Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.
Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.
Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.
Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.
Эстетическая.
Эстетика отвечает за чувственное познание. Мы пропускаем через себя произведения музыки, живописи, литературы и даем им эстетическую оценку – весело это или грустно, прекрасно или безобразно, возвышенно или низменно.
Гедонистическая.
Искусство дает человеку эстетическое наслаждение. Это особая форма духовного удовольствия, отличная от плотского.
Воспитательная.
Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.
Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.
Упомянем и другие функции:
-
экспрессивную (воздействие на эмоции)
-
компенсаторную (решение психологических проблем)
-
социальную (воздействие на общество)
-
прогностическую (способность предугадывать будущее)
Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.
Виды искусства
«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель
Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.
В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.
![](https://ktonanovenkogo.ru/image/iskusstvo-drevniaia-gretciia.jpg)
Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.
-
Каллиопа – за эпическую поэзию, наверное, поэтому у них с Аполлоном родился сын Гомер – сложно придумать более известный эпос, чем его «Илиада» и «Одиссея».
-
Эвтерпа заведовала лирической поэзией и музыкой.
-
Мельпомена занималась трагедией.
-
Талия – любительница комедии и легкой поэзии.
-
Эрато – главная по любовной поэзии.
-
Терпсихора отвечала за танцы.
-
Полигимния сочиняла гимны, покровительствовала ораторам.
-
Клио – хранительница истории, записывала на своем свитке все происходящие события.
-
Урания увлекалась астрономией.
Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.
Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.
Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.
Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.
Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.
Пространственные (пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве.
-
Архитектура.
-
Живопись.
-
Графика.
-
Скульптура.
-
Декоративно-прикладное искусство (дизайн).
-
Фотоискусство.
Временные (динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.
Пространственно-временные (синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.
-
Театр.
-
Балет.
-
Танец.
-
Цирк.
-
Кино.
-
Телевидение.
-
Эстрада.
Катарсис
Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.
Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.
Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.
По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.
Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.
Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.
Современное искусство
Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.
Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.