-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лакшери-роботы

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

https://vk.com/alex_barsukov88

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Рекламка_дневничков

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 2342


Обоняние роботов

Пятница, 13 Января 2017 г. 07:59 + в цитатник
Сокращенный текст 3-го выпуска справочника "Кто есть кто в робототехнике" (фрагмент)
"Черный ящик" в автомобиле: технологии западных автоконцернов "отрихтуют" водителей  - http://www.liveinternet.ru/users/albrs/post402370094/
Сейчас многие девушки носят с собой баллончики со слезоточивым газом. На тот случай, когда захочется поплакать, а не получается. Любое живое существо «окутано» облаком запаха, которое как бы увеличивает истинные размеры животного, тем самым позволяя обнаружить его на расстоянии. Запах иногда несколько дней остается там, где находился его источник. Сообщалось, что создан «электронный нос», способный опознавать запах человеческого тела: установленный на вертолете такой «нос», как утверждается, позволяет на значительном расстоянии обнаруживать скопления людей. Кроме того, сообщалось, что в Иллинойском технологическом институте разработан «электронный нос», способный обезопасить пассажиров от возможных взрывов бомб, подкладываемых террористами в самолеты. Прибор обнаруживает запахи взрывчатки, даже если концентрация ее паров не превышает одного атома на миллиард. Для обнаружения бомбы достаточно четырех минут, то есть времени, пока самолет рулит с герметически закрытыми дверьми и люками от аэропорта к старту. Каждому человеку свойствен свой собственный запах. Этот индивидуальный запах, очевидно, предопределен генетически и схож в этом смысле с дактилоскопическими узорами. «Обонятельный комплекс для обнаружения преступников» представляет собой анализатор запахов, который, если его включить в комнате, где, скажем, было совершено убийство, безошибочно определяет, кто находился там в течение последних суток, помимо жертвы преступления. Это устройство - активная часть обонятельного комплекса. Другая его часть - «картотека запахов преступников» наподобие картотеки отпечатков пальцев. То есть, речь идёт снова о концепции «шаблонизации». Усилия в области создания «электронного носа» сосредоточены на трех направлениях:
- создание технических схем, подражающих природе;
- создание «полуживых» систем (пример такой системы - муха, к нервным узлам которой подведены электроды, соединенные с усилителем и анализатором; почуяв ядовитый газ, муха генерирует характерные импульсы, которые улавливаются анализатором; иногда вместо мухи-датчика применяются тараканы; подобные приборы на основе насекомых можно использовать во входных устройствах компьютеров и газовых хроматографах;
- прямое использование животных для выполнения функций газоанализаторов и запахолокаторов в различных областях производства и научных исследований. 
Из всего многообразия животного мира человек до недавнего времени использовал нюх всего 3-4 видов животных. Самый известный пример – собаки. В частности, собаки-миноискатели. Обыскиваемая собакой полоса становится шире в 10-15 раз полосы, проверяемой человеком-сапёром, скорость поиска увеличивается более чем в 20 раз. Попугаи могут в определенных условиях работать газоанализаторами. Эти птицы ощущают присутствие даже ничтожных количеств синильной кислоты. Они показали себя настолько совершенными детекторами этого яда, что одна венгерская фармацевтическая фабрика закупила 10 какаду. Разработан метод раскрытия преступлений - криминалистическая одорология. Авторы метода определили его как «исследование запахов применительно к целям идентификации личности». Метод позволяет вывести на след служебную собаку даже тогда, когда с момента преступления прошло продолжительное время. Достигается это консервацией запахов в обычной полиэтиленовой фляжке с помощью медицинского шприца. Восточноевропейские овчарки, лайки и фокстерьеры после соответствующей дрессировки могли отыскивать железный и медный колчедан. Собаки нашли несколько перспективных месторождений ртути, неизвестных геологам, хотя те за несколько лет до того проводили в этих местах поиск. Собаки чуют не только сернистые и мышьяковистые руды, галоидные соединения и минералы циркония и теллура, но и другие минералы, которые не обладают, как полагали ранее, никаким запахом. Эффективным оказался опыт с металлическим бериллием: понюхав его, собака из множества минералов выбрала изумруд, аквамарин, воробьевит, фенакит, бертрандит, то есть все то и только то, что содержит бериллий. Опытами установлено, что обонянию собак доступны, помимо уже упоминавшихся, минералы, содержащие литий, бериллий, бор, углерод, натрий, магний, алюминий, кальций, титан, хром, марганец, кобальт, никель, медь, цинк, стронций, ниобий, молибден, серебро, олово, сурьму, цезий, барий, тантал, вольфрам, золото, висмут. Собака после небольшой тренировки последовательно различает в минерале 6 разных элементов. Как собака может в одном минерале различать несколько запахов и чуять одновременно их общий, объединяющий запах? Возможно, запах каждого минерала собачий нос воспринимает как целый букет, в котором отчетливо чувствуется каждый его компонент – подобно тому, как слух дирижера, выделяет в оркестре каждый инструмент, а в каждом аккорде все звучащие в нем звуки. Из насекомых рекорд по дальности «запаховой» ориентации, по-видимому, принадлежит «дымным жукам». Когда в Калифорнии загорелось около 120 тыс. т. нефти, на пожар слетелись полчища этих насекомых, хотя ближайшее место, где росли хвойные деревья и откуда могли прилететь эти жуки, было расположено не менее чем в 80 км от места пожара. Определяя обонятельные способности бабочек-сатурний, с ними проделали такой опыт. Самцов отделили от самок. Потом их рассадили в маленькие клетки, развезли в разные стороны и выпустили на волю. Не прошло и тридцати минут, как первый меченый самец вернулся к клетке с самками, проделав пятикилометровый путь. А один самец прилетел, преодолев расстояние в 11 км. Расчеты показали, что на таком отдалении от самки в 1 мм куб воздуха могла находиться всего одна молекула вырабатываемого ею пахучего вещества - эпагона.
f284 (400x648, 241Kb)
 
РЕТРОСПЕКТИВА
 
IV съезд станций сети НВС в свете перспектив DVD-индустрии. В Центральном доме журналиста (Москва) 4-5 июля проходил IV съезд станций— участниц телевизионной сети НВС (Независимая вещательная система). В связи с тем, что расширяется круг читателей «ТКТ», интересующихся организационными вопросами производства видеодисков DVD, мы в последнее время анализируем опыт всех устойчиво работающих структур в сфере телевещания и видеопроката, рассматривая возможность применения этого опыта в нарождающейся индустрии DVD. Детальное знакомство с НВС в ходе съезда показало, что данная система благодаря своим организационным достоинствам обладает необходимой гибкостью и находится на той стадии развития, когда многие ее технологические наработки могут служить ориентиром.
К своему IV съезду НВС подошла преодолевшей болезненные издержки роста. Когда 1 мая 1996 г. на спутник был впервые подан сигнал с программами НВС, их приняли только четыре станции. Но расширение географии сети шло, несмотря на серьезные внутрисистемные трения в процессе ужесточения сетевых правил, и сегодня в рамках сетевого вещания работают 80 телекомпаний России и еще 7 готовятся присоединиться, в результате чего общая телевизионная аудитория НВС превысит 60 млн. телезрителей. До декабря 1996 г. НВС существовала как содружество негосударственных телестанций, но уже летом 1996 г. новым стратегическим партнером НВС стала телекомпания РЕН ТВ, что позволило увеличить количество и улучшить качество вещания. Это обстоятельство дало нам основания соотносить успехи проекта РЕН ТВ — НВС с бизнес-планом DVD-индустрии, опубликованным в № 7 "ТКТ" за 1997 г. (с развитием в последующих номерах журнала).
Ключевой, на наш взгляд, факт биографии НВС сформулирован в выпуске агентства "Телескоп" следующим образом: "В начале пути НВС ориентировалась на самый простой, достаточно надежный, но по нынешним временам старомодный, кассетный способ раздачи. Что касается каких-то сериалов или художественных фильмов, то нет проблем, но если говорить о доставке "горячих" материалов, то потеря двух-трех недель имеет решающее значение. Это ограничивало и количество станций-участниц и объемы программирования. Впрочем, проблемы эти давно превратились в историю. Сегодня подавляющее большинство региональных партнеров НВС принимает программы РЕН ТВ — НВС через спутник".
Для тех, кто планирует создать сеть проката фильмонесущих DVD на базе малых телекомпаний, вышеприведенная формулировка звучит вполне доказательно: нынешнее благополучие НВС родилось именно из кассетного способа доставки видеопрограмм, который, действительно, в чем-то проигрывает спутниковой доставке. Но DVD имеет ряд преимуществ по сравнению со спутниками, наделенными помимо чисто технических изъянов и ограничений слишком большой зависимостью от политико-экономических факторов, — в их число входят риск реорганизации орбитальной группировки и элемент волюнтаризма в предоставлении частотного ресурса. Кстати, к моменту съезда появилось сообщение, что Matsushita Electric довела емкость DVD до 15 Гбайт на каждой стороне (напомним, что предыдущий DVD на 4,7 Гбайт вмещал 133 мин видео с разрешением 500 твл). Все перечисленные факторы — серьезнейший стимул для западных поставщиков программ (в том числе для спутниковых телевизионных каналов) тиражировать свою видеопродукцию непосредственно на рекламонесущих DVD.
Косвенное подтверждение прогнозов относительно грядущих реформ в сфере пересечения интересов правообладателя и рекламодателя мы услышали из выступления на съезде исполнительного директора Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) Е. А. Злотниковой. Среди задач НАТ — участие в рабочих и экспертных группах комитетов Госдумы РФ по работе над законом "О телевизионном вещании и радиовещании" и по внесению поправок в закон "О рекламе". Одна из предлагаемых поправок к закону "О рекламе" преследует цель уменьшить число проблем, возникающих у вещателей при прерывании ими видеопрограмм рекламными сюжетами и объявлениями. Действительно, ст. 11 закона "О рекламе" в радио- и телепрограммах запрещает прерывать рекламой радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей. В принципе, если скрупулезно соблюдать "технологическую дисциплину", реализуя громоздкую схему договорно-правовых отношений, сопровождающую элементарный (казалось бы) коммерческий показ кинофильма, проблем возникнуть не должно. Но скрупулезность, доведенная до той степени абсолюта, которой требует буква закона, оборачивается такими затратами времени, сил и денег, что грозит полной "закупоркой" процесса использования произведений. Поэтому рассматриваются варианты "мягкого" упрощения названной схемы, один из которых упомянула Е.А. Злотникова: добиться разрешения прерывать рекламой программы без согласия владельцев неимущественных прав. Как показала практика, со стороны означенных владельцев накопился ощутимый набор претензий. Хотя, конечно, не исключено, что иные претензии выдвигаются в целях саморекламы на основании, например, положения ст. 15 закона РФ "Об авторских правах и смежных правах", согласно которому обладатель личных неимущественных прав может усмотреть в рекламной вставке искажение произведения, наносящее ущерб чести и достоинству автора.
Однако мы понимаем, что такой опытный специалист, как Е.А. Злотникова, декларируя законодательную инициативу, учитывает примат международного права над национальным. И действительно, мировая юридическая мысль движется в том же направлении. Сошлемся, в частности, на позицию Эстер Дайсон, изучающей взаимодействие экономики и права в сфере новых информационных технологий. Э. Дайсон рекомендует приготовиться к тому, что индустрию экранных развлечений вскоре почти полностью будут финансировать не зрители, а рекламодатели, которые будут оплачивать творческий процесс на таких условиях, чтобы никакие авторские, смежные, неимущественные и тому подобные права не ограничивали рекламонесущее поле, создаваемое тиражированием произведения, "начиненного" рекламой заказчика. В качестве варианта в № 5 "ТКТ" за 1997 г. рассмотрен "сертификат бесплатного коллективного показа" для рекламонесущих кинодисков DVD.
В связи с этим очень перспективным выглядит "Соглашение к сетевому договору" между НВС и вещательными станциями. Договор в ходе сотрудничества подвергался корректировке и в результате получился документ, максимально учитывающий интересы всех категорий рекламодателей. Рекламодатель рассматривается как важнейший партнер, от чьей заинтересованности зависит существование системы. К вещателю же предъявляются требования, степень жесткости которых адекватна закладываемой и в бизнес-плане DVD-индустрии. В частности, рассмотрим пункт об отчетности. В Сетевом договоре записано: "Вещатель обязуется, подтвердить НВС факт рентрансляции Вещателем каждой Сетевой программы и размещенных в ней Сетевых Рекламных слотов по следующей схеме ...". Схема, правда, отличается от предусмотренной в DVD, но для конкретной производственной ситуации НВС продумана до мелочей. Производственной необходимостью обусловлена и жесткость, допускающая расторжение Договора по инициативе НВС в случае "допущения неудовлетворительного технического качества рентрансляции Вещателем Сетевых программ НВС, произошедших вследствие плохого состояния технических средств приема спутникового сигнала и/или вещательного оборудования.для трансляции программ...". Здесь, безусловно, борьба за зрителей, из которых и складывается рекламонесущее поле, и к тому же плохое качество изображения дает рекламодателю основания потребовать возврата денег.
Поэтому понятен живой интерес участников съезда к выступлению первого заместителя генерального директора АО ВНИИТР С. Р. Немцовой на тему: "Система сертификации технической базы производства телерадиопродукции". Здесь надо отдать должное организаторам, обеспечившим совместно с С.Р. Немцовой участников съезда необходимой для осуществления процедуры сертификации информацией, руководствуясь которой можно будет избежать претензий как со стороны НВС, так и со стороны федеральных органов. Добавим лишь к этой информации прозвучавшую в выступлении цифру — 8,3 млн руб.: в такую сумму обошлась сертификация одной из региональных студий, в чей состав входило до пяти видеомагнитофонов, до четырех камер, монтажная и вещательная аппаратные плюс командировочные расходы. Некоторым участникам съезда такая сумма показалась дополнительной обузой, но специалисты, выполняющие сертификацию, со своей стороны, не расчитывают на этом разбогатеть, поскольку велики их трудозатраты, связанные с обслуживанием слишком разношерстного парка аппаратуры на местах. Вот в индустрии видеопроката все будет гораздо проще, когда там воцарится DVD — единый для всех случаев жизни формат вещательного качества.
Жесткие требования, предъявляемые НВС к своим членам, тем не менее не отталкивают регионалов от работы в системе в немалой степени, потому что телекомпании, исходя из своей местной ситуации, реально влияют на совершенствование системы. Как отметил директор красноярской ТРК "Афонтово" А.Л. Карпов, НВС относится к числу редких партнеров, которому представители региональных телекомпаний могут заявить о недостатках программ и предложить заменить программу. Что собственно мы и наблюдали на одном из заседаний съезда: звучала мотивированная критика отдельных программ, касающаяся их содержания либо расписания, и московское руководство вполне доброжелательно и конструктивно реагировало. Представители нескольких телекомпаний высказали пожелания уделять больше внимания вопросам анонсирования новых видеопрограмм с целью более эффективного привлечения зрителей и рекламодателей. Нам это было приятно слышать, поскольку "ТКТ" тоже занялся проблемой препарирования видеопродукции посредством информационно-аналитических систем и уже рассказывал о некоторых технических средствах. Возможно, подобные технические средства найдут отражение в программе развития НВС, тем более из выступления технического директора РЕН ТВ В.Ю. Яремы можно было сделать вывод, что система обладает сильными инженерными кадрами. Не исключено также, что информационно-аналитические системы для продвижения видеопродукции найдут отражение в тематике Международной выставки "Теле- и радиовещательное оборудование" и Международного конгресса "Прогресс технологий телерадиовещания", запланированных на 21-24 октября 1997 г., — сообщение об этих мероприятиях сделал на съезде эксперт НАТ А. С. Городников.
Впрочем, на сегодняшний день качество видеопродукции, транслируемой НВС, пользуется доверием зрителей и рекламодателей. Оригинальное отечественное программирование канала представляют такие зарекомендовавшие себя программы, как "Клуб "Белый попугай", "Чтобы помнили", "Дог-шоу" , а также авторские программы людей, известных в журналистской и телевизионной среде. В зарубежном пакете, приобретенном РЕН ТВ, особое внимание уделено телевизионной продукции, имеющей успех во всем мире: "Секретные материалы", "Симпсоны", "Воздушный цирк Монти Пайтона" и т.д. Перспективный кинопроект "Премьера, которой не было": показ малоизвестных картин советских студий, сопровождаемый преамбулой. Также "Народный фильм", "Новые русские фильмы" и т.д. Широк спектр документального кинопоказа — вплоть до лент, допустимых лишь в ночном эфире. При программировании канала учитываются данные анализа аудитории, проводимого социологическими службами. Съезд заслушал выступления представителей этих служб, делившихся своим опытом с представителями телекомпаний и, как нам представляется, что-то из данного опыта может найти применение в DVD-индустрии.
Вообще, интересных выступлений и презентаций устроители съезда организовали немало. В известной степени такая предусмотрительность обусловлена тем, что, хотя московские руководители крупнейших телеканалов и имеют определенные корпоративные интересы, конкуренция между телеканалами существует и в ходе конкурентной борьбы идет привлечение перспективных партнеров и проектов. Например, учитывая потребность региональных телестанций в музыкальном вещании, устроители пригласили выступить людей из музыкального бизнеса. Также были приглашены поставщики профессионального оборудования и профессиональной информации. Среди профессиональных изданий, приглашенных на съезд, нас, в частности в свете проекта DVD, заинтересовала газета "Антенна", примечательная тем, что имеет несколько десятков региональных выпусков в России и СНГ. Выпуски публикуют программы телевидения, вещающего в соответствующем регионе, и анонсы передач. Сам факт издания выпуска в конкретном городе, выходные данные и содержание выпуска, а также другие подробности — все это характеризует перспективы развертывания DVD-производства в том городе. А. Барсуков, журнал "ТКТ", 1997 г., № 8 
Рубрики:  Датчики
сенсоры, регистраторы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку