Как казаки рукопашку выбирали

Понедельник, 03 Августа 2009 г. 15:23 + в цитатник
Склизков В.А.
Как казаки рукопашку выбирали

Чтобы понятнее было, почему так все произошло в той истории, о которой я хочу рассказать, сначала расскажу о том, как вообще складывалось мое отношение к казачеству. Честно говоря, этот процесс был сложным. Впервые с казаками я столкнулся в начале 1991 года. Тогда прошло немного больше года, после моего возвращения из армии, и к своему большому удивлению в почтовом ящике я обнаружил повестку из военкомата с предложением пройти полуторамесячные военные сборы. Заявляюсь в военкомат и начинаю ругаться, мол, в чем дело, только что из армии и опять давай в армию, какого хрена спрашивается. Военком меня послушал и говорит: "В городе и районе по твоей воинской специальности всего три человека. Один работает в горкоме партии, он уже заболел и лег в больницу, второй сельский учитель, их брать нельзя, остаешься ты. Так что бери предписание, собирай вещи и - на юга, отдыхать". И поехал я в казачью столицу город Новочеркасск, где на базе военного училища связи и проходили наши партизанские сборы.

По времени со сборами совпал какой-то крупный слет казачьих атаманов. Это мероприятие проходило в том же училище. Там произошел такой эпизод. Шли трое "партизан", им навстречу попались несколько казаков, все такие разодетые, в папахах, с лампасами, полковничьими погонами. Наши подходят к ним и спрашивают: "Мужики, дайте закурить". А им в ответ один из этих разодетых: "Ты к кому, быдло, обращаешься?" Кстати говоря, сборы были преимущественно офицерскими, все эти "партизаны" имели воинские звания не ниже старшего лейтенанта. Так вот один из старлеев в ответ на "быдло" сразу врезал по роже, у казака папаха полетела в одну сторону, он сам в другую, лежит на земле и орет, что он его посадит, сгноит и так далее. Казаки, хотя их было больше, не решились драться с "партизанами", разошлись на угрозах и словесных оскорблениях.

Честно говоря, их угрозы произвели впечатление. Мы были на сборах, на территории воинской части, и непонятно было, какие могли произойти последствия, все-таки врезали человеку с полковничьими погонами. Ребята пришли в казарму, рассказали историю и попросили меня выяснить ситуацию.

У меня к тому времени сложились широкие связи в училище. Дело в том, что там была секция восточных единоборств, куда я пришел заниматься. В ней тренировались и офицеры и курсанты. А поскольку среди бойцов быстро устанавливаются дружеские отношения, у меня появилось много знакомых. Воспользовавшись своими связями, я выяснил следующее. Этот получивший по роже полковник, на самом деле не был никаким полковником и вообще к армии отношения не имел. Был он партийной, коммунистической "шишкой" местного, районного масштаба, решивший к партбилету добавить казачьи лампасы. Никаких последствий эта история для "партизан" не имела. О ней даже ни разу не вспомнили, как будто ничего и не было. Но, у меня после этого остался неприятный осадочек.

Второй раз с казаками мне довелось пообщаться уже в конце девяностых годов. Один из моих учеников пришел на занятия и рассказал, что познакомился с казачьим атаманом, полковником, мастером спорта по современному пятиборью и вообще очень интересным человеком, и предложил привести его на тренировку, чтобы познакомиться. Мне было интересно, и я конечно согласился. Привел он мужика лет сорока пяти, тот посидел, посмотрел как мы занимаемся, ему понравилось, потом завязалось общение. Казак оказался человеком действительно интересным и очень коммуникабельным, он стал рассказывать и кое-что показывать. Показал некоторые элементы боевого фехтования, включающие в себя удары локтем и ногами. Сразу в глаза бросилось сходство с русским рукопашным боем. Еще он рассказал свою историю. Когда его семью и семьи других казаков согнали с родных мест и переселили в Среднюю Азию, у них отобрали коней, запретили иметь оружие и вести привычный образ жизни. Тогда, казаки чтобы хоть как-то сохранить воинские традиции стали заниматься спортивным пятиборьем. В пятиборье входят: верховая езда, стрельба, фехтование, плавание, бег. Так пятиборье у них стало казачьим видом спорта.

Он тоже занимался, выполнил разряд, в Ленинграде поступил в институт физической культуры который успешно окончил, кроме тренерской специальности получил еще профессию массажиста. Сейчас приехал к нам в город, где у него есть дальние родственники, и хочет тут обосноваться. А в конце нашего общения он сделал два предложения: стать у нас тренером, за что мы должны были бы платить немалые деньги и организовать в городе казачий курень, где ему естественно отводилась роль атамана, а нам его подчинённых. И так у него глаза горели, когда он обо всем этом говорил, что вызвал у меня к себе недоверие. Уж очень он на финансовую сторону напирал и подчеркивал свою значимость. Поскольку на все предложения был дан отказ, на этом мы с ним разошлись и больше не встречались.

Выходим на улицу, и пытаемся сообразить, где мы находимся. Народу - никого, спросить не у кого. Решили идти к ближним домам и там узнать, как пройти к железнодорожной станции. Только пошли, смотрю, за нами бежит водила, который нас сюда привез. Подбегает, говорит: "Мужики, давайте я вас домой отвезу". Мы ему: "Да не надо, спасибо, далеко тебе туда сюда мотаться. Ты нас только до станции подбрось, а мы дальше доберемся". Сели в машину, поехали. Спрашиваю его: "Ну, что у вас там". Он мне: "Кроют там вас по полной. Говорят, дрянь это русское боевое искусство. Никогда его не было, его только сейчас придумали. Настоящее боевое искусство только на Востоке. Поэтому, как настоящие воины, будем заниматься каратэ". Я ему говорю: "Ты в следующий раз у своих атаманов спроси, если у русских боевого искусства не было, а у азиатов было, как же тогда горстка казаков всю Сибирь завоевала?" Парень призадумался. Мы с ним еще немного поболтали за жизнь и уже подъехали к вокзалу. Дальше мы сами без проблем добрались до дома.

Расстались мы с казаками, как оказалось не надолго. Через несколько дней иду на тренировку и вижу, снова у входа стоит знакомая мне машина. В ней сидят три человека. Несмотря на то, что шел мелкий дождь, мои ребята стояли у входа и в клуб не заходили. Это они на всякий случай меня страховали, никто не знал, зачем они приехали. Подхожу ближе, из машины выходят казаки и идут ко мне. Я им говорю: "Здорово, мужики". Они мне: "Здрасте". Хорошее думаю начало. "Какими судьбами?" - спрашиваю их. Отвечают: "Хотим позаниматься, посмотреть, что такое русский рукопашный бой". Я им: "Так вы же знаете, у меня только русские занимаются". Они мне: "А мы кто? Мы и есть русские". Во, думаю, отличное продолжение. "Ну, ладно, - говорю, - проходите".

На самом деле, насчет того, что у меня занимаются только русские - это не совсем так. Я не ставлю никаких национальных барьеров при приеме на секцию. Но, обычно представители других народов либо не приходят, либо очень быстро уходят. Например, у меня занимался дагестанец-православный. Крестился уже после того, как начал тренироваться. Был у меня пацан азербайджанец. Я давно знаком с его отцом и он как-то решил отдать его ко мне тренироваться. Тогда у меня была детская группа. Ребёнок, мягко говоря, оказался невоспитанным. В строю всегда старался встать первым, когда брали снаряды, всегда хватал те, что поновее, получше, и постоянно подавал голос, обычно пытался кем-то командовать. За пару недель мальчик был жестко перевоспитан: в строю он стоял последним, снарядов ему уже не доставалось, рта он больше не открывал. Тогда же произошел такой случай.

Построил я всех ребят и спросил: "Кто лучше всех в мире умеет воевать?" Они призадумались, а потом начали отвечать. Одни сказали, что не знают, другие говорили: либо китайцы, либо японцы. Я спрашиваю: "Почему?" Они говорят: "Они классно дерутся", - и начинают пересказывать сюжеты боевиков, которые они смотрят по телевизору. Продолжаю опрос, доходит очередь до азербайджанца, спрашиваю: "Ну, а ты как думаешь?" А он мне так бодро, громким голосом: "Лучше всех воюют русские, они всех побеждают". Вот это да, думаю, из всего коллектива про русских вспомнил только азербайджанец. Тягостно мне стало, очень не простая ситуация в нашем Отечестве. Посмотрел я на ребят и начал объяснять: "Японцев по количеству столько, сколько русских. А теперь вспомните географическую карту. Какая Япония, и какая Россия - о-го-го! Если бы японцы умели лучше всех воевать, то жили бы не только на островах. Ясно? Дальше. Китайцев в семь раз больше, чем русских, а Китай примерно в два раза меньше чем Россия. Если бы китайцы умели воевать, то все было бы наоборот, огромный Китай и маленькая Россия. Кто, лучше воевал, тот и освоил большую территорию. Понятно?" Дети мне: "Ага, понятно". Спрашиваю: "Какая самая большая страна в мире?" Они: "Россия". Продолжаю: "А значит, кто умеет воевать лучше всех?" Ребята также с пониманием и блеском в глазах: "Русские, русские". Я им: "Вот именно, а в кино что угодно могут показать". На этом беседа была свернута и началась тренировка.

Возвращаюсь к рассказу о казаках. По случаю приезда гостей я перестроил план тренировки. Постарался сделать ее как можно более насыщенной, чтобы максимально широко представить русский рукопашный бой. Ребята "отпахали" почти всю тренировку, все нравится, очень довольны, но чувствуется, чего-то им не хватает. Ближе к концу один из них ко мне подходит и говорит: "Все очень здорово, классная работа, а спарринги у вас есть?" Тут мне стало ясно, чего им не хватает: "Конечно, говорю, есть и очень даже много. У нас есть борьба, кулачный бой, рукопашка, сейчас в конце занятия и попробуете". Из уважения к казакам, для спаррингов им были предоставлены лучшие мои бойцы. Начались состязания.
Для начала ими вытерли пол во время борьбы, затем хорошенько настучали по голове в кулачном бою, потом перешли к рукопашке. Оговорили правила, гости встрепенулись, чувствовалось, что такая форма состязаний для них была более привычна. Пошли спарринги. Через некоторое время, казаки захромали, кто-то на одну ногу, кто на две, а у кого глаз опух, кто-то носом шмыгает, чтобы кровь не шла. Все думаю, пора прекращать. В конце тренировки дал ребятам поплясать в "каруселихе" и построил группу. Смотрю на казаков, ребята помятые, но стоят такие довольные, что меня даже стало разбирать любопытство, с чего это они такие счастливые. Сели в круг, объяснили гостям, что это такое и для чего и начали обсуждение. Мои ребята стали делиться своими впечатлениями, им интересно было поработать с новыми людьми. Наконец-то очередь дошла до казаков. Тут они и рассказали, что их привело и почему они такие довольные.

Начали они с того, что их поразило, что тренировка началась с православной молитвы, а в конце мы сели в круг, для обсуждения, как это и принято у русских воинов, в том числе и казаков. Русская рукопашка им очень понравилась и особенно после того, как их попинали в спаррингах. Этого они больше всего и хотели, так как на тренировке в их казачьем клубе им сказали, что "в русских стилях рукопашного боя спаррингов нет, драться они не умеют и вообще они клоуны, которые неизвестно, чем занимаются", - обидно стало ребятам, вот и поехали проверить. А про свою жизнь рассказали следующее: после того, как мы с ними не смогли найти общий язык, у них были организованны тренировки по каратэ. Первая тренировка началась следующим образом: инструктор (второй дан) построил их и говорит: "Кто такой казак? Казак - это русский самурай. Для самурая самое главное, что? Овладеть внутренней энергией. Делается это через медитацию. Поэтому, сели на колени и сосредоточили внимание внизу живота", - ну и тому подобное. Далее пошла обычная каратистская тренировка: киба-дачи, дзенкуцу-дачи, гяку-цки, маваши-гери, упал отжался - ичь, ни, сан, си... А в конце тренировки, несмотря на то, что она была первой, тренер решил устроить спарринги. Для этого он привел с собой несколько своих учеников с цветными поясами. Среди занимающихся они выделялись тем, что единственные были одеты в кимоно. Сначала они в качестве демонстрации, поспарринговали между собой, по правилам бесконтактного каратэ, а потом предложили поучаствовать всем желающим. Среди желающих оказались и те ребята, которые приехали ко мне. Все они когда-то до этого чем-то занимались, кто рукопашкой в армии, кто до армии востоком, боксом, борьбой. Подготовка у них была, хотя и не очень высокая. Парни вышли злые, за то, что казаков обозвали самураями, и предложили биться в накладках, в контакт, по правилам рукопашного боя. Каратисты не стали отказываться, но видно настрой у них был не тот. Поэтому они были биты, и биты сильно. Тренер похвалил победителей, пообещал им, что они не так еще научатся драться, если будут заниматься. Построил всех в шеренгу, посадил на колени и закончил тренировку медитацией. Парни, набив каратистам, завелись проверить, что там за русский рукопашный бой. Вот и приехали, остались очень довольны.

После тренировки мы с ними еще пообщались. Они задавали много вопросов и как должна начинаться и проходить тренировка, и о медитации и внутренней энергии и, особенно о русской воинской традиции. Объяснили, что заниматься у нас они не смогут, так как трудно им сюда мотаться, но обязательно либо позвонят, либо заедут, чтобы рассказать как у них дела.

Они сдержали свое слово и рассказали, какое продолжение имела эта история. На очередной тренировке собралось все их руководство. Инструктор построил группу и дал команду сесть всем на колени для медитации. У казаков начало тренировки с медитации изначально вызвало неприятие. А после того, как приезжавшие к нам ребята рассказали, как все должно происходить, они обсудили ситуацию и решили, что делать. На команду сесть на колени для медитации, один из казаков постарше вышел и сказал: "Тренировка у казаков должна начинаться не с медитации, а с молитвы. Мы взяли с собой образа, сейчас принесем". От таких слов инструктора-каратиста на некоторое время хватил столбняк. Рулить ситуацией начал один из их атаманов. Он скомандовал: "Ну-ка встань в строй! Сходишь, когда тебе скажут!" Потом продолжил: "Я вас спрашиваю, какая первая заповедь казака?" Народ молчал, понимая, что что-то тут не так. А он продолжал: "Первая заповедь казака - это слушать своего атамана, что он скажет, то и делать. Сказал молиться, значит молиться. Сказал медитировать, значит медитировать. Понятно?" Тут ему из строя отвечают: "А у нас атаманов нет. Мы круга не собирали, атаманов не выбирали". Столбняк напал и на этого оратора. Очухавшийся к тому времени каратист решил взять все в свои руки: "Закончили разговоры! Почему пришли без кимоно? В прошлый раз я говорил, чтобы все были в форме. Встали на кулаки и отжались сто раз. В следующий раз кто придет без кимоно, на тренировку не пущу". Казаки ему: "Да пошел ты со своим кимоно". Собрали вещи и ушли. На этом казачий клуб прекратил свое существование. В школе вскоре повесили объявление о наборе в секцию каратэ.

Казаки навели справки об этих людях, которые хотели быть их атаманами. Да, они были из казачьих семей, из тех, кто называет себя родовыми казаками. Больше казачьего в них ничего не осталось. Они занимались каким-то непонятным бизнесом, а это клуб хотели организовать, чтобы сколотить под себя коллектив. Поэтому и требовали в первую очередь послушания. В конце концов, казаки, несмотря на то, что их клуб развалился, остались рады, что их ни во что не втянули.

После этой истории мое отношение к казачеству сильно изменилось. Я перестал их воспринимать, как однородную массу. Современное казачество существует в двух формах: с одной стороны, деляги, формирующие негативное отношение к казачеству и паразитирующие на славе предков, а с другой люди, не видящие смысла существования казачества без служения Богу и отечеству. Всегда надо четко отдавать себе отчёт с кем имеешь дело. Иметь дело с русскими казаками, украинскими казаками, белорусскими казаками - это всегда с радостью, а с просто казаками не хочется.
 (160x193, 7Kb)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку