-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лакшери-роботы

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

https://vk.com/alex_barsukov88

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 2341


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

Вторник, 21 Февраля 2017 г. 08:31 + в цитатник
Фрагмент 3-го выпуска справочника "Кто есть кто в робототехнике"
▪ Бензины
Эксплуатационно-технические свойства автомобильных бензинов. Важнейшими эксплуатационно-техническими свойствами бензинов являются: антидетонационные, карбюрационные, антикоррозионные свойства, а также стабильность и загрязненность.
Детонационная стойкость характеризует способность бензина нормально сгорать в цилиндрах двигателя автомобиля без возникновения детонации.
Детонационную стойкость бензина оценивают октановым числом, определяемым по так называемым моторному (ОЧ/М) и исследовательскому (ОЧ/И) методам.
Разница в октановых числах, определенных по исследовательскому и моторному методам, характеризует «чувствительность» бензина. Для повышения детонационной стойкости бензинов к ним добавляют антидетонационные присадки, например тетраэтилсвинец (ТЭС), применяемый в виде этиловой жидкости, в состав которой входят также выносители, предназначенные для уменьшения отложений на деталях двигателя.
Бензины, содержащие присадку тетраэтилсвинца (этилированные бензины), ядовиты, поэтому для отличия от неэтилированных бензинов их окрашивают в яркие цвета (оранжевый, зеленый, синий, желтый).
Карбюрационные свойства характеризуют способность бензина обеспечивать легкий пуск, полноту испарения и сгорания топлива. Карбюрационные свойства бензина оценивают по его фракционному составу: температуре начала кипения, температуре перегонки 10, 50 и 90%, а также величиной давления насыщенных паров бензина.
Антикоррозионные свойства характеризуют степень коррозионного действия бензина на детали топливной системы и на износ двигателя.
Стабильность бензина (химическая) характеризует его склонность к осмолению при длительном хранении, а также к образованию смолистых отложений во впускном тракте двигателя и нагара в камерах сгорания.
Стабильность бензина оценивается величиной индукционного периода, содержанием в нем фактических смол и нестабильных продуктов вторичной переработки нефти.
Для повышения стабильности бензина при его изготовлении могут вводиться антиокислительные присадки (ингибиторы).
Физическая стабильность бензина характеризуется содержанием легких фракций, улетучивающихся при хранении.
Загрязненность бензина механическими примесями или водой не допускается, так как может вызвать засорение, а в зимнее время года и замерзание топливной системы.
Ассортимент автомобильных бензинов. Для карбюраторных автомобильных двигателей применяют бензины, выпускаемые по ГОСТ 2084-67, следующих марок:
А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98;
бензин «Экстра» по ОСТ 38.01.9-75.
В маркировке бензинов буква А обозначает, что бензин является автомобильным, буква И показывает, что октановое число определяется по исследовательскому методу, цифры обозначают минимально допустимое октановое число.
Автомобильные бензины, за исключением марки АИ-98, подразделяют на летний и зимний. Бензин марки АИ-98 является всесезонным.
Летние бензины марок А-66, А-72, А-76 и АИ-93 предназначены для применения .во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября. В южных районах допускается применять летний бензин всесезонно.
Зимние бензины марок А-66, А-72, А-76 и АИ-93 предназначены для применения в период с 1 октября по 1 апреля.
В период перехода с летнего бензина на зимний и наоборот допускается применять как летний, так и зимний бензины, а также их смесь.
Бензины по ГОСТ 2084-77 выпускаются как этилированными, так и неэтилированными.
Бензины А-66 и А-72 применяют для нефорсированных двигателей грузовых и легковых автомобилей и автобусов (ГАЗ-51, ЗИЛ-150, ГАЗ-20 «Победа», ПАЗ-651 и др.). Бензин А-72 полностью заменяет бензин А-66, и его применение предпочтительнее.
Бензин А-76 применяется для ряда легковых автомобилей (ЗАЗ-966, ГАЗ-21, «Москвич-408» и др.), для грузовых автомобилей (ГАЗ-53, ЗИЛ-130 и др.) и для автобусов (ЛАЗ-695, ЛАЗ-697; ПАЗ-672 и др.).
Бензин АИ-93 предназначен для двигателей современных легковых автомобилей («Москвич-412, -2138, -2140», ГАЗ-24, семейства ВАЗ и др.), для автобусов (ЛиАЗ-677 и др.), для грузовых автомобилей (Урал-375 и др.), а также для перспективных грузовых автомобилей.
Бензины АИ-98 и «Экстра» предназначены для легковых автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия.
▪ Дизельные топлива
Эксплуатационно-техническими свойствами дизельных топлив, влияющими на поведение топлива в двигателе, являются: воспламеняемость, способность к смесеобразованию, содержание серы. стабильность, антикоррозионные свойства, вязкость, отсутствие воды и механических примесей.
Воспламеняемость характеризует способность дизельного топлива самовоспламеняться после впрыска его в цилиндр двигателя. Воспламеняемость дизельных топлив характеризуется периодом задержки самовоспламенения .и оценивается цетановым числом. Для повышения цетановых чисел дизельных топлив к ним добавляют присадку — изопропилнитрат в количестве до 1%.
Смесеобразующие свойства характеризуют тонкость распыла и легкость испарения распыленного топлива, обеспечивающих полноту сгорания, устойчивую работу дизельного двигателя па малых нагрузках и бездымный выпуск при больших нагрузках. Смесеобразующие свойства дизельного топлива определяются его фракционным составом.
Антикоррозионные свойства характеризуют коррозионное действие топлива на детали топливной системы, на детали двигателя и подшипники коленчатого вала, изготовленные из свинцовистой бронзы. Коррозионность дизельного топлива обусловливается наличием в нем .соединений серы, кислот и щелочей. Для снижения вредного действия содержащихся в дизельном топливе органических кислот и серы следует применять моторные масла с специальными присадками.
Вязкость характеризует способность топлива к прохождению по топливоподающей системе. Вязкость дизельного топлива оценивают величиной кинематической вязкости, выраженной в сантистоксах.
Бесперебойность подачи топлива зависит от вязкости и чистоты топлива. В дизельном топливе не допускается наличие механических примесей и воды.
Стабильность топлива характеризует его склонность к осмолению, образованию смолистых отложений и нагаров в топливоподаюшей аппаратуре и камере сгорания, а также возможность закоксовывания форсунок. Стабильность топлива определяется содержанием в них нестабильных продуктов, оцениваемых величиной йодного числа и фактических смол.
Ассортимент автомобильных дизельных топлив. Для эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями выпускают топливо для быстроходных дизельных двигателей по ГОСТ 4749-73 и топливо дизельное автотракторное по ГОСТ 305-73. Для автомобильных двигателей топливо по ГОСТ 4749-73 с содержанием серы до 0,2% выпускают следующих марок: ДА — дизельное арктическое, ДЗ — дизельное зимнее, ДЛ — дизельное летнее.
По ГОСТ 305-73 выпускаются две подгруппы топлив: с содержанием серы до 0,2% и от 0,21 до 0,5%. В каждой подгруппе четыре марки: А — арктическое, ЗС — зимнее северное, 3 — зимнее, Л— летнее. Топлива марок Л и ДЛ применяют при температуре окружающего воздуха 0°С и выше, марок 3 и ДЗ — при температуре минус 20°С и выше, марок ЗС и ДА — при температуре минус 30°С и выше, марки А при температуре минус 50°С. Для автомобилей предпочтительнее применение дизельного топлива с содержанием серы не более 0,2%.
▪ Сжиженные газы
В соответствии с ГОСТ 20448-75 (взамен ГОСТ 10196-62) предусматривается выпуск сжиженных газов следующих марок для использования на газобаллонных автомобилях:
СПБТЗ — смесь пропана и бутана технических зимняя;
СПБТЛ — смесь пропана и бутана технических летняя.
Пропан и пропилен являются основными компонентами сжиженного газа, которые обеспечивают оптимальное давление насыщенных паров в газовом баллоне.
Бутановая составляющая, которая включает в себя нормальный бутан, изобутан, бутилен, изобутилен и другие изомеры, является наиболее калорийной составляющей сжиженных газов и легкосжимаемым компонентом. Наиболее целесообразно применять газ с большим содержанием бутановых фракций в летнее время и в районах с жарким климатом.
Сжиженные газы обладают большим коэффициентом объемного расширения. Поэтому в случае полного заполнения баллона, т. е. без наличия паровой подушки, даже незначительное повышение температуры газа приведет к резкому увеличению давления в баллоне, которое составляет примерно 7 кгс/см2 на каждый градус повышения температуры сжиженного газа. Отечественные автомобильные баллоны для сжиженного газа имеют объем паровой подушки, равный 10% от полной емкости баллона.
Октановое число, характеризующее антидетонационные свойства топлива, у сжиженных газов выше, чем у бензинов, и находится для разных газов в пределах от 90 до 120.
В связи с тем, что сжиженные газы не имеют запаха, для обнаружения наличия их в воздухе, при утечках из газовых систем в них вводятся одоранты — пахучие вещества. Добавление одорантов в сжиженный газ в необходимых концентрациях не- вредно для человека и не разрушает материалы, из которых изготавливаются узлы и детали газовых систем. В качестве одоранта используется, например, этилмеркаптан, запах которого ощущается при его содержании в количестве 0,19 г на 1000 м3 воздуха.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
▪ Масла для двигателей
В качестве смазочных материалов для автомобильных (карбюраторных и дизельных) двигателей применяются высокоочищенные нефтяные дистиллятные и остаточные масла селективной или сернокислотной очистки.
Для улучшения эксплуатационных свойств в масла вводят присадки, позволяющие повысить надежность и долговечность работы двигателей. Присадки добавляют к маслам в небольших количествах— от сотых, а иногда и тысячных долей процента до 10-15%.
По своему действию присадки делятся на следующие основные группы:
вязкостные, повышающие вязкость масла и улучшающие вязкостно-температурные свойства масел;
депрессорные, понижающие температуру застывания масел;
антиокислительные, препятствующие образованию в работавшем масле продуктов окисления, вызывающих коррозию металла и загрязненность двигателя;
антикоррозионные, образующие на поверхности деталей защитные пленки,
предохраняющие их от коррозии;
моющие, удерживающие продукты загрязнения масла во взвешенном состоянии и препятствующие их осаждению из масла на поверхность деталей;
многофункциональные (комплексные), улучшающие одновременно несколько эксплуатационных свойств масел.
Вязкостные и депрессорные присадки не входят в состав: многофункциональных присадок.
Эксплуатационно-технические свойства масел для двигателей. Важнейшими эксплуатационными свойствами масел для двигателей являются: вязкостно-температурные, противоизносные, антикоррозионные, антиокислнтельные, моющие, стабильность и др.
Вязкостио-температурные свойства масел для двигателей характеризуют их способность образовывать масляный слой, разделяющий металлические поверхности трущихся деталей, что обеспечивает уменьшение трения и износа. Вязкостно-температурные свойства моторных масел определяются кинематической вязкостью при 100, 50 и 0°С, температурой застывания, а также величиной индекса вязкости, характеризующего степень изменения вязкости масел в зависимости от температуры. Масла, применяемые в зимнее время и всесезонно, должны иметь высокий индекс вязкости, более низкую температуру застывания и меньшую вязкость при низких температурах, чем. летние масла.
Антикоррозионные свойства масел для двигателей характеризуют коррозионное действие масла налетали двигателя, а также защитное действие, предохраняющее детали двигателя от коррозии агрессивными веществами, и, кроме того, способность масла нейтрализовать агрессивное действие серы, содержащейся в дизельном топливе, на детали цилиндрр-поршневой группы и подшипники из свинцовистой бронзы.
Стабильность масел характеризует их способность противостоять окислению и окислительной полимеризации, т. е. образованию в масле кислых коррозионных агрессивных продуктов, а также образованию нерастворимых продуктов окисления, отлагающихся на деталях двигателя в виде лака, нагара и шлама. Образование нерастворимых продуктов ведет к загрязнению двигателя, вызывает пригорание поршневых колец и забивание масляных каналов и фильтров.
Моющие (диспергирующие свойства) масел характеризуют способность предотвращать отложение загрязнений на деталях двигателей, в первую очередь, на деталях цилиндро-поршневой группы.
Противоизносные и противозадирные свойства масел характеризуют способность создавать на поверхности трущихся деталей защитную пленку, предохраняющую от непосредственного контакта металлических поверхностей при больших нагрузках, вызывающих задир, сваривание, схватывание, усталостные разрушения и другие виды повышенного износа деталей.
Температура вспышки характеризует фракционный состав и испаряемость масел. Масла с повышенной испаряемостью имеют большое количество легких фракций, способных вызывать угар масла. Чем ниже температура вспышки, тем больше угар масла.
Наличие присадок характеризует большинство эксплуатационно-технических свойств масел и оценивается содержанием в масле основания присадок (бария, кальция, фосфора, цинка и др.) и запасом щелочности. Для зольных присадок их содержание в масле может быть косвенно оценено по величине зольности масла. .
В масле не должно быть воды и механических примесей. Стандартами и техническими условиями их содержание допускается лишь в очень незначительных количествах.
Ассортимент масел для автомобильных двигателей. По условиям применения масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
Условное обозначение марок масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 «Масла моторные. Классификация» включает букву М, обозначающую моторное амасло, цифры, обозначающие класс вязкости (8, 10, 12 или 6з/10), букву Б, В или Г, обозначающую группу по эксплуатационным свойствам (допустимую степень форсировки двигателя), и цифровой индекс 1 или 2, обозначающий соответственно масла для карбюраторных и для дизельных двигателей.
Примеры обозначения марки масла:
М-8Б1 — масло моторное для малофорсированных карбюраторных двигателей, имеющее вязкость .при 100°С 8сСт;
М-8Б2 — масло моторное для среднефорсированных дизельных двигателей, имеющее вязкость при 100°С 10сСт;
М-б3/10Г1 — масло моторное всесезонное для высокофорсированных карбюраторных двигателей, имеющее вязкость при 100°С 10сСт. Цифра 6 в этой маркировке обозначает класс вязкости масла, у которого величина вязкости при минус 18°С лежит в пределах 2600-10400 сСт; буква 3 в индексе обозначает, что масло содержит загущающие (вязкостные) присадки и предназначено для применения как зимнее или всесезонное.
Маркировка автомобильных масел, выпускаемых по стандартам и техническим условиям, утвержденным до 1974 г., как правило, не учитывает группу эксплуатационных свойств.
Масла для карбюраторных двигателей имеют маркировку, в которой буква А обозначает принадлежность масла к классу автомобильных, буква К обозначает масла кислотной очистки, буква С — масла селективной очистки. Цифра (число) показывает кинематическую вязкость масла в сантистоксах.
В маркировке масел для дизельных двигателей буква Д обозначает масло для дизельных двигателей, буква С указывает на то, что это масло изготовлено из сернистых нефтей, остальные обозначения те же, что и в маркировке масел для карбюраторных двигателей.
У большинства отечественных грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями масло заменяют при ТО-2, у дизельных и легковых автомобилей, как правило, через одно ТО-1. Для автомобилен ГАЗ-24 «Волга», «Москвич-412» при применении масел М121, М8Г1 и М63,/10Г1 срок его замены составляет 8-10 тыс. км, а для автомобилей семейства ВАЗ — 10 тыс. пробега.
Ряд масел (например, ДВ-АСЗп-10 и др.) заменяют через 15-18 тыс. км пробега автомобиля.
Очистка масла при работе двигателя. При работе автомобильного двигателя масло, находящееся в системе смазки, загрязняется механическими примесями и продуктами окисления. Одним из важнейших средств для поддержания достаточной чистоты масла является непрерывная фильтрация его через фильтры.
По тонкости отсева (величине пор) все фильтры делятся па фильтры тонкой и грубой очистки масел. Фильтры грубой очистки монтируются непосредственно на блоке цилиндров двигателя и включаются в систему смазки последовательно, т. е. через них проходит все масло. Для отечественных автомобильных двигателей применяют два основных типа фильтров грубой очистки: пластинчато-щелевой или ленточно-щелевой. Обслуживание маслофильтров грубой очистки заключается в том, что после пробега 150-200 км необходимо провернуть на несколько оборотов рукоятку.
Не допускается разбирать фильтр грубой очистки в случаях тугого проворачивания рукоятки фильтра, а следует промыть его в керосине. Промывка корпуса фильтра и фильтрующего пакета должна проводиться и при сезонном обслуживании автомобиля.
Фильтры тонкой очистки, как правило, сменные. Фильтрующие элементы изготавливают из фетра, хлопчатобумажной или минеральной ваты, картона, бумаги и т. п. На отечественных автомобилях устанавливаются в основном картонные фильтрующие элементы.
Фильтрующие элементы отличаются по размерам в порядке номеров — 1, 2 или 3. Номера 1 и 2 фильтрующих элементов различаются между собой только по высоте, а 3 и по диаметру.
На отечественных автомобилях наибольшее распространение получили масляные фильтры ЭФ-КП-1, ЭФ-КП-2 и ДАСФО-ЭФА-3 (ЭФ-КП — означает «элемент фильтрующий с квадратными прокладками», а ДАСФО-ЭФА — двухсекционный суперфильтр-отстойник, энергично фильтрующий автолы). Цифра после индекса элемента указывает его номер.
В настоящее время на автомобильном транспорте наибольшее распространение получили полнопоточные бумажные фильтрующие элементы. Полнопоточные элементы имеют величину пор порядка 30—50 мкм (в то время, как у частичнопоточных фильтрующих элементов она составляет 8-10 мкм, а у фильтров грубой очистки зазоры составляют 100-120 мкм и более. Эти фильтры включаются в магистраль последовательно, т. е. через них проходит все масло. Поэтому они и называются полнопоточными.
Полнопоточные масляные фильтры у автомобилей семейства ВАЗ, «Москвич-412», ГАЗ-24 «Волга», автобусов Икарус-180, -260, -556 заменяют одновременно с заменой масла в двигателе. При установке полнопоточных фильтров замена фильтра без замены масла, равно как замена масла без замены фильтра, неэффективна и не может быть рекомендована.
Относительно широко распространяются центробежные маслоочистители — центрифуги, которые устанавливают на некоторых двигателях вместо фильтра тонкой очистки (или вместе с ним), а на ряде двигателей — и вместо фильтра грубой очистки. Основными частями такого маслоочистителя являются корпус и ротор. Вращение ротора с частотой 5000-7000 об/мин происходит за счет реакции струй масла.
Основное отличие центробежных маслоочистителей состоит в том, что они отбирают примеси по признаку массы, в то время как бумажные — по размерному. Уход за центробежными фильтрами сводится к своевременной очистке ротора от отложений через 3-4 тыс. км пробега. Толщина слоя отложений на стенках ротора центрифуги не должна превышать 15-18 мм. С увеличением количества отложений качество очистки масла резко ухудшается. У исправно работающего центробежного маслоочистителя ротор продолжает вращаться в течение 3-5 мин после остановки двигателя. Это вращение сопровождается характерным шумом.
Регенерация масел. Отработавшие масла, слитые из системы смазки двигателя, могут быть повторно использованы после их регенерации (восстановления). При регенерации масел с присадками к ним добавляют такой же процент присадки, как и для свежих масел. Автотранспортные предприятия должны собирать и сдавать на регенерацию отработавшие масла -в количестве не менее 15% от расхода свежих масел. Отработавшие масла должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21046-75.
Автомобильные масла, регенерированные на предприятиях Главнефтеснаба и полностью удовлетворяющие требованиям ГОСТ или ТУ на соответствующие свежие масла (при наличии паспорта, подтверждающего качество регенерированного масла), можно применять наравне со свежими маслами. Отработавшие масла, собираемые на автотранспортных предприятиях, подразделяют на две группы: ММО (масла моторные отработавшие) и СНО (смесь нефтепродуктов отработавших). Все моторные — индустриальные и другие очищенные — масла могут сливаться в один резервуар, в который не допускается сливать лишь промывочные жидкости, неочищенные трансмиссионные масла и консистентные смазки. В группу СПО сливают сильно загрязненные масла, трансмиссионные масла, консистентные смазки. В эту группу запрещен лишь слив продуктов не нефтяного происхождения
Масла группы М'МО принимают все нефтебазы и АЭС, а масла группы СНО — только специально выделенные нефтебазы.
В РСФСР эти вопросы регламентируются «Руководством по сбору, хранению и сдаче на регенерацию отработавших и применению регенерированных масел на автотранспортных предприятиях», утвержденным Минавтотрансом РСФСР и согласованным с Главнефтеснабом РСФСР.
▪ Трансмиссионные масла
Для смазки деталей коробок передач, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов автомобилей применяют трансмиссионные масла. В качестве автомобильных трансмиссионных масел могут быть использованы: высокоочищенные нефтяные остаточные масла; масла, полученные на основе экстрактов (отходов) масел; неочищенные остаточные продукты прямой перегонки (нигролы), а также смеси остаточных продуктов с маловязкими маслами.
Для улучшения эксплуатационно-технических свойств автомобильных трансмиссионных масел к ним добавляют присадки: противоизносные, противозадирные, вязкостные, депрессорные, антиокислительные, антикоррозионные, противопенные и др.
Эксплуатационно-технические свойства трансмиссионных масел. Основными эксплуатационно-техническими свойствами автомобильных трансмиссионных масел являются: вязкостно-температурные, антикоррозионные, противоизносные и противозадирные, стабильность, липкость, поверхностно-активная способность, нейтральность к уплотнительным материалам узлов трансмиссии автомобилей.
Вязкостио-температурные свойства трансмиссионных масел характеризуют их способность создавать масляный слой, разделяющий металлические поверхности трущихся деталей, и обеспечивать надежную смазку шестерен при всех температурных режимах работы агрегатов трансмиссии автомобиля.
Масла, применяемые зимой, должны иметь меньшую вязкость при низких температурах и более низкую температуру застывания, чем летние масла.
Антикоррозионные свойства и стабильность трансмиссионных масел характеризуют те же свойства, что и масел для двигателей, и определяются теми же методами.
Противоизносные и противозадирные свойства трансмиссионных масел характеризуются их способностью создавать на поверхности трущихся деталей прочную защитную пленку, предохраняющую от непосредственного контакта металлические поверхности при больших удельных нагрузках, вызывающего задир, схватывание, сваривание, усталостные разрушения и другие виды повышенного износа деталей. Противоизносные свойства трансмиссионных масел оценивают по содержанию основания присадок, обобщенному показателю износа ОПИ, нагрузке сваривания Р и критической нагрузке Рц.
Загрязненность водой, механическими примесями и растворителями ухудшает эксплуатационные свойства масел. В маслах, содержащих серу, не допускается даже следов воды.
Вспениваемость ухудшает смазывающие свойства трансмиссионного масла и вызывает его выбрасывание через уплотнения и вентиляционные отверстия, а потому в масло следует добавлять противопенные присадки.
Для предохранения от разрушения резиновых уплотнений трансмиссионное масло проверяют, как оно воздействует на уплотняющие материалы.
Ассортимент трансмиссионных масел. В автомобильных трансмиссиях применяют автомобильные трансмиссионные масла общего назначения, специальные автомобильные трансмиссионные ма,сла, а также авиационные и специальные масла для двигателя.
Трансмиссионные масла, выпускаемые по ГОСТам и ТУ, утвержденным до 1957 г., специальных обозначений не имеют и подразделяются только по условиям их применения (3 — зимний, Л — летний). Трансмиссионные масла, вы-пускаемые по ГОСТам и ТУ, утвержденным после 1857 г., имеют маркировку, в которой буква Т обозначает, что масло трансмиссионное, буква А — автомобильное, буква С, что масло получено из сернистых нефтей, буква п, что масло содержит присадку, цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100°С в сантистоксах.
Для главных передач, кроме гипоидных, применяют обычные трансмиссионные масла, а для главных' передач автомобилей, имеющих гипоидное зацепление, применяют только специальные трансмиссионные масла для гипоидных передач. Применять для этих узлов обычные негипоидные масла запрещается, так как в гипоидных зацеплениях удельные нагрузки значительно превышают удельные нагрузки в обычных спирально-конических передачах.
▪ Консистентные (пластичные) смазки
Для смазки узлов автомобилей, недостаточно уплотненных от попадания влаги и пыли, а также узлов, в которых жидкие масла не удерживаются, приприменяют консистентные (пластичные) смазки. Кроме того, консистентные смазки используют для защиты открытых металлических поверхностей от коррозии при консервации.
Эксплуатационно-технические свойства консистентных (пластичных) смазок. Основными эксплуатационно-техническими свойствами консистентных смазок, определяющими их работоспособность в узлах трения и обеспечивающими надежную работу, являются: вязкостно-температурные, противоизносные, антикоррозионные свойства, тепло- и влагостойкость, механическая стабильность.
Вязкостио-температурные свойства консистентных смазок характеризуют легкость их поступления к смазываемым поверхностям и возможное вытекание из смазываемых узлов. Вязкость смазок выражается величиной эффективной вязкости (в паузах) при данной температуре и средней скорости деформации. Для обеспечения легкого прокачивания (при смазке через пресс-масленки при помощи солидолонагнетателей) смазка должна иметь небольшую эффективную вязкость при температуре заправки и небольших скоростях деформации. Для устранения вытекания смазка не должна иметь слишком малую вязкость при рабочих температурах и больших скоростях деформации.
Противоизносные свойства консистентных, смазок определяются качеством базового масла, видом загустителя и наличием дополнительных противоизносных компонентов.
Теплостойкость характеризует максимально допустимые температуры работоспособности смазки, при превышении которых прочность смазки резко снижается, смазка приобретает текучесть, сбрасывается центробежными силами, и вытекает из смазываемых узлов. Теплостойкость смазок оценивают по условному показателю — температуре каплепадения, которая должна на 15-20°С превышать рабочую температуру смазки. По этому показателю смазки делятся на низкоплавкие (ниже 65°С), среднеплавкие (65-100°С) и тугоплавкие (более 100°С). Теплостойкость зависит от вида загустителя. Смазки, изготовленные на кальциевых мылах, являются низкоплавкими, на натриевых — тугоплавкими.
Прочность консистентной смазки характеризует способность сопротивляться действию сил, сбрасывающих или срывающих смазку со смазываемой поверхности, и оценивается величиной предела прочности на сдвиг.
Влагостойкость характеризует способность консистентных смазок противостоять эмульгированию, растворению и смыванию водой. Это свойство является весьма важным для узлов, работающих в условиях возможного контакта с водой (шарниры рулевого управления, подшипник водяного насоса и др.).
Антикоррозионные свойства характеризуют степень агрессивного воздействия смазок и продуктов возможного их окисления на металлические поверхности смазываемых узлов. Консистентные смазки не должны оказывать коррозионного действия на металлы, не должны содержать водорастворимых кислот. Содержание свободных щелочей допускается лишь в очень небольших количествах.
Стабильность характеризует способность консистентных смазок сохранять свои первоначальные свойства при длительном хранении и под воздействием внешних причин. Следует различать коллоидную, химическую, термическую и механическую стабильность.
Коллоидная стабильность характеризует способность смазки противостоять отпрессовыванию минерального масла.
Химическая стабильность характеризует способность смазки противостоять окислению кислородом воздуха при хранении и применении.
Термическая стабильность характеризует способность смазки работать без изменения ее свойства при высоких температурах.
Механическая стабильность характеризует способность смазки сохранять свою структуру при механическом воздействии. Смазки с недостаточной механической стабильностью быстро размягчаются, разжижаются и выбрасываются из узла или механизма автомобиля.
Загрязнение примесями характеризует противоизносные и антикоррозионные свойства консистентных смазок и их стабильность.
Ассортимент консистентных смазок. Применяемые для смазки автомобилей консистентные смазки можно подразделять на антифрикционные — для смазки узлов 'трения и предохранительные — для защиты металлических поверхностей при консервации автомобилей. В зависимости от эксплуатационно-технических свойств смазок и условий работы смазываемых узлов антифрикционные консистентные смазки подразделяются на смазки широкого назначения и специальные. В зависимости от вида загустителя различают кальциевые смазки (солидолы), натриевые (коксталины), литиевые, бариевые, алюминиевые и др. Большое распространение получили смазки на смешанных мылах-загустителях: кальциево-натриевые, кальциево-литиевые, натриево-литиевые и т. д.
Для узлов и механизмов автомобилей всех моделей, смазываемых при помощи солидолонагнетателей, необходимо применять кальциевые или литиевые смазки, обладающие хорошей влагостойкостью и средней теплостойкостью: пресс-солидол С или в крайнем случае солидол С. В подшипниках ступиц колес и других узлах автомобиля, работающих при повышенных температурах, следует применять тугоплавкую кальциево-натриевую смазку ЯНЗ-2 или литиевую смазку Литол-24. Для приборов электрооборудования, подшипников карданного вала и закрытых подшипников рекомендуется применять тугоплавкие, влагостойкие литиевые смазки ЦИАТИМ-201 или № 158. Для листов рессор, буксирных тросов/крюков и т. п. механизмов следует применять графитную смазку.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
В автомобилях применяются следующие основные виды специальных жидкостей: тормозные, амортизаторные, низкозамерзающпс охлаждающие (антифризы), для механизмов с гидравлическим приводом и для обмыва стекол.
В качестве амортизаторных жидкостей и масел для механизмов с гидравлическим приводом применяют высокоочищенные маловязкие нефтяные масла или смеси различных масел, а иногда специально приготавливаемые смеси масел, содержащие присадки.
В качестве тормозных жидкостей применяют спиртокасторовые смеси и гликоли.
В качестве антифризов применяют смеси этиленгликоля с водой и антикоррозионной присадкой.
Эксплуатационно-технические свойства специальных жидкостей. Основными эксплуатационно-техническими свойствами специальных жидкостей являются: вязкостно-температурные, противоизносные, антикоррозийные свойства, стабильность, а также воздействие на уплотняющие детали.
Вязкостно-температурные свойства должны обеспечивать возможность использования специальных жидкостей в широком диапазоне температур (от -50 до + 80°С). От большинства специальных жидкостей требуется низкая температура зцстывания (ниже -50°С), достаточная вязкость при положительных температурах (8-16 сСт при +50°С) и невысокая вязкость при низких температурах (1500—5000 сСт при -40°С).
Стабильность характеризует возможность длительного использования специальных жидкостей без замены. Для повышения стабильности в них вводят специальные присадки.
Антикоррозионные свойства специальных жидкостей характеризуют их агрессивное воздействие на металл (сталь, чугун, алюминиевые и цинковые сплавы и др.).
Противоизносные свойства характеризуют способность специальных жидкостей обеспечивать уменьшение трения и предохранять от износа или задира детали механизмов, в которых они применяются.
Воздействие на резину — весьма важное свойство специальных жидкостей, так как большинство жидкостей работает в агрегате с резиновыми уплотнителями. Воздействие на резину оценивается "изменением объема резиновых деталей при длительном выдерживании их в жидкости, а также изменением упругих свойств резины.
Ассортимент специальных жидкостей. Тормозные жидкости по характеру основы подразделяются на спиртокасторовые и гликолевые. Для большинства автомобилей, кроме ГАЗ-13, ГАЗ-24 и их модификаций рекомендуется применение гликолевой тормозной жидкости «Нева» (ТУ 6-09-550—73). .
Спиртокасторовые жидкости БСК, и ЭСК обладают хорошими смазывающими свойствами, не вызывают коррозии металлических деталей гидравлического привода и не оказывают разрушающего действия на резиновые детали, но имеют неудовлетворительные вязкостно-температурные свойства. Поэтому рекомендуется применять их лишь в средней полосе Советского Союза.
Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М обладает удовлетворительными вязкостно-температурными свойствами, не разрушает резиновые детали, но обладает плохими смазывающими свойствами, вызывает коррозию деталей гидравлического привода и, кроме того, ядовита. Поэтому перед заправкой ею гидравлического привода тормозной системы необходимо тормозные цилиндры смазать касторовым маслом, а при его отсутствии — жидкостью БСК.
Смешивать тормозные жидкости, изготовленные на разных основах, нельзя, так как это приводит к расслоению жидкости и потере ее основных эксплуатационных свойств.
Для гидравлических амортизаторов применяют специальные амортизаторные жидкости, представляющие собой маловязкие масла (веретенное, трансформаторное, турбинное), или их смеси.
Для заполнения системы охлаждения автомобильных двигателей, как правило, применяют низкозамерзающие жидкости — антифризы, представляющие собой смесь воды с этиленгликолем и антикоррозионной присадкой.
Для обмыва стекол автомобилей применяется жидкость для стеклоомывателя НИИСС-4. Жидкость НИИСС-4 в чистом виде, не применяется, так как отрицательно действует на краску автомобиля и должна быть разбавлена водой в следующих соотношениях в зависимости от температуры окружающего воздуха.
При обращении с жидкостью НИИСС-4 необходимо иметь в виду, что она огнеопасна и ядовита. Она представляет собой смесь изопропилового спирта и дистиллированной воды в количествах (по массе): 79% спирта, 20,9% воды и 0,1% сульфанола.
Жидкость НИИСС-4 изготовляется заводами «Союзбытхима» по ТУ 38-10230—76. ,
НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Госплан СССР Постановлением от 9 октября 1975 г. № 111 утвердил «Временные линейные нормы расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта», которые введены в действие с 1 января 1976 г.
Нормы расхода топлива повышаются:
а) при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0°С): в южных районах — до 5%, в районах с умеренным климатом — до 10, в северных районах — до 15, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — до 20%. Отнесение местностей к указанным районам (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним) осуществляется советами министров союзных республик. Периоды применения зимних норм для автомобилей устанавливаются облисполкомами, крайисполкомами или советами министров союзных республик;
б) при работе на дорогах в горных местностях (свыше 1500 м над уровнем моря) — до 10%;
в) при работе на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10%; '
г) для автомобилей и автобусов, условия работы которых в черте города требуют частых остановок (перевозка продуктов, очистка почтовых ящиков, инкассация, вывозка мусора и др.) — до 10%;
д) при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобиля — до 10%;
е) для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге первой 1000 км — до 5%;
ж) при постоянной работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятий, внутри цехов — до 10%;
з) при работе в карьерах, в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ — до 20%;
и) при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов как исключение — до 35% на срок не более одного месяца. Перечень дорог, по которым устанавливаются повышенные нормы и период их применения, определяются облисполкомами, крайисполкомами или советами министров союзных республик;
к) при учебной езде — до 25%;
л) при погрузочно-разгрузочных работах, где по условиям противопожарной безопасности запрещается останавливать двигатель (нефтесклады, спецсклады и др.), на 1 ч простоя автомобиля устанавливается дополнительный расход топлива, исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега;
м) для автомобилей, работа которых не учитывается в тоннокилометрах (с почасовой оплатой) на 10%.
Нормы расхода топлива снижаются при работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием до 15%.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода жидкого топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и автомобиля после ремонта и др.) разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.
Для автомобилей, работающих в качестве технологического транспорта в специфических условиях эксплуатации (лесовозы, трубовозы и т. д.), по которым линейные нормы расхода топлива не утверждены постановлением, они устанавливаются министерствами, ведомствами СССР и советами министров союзных республик, исходя из утвержденных норм для аналогичных моделей автомобилей.
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на 100 км пробега определяются увеличением или уменьшением нормы расхода топлива, установленного для базового автомобиля на каждую тонну превышения или снижения собственной массы специального автомобиля против базового: для автомобилей с карбюраторными двигателями — на 2,0 л и с дизельными — на 1,3 л.
Госпланом РСФСР 31.12.1975 г. (Постановление № 292) также утверждены временные нормы расхода жидкого топлива для автомобилей. "Краткий автомобильный справочник", 1978 г.
 
Что полезно знать о "Черном ящике" в автомобиле  - http://www.liveinternet.ru/users/albrs/post402370094/
 
kapusta-1d (450x372, 130Kb)Капустоуборочный комбайн, созданный о рамках «Агромаша» — общества, в которое входят Советский Союз, Венгрия и Болгария. 

Серия сообщений "Топливо и горючее":
Fuel
Часть 1 - АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Часть 2 - Добавки к моторному топливу
Часть 3 - Бензины. Дизельные топлива. Сжиженные газы.
...
Часть 18 - Перспективными заменителями бензина могут стать спирты
Часть 19 - Засыпьте в бензобак водород
Часть 20 - Инсталляционные решения для дисплеев

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку