-Метки

windows акварель анекдот анимализм анимашки арт архитектура афоризмы аэрограф балет библиотека ватикан видео гадание города готика графика дети дневник женщины живопись животные замки иконы иллюстрация интерьер история история картины италия карикатура картины клавиатура книги компьютер компьюторная графика коты красивые квртинки кулинария ландшафный дизайн масло медицина морина музеи музыка натюрморт ню открытки панорамы париж пейзаж поздравления полезные советы политика портрет поэзия приколы притчи программы психология резьба.. ретро рецепт русские русский художник сайты сказка скульптура собаки соборы софт ссылки статуэтка стихи схемы счастье сэр джон лавери сюрреализм танец уроки учеба фарфор феи физкультура флешкарта фото фото-арт фотоаппарат фотография фотошеп фэнтази храмы хрестианство художник цветы церкви цитаты эльфы энциклопедия эротика юмор

 -Рубрики

 -Музыка

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в Alex_Klever

       -Подписка по e-mail

       


      Пражский Град.Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха

      Понедельник, 08 Мая 2017 г. 10:22 + в цитатник
      Цитата сообщения Майя_Пешкова Пражский Град.Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха

      Пражский град можно сравнить c Кремлем, который так же окружен крепостной стеной с бойницами и башнями, где располагается резиденция президента Чехии. Однако, в отличие от всех резиденций, именно Пражский Град считается самой крупной в мире резиденцией в мировом масштабе, а так же здесь расположен самый крупный в мире замок. Поэтому побывать в Праге и не посетить Пражский град - непростительное "преступление".

       

      Пражский Град — крепость в Праге, занимает восточную часть длинного утёса, который тянется от Петршинского холма. На юге соединяется с районом Мала-Страна, на севере ограничен Оленьим рвом. Пражский Град представляет собой комплекс зданий, храмов и фортификационных сооружений, располагающихся вокруг трех главных дворов, площади Святого Георгия и Иржской улицы. Архитектурная доминанта — собор Святого Вита.

      Пражский Град находится в одном из исторических районов Праги - Градчанах. Резиденция и крепостной город находятся на скалистом холме по левую сторону Влтавы. Крепость была воздвигнута параллельно с появлением Праги. Удачное расположение позволило возвести значительное укрепление города. Так же стратегически правильно был построен и сам Пражский град . Распластавшийся по территории долины, к нему были проложены все важные пути.

      Макет Града около 1000 года

      Прага всегда была центром чешских земель, от которого зависела судьба народа. Соответственно, постоянно приходилось прикладывать усилия для её защиты. Кроме того, в городе находились королевские драгоценности, которые также привлекали неприятелей.

      Разные формы фортификационных сооружений были на территории города всегда. Сначала славянские городища, в середине IX века появился Пражский град с земляными валами, в середине XI века он стал укреплён каменными стенами. На другой стороне реки возник Вышеград, появились Старе-Место, Мала-Страна, Градчаны, Нове-Место — четыре «города», так как имели свои крепостные стены; сейчас это исторические районы Праги.

      В XVII и XVIII веках всё это постепенно превратилось в комплексную систему бастионных укреплений, которая к XIX века потеряла смысл из-за развития военных технологий.

      Град богат на культурные и духовные достопримечательности, на изучение которых может уйти ни одна неделя даже в беглом режиме. Давайте остановимся на основных, туристических местах которые заслуживают внимания.

       

      Королевский дворец (I) | "История Пражского Града" (II) | Базилика св. Георгия (III) | Сокровища (IV)
      Золотая улочка (V) | Картинная галерея (VI) | Пороховая башня (VII)
      Собор св. Вита (VIII) | Рожмбергский дворец (IX) | Южная башня св. Вита (X)
      Королевский сад (1) | Южные сады (2) | Олений ров (3)

      Прямо к Пражскому Граду подъезжает трамвай № 22. Остановка так и называется Pražský hrad, далее 300 метров пешком спуститься вниз по улочке до входа в Град, где увидите караульных на посту (смотрите фотографии ниже).Второй вариант, доехать на метро до станции Malostranská и подняться по старой замковой лестнице. От метро до Града 400 метров. Стоит отметить что по этой лестнице лучше спускаться.

      Смена караула в Пражском Граде

      Это своего рода достопримечательность и гордость Пражского града. Торжественная смена караула ежедневно в 12:00. Стандартная смена каждый час. Летом с 7:00 до 20:00, зимой с 7:00 до 18:00.  Караул стоит в трёх местах (схема), около Чёрной башни (если подниматься по старой замковой лестнице) и у входа во второй двор (если приезжаете на 22 трамвае и идёте со стороны королевского сада).

      На третьем дворе — самой древней части Града — находится знаменитый кафедральный собор Св. Вита (Витта). Это потрясающее готическое сооружение считается «визитной карточкой» города, а его самая старая часть, часовня Св. Вацлава, в которой в 932 году был похоронен «народный чешский святой», крупным центром паломничества.

      Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии. Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

      Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.


      Кенотаф Яна Непомуцкого (Платцер)

      Собор Святого Вита — шедевр готической архитектуры и символ Праги, столицы Чехии. Свою историю этот архитектурный памятник ведет с 1344 года. Расположенный на территории Пражского Града, сегодня он служит резиденцией для архиепископа Пражского. Сложно описать словами величие и красоту этого здания, которое многократно, на протяжении столетий, достраивалось и совершенствовалось, чтобы приобрести свою нынешнюю, непередаваемую красоту.

      По сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства — от готики до неоготики, от рококо и ренессанса — до барокко.

      Аркбутаны

      Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.

      Северный фасад

       Это не только духовная и художественная святыня страны, с костелом Святого Вита связаны и важные исторические события Чехии — в его приделах (в специально отведенной части здания) погребены чешские архиепископы и монархи, здесь же, еще со средних веков, хранятся разнообразные коронационные регалии.

      Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь. От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

      Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги

      . Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м. В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику. После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов. И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

      Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

      Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

      Вид с собора

      В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

       Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все — статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами. В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол.

      Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации. И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы.

      Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле. Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.  

      Внешний вид храма

      Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия. Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

      С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi, или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо. Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

      На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита. В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами.

      В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.


      На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками. 

      Горгульи

       

      С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда. На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков.

      Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

       

      Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

      А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три).

      Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.  

       

      Тимпан

      Восточный фасад

      Интерьеры и внутреннее убранство собора

      Внутри перед посетителем открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную тёплым светом витражных стрельчатых окон.

      Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трёхнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нём размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов.

       

      Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

      Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

      Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии.

      Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов. Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю.

      Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все. Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика

      Часовня Св.Вацлава

      Надгробие Св.Вацлава

      . Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

      Надгробие Яна Непомуцкого

      Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

      Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

      Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились.

      С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден. Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей.

      Хоры

      Иерусалимский канделябр

      Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви. Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

      Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

      Неф собора

      Кафедра

      Трифории

      Бланш Валуа

      Анна фон дер Пфальц

      Бюст Джоанны Баварской, Королевы Богемии в Праге 

       

      Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни.

      Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету. А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

      За золочеными решетками находятся соборные колокола.

      Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

      Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

         Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří).

      Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00. Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.



      Продолжение следует...

      Haas, Felix. Vývoj Architektury a Umění V 19. a 20. Století Vyd. 5. nezměn. Praha: Nakladatelství technické literatury, 1983

      http://cze-tour.com/guide/sity/prague

      AMBROS, August Wilhelm. Der Dom zu Prag. Praha : K. André, 1858. 376 s. Dostupné online. (německy) BIRNBAUM, Vojtěch. K datování portrétní galerie v triforiu chrámu svatovítského. Praha : s.n., 1930. Dostupné online. Shrnutí odborných poznatků o portrétní galerii v triforiu Svatovítského chrámu, na základě kterého byla stanovena doba vzniku soch.. EKERT, František. Posvátná místa král. hl. města Prahy. Svazek I. Praha : Dědictví sv. Jana Nepomuckého, 1883. Dostupné online. - kapitola Metropolitní chrám sv. Víta, s. 9-77.

       

      Серия сообщений "Чехия и Словакия":
      Рубрики:  Архитектура
      Храмы
      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку