ДИМИТРИЙ ЭРИСТАВИ РОДИЛСЯ В 1931 ГОДУ В г. ТБИЛИСИ. В 1956 г. ОКОНЧИЛ ФАКУЛЬТЕТ ГРАФИКИ ТБИЛИССКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ. ЕГО ПЕДАГОГАМИ БЫЛИ Л. ГРИГОЛИЯ, И. ШАРЛЕ-МАНЬ, С. КОБУЛАДЗЕ, Д. ГАБАШВИЛИ И ДРУГИЕ.
Д. ЭРИСТАВИ РАБОТАЕТ В ОСНОВНОМ В СТАНКОВОЙ ГРАФИКЕ. ОН ПОСТОЯННО ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ, ВСЕСОЮЗНЫХ И ОРГАНИЗУЕМЫХ ЗА ГРАНИЦЕЙ ВЫСТАВКАХ.
ПЕРВАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА Д. ЭРИСТАВИ СОСТОЯЛАСЬ В г. ТБИЛИСИ В 1967 г. В ТОМ ЖЕ ГОДУ ЕМУ БЫЛО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА ГРУЗИНСКОЙ ССР И ЛАУРЕАТА ПРЕМИИ КОМСОМОЛА ГРУЗИИ.
C именем Димитрия Эристави связано в Грузинском изобразительном искусстве создание некой разновидности бытового жанра, которая отображает жизнь современного города, передает его ритм. В простых, совершенно непримечательных явлениях городского быта ищет и находит художник красоту, с поэтическим вдохновением рассказывает о том, что не раз увидено и пережито. В полных тонкого лиризма и обаяния ранних пастелях «Игра в классы», «Детский сад», «Продавец фиалок» — художник передает характер подростков, а главное, неповторимую пластику их движений.
ПРОДАВЕЦ ФИАЛОК. 1959. Бумага, карандаш, пастель, гуашь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА. 1969. Бумага, акварель, гуашь, перо.
НА СТАДИОНЕ. 1967. Бумага, гуашь, акварель.
ИГРА В «КЛАССЫ». 1958. Бумага, карандаш, пастель.
ПЕРЕХОД. 1967. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.
В пастельных работах этого периода, вместе с тонкой градацией оттенков, Д. Эристави часто применяет локальный цвет, сочетая и подчиняя его четкому, выразительному рисунку. Гибкая, плавная, пластичная и подвижная линия рисунка — преобладающее средство художника в создании образа. Линия описывает формы и придает им объемность, вносит динамику и ритм в композицию. Именно эта особенность произведений Д. Эристави связывает его искусство с национальной художественной традицией. Ведь гибкость, плавность, динамичность линии так характерна для средневековых грузинских фресок.
ВЕСНА. 1970. Бумага, карандаш, пастель.
СКАКАЛКА. 1978. Бумага, цветной жаравдаш, перо
ВЕСНА, 1965. Бумага, карандаш, пастель.
Особый интерес художника к движению обусловлен логикой его творчества. Главная тема произведений Д. Эристави — современная жизнь. А ведь она — бесконечное движение; лишь в динамике, в действии проявляется ее сущность. Д. Эристави глазами аналитика фиксирует жесты и движения людей, олицетворяющие ритмические особенности их повседневности. Художник вглядывается в походку людей, в их манеры, жесты, выделяет самое характерное.
Особенности пластики движения людей разных профессий легли в основу графической серии «Труженики».
ЧАСОВЩИК.1971. Бумага, тушь, перо.
Сапожник. 1971. Бумага, тушь, перо.
ПРЯДИЛЬЩИЦА. 1971. Бумага, тушь, леро.
ДВОРНИК. 1971. Бумага, тушь, перо.
УЧЕНЫЙ. 1971. Бумага, тушь, перо.
Скульптурностью формы выделяются новые графические листы Д. Эристави. И здесь в центре внимания художника проблема движения, но уже не конкретного движения человека - той или иной профессии или возраста, а движения вообще. Подобная задача обусловливает обобщенность избранных мотивов. В композициях «Танец нимф», «Ритм», «Сатир и нимфа», «Танец» четким, выразительным рисунком, контрастным чередованием светотени художник создает полноту, осязательную пластичность формы. В этих произведениях движение приобретает вид уже не линейной, а объемной пластики.
ТАНЕЦ. 1976. Бумага, цветной карандаш.
САТИР И НИМФА. 1975. Бумага, цветной карандаш.
АДАМ И ЕВА. 1969. Бумага, цветной карандаш.
АДАМ И ЕВА. 1977. Бумага, цветной карандаш, перо
ТАНЕЦ- 1976. Бумага, перо.
Одним из ведущих жанров творчества Д. Эристави является портрет. Каждый человек для него — отдельное, особенное явление, самостоятельный мир с собственной душой и индивидуальной пластикой. Поэтому каждый штрих, каждая характерная форма несет отпечаток вдохновенного осмысления, в каждой линии чувствуются душа и личность автора.
ПОРТРЕТ МАРИНЭ КАРЦИВАДЗЕ. 1964. Бумага, карандаш.
ПОРТРЕТ МАНАНЫ ГЕДЕВАНИШВИЛИ. 1961. Бумага, карандаш.
ПОРТРЕТ МАНАНЫ ШЕНГЕЛАЯ. 1963. Бумага, пастель.
ПОРТРЕТ МАНАНЫ АБАЗАДЗЕ. 1963. Бумага, карандаш.
Отдельная страница в творчестве Д. Эристави — графическая серия «Старый Тбилиси». Узкие, мощеные улицы старого Тбилиси, его дома с балясинными балконами и торговыми лавками в нижних этажах, чарующие картины старого города, с детства сохраненные памятью художника, особенно близки и дороги ему.
СЕМЕЧКИ, 1976. Бумага, перо
ТОЧИЛЬЩИК. 1971. Бумага, перо.
Музыканты.1971.бумага, перо, акварель.
Он художник города. В его произведениях запечатлены не только внешний, архитектурный облик современного Тбилиси, но и его душа, ритм жизни, свойственный именно этому городу, неповторимая пластика тбилисцев — одним словом, все то, что составляет суть Тбилиси. Именно это, вместе с высоким мастерством и оригинальностью образного решения и определяет столь большую популярность и признание творчества Димитрия Эристави.
МАРИНА КЕРЕСЕЛИДЗЕ
P.S. - все сканы и текст - "Эристави дмитрий Вахтангович"(альбом) издательство "Хеловнеба". Тбилиси.1979.
Серия сообщений "Грузия":
Часть 1 - Гиви Сипрошвили.
Часть 2 - Отар Имерлишвили
Часть 3 - ДИМИТРИЙ ЭРИСТАВИ
Часть 4 - Мераб Гагиладзе
Часть 5 - Ладо (Владимир) Давидович Гудиашвили Lado Gudiashvili
...
Часть 11 - Сандро Далакишвили (Sandro Dalakishvili)
Часть 12 - Mimo Sukh.
Часть 13 - Феликс Варламишвили ( Felix Varlamishvili (Varla)