Данная система основана на трех базовых элементах:
• Новаторские педагогические методики
• Профессиональные знания
• Эффективность через передачу глубинных компетенций
Новаторские педагогические методики.
Современная педагогическая система пользуется методами разработанными довольно давно. Они следующие:
- фронтальная система (когда преподаватель лицом к ученикам во всем учебном процессе)
- знаниевый подход (когда предполагается, что набор знаний, перемещённый в ум и память ученика, продуктивно изменит его мышление сами собой),
- «информационный» метод развития (когда предполагается, что если ученик запомнил то, что ему давалось, значит он развился),
- личностная ответственность (когда каждый отвечает за свои собственные знания, групповая ответственность за результаты не вводится),
- отсутствие воспитательной составляющей (когда педагогу запрещено воспитывать учеников, он только передаёт им знания и проверяет степень запоминания),
- ориентация на уровень знаний (сдача экзаменов или зачётов, а не взращивание элементов эффективности, ресурсности и структурированности, так необходимых для жизни).
Все эти и многие другие элементы современной педагогической системы, по-видимому, были хороши в свое время и на своем месте. В условиях массовой безграмотности повальный ликбез населения, наверное, и не мог быть проводим другими способами. Вот сейчас, в условиях стремительно несущегося 21 века, о безграмотности никто не говорит. И цели, которые общество ставит перед образованием – совершенно иные. Ныне парадигмой общества является развитие и усовершенствование лучших черт и достижений каждого человека, обеспечение лучшим образованием, создание человека-творца, способного мыслить неординарно и находить новые решения. Общество, граждане всё больше устремляют свои взоры в область качества образования, желая получить не ликбез по требуемым дисциплинам, но развитие мышления в интересующем направлении. Такая постановка задачи сразу же нивелирует, фактически опровергает существующие методологические приемы.
Например, человек может получить знания из интернета почти мгновенно, причём подчас даже более качественные, чем преподаются в учебном заведении. А потому знаниевый подход себя уже исчерпал.
Фронтальная система преподавания всегда вызывает в учениках сопротивление, т.к. любое противопоставление и противоположение ( «Я даю вам») гораздо менее эффективна, в разы, чем новаторская «мы ищем вместе». Существуют целые страны, как например Норвегия, где уже в школьном образовании основным методом обучения является сопровождение ученика в его познании (система «плечом к плечу»). Доказано уже, что мышление формируется и структурируется гораздо быстрее и качественнее, когда обучается группа и результат требуется с группы, т.е. оценки не ставятся ученику, но группе учеников. И не за знания, но за понимание и применение знаний, что является конечной целью образования.
Таким образом, весь Мир в поисках эффективности в образовании выработал для себя очень четкую и многократно доказанную формулу эффективного образования, целью которого является развитие мышления учеников, подготовка их к взрослой жизни. Эта формула включается в себя несколько элементов:
1. Для ученика ценны только те знания, которые он взял от учителя сам и применил, получив результат. Оценивается только результат применения знаний, сами знания не оцениваются. Проектный метод. Ученики получают задания, для выполнения которых им требуется знание, за которым они и приходят к учителю.
2. Коактивный коучинг. Учитель в команде с учениками ищет знания, обсуждает их, всё это в формате коактивной коуч-сессии, когда преподаватель в основном сопровождает учеников вопросами, но иногда позволяет себе подсказывать, почему избранное направление является тупиковым, и чем оно отличается от других направлений, т.е. хотя бы минимально, но привнося знания в его составляющую, там, где в противном случае эффективность будет резко понижаться.
3. Совместное обучение. При этом учитель никогда не обучает одного ученика, он всегда обучает, хоть и небольшую, но группу. Однако в самой группе ученики обучают друг друга, заранее договорившись каждый из них в разное время играет роль учителя, таким образом уравновешивается пара учить-учиться и усваиваемость предмета вырастает во много раз. При этом учитель тратит на учеников гораздо меньше времени, чем обычно, но это время они очень ценят. В результате авторитет учителя значительно возрастает, что также способствует усвоению предмета.
4. Оценки. Как правило, боязнь оценок значительно сковывает познавательные способности учеников. Эффективность же образования заключается в максимальном раскрытии разума ученика. А потому новаторские системы предполагают, что оценивается только результат коллективного труда и в первую очередь, оценивается учениками из параллельных групп.
5. Принцип среды. Правильно созданный контекст, среда, ускоряет развитие мышления в десятки раз. Уже доказано, что гораздо эффективнее не развивать ученика, но все силы бросить на создание такой среды, которая развивала бы ученика сама по себе. Так получается потому, что любое воздействие, оказываемое на ученика, всегда приводит к сопротивлению этому, даже самому положительному воздействию. Но при этом, среде человек сопротивляться не в силах. А потому искусство создания контекста становится самым важным для педагога. Исследования показали, что подавляющее большинство сил ученика уходит на сопротивление обучению, на преодоление себя. Но то, что ученику нравится изучать, что не вызывает его сопротивление, усваивается учеником мгновенно и навсегда. Трудность в том, что педагогов не обучают искусству создания среды и в этой области каждый действует по наитию. И эффективнейшие инструменты образования не задействуются.
6. Погружение. Замечено, что погружение человека в исследуемую область целиком делает познание экспонентным, т.е. скорость усвоения материала увеличивается в сотни раз. Но изучение параллельно нескольких предметов, препятствующие увлечённости одним предметом, к экспонентности познания не приводит. Так, в экспериментальных классах ученики проходили годичный курс предмета методом погружения всего за 2 недели, и процент остаточных знаний по итогам года в среднем был на уровне 80%, что значительно выше, чем у учеников, не участвовавших в эксперименте. Но важно помнить, правила сопряжения трёх предметов: один предмет должен быть левополушарным, другой – правополушарным, а третий связан с физическими упражнениями. Только при таком построении образовательного процесса мозг ученика работает с максимальной отдачей. И остальные варианты приводят к резкому снижению эффективности.
7. От общего к частному. При изучении нового предмета очень важно, чтобы в сознании ученика сформировалось общее представление о предмете, его значимости, взаимосвязи с другими предметами, его эволюции и даже о тех людях, которые внесли значимый вклад в развитие этого предмета. Сама структура предмета должна быть изучаема тщательно и досконально. Таким образом в мышлении ученика создаётся как бы карта предмета, как карта местности, на которую уже очень легко наносятся подробности и детали.
8. Опорные конспекты. Для лучшего проникновения в предмет очень важно, чтобы ученик прорисовывал бы схему предмета, даже в виде рисунков и условных обозначений. Такой творческий подход позволяет удерживать весь предмет целиком в мышлении и легко оперировать с различными его частями, легко ориентироваться.
9. «Эффект Пигмалиона». Ученики полностью зависимы в своём развитии от мнения преподавателей. Исследования показали: как только меняется мнение преподавателя, сразу же меняется не только успеваемость, но и IQ ученика. А потому способность учителя верить в учеников, изменять свой взгляд так, чтобы повышалась эффективность образовательного процесса – редкое качество, и его, конечно же, надо воспитывать, этому надо обучать.
10. Воспитание. Развитие человека невозможно без воспитательных элементов. Так, без развития личной дисциплины, ученик просто не будет учиться. Без развития ответственности перед коллективом, командная работа и совместное обучение будут просто невозможны. Без уважения к учителю знания отторгаются, как нечто неценное, потому, что всегда в восприятии ученика знания ассоциируются с теми, кто их дал.
11. Психология. Учитель должен быть в первую очередь тонким психологом, замечающим процессы, происходящие в учениках, умело и ненавязчиво направлять ход развития в самое эффективное русло. Фактически учитель делится самим собой, транслирует ученикам свой собственное миропонимание и систему ценностей. А потому, конечно же, от личности учителя, его целостности, нравственности и ума зависит то, что он может передать ученикам.
12. Развитие мышления. Обучаясь в самых элитных школах, поступая в самые элитные ВУЗы, ученики, возможно, не понимают, зачем они туда идут. И всё же, качество образования определяется плодами – тем, что оно ученикам дало. А даёт оно лишь одно – качество мышления, которое оно способно в ученике создать в стенах выбранного учебного заведении. Осознав это хорошенько, можно сознательно изменить систему образования так, чтобы она максимально соответствовала этой цели. Это огромный комплекс мер, который будет включать в себя и специальные уроки для развития мышления, и приглашения в гости людей, которые могли бы поделиться чем-то с учениками, и пересмотр педагогических методов на предмет соответствия их поставленной цели, и изменение образовательных программ, зачастую цели развития мышления препятствующих. Например, соотношения знаний и информации.
13. Живые знания. Опросы показывают, что одним их основных качеств успешных людей является умение выделять в потоке информации лишь важные знания. Фактически человек оперирует информацией, анализирует её и на этой основе выстраивает своё мышление. И эффективность принимаемых им решений зависит от адекватности знаний, положенных им в основу анализа. А потому важно научить интуитивно выбирать лишь те знания, которые смогут развить мышление и решительно отбрасывать прочь информацию, мышление засоряющую. В глазах эффективного человека знания как бы оживают, а информация остаётся мертвой. Способность так дифференцировать информационный поток значительно ускоряет развитие мышления.
Эти находки стоят в череде других, и пройдёт ещё немного времени, и мы удивленно обнаружим, что кто-то нашел что-то новое – простое и понятное, лежавшее на поверхности, но мы почему-то его не видели, хотя, казалось бы, руку протяни. Каждый талантливый преподаватель имеет свои наработки и, скорее всего, потрясающие открытия будущего, которые перевернут мир, уже совершены, просто мы о них ничего не знаем. Сейчас, когда весь мир устремился к источникам высокой эффективности, система образования не может остаться прежней. Она однозначно изменится. И канвы этих перемен мы уже описали.
Профессиональные знания.
В последние годы всё ускорилось. Уже никто не оспаривает, что обновление технологий происходит каждый 5-10 лет, а следовательно многие знания, которыми вы обладали в своей профессиональной сфере несколько лет назад, уже не актуальны. Это касается не только технологической и научной сферы, даже в области маркетинга и менеджмента за последние несколько лет произошли фундаментальные перемены. Технологии формирования продукта, технологии управления людьми и процессами, все они слились в единое целое, их больше не рассматривают раздельно. Теперь компания сама уже есть продукт, и она продаёт сама себя, свой подход к делу, атмосферу в коллективе и стиль руководства, т.е. весь свой контекст, целиком, конечному потребителю в виде продукции. И потребитель оценивает продукцию уже не по её необходимости или полезности, но по качеству продукта внутреннего. Система управления персоналом всё более переходит в область управления процессами, когда руководителю не так уж и важно, каким образом его подчиненные достигнут результата: важен сам результат. Самые эффективные модели управления рассматривают компанию, как среду перемен, а роль руководителя – как координатора перемен, владеющего технологиями изменений. Эффективность управления всё больше смещается в область ценностей, равно как и система мотиваций. Главный девиз работников ныне: покажите мне идею, за которую не скучно сражаться, и я сделаю это.
Всё больший запрос от бизнеса приходится на транспрофессиональные компетенции (т.е. умение мыслить широко, а не только в рамках своей профессии) и на глубинные компетенции, такие, как ресурсность, структурированность, эффективность. Эти тенденции непрестанно обрастают исследованиями, опытом компаний их применивших и развивающих, и каждый год приносят новые открытия, за которыми важно следить, вносить их в образовательный контент.
Эффективность через передачу глубинных компетенций.
Изначально образование сводилось к тому, что ученик прикреплялся к учителю и старался понять все, что знает и умеет мастер, т.е. впитывал его в соответствии со своими познавательными способностями. Задачей же мастера являлось, как это хорошо объяснил Одиссей: «Друг Мэтр, вот тебе мой сын, научи его всему, что знаешь сам».
Шли времена, люди старались усовершенствоваться во всех областях жизни. Не избежал этого и образовательный процесс. Однако технологии идут вперед огромными шагами. Одним из главных открытий современности по праву считается «эффективное управление изменениями» и компетенции. Не секрет, что для ускорения развития собственной эффективности человеку следует учиться у тех, кто сам эффективен, стараясь перенять их взгляды и методы. Обычно на это уходят годы. Формирование взгляда и особого мышления под влиянием среды, создаваемой носителем компетенций (эффективным человеком), - это очень опосредованный процесс, где существует множество факторов, замедляющих скорость такого развития. Но мы знаем из практики, что иногда в особых условиях человек может очень быстро перенимать эффективность, не тратя на это годы жизни. Так например, происходит в спорте, где сама эффективность нарастает скачкообразно, взрывами и озарениями. Задача тренера – передать свой взгляд, свои ощущения, свою эффективность, как технологию достижения результатов. И в этой области нащупаны методы ускоренной передачи компетенций. Из спорта они перешли в образовательный процесс. Суть технологии очень проста. Учитель сначала подготавливает качество своих учеников, сонастраивая их друг с другом и самим собою. Он добивается их доверия, заряженности на результат, он заставляет их искать вариант, не давая готовых ответов. Он позволяет им ошибаться и падать, помогает вставать и снова устремляет вперед. И всё это до того момента, пока сознание ученика не становится пригодным вместилищем для того уровня технологий, которым владеют чемпионы. И когда эта перемена случается, тренер быстро, почти мгновенно передаёт нужные технологии, и они появляются в ученике в виде другого взгляда на привычные вещи, в виде других ощущений. Прилагая их к практике и добиваясь результата, ученик даёт резкое и скачкообразное ускорение развития, значительно лучшие результаты. И вот вопрос: а можно ли значительно сократить период сонастройки и зафиксировать результаты передачи компетенций так, чтобы они не улетучились? Ответ: конечно да. В любой сфере профессионализм проявляется в виде ускоренного достижения результата, при минимальных затратах ресурсов. Так же и в передаче компетенций, и закреплении можно быть виртуозным, сокращая период передачи до нескольких дней или даже часов. Ныне в бизнесе это – подготовка, сопровождение в течение нескольких дней, передача компетенций методом бокового сопровождения, и закрепление результатов методом коучингового сопровождения и параллельного выстраивания среды, которая должна соответствовать новым компетенциям так, чтобы не вытеснить их. Таким образом, можно менять мышление человека, делая его способным мыслить как Великие, принимать решения, приводящие скорейшим путём к эффективности, и владеть технологиями изменений на уровне лучших умов, и обучать этому не многие десятилетия, а всего лишь дни. Это становится возможным благодаря прямой передаче компетенций. Это технологии завтрашнего дня, пришедшие в наше сегодня.
Суть технологии прямой передачи компетенции можно сравнить с садоводством. Обычно чтобы вырастить плодоносное дерево, требуются многие годы. Но если мы хотим получить плоды гораздо быстрее, мы можем привить веточку плодоносного дерева к другому - не плодоносному. Но при этом надо понимать: ЧТО мы прививаем и к ЧЕМУ; надо очень чётко осязать процесс, словно держать в руке, и, конечно же, уметь правильно это делать. Психологически каждый человек является своеобразным «деревом», каждый является «жертвой своего окружения» и обладает приблизительно тем набором компетенций, который смог взять у окружающих его людей из ближайшего социума. И даже очень талантливый человек всегда будет ограничен способностями окружающих его людей, не сможет прыгнуть намного выше них. Это легко понять на примере: как только человек попадает в другое общество, например, более талантливых людей, тут же начинает перенимать их качества и раскрывает свои таланты. Он очень быстро становится значительно лучше того, чем был раньше. Что же мешало его талантам раскрыться? Ответ один: окружение. Но таланты человека можно развивать до бесконечности и скорость такого прогресса будет ограничиваться степенью свободы или органичности самой личности и тем, насколько общество, окружающее человека гармонично и не подавляет его. Можно себе представить, что если создать нужные условия и поместить в них талантливого человека, то он сможет измениться до неузнаваемости и даже стать великим, что иногда и происходило в истории человечества. Конечно же, бывают сильные люди, продавливающие социум под себя, но таких очень мало. Обычному таланту требуются условия, поддержка и сопровождение, чтобы «стать на крыло». По сути, система образования и есть создание таких условий. Всё движется к совершенству, и система образования может и должна меняться точно так же, создавая всё более качественную среду для развития. И критерий успешности и эффективности в этом только один – мера величия людей, выходящих из стен учебного заведения.
Как в садоводстве есть свои технологии, как например прививки плодоносных ветвей деревьев, так и в психологии развития существуют методы, повышающие эффективность.
Прямая передача компетенций – это метод, подобный такой прививке. Как это происходит? Учитель подсматривает у кого-то из достойных людей какие-то качества, которые впоследствии собирается привить ученикам. Сперва он создаёт в каждом ученике хорошую почву для принятия этих качеств, а между ними всеми – особую среду, чтобы эти качества могли бы укрепиться. Рассмотрим, как пример, - способность объёмно ухватывать идеи. Данная способность является одной из базовых компетенцией всех великих людей, она, как стартовая площадка для развития. Если идти от частного к общему, то ум ошибется всегда: анализ является очень неэффективным инструментом, в нём всегда есть серьёзная доля ошибок. Но ухватив общую картину, и начав заполнять её структурными элементами, человек практически не совершает ошибок, и таким образом сможет быть более эффективным, а рост эффективности в свою очередь является базовым материалом для развития разума. В коучинге данная способность – идти от общего к частному, способность схватывать идеи, процессы и людей целиком - называется «принципом воронки», или «T-model». Если человек однажды понял, как ТАК мыслить, применил на практике и убедился в эффективности, он всегда будет пользоваться этим методом. Он несомненно станет добиваться бОльших результатов в любой области. Но для этого нужно сперва начать так мыслить; также, как и для того, чтобы научится ездить на велосипеде: сперва надо понять принцип.
Самый простой способ, которым можно человека этому научить – просить его дать описание какому-либо явлению и внимательно вслушиваться «между слов», пытаясь уловить, как он мыслит, есть ли в его мышлении предпосылки к объёмному взгляду или нет. Люди привыкли анализировать и, конечно же, ученик будет пытаться делать то же самое. Но требовательный преподаватель будет настаивать на том, чтобы ученик дал именно объёмную оценку. После нескольких бесплодных попыток ученик убедится, что прежний тип мышления ему не помогает, и чтобы выполнить задание учителя, требуется что-то другое.
В Древней Греции такой метод имел самое широкое распространение при обучении искусству мышления. Он описан даже в Библии как метод «грешить и каяться». Слово «грешить» дословно переводится на русский язык как «промахиваться мимо цели», а слово «каяться» – означает «понимать своё несоответствие эталону», то есть, тем самым пытаться его нащупать, «возвышая разум». Учитель при этом понимает, что такое объёмное мышление, он имеет внутри себя ЭТАЛОН: он знает, как мыслят люди объёмно и ни с чем это не спутает. Пытаясь понять, чего же хочет от него учитель, ученик будет многократно повторять упражнение до тех самых пор, пока не поймёт: чего же учитель от него ждет. Самый момент понимания и есть передача компетенции: потрудившийся ученик перенимает у учителя нечто, что трудно объяснить и показать, но всё же перенимает. Перетекание возможно, если условия выстроены правильно, так как люди являются сообщающимися сосудами. Первым условием является понимание учителем методики перетекания, вторым – его владение нужными эталонами, а третьим – особая среда, или атмосфера, которую создаёт учитель вокруг ученика. И для этого учителю надо знать, какие условия необходимы для тех или иных компетенций. Так, для развития «объёмного понимания» очень важно отсутствие давление на ученика: чем сильнее на него давят, тем более суживается мышление. Напротив, для вмещения явления целиком необходимо, чтобы мышление еще более расширилось. Для других компетенций требуются иные условия, - для каждой свои.
Существует особый порядок владения компетенциями, где одни из них являются базовыми для других. Это подобно тому, как строят стену здания, основываясь на фундаменте. Существуют уровни соответствия компетенций, их важно сбалансировать, чтобы не было перекосов, иначе развитие тут же останавливается. Это подобно тому, как вращение юлы будет очень быстрым, только если ее ось установилась вертикально. Наличие таких специальных знаний, умение адекватно оценивать уровень развития компетенций в учениках, владение методами создания среды и прямой передачи, умение сопровождать учеников в процессах становления в их мышлении новых для них компетенций, – это и много другое позволяет учителю стремительно взращивать и изменять учеников. То есть, делать то, что современная система образования делать не может, но чего общество от системы образования напряженно ждет.
Таким образом, тонким местом этих технологий является человеческий фактор: нужны преподаватели, способные не выхолащивать технологии, но удерживать качество образования на всех этапах. Можно себе представить, что один такой Учитель способен воспитать плеяду достойнейших людей, способных изменить Мир. А несколько таких учителей способны своими учениками изменить расстановку сил на мировой арене. Практика показывает, что любой успешный проект – это всегда следствие существования харизматичного лидера, способного к смелым решениям. И начало таких лидеров – в тех, кто их научил и кто сделал их такими.
Система управления эффективностью «Прогрессор» ставит своей целью изменение мышления учеников; то, к чему всё сводится в итоге, всё образование – это построение такой системы мышления, которая бы воспринимала информацию, как живую и мертвую, людей – как процессы, процессы – как потоки, и идеи – как живые существа. Способность оперировать внешними и внутренними объектами, как реально существующими, даёт новый уровень эффективности, несопоставимый ни с чем другим. Так мыслили великие люди, они щупали идеи и взаимодействовали с ними, они ощущали процессы, чувствовали людей и были достаточно отважны, чтоб доверяться своему разуму. Способность перенимать и впитывать глубинные компетенции присуща детям. Способность передавать и делится своими качествами и свойствами присуща гениальным учителям, но и тому и другому можно научить. Воспитание таких качеств мышления и свойств разума и через это достижение гораздо более высокого уровня эффективности – вот истинная цель проекта «Прогрессор».
Автор статьи и Проекта Глеб Александров.
http://vk.com/future.school