-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alex988

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.09.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 714


Гоголь и его "Страшная месть".

Пятница, 13 Июня 2014 г. 23:36 + в цитатник
В колонках играет - Klaus Nomi The cold song
Опять о русской литературе, опять о ней...
Гоголь вызывает у меня противоречивые чувства - это настоящий некромант, человек танатоса - это просто кусок тухлятины, но в этом же и его прелесть! Мне он чем-то напоминает Кафку, именно своей безысходностью. Проникаешься Гоголем и создается впечатление, что пишет он откуда-то из могилы, он певец загробного мира.
Читал я почти все основные произведения писателя, но почему-то прошла мимо меня одна замечательная работа - "Страшная месть" - это настоящее мистическая гниль, именно то, что искал я у Гоголя - все эти демоны, ведьмы, нечистая сила под символическим и философским соусом. В небольшой работе обращать внимание нужно буквально на каждую деталь: цвет, число, материал, география...Нужно постоянно анализировать символы, понимать их в заданном контексте. Интересен и вопрос о связи работы со славянским фольклором, меня, в частности, очень интересует возможность косвенной отсылки к знаменитому Калинову мосту - месту борьбы между добром и злом, а также мостом, соединяющим два мира - мир живых и загробный, также связан с любовной тематикой. В повести оба главных героя-антагониста часто появляются в красных облачениях.
Еще один мотив, неявно присутствующий, - неотвратимость Страшного суда после преступления против рода - заданная последовательная деградация человечества, захват земного мира нечистью (убийство праведников) и их неизбежная расплата (Какие-то каиниты и традиционалисты всплывают).
Понравилось эта работа, исследующая художественное пространство повести:
http://xreferat.ru/50/3920-1-hudozhestvennoe-prost...trashnoiy-mesti-n-gogolya.html

Почему-то последний жуткий образ гиганта (спойлерить не буду) напоминает мне самого Гоголя, особенно учитывая версию о том, что он оживал в могиле. Все его произведения - это какое-то зазеркалье в котором загробный мир вещает о себе - пепел и зола вздымаются в больном воображении писателя и вещают о себе, а он и рад записывать эти призрачные картины...
Есть в нем что-то очень страшное, от чего хочется держаться подальше, но эта жуть и притягивает и заманивает.
Я подробно не изучал биографию Гоголя - сама фигура остается для меня таинственной и непонятой, собираюсь восполнить этот пробел.
Розанов в своей стебной манере тоже считал Гоголя холодным некромантом.
Почему в школе так скучно преподают литературу? При том, что у меня, например, были прекрасные учителя, во многом повлиявшие на мое умение размышлять, я полагаю, что преподавать русскую литературу нужно иным способом, под другим углом, а не рассказывать скучные истории об отношениях Пушкина и Гоголя, лицеистах, ссылках ,постоянно акцентируя внимание на социальных вопросах (Существует версия, что Пушкин специально так навязывался и неправильно подавлся в школе для великой цели - стать опорой сталинизма и советского строя)...Литература 19-го века преподается очень плохо - меня все чаще посещает мысль написать правильный учебник - показать иного Пушкина и иного Гоголя, показать, что все это не просто скучная бредятина для нудных девочек-филологов. Ну посмотрим...
Это стихотворение Бальмонта одно из моих любимых и оно очень подходит Гоголю и его произведениям - на нем и завершаю пост:

Старый дом
В старинном доме есть высокий зал,
Ночью в нем слышатся тихие шаги,
В полночь оживает в нем глубина зеркал,
И из них выходят друзья и враги.

Бойтесь безмолвных людей,
Бойтесь старых домов,
Страшитесь мучительной власти несказанных слов,
Живите, живите — мне страшно — живите скорей.

Кто в мертвую глубь враждебных зеркал
Когда-то бросил безответный взгляд,
Тот зеркалом скован, — и высокий зал
Населен тенями, и люстры в нем горят.

Канделябры тяжелые свет свой льют,
Безжизненно тянутся отсветы свечей,
И в зал, в этот страшный призрачный приют
Привиденья выходят из зеркальных зыбей.

Есть что-то змеиное в движении том,
И музыкой змеиною вальс поет,
Шорохи, шелесты, шаги... О, старый дом.
Кто в тебя дневной неполночный свет прольет?

Кто в тебе тяжелые двери распахнет?
Кто воскресит нерассказанность мечты?
Кто снимет с нас этот мучительный гнет?
Мы только отражения зеркальной пустоты.

Мы кружимся бешено один лишь час,
Мы носимся с бешенством скорее и скорей,
Дробятся мгновения и гонят нас,
Нет выхода, и нет привидениям дверей.

Мы только сплетаемся в пляске на миг,
Мы кружимся, не чувствуя за окнами Луны,
Пред каждым и с каждым его же двойник,
И вновь мы возвращаемся в зеркальность глубины.

Мы, мертвые, уходим незримо туда,
Где будто бы все ясно и холодно-светло,
Нам нет возрожденья, не будет никогда,
Что сказано — отжито, не сказано — прошло.

Бойтесь старых домов,
Бойтесь тайных их чар,
Дом тем более жаден, чем он более стар,
И чем старше душа, тем в ней больше
задавленных слов.
Рубрики:  хорошие книги
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Acid_Nebula   обратиться по имени Суббота, 23 Августа 2014 г. 09:55 (ссылка)
alex988, интересное эссе. Надо бы перечитать "Страшную месть"
А стихотворение Бальмонта просто потрясло! "...чем старше душа, тем в ней больше задавленных слов".
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку