Говорят, что...
... в Москве в XVI веке жил юродивый Василий, обладавший редким даром исцелителя и ясновидца. Блаженных на Руси любили всегда, но того Василия почитал даже сам Иван IV. Казнивший приближенных за малейшие оплошности, царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Грозный пригласил юродивого во дворец, желая услышать от него какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что это делает юродивый, тот отвечал, что тушит пожар в Новгороде. Этот диалог так и остался бы незамеченным, если бы не одно но: вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре.
Рассказывают, что однажды какой-то богач подарил ему шубу со своего плеча. Приметила эту шубу воровская ватажка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
— Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
— Бери, — сказал Василий, — и пусть все будет так, как ты поведал мне.
Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.
*****************************************************************************************
... Иван IV велел ослепить строителей собора Василия Блаженного Барму и Постника, чтобы никогда они больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле рассказ об ослеплении — это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие».
*********************************************************************************************
... Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. И повелел взорвать его, чтобы Собор никому не достался. Но, по легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой легенде, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.
**********************************************************************************************
... в 1930-х гг. Л.М.Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет Красной площади и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..».
**********************************************************************************************
... есть и еще одна городская легенда о строительстве собора и блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году известным фолклористом Евгением Барановым.
«Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый — Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком. До колен была рубаха. И шапки не носил. Зимой-то какие морозы? Теперь нешто морозы! Раньше галка на лету замерзала. Плеснешь, бывало, воду, а падает лед. Вот какие морозы были! А Василий этот в одной рубахе ходил, и ничего. И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол — кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают — пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек — дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк — не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
— Ты чего тут?
— А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. — И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется. Тут доложили царю про такое дело. Вот приходит царь и давай ругать вора:
— Ах ты, говорит, такой-сякой! — Уж он гнал, гнал... Ну, тоже, может, не раз и матюгом благословил.... — Тащите, говорит, его, подлеца!
Стал народ тащить вора и не может стронуть с места. Тут царь и говорит:
— Надо Василия подождать, без него ничего не выйдет.
Ну, ждут. А народу собралась целая масса. Конечно, каждому любопытно посмотреть. Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут — царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
— Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох.
Только вот по этому самому и не трогали Васильевых денег. И Василий их не караулил и никто их не караулил, а взять всяк боялся. Кому охота на колу сидеть?
А на что собирал Василий деньги — никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
— Что же это такое? — думает народ.
Да тут один человек разъяснил:
— Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
Тут сейчас побежали и сказали царю:
— Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не жалел«.