-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Как мы по Боржаве ходили

Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 10:23 + в цитатник

Дорога.

Добирались мы до Львова (именно там был сбор группы) с пересадками, т.к. билетов на прямые поезда Одесса-Львов и Одесса-Ужгород (последний идёт через Воловец – город старта маршрута) не было. Добрались мы во Львов в 3:30 утра, до встречи оставалось еще 3 часа, которые пролетели за разгадыванием кроссвордов. В 6 часов утра раздался звонок – Кирилл сообщил, что нас поведёт другой проводник, и мы отправились на его поиски. После некоторого метания по вокзалу мы встретились с Максимом, дождались остальных участников похода, купили билеты на электричку и отправились на перрон. Другими участниками похода оказались 2 девушки из Екатеринбурга – и обе Тани.

По очерёдность их представления я их окрестил Таня1 и Таня2.

На перроне мы раскидали продукты по рюкзакам и поспешили в подошедшую электричку естественно не в свой вагон J. Разобравшись, что к чему, перешли в свой вагон где встретили группу туристов из Польши в количестве 13 человек. Все они ехали с полной снарягой, поэтому места в вагоне было крайне мало. (+ дачники и огородники собравшиеся провести субботний день загородом). Усевший естественно на не свои места, мы отправились в Воловец, рассказывая по пути анекдоты и любуясь красотами Карпат.

Прибыв в Воловец, мы купили воду на первое время, зарегистрировались в КСС и на такси отправились к водопаду Шопот. Красоту водопада тяжело передать словами, это надо видеть и слышать. Таня2 решила искупаться в нём, мы же не решились. Согретые тёплым Чёрным морем мы как-то тяжело переносили 8ми градусную горную воду.

Остановившись на обед неподалёку от водопада, мы перекусили и отправились пешком к подножью хребта Боржавы.

Во время обеда Макс очень интересно рассказывал о культуре Закарпатья, мальфарах, отшельниках, легенды гор и т.д. А по пути к хребту рассказал об разновидностях ёлок (ялыця и смерэка) и еще много всего интересного.

Первый день. Начало пути в горы.

Подойдя к хребту, мы решили подняться на подъемниках (25грн с человека) на высоту около 1000 метров. Далее начался подъем, длиной примерно 200 метров. Даа… 200 метром по ровной поверхности и 200 метров высоты – это несравнимые вещи. Поднявшись на Боржавский хребет, мы прошли еще около километра, после чего было всеобщим голосованием принято решение о привале на ночлег. (Кстати, все решения принимались только сообща, что очень сблизило группу.) Пока группа отдыхала, Макс помчался на поиски родника. Кстати, о родниках – на картах Боржавского хребта их отмечено много, но большинство из них уже пересохли. Силуэт Макса то появлялся, то исчезал на склонах лугов. Наконец-то, он вернулся с добрыми новостями – он заметил парочку туристов наполнявших бутылки с водой. Поскольку в группе было всего двое туристов мужского пола, а идти было прилично до источника, отправились мы в вместе с Максом.

Вернувшись к месту привала решили идти за дровами. До ближайшей посадки (леса, просеки) было примерно 1.5 часа ходу (спускаться ближе – отдалиться от воды, а возле родника деревьев не было L ). Разгрузив один рюкзак, мы отправились за дровами. Пройдя по траверсу (Траверс — направление, перпендикулярное направлению подъема (спуска) на горе. Выражение «проходить траверс(ом)» означает, что турист двигается по склону без набора и без потери высоты, то есть «вбок» относительно принципиальной линии маршрута. Используя траверс, обходят участки, которые очень сложно преодолеть.) вдоль одного из хребтов Боржавы мы начали спуск. Тут и была моя большая ошибка – я начал спускаться по прямой, существенно набирая скорость и рискуя сломать себе шею. Еще одна из особенностей Боржавы в том, что её склонны, покрыты зарослями брусники и черники. Местами эти заросли были выше колен. Представьте себе склон под углом 45 градусов, и вы бегущие вниз.. А теперь представьте себя на этом склоне только в обратную сторону с рюкзаком полностью набитым дровами.. Спасибо этим же зарослям, цепляясь за них, мы выбрались на верх. Впечатление не забываемое! А пока мы ходили за дровами – девчонки расставили палатки.

И вот горит костер, кипятится водичка – готовится первый ужин в горах. Макс решил приготовить плов с жареным салом и салями. Я устал настолько, что выпив чая не мог даже поужинать. Я полез в палатку греть спальник и уснул «без задних ног»… А Макс продолжал рассказывать легенды Карпат девчонкам.

День 2. Покорение вершин.

День начался рано. После утренней побудки было принято решение позавтракать сухим пайком (воды в дорогу мы набрали, а вот идти за дровами не было никакого желания) и начать подъем на гору «Великий Верх». Прикинув «на глазок» маршрут не нашел ничего сложного …. но горы обманчивы. Местами попадались очень крутые подъемы, но все участники прошли их на УРА! И вот она – гора «Великий Верх». Тут мы встретились с еще одной группой польских туристов. Фотки на память на вершине, небольшой отдых и .. вперёд к горе «Стой». Что бы немного облегчить нам дорогу Макс повел нас по траверсу.

Вода заканчивается, солнце палит.. но идти легко. Единственное что пугает – подъем перед самой вершиной. Набрав сил и подзакусив печенье – стартуем и штурмуем последние подъемы. Уф.. мы это сделали! Высота 1681 метра взята!

(Когда то на горе Стой находилась радиолокационная установка, которая не имела аналогов в мире. С помощью неё могли перехватывать любые сигналы. Построена она была во времена «холодной войны». Поскольку это был стратегический объект, естественно он охранялся военными. Когда кто-то поднимался на гору они кричали – «Стой. Кто идёт?». Вот гору так и окрестили – Стой. А если перевести на украинский язык – получится «Стiй».)

Обедаем на вершине, и Макс отправляется Танями за водой на заброшенную военную базу. Путь не близкий. Не знаю, сколько занял у них спуск, но, по словам отдыхавших туристов на вершине подъем занимает не меньше 1.5 часов. На пути к базе им встретился травник, который показал им ручей ближе военной части и подсказал, как быстрее добраться обратно.

А в это время на вершину поднялась уже знакомая нам группа польских туристов. Что то обсудив и посовещавшись над картой они выдвинулись к Великому Верху.

После возвращения, общим советом, было решено сделать бросок на гору «Плай» где, по словам встречающихся нам на пути туристов должен был быть родник. И снова в путь.. По дороге обгоняем поляков, которые отдыхают после каждого маломальского подъемчика или спуска.

За время пребывания на вершинах и пути к ним, у меня обгорели плечи, и рюкзак стал очень сильно давить на плечи. В поисках родника нам пришлось опять же по траверсу обогнуть гору «Плай». Родник был найден, и мы устроились на небольшом пригорке в 100 метрах от родника и 100 метрах от леса. В этот раз место было выбрано идеально!

(Плай – в переводе с гуцульского «тропинка» )

Мы приготовили очень вкусные «макароны по-флотски». Вместе с чаем и кофе, бутербродами с колбасным сыром – это было наверно самое вкусное, что я когда-либо ел. Я как обычно пораньше завалился спать, а Макс продолжал рассказы о горах, традициях и т.д.

День 3. Спуск, финал и желание вернуться обратно.

Как обычно все проснулись рано. В горах вообще не хочется долго спать. Макс встал раньше всех и уже сходил за водой, разжег костер и приготовил чай. После чего он отправил меня в лес за новой партией хвороста и дров, а сам отправился на овечью ферму в надежде раздобыть брынзы и молока. Начну с себя – в лесу мне повезло больше. Дрова валяются прямо под ногами, очень много поломанных молниями деревьев. А вот Максу пришлось преодолеть подъем в гору, переход по траверсу до фермы, спуск к ферме, разочарование от того что брынзы и молока нет, подъем в гору, возвращение к лагерю. «Я не думал что она(ферма) так далеко..» – сказал Макс вернувшись. Завтрак, сборы и вперёд в низину к Воловцу.. ААА.. насколько классный и прохладный лес на спуске. Иногда тропу пересекали горные ручьи, образуя маленькие водопады. На отдых почти не останавливались, у всех было море эмоций и впечатлений. По пути развлекались походными песенками и кричалками. И вот мы в Воловце. Обед в ресторанчике при мотеле и разъезд L. Через пару часов после того как Тани уехали во Львов (мы ехали прямым поездом Ужгород – Одесса) получили СМС – «приезжайте во Львов без вас скучно». Но мы уже купили билеты. L. Естественно мы обменялись контактами и надеемся что это не последний наш поход.

А теперь немного отступлений и советов:

Этикет.

Что очень поразило, так это приветствие в горах. Там ВСЕ приветствуют друг друга. Поляки – «Добрый день», а на прощание – «Честь» (До свидания – на польском). Французы не выговаривая полностью приветствие – кратко «Добрый». Но все и всегда приветствуют.

В горах всегда делятся информацией, где находится ближайший источник. Нельзя отказывать в воде встречным.

Для жителей России, которые думают, что в Закарпатье не любят «москалей» скажу такую фразу – НЕ ВЕРЬТЕ. ТАМ ОЧЕНЬ ДРУЖЕЛЮБНЫЙ НАРОД. А дураков в любой стране хватает!

Мусор это отдельный рассказ.. Мы умудрялись находить обёртки от шоколада в таких местах, где не ступала нога человека. Весь мусор, который оставался после нас, я весь второй день нёс на привези к своему рюкзаку. Кирилл был прав – весь мусор надо выносить с собой, иначе горы будут похожи на на горы мусора.

Питание.

Питания было в избытке. Не берите с собой ничего лишнего. Печенье, конфеты – то, что не очень тяжелое и поможет вам поддержать силы на переходах. Все остальное будет в избытке. Голодать вы точно не будете!

После возвращения в Воловец рекомендую пообедать в мотеле «Надия». На группу очень вкусный обед обошелся нам в 218 грн на ВСЕХ. После одесских цен в пиццериях и ресторанах я чуть не расплакался.

Проезд.

Всегда имейте с собой примерно гривен 100 на человека (даже если на сайте написано 20-40 гривен) для проезда по маршруту. Цены на проезд постоянно меняются.

Одежда.

Не берите обувь с гладкой подошвой (на сайте об этом упоминалось), скользить будете по бруснике как хоккеист на катке. Если идёте к роднику – старайтесь надеть сандалии или обувь без носков. Возле родников очень много мха, под которым вода. Ноги непременно намокнут, а вот высушить сандалии гораздо проще, чем кроссовки. Не забудьте о тёплой одежде, ночью это ваш лучший теплый друг J.

Выводы: 3 дня мало, но для первого похода – это то, что надо! Особенно рекомендую для начала Боржавские луга. Это верный способ проверить себя на что ты способен!

P.S. Максу проводнику особенный привет!