Великая княгиня Ольга Александровна (1882–1960) — дочь императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, младшая сестра императора Николая II. Её детство прошло в императорском дворце в Гатчине, где она начала рисовать, обучаясь у лучших художников-педагогов К. В. Лемоха, В. Е. Маковского, С. Ю. Жуковского и С. А. Виноградова. Александр III одобрял и поддерживал увлечение дочери живописью.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/106693/375901008.12/0_14e749_40a6cb4b_orig.jpg)
Художник Пётр Иванович Нерадовский (1875–1962). Портрет вел. кн. Ольги Александровны
Холст, масло. 1905. Государственный исторический музей, Москва
Протопресвитер Георгий (Шавельский, 1871-1951): «Великая княгиня Ольга Александровна среди всех особ императорской фамилии отличалась необыкновенной простотой, доступностью, демократичностью. В своём имении Воронежской губ. она совсем опращивалась: ходила по деревенским избам, няньчила крестьянских детей и пр. В Петербурге она часто ходила пешком, ездила на простых извозчиках, причём очень любила беседовать с последними».
Ольга Александровна – одна из немногих членов императорской семьи, спасшихся после большевистского переворота; жила в Дании, затем Канаде. За свою жизнь написала более 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью.
Примулы на окне. Кнутсминде, Дания, 1930-е. Частное собрание
Ранние акварели Ольги Александровны отражают жизнь Романовых в Гатчинском и Александровском дворцах — на них изображены сцены в парадных залах и домашних покоях императорской семьи. В дни празднования Рождества и Пасхи Великая княгиня любила рисовать игры детей и натюрморты с изображением праздничного стола. Открытки с репродукциями её акварелей выпускались большими тиражами в дореволюционное время.
Скит. 1930-е. Частное собание
|
Старинный итальянский колодец в саду Видора,
1920. Частное собрание
|
В начале 1900-х годов Ольга Александровна организовывала во дворце выставки молодых художников. Вырученные от продажи картин и акварелей деньги шли на благотворительность. Великая княгиня покровительствовала Императорскому обществу русских акварелистов и созданному на его основе Обществу художников имени А .И. Куинджи. В годы Первой мировой войны Ольга Алексендровна на собственные средства открыла Первый Евгеньевский госпиталь, в котором работала сестрой милосердия. Даже на фронте Великая княгиня уделяла свободное время рисованию — в её акварелях запечатлены сцены в госпитале и портреты офицеров.
Мальвы перед домом. 1930. Частное собрание
Гурий Куликовский за завтраком
Портрет внучки Ксении за завтраком
Особой лиричностью наполнены рисунки Великой княгини, изображающие её маленьких сыновей. В августе 1917 года в Ай-Тодоре, в Крыму, у Ольги Александровны и её супруга Н. А. Куликовского родился первенец — сын Тихон. После отъезда из России вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны Ольга Александровна с семьёй оставалась жить на Кубани, в станице Новоминская, где родился её второй сын — Гурий. Позднее семья переехала в Ростов-на-Дону, а затем через Константинополь и Сербию в 1920 году добралась до Дании.
Портрет сына с собакой и игрушками
В Дании семья Ольги Александровны вместе с вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной жила в королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене. После смерти императрицы семья Великой княгини приобрела ферму в Кундс-Минде неподалёку от Копенгагена. В 1948 году Советский Союз предъявил Дании ноту протеста в связи с тем, что Ольга Александровна помогала русским военнопленным и беженцам, и семье Куликовских пришлось переехать в Канаду. Великая княгиня приобрела дом и небольшую ферму в Кампбелвилле вблизи Торонто. В Канаде она продолжала рисовать и успешно продавала свои картины, что служило источником существования семьи.