-Рубрики

 -Цитатник

"Сон Аркадия Гайдара". - (0)

ТЕУНИКОВА & КОМПОЗИТ - СОН АРКАДИЯ ГАЙДАРА Юлия Теуникова: "Песня «Сон Аркадия Гайд...

"Почему сложилась такая система выбора худших?" - (5)

Без заголовка Когда меня спрашивают, почему я не уезжаю отсюда, раз мне так все не нравится в мое...

" НЕ МАЯЧИТ НАДЕЖДА МНЕ..." - (0)

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ - НЕ МАЯЧИТ НАДЕЖДА МНЕ "В России, в которой я бы хотел жить, сегодня бы...

Animal Artist Anne E. LONDON. - (3)

Wildlife Art by A. E. London.   Эту фотографию художницы Anne London я сдела...

"Мы так долго ждали весну..." - (0)

ДИАНА АРБЕНИНА И НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ - ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ У этой песни ещё нет названия. Её премьера ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в aleksyri

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 2931
Комментариев: 17323
Написано: 33780


«Главное, чтобы услышали». История песни «Город золотой»

Четверг, 12 Апреля 2012 г. 01:19 + в цитатник
Огромное спасибо Feel-me за "наводку"!
«Главное, чтобы услышали». История песни «Город золотой»
Борис Хомичев

Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой…
Кто любит — тот любим, кто светел —
тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой
в дивный сад —

многие, впервые услышав эти слова, проникновенно спетые Борисом Гребенщиковым под волшебную мелодию группы «Аквариум», испытали необыкновенное чувство: вот оно, родное, сокровенное, когда с души слетает шелуха и начинает учащенно биться сердце!.. С давних пор мы с друзьями поем эту песню в особые моменты наших встреч, она стала больше чем песней: знаком узнавания для многих родственных душ.

Но как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, исполнив его первый раз в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история! А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века!

Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Она открыла неведомый советскому человеку красивейший и загадочный мир старинных мелодий и образов. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе, Франческо да Милано (1497–1543), в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров.Но почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи.

А какую же тогда?.. И кто он?..

На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано... Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. «Зеленые рукава» — это настоящая старинная английская песня. Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям. Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась! За 35 лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России.

Интересно, что чувствовал композитор, когда «пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР»? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме «Мелодия» и культовому фильму «Асса» (1987) полюбилась миллионам!.. Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…» Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять!

Конец 1972 года. Ленинград. Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом «самиздат» и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…

Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»… Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за 15 минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто — «Рай».Его многолетний друг и соавтор, в творческом союзе с которым они написали порядка ста песен под именем АХВ, — Алексей Хвостенко наложил стихи Анри на канцону «Франческо да Милано» (так появилась первая редакция песни). Он же первым исполнил ее под гитару — своим знаменитым скрипучим и хриплым голосом, немного упростив припев на бардовский лад (именно из этого варианта исходил потом БГ). За зиму АХВ записали целую кассету с песнями на «старинные» мелодии с пластинки, и весной 1973 года «Рай» отправился в путь по «квартирникам» и магнитофонам Москвы и Питера. Вскоре оба — АВ и АХ — оказались за пределами страны с ярлыком «враг народа». Но, оставшись сиротой, песня продолжила жить, ее полюбили, пели. От кого-то ее услышала Елена Камбурова, от нее, уже с началом «Над твердью голубой…», — известный бард Виктор Луферов. Оба стали исполнять ее в своих вариантах. *** Снова конец 1972 года. Ленинград, мансарда на углу Фонтанки и Майорова. Ее хозяин — художник Борис Аксельрод, он же Аксель, или сокращенно AXL. Нет, сказать «художник» — это не сказать ничего. Слово завсегдатаям мансарды тех лет: «Этакий человек эпохи Возрождения. У него часто звучал Бах в чудесном исполнении, редком, медленном. Время вокруг Акселя как-то текло медленно, прозрачно: то он скрипку тронет, чтобы звучала аутентичней, то каутерием иконы коснется, то хлеба спечет, чтобы народы накормить, в морских раковинах краски размешает, ведь „времена меняются, а художник остается“. Ему стоило только тихо присутствовать — и музыканты по-другому играли, у них был какой-то удивительный подъем, дети доверяли ему свои тайны, птицы прилетали на окошко заглянуть, что же там происходит».


«У него была удивительная способность поднять человека над самим собой, дать ему поверить в себя самого. Он общался и с большими музыкантами, философами, и с бомжами, с людьми совершенно потерянными, и каждому он давал почувствовать свою неповторимость, ибо „разна природа и того, и этого“, — говаривал он, повторяя Аристофана (для шутки делая ударение на И) и умел „внимательно слушать“».

Сам Аксель говорил: «У меня была большая мастерская, куда взрослых я не впускал: ко мне приходили только дети — в возрасте от трех до девяноста трех лет».

Входящих встречала бродившая по коридору ученая ворона Радилярдус, на потолке сияли звезды, а в ванной работал аппарат омоложения…Каким-то образом Аксель получил заказ от райкома комсомола сделать огромное мозаичное панно в Таврическом саду для детей. А называлось оно «Райский сад на земле»! Вся мансарда была в эскизах загадочных райских зверей, а тонны сине-голубой смальты, которая должна была изображать небо, кусками лежали в подвале. Так вот, одним из «рабочих» по разбивке смальты был как раз поэт Анри Волохонский! И чай все пили аккурат «над небом голубым»! Понимаете теперь, откуда «животные невиданной красы» и вся атмосфера рая на земле! И откуда попала к нему та самая пластинка со «старинной» музыкой. Здесь действительно могло за 15 минут родиться что-то необыкновенное… Кстати, панно это, как и многие заказы великого Леонардо, закончено не было. А через некоторое время в мансарду пожаловали компетентные органы, принеся срочное «приглашение на историческую родину». Времени на сборы не дали. Вывезти картины не разрешили. Аксель уехал с зонтиком и полиэтиленовым пакетом в руках.***

1976 год. Студия «Радуга» Эрика Горошевского (тогда еще студента у Георгия Товстоногова) была очень популярна среди питерских студентов и вообще среди молодежи. Долгое время у них была одна студия для записи с группой «Аквариум», они часто вместе записывались, репетировали. В 1974 году даже совместно поставили концептуальный спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора», с которого и началась официальная история «Аквариума». И вот при полном аншлаге состоялась премьера легендарного спектакля «Сид» по пьесе драматурга XVII века Корнеля. По воспоминаниям, «там оказался в полном составе „Аквариум“», а один из них, «Дюша» Романов, даже играл в «Сиде» роль. В качестве музыкального сопровождения в спектакле звучала песня «Рай», но музыка была взята в первоначальном варианте, с пластинки. Видимо, Бориса Гребенщикова она глубоко «зацепила», ибо через восемь лет он все-таки включил ее и в свой репертуар.

Помещать Град на небо бессмысленно…»

Так БГ стал пятым исполнителем этой песни, уже в известной всем редакции. Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие, в том числе и авторы АХ и АВ, утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло! Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно». Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел». В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения.


Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд — чушь».

Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «главное, чтобы услышали».

Вот такая история. Уже почти 40 лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой. ***Текст с некоторыми сокращениями - электронный журнал "Человек без границ" - http://www.manwb.ru/articles/music_box/2009_year/MusBox_0902/ - там же можно послушать и скачать некоторые мелодии с пластинки Вавилова и разные варианты исполнения песни.(за ссылку огромное спасибо - veterinebo !)

Серия сообщений "история одной композиции":
Часть 1 - Petite Fleur /история шлягера/
Часть 2 - «Nights in White Satin» /история шлягера/
Часть 3 - По тундре, по железной дороге
Часть 4 - «In The Army Now»
Часть 5 - «Главное, чтобы услышали». История песни «Город золотой»
Часть 6 - "Стены рухнут, рухнут, рухнут..." - история с одной композицией
Часть 7 - О каком таком «Доме Восходящего Солнца» поют в песне «The House Of Rising Sun»?
...
Часть 18 - Paint It Black - Зафарбую чорним
Часть 19 - Poupée de cire, poupée de son
Часть 20 - "Strange Fruit" Beth Hart & Joe Bonamassa

Рубрики:  музыка


Процитировано 29 раз
Понравилось: 2 пользователям

lazy_Mary   обратиться по имени Пятница, 20 Апреля 2012 г. 20:19 (ссылка)
У меня до сих пор сохранилась в коллекции пластинка "Лютневая музыка 17-18 веков". Я купила ее миллион лет назад. А когда впервые услышала "Город золотой" от БГ - удивилась. Там на сайте есть несколько версий песни - БГ превратил ее в маленький шедевр. Песню делают 3 человека.
Забираю себе. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Апреля 2012 г. 20:58ссылка
lazy_Mary, у меня тоже пластиночка стоит в шкафу, она выходила несколькими тиражами, моя из последних - первые "заслушали до дыр" ( да и проигрыватели, когда она появилась, были те ещё).Этот диск у многих пробудил интерес к музыке Возрождения и барокко, "Мадригал" аншлагами на своих концертах обязан во многом ей.
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Четверг, 03 Мая 2012 г. 00:19 (ссылка)
Чудо материал! Аaleksyri, Алексей, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Мая 2012 г. 00:33ссылка
красавицу_видеть_хотите, этот пост - плод "коллективного творчества", мой вклад чисто компилятивный.(Очень рад Вашему появлению в "друзьях"!)
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Мая 2012 г. 11:12ссылка
Доброго дня, всем!
Первым делом нужно поблагодарить за найденную истину израильского публициста Зеэва Гейзель!, его расследование продолжалось более двух лет и начиналось именно в интернете (в 2003 году), он сам ездил на встречи со "свидетелями" и творцами (оставшимися в живых) данного произведения и доказательный материал вышел уже на канале "Культура".
Я тоже написала пост, который имеет немного заметных дополнений (если пожелаете):)))
http://www.liveinternet.ru/users/3701366/post202301192/

Удачного дня!
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Мая 2012 г. 13:50ссылка
Лулу_Прада, день добрый!Этот материал, но в совсем "сжатом" виде я увидел в дневнике у Feel-me - видео и ссылка.По ссылке располагалась цитируемая статья, ничего лучшего чем собрать это в пост я не придумал (тем более, что знал человека, который не мог "входить" на ЛиРу, но мог читать мои посты в почте, и знал, что это будет ему интересно).Статью немножко подсократил в части личных воспоминаний автора о "времени и о себе", но опубликовал на неё ссылку.А уж из той статьи по сылке можно попасть на материал Зеэва Гейзель!Приоритет его бесспорен, я даже подумывал вначале его текст скомпилировать, но всё же он больше пишет о процессе "расследования", что, конечно тоже интересно мне было, но будет ли это так же интересно всем я не знал...А для особо дотошных - (сам почти такой...) ссылки все доступны.Спасибо за Вашу реплику - думаю кто-то при цитировании или чтении также захочет "проделать путь к источнику".
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Мая 2012 г. 15:04ссылка
Алексей, Вы, наверное, не верно меня поняли:)
Вы пишете (и в праве) как Вы понимаете и хотите видеть этот материал. Я - тоже как я:)))
К слову - мной было только добавлено восхищение работой, проделанным Гейзелем (проехать за истиной два года вдоль всего бывшего Союза - от Сибири до Парижа)! И поделиться с Вами своим восхищением. А уж далее как кому угодно: тот так и будет расширять интерес к данной теме.
Мой отклик у Вас только от того, что сама долгое время "возилась" с этой историей и очень хотелось бы не "затереть" имена талантливых людей.
Удачи Вам - Извините за занудство
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Мая 2012 г. 00:39ссылка
Лулу_Прада, никакого занудства не рассмотрел =)) - я сам как-то даже смущён несколько, обильным цитированием (я уже говорил, что моё авторство в посте приближено к нулю), но ведь - "главное, чтобы услышали", правда ведь?
nomad1962   обратиться по имени Воскресенье, 06 Мая 2012 г. 18:08 (ссылка)
Спасибо.
Любопытная история, конечно. Но хотелось бы еще увидеть хоть какие-нибудь ссылки Гейзеля на ПОДЛИННЫЕ документы, источники.
Где можно убедиться, что этой "канцоны" нет в списке произведений Франческо да Милано?
Где можно убедиться, что она есть среди произведений Вавилова?
За два года исследований должно же быть что-то, кроме: "он сказал", "она слышала", "ему поведали"...
Волхонский этот, тоже: видит - плохо лежит произведение - давай тогда я буду автором! А кто докажет обратное? Пусть первым бросит в меня камень!
Нет, ребята! Так Истина не восстанавливается.
Как бы красиво, подробно и достоверно не была оформлена новая версия, но без первоисточников она - такая же ВЕРСИЯ, как и все остальные.
А то - от мистификаций и "мистификаций" уже першит в горле. Мне за глаза хватило массовой разводки насчет "5-той прелюдии "Душа", якобы Шостаковича (что на самом деле является произведением Rolf Lovland - норвежского композитора и пианиста группы Secret Garden, альбом 1995 года)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Мая 2012 г. 23:38ссылка
nomad1962, в данном случае, эта версия - единственная, во всяком случае в части того, что касается текста...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку