ТЕУНИКОВА & КОМПОЗИТ - СОН АРКАДИЯ ГАЙДАРА Юлия Теуникова: "Песня «Сон Аркадия Гайд...
"Почему сложилась такая система выбора худших?" - (5)Без заголовка Когда меня спрашивают, почему я не уезжаю отсюда, раз мне так все не нравится в мое...
" НЕ МАЯЧИТ НАДЕЖДА МНЕ..." - (0)АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ - НЕ МАЯЧИТ НАДЕЖДА МНЕ "В России, в которой я бы хотел жить, сегодня бы...
Animal Artist Anne E. LONDON. - (3)Wildlife Art by A. E. London. Эту фотографию художницы Anne London я сдела...
"Мы так долго ждали весну..." - (0)ДИАНА АРБЕНИНА И НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ - ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ У этой песни ещё нет названия. Её премьера ...
Генри Мур (Henry Moore) |
Полулежащая женщина. Бронкс. Reclining Figure_1951
30 июля 1898 года в Каслфорде в графстве Йоркшир родился Генри Спенсер Мур.
Британский скульптор Генри Мур (Henry Moore) принадлежит к числу крупнейших мастеров ХХ столетия, чье оригинальное и глубоко гуманистическое творчество продолжает волновать умы современных людей. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира, а монументальные скульптуры украшают площади перед главными общественными сооружениями Европы — зданиями Парламента в Лондоне и ЮНЕСКО в Париже.
Родился будущий мастер 30 июля 1898 года в небольшом городке Кастлфорд в Западном Йоркшире.
Hill Arches - Henry Moore
Генри Спенсер Мур был седьмым ребенком в семье горного инженера, поколения предков которого работали на шахтах в Йоркшире. Генри было 11 лет, когда в детской энциклопедии он увидел скульптуры Микеланджело. У мальчика появились кумир и мечта – стать скульптором, подобно великому мастеру Возрождения. После Первой мировой войны Генри учился в художественном колледже в Лидсе, затем – в Королевском колледже искусств в Лондоне, после окончания в течение многих лет работал здесь преподавателем.
В начале 20-х годов Мура часто можно было встретить в залах Британского музея. Его притягивало искусство ранних цивилизаций – ассирийское, древнеегипетское, шумерское, этрусское, африканское, архаическая Греция и искусство доколумбовой Америки – майя, ацтеков, тольтеков, в европейском искусстве – романский и готический периоды.
Henry Moore Working Model for UNESCO Reclining Figure
Henry Moore Working Model for UNESCO Reclining Figure
Он верил, что примитивное архаическое искусство несет в себе мощную жизненную энергию – в силу своей естественной реакции на жизнь: прямой, непосредственной, свободной от оков академических традиций. Постепенно складывался его собственный стиль, основанный на материальных природных «органических формах». Мур стремился, чтобы его скульптуры казались творениями самой природы, естественными и вечными, словно они стояли здесь столетиями, меняясь и шлифуясь под напором стихий.
Мать и дитя
Одним из первых в искусстве ХХ века Мур заставил нас посмотреть на скульптуру не как на анатомическое подобие человека, а увидеть ее частью природного ландшафта. Если присмотреться к полулежащим фигурам скульптора, в них можно увидеть и пологие холмы Англии, и испещренные морщинами от ветра и воды камни и скалы побережья; услышать шум дождя, почувствовать запах моря. Язык, на котором говорил Мур, был принципиально новым явлением для скульптуры ХХ века.
Мать и дитя
Арка
Арка
В своем подходе мастер отталкивался от простой идеи: мы – плоть от плоти, кровь от крови этой земли, воды, деревьев, птиц, рыб, зверей, гор и долин. В работах скульптора ощущается скрытый рост, движение, развитие.
Henry_Moore_at_Kew_Gardens
Подобно неумолимой силе, раскрывающей почки деревьев или лепестки цветов, скульптуры Мура затягивают нас в свое пространство, внутрь углублений, полостей, дыр. И одновременно открывают для нас новые пространства.
Деталь скульптуры в Йоркширском парке.
2 Овал_Double_Oval
Женские фигуры ваятель сравнивал с природным ландшафтом, в котором колени и грудь напоминали горы, овалы плеч и бедер – холмы, а округлые пустоты – пещеры. Даже Землю он считал трехмерной скульптурой.
Скульптура "Овцы"
«Скульптура – это путешествие, – говорил Мур. – Она должна быть видна в сотне разных ракурсов, по-своему открываясь летящей птице или ползущему червю». И помещал свои работы на открытых пространствах, стремясь слить их с окружающим пейзажем. Архитектор, посетивший мастерскую Мура, рассказывал о его работах: «...Скульптуры особенно хороши среди живой природы, ибо становятся частью ландшафта. В их тени прячутся от летнего зноя овцы, причудливые силуэты фигур сливаются с холмами и деревьями».
Скульптура "Овцы"
Скульптура "Веретено".
Король и королева
Одна из самых известных композиций Мура возвышается на вершине холма в Шотландии – «Король и королева» будто парят в небесных просторах.
Король и королева. King and Queen 1952-3, cast 1957
Король и королева. Деталь
Король и королева
Овал с точками
Овал с точками
«Ядерная энергия» (NuclearEnergy)
Большинство своих работ художник создавал для открытого пространства. Одна из самых известных его скульптур - «Ядерная энергия» (NuclearEnergy), которая сейчас стоит у Университета Чикаго, изображает что-то среднее между атомным грибом и человеческим черепом.
«Ядерная энергия» (NuclearEnergy)
«Ядерная энергия» (NuclearEnergy)
Художник считал, что геометрия небоскребов в мегаполисах угрожает скульптуре, подавляет ее. «Лучше ей стать частью самого бедного пейзажа, чем украшать самое прекрасное здание», – утверждал Генри. «Одно из свойств, которое, хочется думать, присуще моей скульптуре, – говорил он, – это сила, прочность, внутренняя энергия». А еще – равновесие, полновесность пластических масс, гармония и покой.
Nasher Sculpture Center.
Henry Moore at Kew
Над чем бы ни работал Мур, он постоянно возвращался к одним и тем же волнующим его темам: взаимоотношения между внешним и внутренним, плотью и оболочкой, силой и уязвимостью. В творческой вселенной скульптора царил человек, его тело, которое художник воспринимал как целостную органическую систему.
Семья
Генри Мур и модель скульптуры "Мать и дитя"
Он был скульптором знаков – символов. Мур никогда не стремился к портретной схожести или психологической характеристике образов. На протяжение десятилетий он создавал вариации одних и тех же важных для него тем-символов: лежащая женская фигура, семья, мать и дитя.
Кресло-качалка
Тема материнства зазвучала с особой силой после рождения дочери Мэри. Брак со студенткой Ириной Радецкой (русской по национальности) был очень счастливым. Его жена родилась в Киеве в 1907 году, училась в балетной школе в Москве. В 1917 году произошли исторические события, которые потрясли не только Россию, но и весь мир. Отец Ирины был убит, мать свою она потеряла. В 1919 году Ирина покинула Россию и воссоединилась с матерью, оказавшейся к этому времени в Лондоне.
Уже на склоне лет Мур вспоминал: «В молодости я считал, что художник, чтобы добиться славы, не должен быть женат, он должен быть обручен со своим искусством. Потом, когда я встретил Ирину, я начал думать, что вот этот художник был женат, а у этого вообще было 20 детей».
Стрелец
Three Piece Reclining Figure No. 2: Bridge Prop 1963 by Henry Moore
Птичье гнездо, 1939 (Железное дерево, струны)
Мур работал с разнообразными материалами, создавая композиции из дерева, камня, бронзы, железобетона и терракоты, иногда сочетал в одной работе дерево и свинец, скрепляя части между собой туго натянутыми струнами или медной проволокой.
Подготовительный рисунок для металлической скульптуры, 1938.
Он был убежден, что образ уже существует, заложен в материале и скульптору лишь остается, следуя магии камня или дерева, выпустить его на свободу при помощи резца. Идея «верности материалам», высказанная критиком Роджером Фраем, обрела в Генри Муре истового последователя.
Признание и понимание пришли далеко не сразу. Первая выставка Мура состоялась в Лондоне, когда ему исполнилось 27 лет. В те годы в художественной атмосфере города преобладали довольно консервативные настроения, образы, созданные скульптором резко отличались от традиционных, казались пришельцами из другого мира, и газета «Morning post» объявила экспозицию «аморальной».
Сохранилась история о том, как Генри пришел к Пегги Гугенхейм и долго убеждал коллекционершу приобрести его бронзовую скульптуру, которую притащил с собой в хозяйственной кошелке.
Three Points 1939-40
Helmet Head and Shoulders 1952
Shelterers in the Tube 1941
Переломным моментом в карьере Мура стала его серия рисунков, созданных в годы Второй мировой войны в Лондонском метро. Тысячи зарисовок жителей города, укрывшихся в подземке от немецких бомбардировок, выставленные в Национальной галерее, потрясли страну и принесли скульптору мировое признание.
A Tilbury Shelter Scene 1941
«Сын шахтера стал Дантом военного метро», – писал Вознесенский. Это трагическая ода пассивному сопротивлению людей, поставленных на грань выживания: беззащитное население решилось на радикальный политический акт, самовольно, без разрешения официальных оранизаций, занимая подземные убежища метро.
Политические взгляды Мура, во многом обусловленные его социальными корнями, в этот период были крайне левыми, скульптор активно общался с членами компартии.
Эта серия рисунков балансирует на грани между документальным репортажем и историческим гротеском. Здесь нет деталировки характеров, люди лишены индивидуальности, это существование за гранью человеческого. Полупризраки, подобия людей-мумий, спят, едят, кормят детей, ведут какое-то полурастительное существование, жизнь замерла в ожидании чего-то непостижимого и ужасного. Физическое ощущение нехватки воздуха и пространства, клаустрофобия охватывают при разглядывании этих рисунков.
pink-and-green-sleepers-1941
Grey Tube Shelter 1940
Пограничное состояние между сном и смертью, переданное художником с такой убедительностью, поднимает эту серию на уровень самых пронзительных документальных свидетельств войны, сродни фотографиям Дахау, Освенцима, Бухенвальда.
Трагизм цивилизации, прошедшей в ХХ столетии через две опустошительные мировые войны, ощущается в деформированных, расчлененных фигурах скульптора не как психологическая характеристика, а как драматический резонанс на состояние человека в современном мире.
На протяжении творческого пути Мур свободно передвигался между фигуративным искусством и абстракцией; обращаясь то к примитивному искусству, то вовлекаясь в русло модернизма, отвечая на импульсы Бранкузи, Пикассо, Джакометти, Арпа, сюрреалистов. Пожалуй, сюрреалистический метод конструирования образа на основе трансформации природного объекта наиболее проявился в его творчестве в 1960-1970-е годы.
Эти годы были пиком популярности скульптора: шутили, что в Великобритании не осталось публичных мест, где бы не красовалась монументальная скульптура Мура. Естественно, осуществление таких крупноформатных композиций требовало работы целого коллектива ассистентов. Фактически Генри сосредоточился на изготовлении «рабочих моделей» – макетов, которые ассистенты увеличивали и переводили в материал: бронзу, камень и т. д.
Henry Moore sculpture at Aria at CityCenter in Las Vegas.
Полулежащая женщина. Глайденборн
Огромное количество государственных и частных заказов, непрерывным потоком следующих в мастерскую Мура, приносили не только славу, но и немалые деньги. К чести скульптора-миллионера, он сумел найти им достойное применение, вкладывая большую часть в учрежденный им фонд поддержки и развития современного искусства.
Множество
В личной жизни монументалист Генри Мур не отличался монументальным размахом запросов, довольствуясь небольшим скромным домом. Расширял он лишь территорию заложенного вокруг скульптурного парка да рабочие мастерские. Деятельность Фонда Генри Мура продолжается и ныне, более двух десятилетий спустя после смерти художника. И сегодня в небольшой деревушке Перри Грин, где начиная с военных лет жил и работал Мур, соавторы скульптора – ветры, снега, дожди и солнце – меняют облик его работ. Как и задумал художник.
Источник текста: статья Полнота пустот Генри Мура
Серия сообщений "скульптура":
Часть 1 - Наталия Мудрук. Скульптура
Часть 2 - Marie-Paule Deville-Chabrolle
...
Часть 29 - Axel Petersson "Döderhultarn" (Аксель Петерссон)
Часть 30 - Алиса Дидковская-Петросюк
Часть 31 - Генри Мур (Henry Moore)
Часть 32 - Fritz Nuss (Фриц Нусс) (1907-1999)
Часть 33 - Karl Ulrich Nuss (Карл Ульрих Нусс), 1943
...
Часть 46 - Наталья Дикарева
Часть 47 - Геннадий Челбогашев
Часть 48 - Наум Борисович Габо (Певзнер).
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |