Цитата сообщения AmAyfaar
*Пранаяма нади шодхана* - дыхание, очищающее каналы тонкого тела
Нади шодхана (стадия 1).
Слово “нади” на санскрите означает “проход” (канал) или специфический путь, по которому поток праны течет по всему телу. Слово “шодхана” означает “очищение”. Таким образом, посредством этой практики разгружаются и очищаются каналы циркуляции праны.
Это позволяет ей свободно двигаться, приводя физическое тело в прекрасное состояние и успокаивая ум. Разбираемая здесь пранаяма - прекрасная подготовка для медитавных техник. Существует четыре основных стадии Нади-шодхана.
Прежде чем переходить к последующей, должна быть освоена каждая предыдущая. Это очень важно, поскольку контроль над дыхательной системой должен развиваться постепенно, на протяжении определенного периода времени (На самом деле время освоения любого вида пранаямы конкретным учеником йоги остается неизвестным, и для каждого человека его количество или длительность - индивидуальны. Пранаяму, так же, как и все в йоге, надо просто делать, - с “железной” систематичностью, которая при необходимости должна сочетаться со столь же “железным” от нее отказом, и полным отсутствием старания либо ожидания результата. Практика сама покажет, освоили вы ее, или нет. Преждевременные попытки выполнять более продвинутые стадии могут привести к перенапряжению (порой – совершенно незаметному и не осознаваемому) и причинить прямой вред дыхательной (а шире - сердечно-сосудистой) системе, и особенно – ее весьма чувствительному нервному аппарату.
По этой причине четыре предлагаемых стадии Нади-шодханы будут последовательно рассмотрены в разных уроках данной книги. Это позволит читателю практиковать каждую стадию соответствующий период времени и быть полностью подготовленным к более продвинутому этапу в тот момент, когда появится такая возможность. В этой теме мы обсудим Нади-шодхану – стадия 1, которая разделена на две части.
Стадия 1. Насагра-мудра.
Дыхание через ноздри управляется пальцами одной руки, которые держатся перед лицом. Это положение руки фактически называется насагра или насикагра мудра (мудра для носа).
Положение пальцев кисти следующее: Держите правую руку перед лицом (левая рука также может быть использована и в этом случае следующие инструкции меняются местами), так, чтобы ее локоть находился внизу у бока, в удобном положении, но не торчал вперед. Положите кончики второго (указательного) и третьего пальцев так, чтобы они лежали на лбу в центре межбровья. Эти пальцы должны быть прямыми (но не напряжены). В этом положении большой палец должен быть рядом с правой ноздрей, а четвертый (безымянный) палец рядом с левой ноздрей. Мизинец не используется. Ноздри могут теперь, при легком нажатии каким-либо из пальцев на крылья ноздрей, оставляться открытыми или закрываться, что позволяет прекращать поток воздуха, либо позволять ему двигаться. Движение воздуха через левую ноздрю регулируется безымянным пальцем, через правую – большим (если вы используете левую руку, то наоборот).
Желательно, чтобы локоть правой руки располагался перед грудной клеткой, и как можно ближе к ней. Предплечье должно быть по возможности более вертикальным. Это уменьшит тенденцию данной руки к появлению усталости. Голова и спина должны держаться прямо, но без напряжения.
Нади-шодхана - стадия 1
Техника
Сесть в удобное положение, для чего могут быть особенно подходящими две простых созерцательных позы - Сукхасана и Ваджрасана. Если вы не в состоянии выполнить их, можно сесть с прямой спиной на стул, или на пол - с вытянутыми вперед ногами и спиной, опирающейся на стену. Если необходимо, завернитесь в одеяло для тепла и защиты от насекомых (в климате России особенно необходимо следить за тем, чтоб тело не остывало в процессе практики гиповентиляционных разновидностей пранаямы). Устройтесь так, чтобы не было необходимости двигаться в течение, по крайней мере, десяти минут или даже больше, - для тех, у кого есть время. Расслабить все тело. Держать позвоночник прямо, не отклоняясь назад или вперед, фиксируя при этом удобную вертикальность его легким напряжением мышц спины (скорее это даже их тонус, величина которого не должна “просачиваться” в сознание). Положить левую руку на левое колено (knee) или на колени (lap). Подымите правую руку и сделайте Насикагра мудру. Закрыть глаза. В течение минуты или двух осознавайте дыхание и тело. Это поможет расслабиться и сделает предстоящую практику более легкой для выполнения. Если вы напряжены или возбуждены, любая форма (гиповентиляционной) пранаямы более трудна (для выполнения и освоения).
Часть первая
Закрыть большим пальцем правую ноздрю. Медленно вдохнуть и выдохнуть через левую. Осознавайте дыхание. Выполнять это в течение половины времени, предназначенного для практики (т.е. – медленно дышать через левую ноздрю). Затем закрыть левую ноздрю и освободить правую. (Дышать через правую вторую часть времени, предназначенного для практики). Сохранять ту же процедуру с осознанием дыхательного процесса. Делать это в течение одной недели (а еще лучше – двух или трех, пока это не станет удобным). Затем перейти ко второй части.
Часть вторая
Она аналогична первой, за исключением того, что теперь начинается управление относительной длительностью вдоха и выдоха. Закрыть (большим пальцем) правую ноздрю, чтобы дыхание осуществлялось через левую. Одновременно начинайте мысленный счет с интервалом примерно в секунду. Не напрягайтесь, но дышите глубоко ранее описанным способом - йогическим дыханием (полным дыханием йоги). В течение выдоха продолжайте отсчет времени. Постарайтесь сделать длину выдоха в два раза больше длины вдоха (время выдоха вдвое большим времени вдоха). Например, если вдох происходит на счет “четыре”, тогда требуется выдыхать на счет “восемь”. Если вдох на “три”, выдох на “шесть”, и т.д. Но мы подчеркиваем: не напрягайтесь или не делайте длительность больше комфортной. Вдох и выдох являются одним дыхательным циклом (одно дыхание).
Выполните десять таких циклов через левую ноздрю. Затем закройте ее, используя безымянный палец (правой руки, или левой – если вы левша), откройте правую ноздрю, отпустив большой палец и сделайте десять дыханий через правую ноздрю. Осознавайте дыхание и мысленный счет (времени) в течение всей дыхательной практики. Затем, если вы располагаете временем, сделайте еще десять циклов, сперва через левую ноздрю, а затем через правую. Продолжайте таким образом по возможности (но не более десяти-пятнадцати минут, лишь через полгода регулярной и верной практики можно довести суммарное время Нади-шодханы до получаса). Практикуйте эту вторую часть приблизительно в течение двух недель или так долго, сколько потребуется, чтобы овладеть техникой, и затем начинайте практиковать стадию 2, которая будет объяснена в следующем уроке.
Перед началом занятий любым видом пранаямы нужно проследить, чтобы нос не был заложен, и, - если необходимо, - выполнить Джала-нети.
Осознание и длительность
Во время практики начинают мешать мысли, спонтанная активность ума. Он начинает отклоняться к таким вещам, которые не имеют ни малейшего отношения к рассматриваемой практике. Не расстраивайтесь, так как это вызывает внутреннее напряжение, старайтесь лишь пассивно и равнодушно осознавать или наблюдать любую возникающую умственную модификацию. Если сознание блуждает, позвольте ему делать это, но задайте себе вопрос: "Почему я думаю о других вещах?" Это автоматически побудит осознание вернуться к практике Нади-шодханы. Постоянно возвращайте осознание, насколько это возможно, к наблюдению за дыханием и мысленному счету (сначала это будет трудно, затем вырабатывается стереотип, и асе встает на свои места – сознание расслабляется). Данная пранаяма может выполняться не менее десяти минут ежедневно.
Последовательность и время практики
Нади-шодхану рекомендуется выполнять после асан и перед медитационными и расслабляющими практиками. Лучше всего ее делать утром перед завтраком, хотя она также может выполняться в любое время дня (но только до еды). Ни при каких обстоятельствах нельзя дышать, применяя усилие, физическое либо волевое. Избегайте дыхания через рот. (Примечание редактора: Следует помнить, что дыхательный процесс является естественной функцией организма, которую ни по каким соображениям нельзя превращать в артефакт, - нечто сделанное искусственно. Мы можем только ненавязчиво управлять тем, что уже создано природой – естественным процессом дыхания, слегка, как можно более мягко изменяя его параметры, давая возможность организму и сознанию приспособиться к перестройке, вызываемой этим изменением. Если все верно, то необходимые и спонтанные изменения, - нейрофизиологическая адаптация, - происходят практически незаметно, не вызывая каких-либо выраженных проявлений. Новый тип дыхания становится просто удобным, наступает выраженная релаксация сознания, пранаяма становится, кроме прочего, прекрасным средством отдыха и восстановления. Никаких затруднений во время практики либо после нее возникать не должно! Пренебрежение этим правилом может стоить дорого).
Эффект воздействия
Первая стадия Нади-шодханы является чудесной подготовительной техникой для более продвинутых форм пранаямы, необходимой увертюрой к созерцательным и релаксационным техникам.
Она вызывает спокойствие ума с помощью регулирования потока праны (на самом деле создаются условия для энергетической регенерации, и система входит в режим самонастройки).
Она помогает удалить закупорку или блокировку “нади”, чем освобождает путь для свободной циркуляции праны. Организм более качественно снабжается кислородом, а двуокись углерода выводится эффективней.
Это очищает кровь, укрепляет сердечно-сосудистую систему и увеличивает иммунные возможности. Кроме того, глубокое и медленное дыхание способствует удалению застойного воздуха из легких.
По материалам: Свами Ниранджанананда Сарасвати
"ПРАНА. ПРАНАЯМА. ПРАНА ВИДЬЯ"