Посмотрел 5-й фильм о знаменитом киборге. Фильм очень слабый - это просто легкий фантастический боевик, едва ли на что-то претендующий. Один раз глянуть можно.
После него я решил пересмотреть первый фильм о терминаторе (1984) на английском языке и понять причину его популярности. Вот несколько важных, на мой взгляд, моментов:
1. Важно ощущение повседневности, зритель должен иметь возможность почувствовать себя героем фильма (в той или иной степени это ощущение есть в "Кошмаре на улице Вязов", "Гарри Поттере", "Ночном Дозоре"), причем не просто увидеть сходство, а найти ответы на какие-то внутренние вопросы, решить свои проблемы. Герой, как правило, является в начале ну совсем простым, неудачником, например, официантом без будущего, а потом выясняется, что именно он может спасти человечество, наделен какими-то возможностями, стал воином снов...
В "Терминаторе" повседневность показывается просто прекрасно - неудачливая официантка у которой дурная и шумная подруга, какие-то магазины, клубы ,бардак в квартире итд Все очень материально и осязаемо - даже когда терминатор листает телефонный справочник, все предельно реалистично. Если вспомнить второй фильм про киборга (с терминатором из жидкого металла), то можно вспомнить, что там повседневности уделяется совсем мало внимания - действие почти сразу переносится в магическую плоскость, все становится какой-то детской, нереальной сказкой. Фильм замечательный, но я полагаю, что он даже близко не стоит с предшественником, хотя многие полагают, что он лучше.
2. Эффект секретной войны. Двоемирие. Особенность хороших фантастических фильмов подобного рода состоит в том, что есть эзотерический и экзотерический мир. Какой-то человек, небольшая группа людей знает какую-то тайну, информацию о нашем мире, недоступную абсолютному большинству других людей, а сама война (с какой-то силой, например, инопланетянами, машинами) происходит как бы невидимо, она не сотрясает устои существования человечества, хотя именно в этих войнах может решаться его судьба. Такая битва может происходить в каком-то виртуальном мире, в заброшенных местах, снах, островах... Может она происходить и в городе, но так, что полиции и системе не удается все это отследить и осознать. Этот прием прекрасно использован в первой "Матрице" - там есть максимум человек десять ,которые решают судьбу человечества в схватке с машинами в виртуальном мире. Именно со второго фильма с Нео начинается деградация - появляются другие корабли и команды, целая армия повстанцев, разрушается эзотерический уровень, мистический подтекст - остается просто хороший фантастический боевик ,а не прекрасная антиутопия, фильм-притча и энигма. Во втором "Терминаторе" также к борьбе привлекается большая группа людей, а жидкий терминатор в образе полицейского как бы сам становится частью системы, секретная война исчезает.
3. Антагонист (главный негативный персонаж) должен быть ярче и интереснее главного героя, он должен быть загадочным, его навыки не должны полностью раскрываться, это держит зрителя в постоянном напряжении. Этот персонаж может быть из каких-то других миров, со своей философией, техникой, физическим строением, он должен быть дегуманизирован ("Чужой", "Хищник") - если в нем и есть что-то человеческое, то оно подавляется какой-то мутацией болезнью, искажая вместе с внешностью и психику персонажа (например, Джокер). Возможно и то, что злодей, наоборот, представляется красивой женщиной, ребенком, агентом, но при этом в нем нет ничего человеческого ("Вторжение похитителей тел", "Посредник", "Матрица", "Омен"), что усиливает эффект ужаса. "Терминатор" поражает тем, что в начале мы видим лишь бесстрастного человека и лишь позже понимаем ,что перед нами машина, скорее напоминающая скелета, восставшего из царства мертвых. Загадочность злодея просто замечательно используется в первом фильме - напомню, что это сейчас мы знаем о сюжете, а при первом просмотре очень мало понимается, сюжет сложно предугадать - мы даже не сразу можем выделить отрицательного героя, так как Кайл Риз ведет себя как маньяк, преследую Сару Коннор. Мне кажется, что и популярность "Человека-паука" во многом основывается на том, что главный герой достаточно блеклый, а вот злодеи очень яркие и интересные, при этом сохраняется двоемирие, акцент на научность происходящего. Лишь позже сериал деградирует и скатывается в какую-то левую мистику.
4. Смешение жанров. К какому жанру можно отнести "Терминатора" - фантастический боевик? Это так, но есть элемент детектива, черты хоррор муви. Такое умное смешение делает фильм очень живым и реалистичным.
5. Простота. Нет ничего лишнего - киборг, хоть и очень крепкая, но уязвимая машина, поддающаяся ликвидации, противостоящая простому человеку. Там мне понравилась фраза Кайла Риза, что только они с терминатором посланы из будущего и никто больше не может быть послан, судьба мира решается ими. Нет никаких дополнительных внешних сил - все решается здесь и сейчас. "Терминатор" - фильм не о будущем и путешествиях во времени - это просто хорошая завязка ,что он из другого мира, также это мог бы быть и какой-то параллельный мир. Материальность и ограниченность терминатора при всех его способностях (а он себя чинит, терят конечности, решает всякие проблемы) также добавляет картине реалистичности и даже какой-то хорошей примитивности. Появление сверхсильного терминатора из жидкого металла, который еще и является полицейским, прекрасно адаптированным в мире, разрушает этот образ, превращая картину в какую-то сказку и мистику ,ты уже понимаешь, что просто смотришь фильм, а не являешься каким-то соучастником происходящего. Про превращение Джона Коннора в жидкого терминатора я вообще молчу.
6. Фильм создан в свое время - именно в середине 80-х появляются персональные компьютеры и вся эта тема о роботах приобретает особую актуальность. Фильм "Матрица" появился на рубеже веков - что тоже является очень хорошим ходом.
Существуют и другие особенности фильма о терминаторе, позволяющие говорить о том, что это культовое кино (можно выделить прекрасную игру актеров), но нельзя все перечислить.
Я впервые посмотрел этот фильм в семь лет - когда поступи в первый класс. Отец держал кассету с фильмом, но не позволял мне ее смотреть в детском саду. А в детском саду мы собирали наклейки с терминатором (тогда были такие жвачки) и были просто одержимы этим фильмом.