Фрагмент 3-го выпуска справочника "Кто есть кто в робототехнике"
Модель выполнена по редко встречающейся схеме - два её несущих ротора при вращении пересекаются. Двигателем её служат резиновые жгуты. Диаметры роторов - по 600 мм, каждый из них имеет свой вал, причем оба вращаются в противоположные стороны. Это обеспечивает синхронизирующий механизм. Четыре его шестерни вырезаются из металлических зубчатых колес с подходящим внешним диаметром, которые можно подобрать из деталей старого будильника или сломанной заводной игрушки. После обработки толщина каждой шестерни должна составлять около 2 мм, диаметр внутреннего отверстия - 2 мм. На рисунке: 1 – фюзеляж. 2 – шасси. 3 – балансировочный стержень с грузиком. 4 – синхронизирующий механизм. 5 – роторы. 6 – хвостовое оперение.
Корпус, в котором монтируются валы роторов и синхронизирующий механизм, выпилен и согнут из листового дюралюминия толщиной 0,5 мм. Валы роторов - из стальной проволоки Ø 2 мм; их можно также изготовить из вязальной спицы подходящей толщины. Крепление шестерен к валам - стальными штифтами Ø 0,8 мм, отверстия под них сначала засверливаются в шестернях, а непосредственно в процессе сборки - и в валах роторов. Втулки роторов - алюминиевые. Лопасти вырезаются из бальзовых пластин толщиной 2 мм и закрепляются на втулке клеем.
После склеивания роторы надо отбалансировать. На рисунке последовательность изготовления шестерен синхронизирующего механизма: А - сверление в шестерне отверстий Ø 0,8 мм под штифты; Б - разрезание шестерни; В - готовые шестерни.
Фюзеляж и хвостовая балка вырезаются из пенопласта, желательно из упаковочного. Стойки шасси и полозья - из дюралюминия толщиной 0,5 мм; к фюзеляжу они приклеены эпоксидной смолой. Вертикальную шахту для резиновых жгутов (каждый из них содержит 16 нитей круглого сечения) следует усилить трубкой из плотной бумаги.
При сборке модели обязательно четкое согласование положения роторов. Если лопасти левого ротора параллельны линии полета, то лопасти правого должны быть ей перпендикулярны. Лопасти обоих роторов устанавливаются под одинаковыми углами, в противном случае полет будет непрямолинейным. Если она все же поворачивает, например, влево, то это означает, что угол установки лопастей правого ротора больше, чем левого. В итоге подъемная сила правого ротора становится больше, чем левого, что и влечет за собой разворот модели.
Для регулировки полета предназначен тонкий балансировочный стержень, установленный в носовой части фюзеляжа. Перемещая медный или стальной грузик, можно добиться того, чтобы вертолет летел вперед, зависал на месте или даже двигался задом наперед.
Отправляя модель в первый полет, для начала закрутите роторы на 10-15 оборотов. Вертолет должен лететь, слегка уклоняясь влево. Увеличивая степень закрутки резиномотора, не забывайте перемещать балансировочный грузик вперед. Рекомендуемая степень закрутки составляет примерно 100 оборотов.
На рисунке - изготовление синхронизирующего механизма: А - развертка корпуса (на рисунке изображена схематическая развертка, в соответствии с имеющимися шестернями ее размеры следует уточнить по месту и, сделав предварительно шаблон из плотной бумаги, перенести его размеры на дюралюминиевую пластину толщиной 0,5 мм); Б - одна из стадий изготовления корпуса (обратите внимание, что отверстия под оси синхронизирующих шестерен разделываются совместно); В - для обеспечения точности расположения валов удобно пользоваться плазом, начерченным на плотной бумаге. (по материалу журнала «Моделист-конструктор» советского периода)
Серия сообщений "Авиамоделизм и авиамодели":Aircraft modeling and aircraft models
Часть 1 - Конструкция самодельного радиоуправляемого вертолёта
Часть 2 - Вертолёт для начинающих
Часть 3 - ФАИ ввела класс радиоуправляемых моделей вертолетов FЗС
Часть 4 - Махолёты
...
Часть 13 - Зачем квадрокоптер в дачном хозяйстве
Часть 14 - Беспроводная передача электроэнергии
Часть 15 - ЛЕТАЮ, ВИЖУ, СНИМАЮ: винтокрылые шпионы