-Метки

windows акварель анекдот анимализм анимашки арт архитектура афоризмы аэрограф балет библиотека ватикан видео гадание города готика графика дети дневник женщины живопись животные замки иконы иллюстрация интерьер история история картины италия карикатура картины клавиатура книги компьютер компьюторная графика коты красивые квртинки кулинария ландшафный дизайн масло медицина морина музеи музыка натюрморт ню открытки панорамы париж пейзаж поздравления полезные советы политика портрет поэзия приколы притчи программы психология резьба.. ретро рецепт русские русский художник сайты сказка скульптура собаки соборы софт ссылки статуэтка стихи схемы счастье сэр джон лавери сюрреализм танец уроки учеба фарфор феи физкультура флешкарта фото фото-арт фотоаппарат фотография фотошеп фэнтази храмы хрестианство художник цветы церкви цитаты эльфы энциклопедия эротика юмор

 -Рубрики

 -Музыка

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в Alex_Klever

       -Подписка по e-mail

       


      Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.

      Вторник, 19 Декабря 2017 г. 19:53 + в цитатник
      Цитата сообщения valniko77 Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.

      cooltext148122502249348.png

      8471008860_6a1e04c6e9_b.jpg

      2539256088_8695c4d843_b.jpg

      Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив. 

      6309493094_fbdfacc43d_b.jpg

      На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву».

      Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.  

      5167302103_ded19f03ca_b.jpg

      А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551).

      Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления. 

      7032656277_13db6ff94b_b.jpg

      Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.  

       

      ***

      О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.

       

      ***

      Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле, и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.  

       

      ***

      Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:План храма Василия Блаженного

      • Центральный – Покровский
      • Восточный − Троицкий
      • Юго-восточный − Александра Свирского
      • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
      • Юго-западный − Варлаама Хутынского
      • Западный − Входоиерусалимский
      • Северо-западный − Св. Григория Армянского
      • Северный – Св. Адриана и Наталии
      • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
      • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
      • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

       

      ***

      Собор выстроен из кирпича. В XVIвеке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVIвека они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.  

       

      ***

      Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVIвека, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.  

       

      ***

      В 1918г. Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. До создания в нем музея смотрителем собора оставался протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. А последний перед революцией настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 5 сентября 1919г. И вот в 1923г. было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея, и 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов. 5 лет спустя собор стал филиалом Государственного исторического музея. А в 1929г. Покровский собор окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку.  

       

      ***

      Несмотря на постоянные реставрации, которые ведутся в соборе уже почти 100 лет, музей никогда не закрывался, кроме одного раза на время Великой отечественной войны. С 1991 г. Покровский собор отдан в совместное пользование музея и Русской Православной церкви, и в храме, после длительного перерыва, были возобновлены богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы — в центральной церкви.  

       

      ***

      Собор известен по всему миру и его фотография даже входит в список системных обоев Рабочего стола операционной системы Windows7. А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма — 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой, не случайна — число 8 символизирует дату Воскресения Христа, круг — символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде, взошедшей в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри Собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней. И вопреки распространенному мнению, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский Собор, но копией его не является, так как Санкт-Петербургский Собор — это 1 храм с несколькими главками и колокольней. А Собор Василия Блаженного — несколько самостоятельных церквей, объединенных в один. Более нигде в мире таких соборов нет. 

       

      56827820271a.jpg

      Говорят, что...

      ... в Москве в XVI веке жил юродивый Василий, обладавший редким даром исцелителя и ясновидца. Блаженных на Руси любили всегда, но того Василия почитал даже сам Иван IV. Казнивший приближенных за малейшие оплошности, царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Грозный пригласил юродивого во дворец, желая услышать от него какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что это делает юродивый, тот отвечал, что тушит пожар в Новгороде. Этот диалог так и остался бы незамеченным, если бы не одно но: вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре.
      Рассказывают, что однажды какой-то богач подарил ему шубу со своего плеча. Приметила эту шубу воровская ватажка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
      — Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
      — Бери, — сказал Василий, — и пусть все будет так, как ты поведал мне.
      Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.

      *****************************************************************************************
      ... Иван IV велел ослепить строителей собора Василия Блаженного Барму и Постника, чтобы никогда они больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле рассказ об ослеплении — это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие».

      *********************************************************************************************
      ... Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. И повелел взорвать его, чтобы Собор никому не достался. Но, по легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой легенде, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.

      **********************************************************************************************
      ... в 1930-х гг. Л.М.Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет Красной площади и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
      Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..».

      **********************************************************************************************
      ... есть и еще одна городская легенда о строительстве собора и блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году известным фолклористом Евгением Барановым.
      «Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый — Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
      А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком. До колен была рубаха. И шапки не носил. Зимой-то какие морозы? Теперь нешто морозы! Раньше галка на лету замерзала. Плеснешь, бывало, воду, а падает лед. Вот какие морозы были! А Василий этот в одной рубахе ходил, и ничего. И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол — кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают — пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
      И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек — дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк — не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
      — Ты чего тут?
      — А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. — И рассказал, какая его постигла беда.
      А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется. Тут доложили царю про такое дело. Вот приходит царь и давай ругать вора:
      — Ах ты, говорит, такой-сякой! — Уж он гнал, гнал... Ну, тоже, может, не раз и матюгом благословил.... — Тащите, говорит, его, подлеца!
      Стал народ тащить вора и не может стронуть с места. Тут царь и говорит:
      — Надо Василия подождать, без него ничего не выйдет.
      Ну, ждут. А народу собралась целая масса. Конечно, каждому любопытно посмотреть. Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут — царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
      — Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
      Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох.
      Только вот по этому самому и не трогали Васильевых денег. И Василий их не караулил и никто их не караулил, а взять всяк боялся. Кому охота на колу сидеть?
      А на что собирал Василий деньги — никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
      — Что же это такое? — думает народ.
      Да тут один человек разъяснил:
      — Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
      Тут сейчас побежали и сказали царю:
      — Василий Блаженный помирает.
      Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
      А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не жалел«.

      17134378338_937bfa0ce9_b.jpg

      18383800401_1b499d39f9_b.jpg

      Sobor_Blajennogo8.jpg

      Sobor_Blajennogo9.jpg

      0_226b6_ad96ac59_orig.jpg

      0_226b7_b318be21_orig.jpg

      311683735_4f58cc4793_b.jpg

      2538371565_93ee1d7543_b.jpg

      2538376457_6914bb51aa_b.jpg

      2538443313_b2a8cf14d1_b.jpg

      2538453843_cb9332a947_b.jpg

      2538469449_31bec104a8_b.jpg

      2539184510_129173896f_b.jpg

      2539331136_ca606b2062_b.jpg

      The Local Tier of iconostasis of St. Basil the Blessed Chapel - St. Basil's Cathedral

      13927482331_37ee2e4280_k.jpg

      13950588525_cfcfc7170f_k.jpg

      13950603015_55a730f9aa_k.jpg

      13950654933_29c91ee848_k.jpg

      15071760398_2b91068b90_b.jpg

      Sobor_Blajennogo6.jpg

      8568779530_73ccb9fd97_b.jpg

      8568751094_dddfdcf935_b.jpg

      8568765416_64381f45a1_b.jpg

      8214781826_f4161f091f_k.jpg

      8214780450_51615d161b_k.jpg

      Decorations of Interior Gallery - St. Basil's Cathedral

      6370338775_92ed9899da_b.jpg

      6370353137_769d712c7d_b.jpg

      6754662451_1186d123bb_o.jpg

      6754663053_e42e660513_o.jpg

      3572016753_271a07e444_b.jpg

      4728804472_be550b7aff_b.jpg

      4969820659_04d78c166c_o.jpg

      4969820723_1a688d8d74_o.jpg

      4969821175_cfb966135f_o.jpg

       

       

       

      2586706768_fcef2de78b_b.jpg

       

      2586717846_b3cefca8e1_b.jpg

      363843710_4d8e67c970_b.jpg

      2124778264_23306579c7_b.jpg

      2585868221_dfd9260b85_b.jpg

      0_22683_4a36e03a_orig.jpg

      0_22684_6dc7c661_XL.jpg

      0_22693_55520ddf_orig.jpg

      0_22685_67f0cec7_orig.jpg

      0_22698_e920ea56_orig.jpg

      0_22699_5e7ee371_orig.jpg

      0_b1904_4e9def90_orig.jpg

      0_b1906_477575d7_orig.jpg

      7de4a9775531.jpg

      0_2266a_ac4bb983_orig.jpg

      0_2266b_3d2b324f_orig.jpg

      0_2266c_57fd30e8_orig.jpg

      0_2266d_9f5b9788_orig.jpg

      0_2266f_c3c6dd83_orig.jpg

      0_22666_2c3f57be_orig.jpg

      0_22667_c698e495_orig.jpg

      0_22669_70e3e496_orig.jpg

      0_22670_edd655b_orig.jpg

      0_22672_80523f6e_orig.jpg

      0_22676_b0cc66d7_orig.jpg

      Источник

      Источник

      Серия сообщений "Храмы, иконы":
      Часть 1 - Предсказания о будущем России!!!
      Часть 2 - Православные храмы России. Благовещенский кафедральный собор в Воронеже
      ...
      Часть 11 - Храм Спас-на-крови - Санкт-Петербург/Church on Spilled Blood St Petersburg
      Часть 12 - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге/Saint Isaac's Cathedral. 2 часть
      Часть 13 - Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву.
      Часть 14 - Библия в картинах прерафаэлитов
      Часть 15 - Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург
      Часть 16 - Сергиев Посад | По городам и сёлам России
      Часть 17 - Что означают цвета и формы куполов на православных храмах

      Рубрики:  Храмы
      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку