Александровский парк — парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится в городе Пушкине под Санкт-Петербургом, памятник архитектуры XVIII–XIX веков. Площадь — около 200 га. Примыкает к Екатерининскому дворцу со стороны парадного входа, откуда можно попасть в парк по Большому китайскому мосту через Золотые ворота.
Золотые ворота – это визитная карточка Царского Села.
Их называют «Золотыми» из-за обилия золотых орнаментальных деталей. Но они удивительны не столько обилием позолоты, сколько своей ажурностью, великолепием причудливого барочного рисунка. Богато оформленные Золотые ворота с коваными ажурными решетками, соединяющими Циркумференции, превращают двор в характерный образец парадного курдонера.
Речь идет о трех воротах, которые соединяют корпуса циркумференций между собой в центре и с Екатерининским дворцом по сторонам. Открыв любую книгу о дворцах и парках г. Пушкина, можно прочитать в ней, что эти ворота были выкованы мастерами Сестрорецких оружейных заводов по рисункам В. В. Растрелли. Но полностью ли это соответствует истине?
1.
2.
ФОТО МОИ
3.
4.
5.
6.
![IMG_0473-2 (700x393, 377Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/237/154237305_IMG_04732.jpg)
В 1747 году императрица Елизавета впервые повелела «Ворота и решетки сделать железные и местами вызолотить, чему чертежи у архитектора Чевакинского учинены и тем решеткам для дела на Сестрорецких заводах иноземцу дан, кроме ворот».
Этот указ относится к тому периоду «великой царскосельской перестройки», который начался в 1743 году, когда архитектурии ученику Андрею Квасову было поручено перестроить и увеличить в размерах «дом о 16 светлицах», оставшийся еще со времени Екатерины I.
В 1745 году для помощи Квасову в Царское Село переводится более опытный строитель С. И. Чевакинсий, который фактически берет руководство строительством в свои руки. Но с 1747 года в строительство все активнее привлекается обер-архитектор В. В. Растрелли, все чаще Елизавета отменяет уже утвержденные проекты Чевакинского, утверждая взамен их проекты Растрелли, который постепенно выступает на первый план в проектных работах по Большому дворцу. Может быть, именно так получилось и с изготовлением ворот?
Ворота в годы немецкой оккупации города Пушкина серьезно пострадали. Вскоре после войны ленинградские реставраторы сумели вернуть им исторический вид, который теперь вновь нуждался в восстановлении.
Теперь, после реставрации ворот, оба флигеля, а вместе с ними и весь Екатерининский дворец приобрели композиционно завершенный и более историчный вид.
Большой Китайский мост через Обводной канал, расположен сразу после входа в Александровский парк со стороны «Золотых ворот» Екатерининского дворца. Мост построен при Екатерине II в 1784-1786 годах, одновременно с Драконовым мостом по проекту архитектора Ч.Камерона. Облицовка моста выполнена из розового гранита. Низкие перила с точёными вазами соединены причудливыми «ветвями коралла» выкованными из железа.
3.
4.
Этот широкий и плоский мост из розового гранита, ограждают перила из высокими изящными вазами, соединённых друг с другом ярко-красными ветвями коралла, выкованными из железа. Помимо гранитных ваз и ветвей кораллов, в 1860 г Большой Китайский мост был украшен четырьмя фигурами китайцев, сидящих на тумбах-постаментах, скульптор П.И.Шварц. Фигуры были одеты в национальные костюмы, раскрашенные в разные цвета, и держали в руках подвешенные на палках фонарики.
5.
6.
8.
9.
10.
2.
3.
4.
5.
![IMG_1239 (568x700, 650Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/153/455/153455274_IMG_1239.JPG)
Крестовый мост расположен на углу Обводного канала слева от входа в парк. Несмотря на небольшие размеры, мост кажется монументальным благодаря хорошо найденным пропорциям. Мощные, сильно изогнутые полуарки смыкаются и образуют площадку. На ней построен восьмиугольный павильон, облицованный цветными глазурованными кирпичами, некогда изготовленными фабрикантом А. Конради. Стены павильона прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша была расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. К павильону ведут широкие гранитные лестницы из двадцати трех ступеней каждая. Круглые площадки у основания лестничных маршей выложены двухцветными мраморными плитами. Под верхней площадкой над водой, свисает «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это оригинальное украшение.
1.
2.
![100_9913 2 (700x525, 669Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/153/520/153520976_100_9913_2.JPG)
3.
5.
8.
![100_9925-2-обои- (700x403, 150Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/153/521/153521101_100_99252oboi.jpg)
По проекту предполагалось, что Обводной канал не только обогнет сад по периметру, но и крестом рассечет его на четыре части. Однако канал по саду не был проложен и разделение сада на четыре квадратные куртины произведено прокладкой двух перпендикулярных аллей. Применение в качестве границы сада канала позволило создать в этом районе парка интересный ансамбль мостов. В центре Нового сада на пересечении аллей расположена круглая площадь со стоящим посредине обелиском из черного мрамора, посвященного борцам за дело Революции.
1.
2.
3.
4.
![100_9872 2 (700x499, 548Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/237/154237682_100_9872_2.JPG)
Дальше прямо как в сказке: от памятника если прямо пойдёшь Центральная аллея доходит до Драконова моста.
Если налево пойдёшь – до Китайских мостов дойдёшь.
Если направо пойдёшь – до Александровского дворца дойдёшь.
Пойдём прямо до Драконова моста.
Характерное для всего XVIII века увлечение Китаем нашло отражение не только в садовых зданиях, но и в пяти мостах Нового сада, переброшенных через Крестовый канал, — Драконовом, Крестовом Большом и Малых китайских.
Драконов мост, называвшийся в документах конца XVIII века мостом «с чудовищными фигурами», был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона на аллее, ведущей от дворца, перед входом в Зверинец. Его украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Первоначально, при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II, фигуры были выполнены из известняка; ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году по моделям скульптора И. Шварца.
1.
2.
9.
10.
11.
12.
14.
15.
![100_9875 2 (700x525, 674Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/153/592/153592404_100_9875_2.JPG)
Малые (или Железные) Китайские мосты переброшены через Обводной канал на Тройной аллее.
Рядом с Китайской деревней на Обводном канале, обрамляющем Новый сад, Камерон построил четыре моста, заново выполнив работу, начатую до него И. В. Нееловым. При входе в деревню вместо первоначально задуманного «дома над каналом» он соорудил в 1781 году два деревянных моста, ярко и затейливо расписанных и позолоченных и через пять лет воспроизведенных по приказу Екатерины в металле.
1.
2.
Оба моста чугунные однопролетные, близкие по композиции и отличаются только отдельными деталями. Резные колонны, установленные при входе на мост, поддерживали изогнутые кровли, расписанные «под рыбью чешую». На крыше стояли 12 флюгеров, вырезанных из жести и покрытых золотом. Стволы колон украшала роспись в виде гирлянд из цветов; потолок, перила полов и шпицы кровель были раскрашены на китайский манер.
В 1786 году эти мостики по приказу Екатерины II были заменены их металлическими копиями, изготовленными на Сестрорецком заводе. Эти два моста были изготовлены архитектор К.-И. Шпекле. Только благодаря металлу они и дотянули до наших дней.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
![100_9924 2 (700x500, 607Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/153/535/153535835_100_9924_2.JPG)
Близкие по композиции мосты отличаются отдельными деталями. Их береговые устои облицованы гранитом. Фигурные железные перила упираются в литые чугунные тумбы, увенчанные фигурными вазами. Китайский характер мостам придают портики из парных колон, поддерживающие фигурные кровли выбитые из листового железа. Колоны одного из мостов украшает в нижней части рельефный орнамент, а стволы колон другого были сплошь покрыты узорными листьями, сейчас утраченными.
В настоящее время оба мостика отреставрированы и органично смотрятся в «китайской» части Александровского парка.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
![IMG_1223 (393x700, 470Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/153/535/153535867_IMG_1223.JPG)
Дальше по центральной аллее прогуляемся до Александровского дворца.
1.
2.
![IMG_0456-2 (700x450, 385Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/238/154238886_IMG_04562.jpg)
Александровский дворец расположен в северной части Александровского парка, в 5 минутах ходьбы от Екатерининского дворца. Александровский дворец создан по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, является памятником архитектуры XVIII века.
Дворцовый комплекс вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское село» лишь в 2009 году и поэтому пользуется большой популярностью у туристов. Вместе с тем, большинство залов исторического здания не восстановлены и поэтому доступными для посещения являются лишь несколько комнат, расположенных на первом этаже. Также в редких случаях проводятся экскурсии по историческим подвалам, планировку которых разработал также архитектор Кваренги.
Для справки: В подвалах и полуподвалах здания в прежние времена проживали сотни слуг — гардеробщики и парикмахеры, лакеи и охранники. Также здесь находилась приспешная кухня, в которой для царской семьи пекли блины и пирожки, готовили шашлык, а многие разносолы сюда доставлялись по подземному ходу из Кухонного корпуса.
Одна из тайн дворцового ЖКХ — бетонное подземное водохранилище, построенное в 1905 году. Земляная обсыпка и тамбур с двойными дверями не давали воде замерзнуть даже в лютые морозы, запасов воды хватало примерно на 50 императорских ванн.
Резервуар является не только гидротехническим памятником начала XX века, но имеет и функциональное значение в наше время, поскольку связан со всей гидротехнической системой города Пушкина.
В Александровском дворце бывал «великий старец» Гриша Распутин, здесь же под домашним арестом со 2 марта 1917 года находилась семья Николая Романова. 1 августа 1917 года отсюда царская семья отправилась в Тобольск, а в ноябре 1918 года была расстреляна в Екатеринбурге.
6.
7.
8.
9.
Дворец построен в классическом стиле, отличается простотой и строгостью. Здание представляет собой вытянутую в длину двухэтажную постройку с двойными флигелями по сторонам. Перед средним фасадом возвышается величественная колоннада, рядом с которой установлены две бронзовых скульптуры:
«Юноша, играющий в бабки», выполненная по модели скульптора Николая Пименова
«Игра в свайку» — работа скульптора Александра Логановского.
Статуи подчеркивают неприметный парадный вход во дворец.
Противоположный фасад украшен полуротондой (полукруглой постройкой) со сферическим куполом и террасой, выложенной плитками серого и белого мрамора.
Парадная анфилада (ряд залов) располагается вдоль садового фасада здания, в центре ее находится комната с полуротондой, разделенная на три части широкими арками. Эти залы получили названия:
Полукруглый — это средняя часть помещения
С востоку от него располагался Портретный зал, рядом с которым находились зал с Горкой, Библиотека и Угловая гостиная
С западной стороны был устроен Бильярдный зал, или Мраморная гостиная.
Перестройки конца XIX — начала XX века изменили назначение комнат:
В правом крыле при Николае I располагалась опочивальня, при Николае II — дворцовая церковь
В левом флигеле находился Концертный зал, а в 1903 году на первом этаже на его месте появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный — Новый кабинет императора Николая II, на втором — комнаты детской половины.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Екатерина II не представляла существование Александровского сада без Фернейского замка, но в результате здесь был построен дворец, ставший свадебным подарком для ее любимого первого внука — князя Александра Павловича.Строительство началось в 1792 году по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и 12 июня вся семья отпраздновала новоселье на открытой колоннаде дворца, где подавали прекрасный десерт и откуда открывался "прекрасивый" вид на парк.
Александр I, став императором, перебрался в Петербург, а приезжая в Царское село, чаще всего останавливался в Екатерининском дворце. Его брат Николай I, напротив, предпочитал жить в Александровском дворце, и именно при нем дворец был назван в память о первом его владельце.
Самые большие перестройки исторического сооружения произошли при Николае II, родившемся в Александровском дворце и очень любившим Царское село.
При нем на первом этаже был пристроен балкон с навесом и усовершенствована система отопления и водоснабжения. Появились пожарная сигнализация и телефон, пожарный водопровод и лифт. В 1897 году по проекту архитектора Сильвио Данини был построен подземный тоннель из дворцовой кухни в кухонный флигель для перемещения прислуги.
Последний ремонт здания проводился в 1957 году. Недавно был выполнен ремонт подвальных помещений, на очереди — замена коммуникаций и восстановление комнат верхних этажей.
В настоящее время дворец закрыт на реставрацию. Ориентировочная дата завершения работ — 2021 год.
15.
16.
17.
![100_9843 2 (700x525, 582Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/239/154239003_100_9843_2.JPG)
Сегодня мы с вами прогулялись по центральной части Александровского парка.
Буду очень рада если вам понравилось.
Благодарю за внимание