Верно службу мы служили», «Люблю я казаченька», «Донцы-молодцы», «Ехали казаки».

В процессе обучения используются аудиокассеты с казачьими песнями, видеоматериалы (формата VHS, DVD) с выступлениями коллективов «Лазоревый цветок», «Донской казачий театр». Для аккомпанирования служит аккордеон. Казачий ансамбль состоит из 15 человек разных возрастов. Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по 3 часа. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими ансамблями. К концу второго года обучения будет создан детский казачий ансамбль с полноценным репертуаром. Он будет способен пропагандировать казачью культуру, выступая на районных и городских площадках. В третьем году обучения ансамбль расширяет свой репертуар, совершенствует исполнение, выступает на конкурсах и праздничных мероприятиях.

Модуль III «Традиции национальной одежды у казачества» составлен, опираясь на программу элективных курсов «Основы технологии изготовления одежды» Озеровой Т. В., преподавателя МУК Дзержинского района, утвержденную комитетом по образованию Администрации Волгоградской области. Его цель: подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей.

Задачи модуля:

*
«развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся»;
*
«формирование интереса к истокам культуры родного края»;
*
«создание атмосферы увлекательного эстетического познания истории донского казачьего костюма»;
*
«развитие навыков создания образа донской казачки при помощи костюма»;
*
«воспитание трудолюбия»;
*
«ознакомление учащихся с основами современного швейного производства»;
*
«овладение методами и средствами современных школьных технологий».

Модуль рассчитан на 3 года обучения с учащимися 8-10 классов. Занятия проходят 2 раза в неделю, по три академических часа (120 минут), с группой из 15 человек. Программа модуля содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

В результате обучения данной программе учащиеся должны узнать:

1.
общие сведения об одежде и ее истории
2.
ассортимент, функции одежды
3.
о женских казачьих костюмах XVIII-XIX вв.
4.
о костюме донской казачки XX века
5.
терминологию ручных, машинных работ и влажно-тепловой обработки деталей изделий и т.д.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность творческого характера. Предполагается также использование таких методов обучение как: беседа, проблемное изложение учебного материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблемных ситуаций, демонстрация объектов и процессов труда.

Средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений и навыков. В процессе обучения используются аудиовизуальные средства: видеофильмы, диафильмы, технологические и инструкционные карты, дидактические материалы для личного использования учащимися на уроках.

На территории Волгограда действуют два казачьих округа: Царицынский и Волгоградский. В городе проживает более 3000 казаков с семьями. С учетом этого, очевидно, что Центр по изучению казачьей культуры просто физически не может вовлечь всех желающих в увлекательный процесс изучения казачьего прошлого, казачьей культуры и традиций.

Но даже за ту работу, которую выполняют сегодня специалисты Центра, им уже можно поклониться! Очевидно, что подобных учреждений должно становиться больше, и не только на волгоградской земле, но и по всей России. Они должны поддерживать постоянный контакт между собой, обмениваться опытом. Ведь только общими скоординированными усилиями можно успешно возрождать и развивать духовно-культурные основы жизни общества, укреплять семейные обычаи, осуществлять патриотическое воспитание молодежи.

http://www.kazaki-edinstvo.ru/index.php/2009110167...0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/lr.html
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку