-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лакшери-роботы

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

https://vk.com/alex_barsukov88

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 2341


Как занять своё место в индустрии беспилотных электромобилей?

Вторник, 29 Ноября 2016 г. 10:28 + в цитатник
В отличие от производства автомобилей (значительная часть которых в России - импортная), производство беспилотных электромобилей способно дать стране существенно большее количество высокотехнологичных рабочих мест. Выпускники многих инженерных ВУЗов получат широкий простор для технического творчества. Трудно назвать инженерную специальность, которая не была бы востребована этой нарождающейся индустрией: электроника, механика, связь, химия, компьютерная техника, программирование. Понадобятся новые комплектующие, такие как электродвигатели, аккумуляторы, датчики.
Об уровне же наших специалистов можно судить по разработке, представленной на выставке «Интерсигналдортранс-2001» МАИ и фирмой «Системы радиовидения». Речь идет об автомобильной системе предупреждения столкновений, позволяющей сформировать радиолокационное изображение дороги и прилегающей местности на экране монитора в заданном угловом секторе на дальностях от 10 до 250м. В частности, на формируемом изображении четко наблюдаются границы дороги, препятствия и все участники движения. Система показывает в реальном времени динамику движения и маневры объектов. Сектор обзора системы — 30°, детальность изображения — 1-2 м, количество информационных точек — 120 х 256. Правая часть рисунка — это оптическое изображение, а левая часть — его радиолокационный аналог.
Что касается сроков, о них можно судить на примере одного из проектов: полигон, в качестве какового возможен мегаполис с населением 20 миллионов жителей. Если на каждой из дорог этого мегаполиса выделить технологическую полосу для беспилотных электромобилей (за счет одной из полос, где перемещаются нынешние частные автомобили), то на дооборудование этих технологических полос понадобится примерно три года. За эти три года в России можно произвести достаточное количество беспилотников. При этом поправки в законодательство будут минимальными, поскольку выделенные для беспилотных электромобилей полосы практически не будут соприкасаться с автомобильными полосами с их ПДД.
radar (350x352, 74Kb)
 
 
 
Повсеместный переход на беспилотные электромобили - возможно, оптимальный вариант
 
Если исходить из критерия минимизации ДТП со смертельным исходом, то электродвигатель, в отличие от ДВС делает машину более безопасной и управляемой, поскольку здесь проще, например, выполнить условие RealTime (за это время беспилотный автомобиль должен гарантированно остановиться обнаружив препятствие - в т.ч. человека). Проблема, однако, в том, что, как показывает практика, беспилотники и обычные авто, плохо уживаются друг с другом на дорогах. Кроме того, представим, что на наших дорогах в большом количестве появились беспилотные такси, доставщики еды и т. п. К ним тут же могут проявить нездоровый интерес современные луддиты, увидев в них конкурентов и постараться каким-то образом выводить их из строя. Могут  появиться автоподставщики с новыми методами жульничества. Автолихачи могут мешать проезду беспилотников.  Выходов два: либо строить для беспилотников отдельные дороги, либо достаточно быстро заменить обычные машины на электробеспилотники. И судя по тому, что власти и предприниматели в последнее время оказывают поддержку развитию электромобилей, а разработчики беспилотных технологий в состоянии обеспечить движение на выделенных для беспилотников трассах, перспективы вырисовываются.
f119 (550x440, 163Kb)
 
 
Что нужнее: беспилотный "КАМАЗ" или беспилотный "ВАЗ"?
Всё же своими не вполне корректными комментариями некоторые журналисты могут нанести вред такой сложной разработке, особенно когда сравнивают её с беспилотными автомобилями, курсирующими по улицам городов. Ведь упоминаемые автомобили едут по асфальту, а беспилотному КАМАЗу, вероятно, придётся осваивать как не очень хорошие дороги, так и бездорожье. А это задача, которую уже давно пытаются решить ведущие мировые корпорации. В частности, мне довелось присутствовать на пресс-конференции Intel, разработки которой испытывались на беспилотных автомобилях, участвовавших в 10-часовых гонках по бездорожью «Большой вызов» (см. статью «Электронное зрение автомобилей» в журнале «ТКТ» № 5, 2004 г.). Специалисты Intel рассказали много занимательного о том, как колёсные беспилотники распознавали и преодолевали различные препятствия. Поэтому, конечно, разработчикам отечественных беспилотных грузовиков предстоит решить сложнейшие задачи.
Вообще говоря, в последнее время появляется немало скептических комментариев на тему робототехники. Это естественно: гениальная формула Гоголя «Я тебя породил - я тебя и убью» выведена в первую очередь именно для таких случаев. Роботов придумали писатели, они же их сделали популярными - а теперь маятник качнулся в другую сторону, ибо в мире роботов писателям и писать-то особо не о чем. Возьмём для примера книгу «Плата за страх» писателя Жоржа Арно, в которой безработные водители за вознаграждение подрядились доставить взрывоопасный нитроглицерин для тушения пожаров на нефтяных скважинах. Кто-то, естественно, взорвался по дороге. А теперь представим, что за эту работу возьмутся беспилотные КАМАЗы. Никакой драматургии. То ли дело придумать, как арестованным коррупционерам предложили во искупление вины поработать на грузовиках в каких-нибудь смертельно опасных условиях. Вот это - тираж, касса, реклама.
 
АКТУАЛЬНО: "Черный ящик" в автомобиле - http://www.liveinternet.ru/users/albrs/post402370094/
 
kpr (370x275, 62Kb)Подвижный робототехнический комплекс для ликвидации последствий радиационных аварий (КПР). Оборудование и аппаратура комплекса позволяет проводить визуальную и радиационную разведку и гамма-поиск, отбор проб и транспортирование твердых радиоактивных материалов. Комплекс является дистанционно-управляемым робототехническим (электромеханическим) устройством, в состав которого входят: два мобильных робота типа МРК-46, оснащенныстепенным манипулятором и фронтальным погрузчиком; бортовая система управления; система энергообеспечения; телевизионная система; пост дистанционного управления; канал связи; дополнительное оборудование (пробоотборники грунта и жидкости, отбойный молоток, перфоратор, вилы грузовые, углошлифовальная машина и другое). В конструкции манипулятора, фронтального погрузчика и транспортного средства используются электромеханические приводы с пропорциональным управлением. Управление роботом - дистанционное с помощью телевизионных камер с переносного пульта управления. Размещается комплекс на средстве доставки - автомобиле КамАЗ 4310 с прицепом. Особенности: автономное выполнение работ по ликвидации последствий техногенных катастроф в условиях радиационного и химического заражения; проведение радиационной и химической разведки, взятие проб грунта и воды как с использованием мобильных роботов, так и с помощью приборов входящих в состав комплекса (ВПХР, ИМД-21 и другие); высокоманевренное гусеничное транспортное средство с большим диапазоном регулирования по скорости, что позволяет точно позиционировать мобильный робот на местности; выполнение разнообразных операций с возможностью одновременного использования манипулятора, фронтального погрузчика и транспортного средства в широком диапазоне нагрузок при пропорциональном управлении; большой набор дополнительного оборудования и сменного инструмента; возможность установки на мобильный робот дополнительного оборудования (приборы, датчики и т.п.), аварийно-спасательного и технологического инструмента для расширения круга решаемых задач; наличие средств защиты экипажа; возможность проведения дезактивации. Технические характеристики: максимальная скорость передвижения, м/с - 0,5; высота преодолеваемого порогового препятствия, мм - 200; грузоподъемность манипулятора, кг - 100; грузоподъемность фронтального погрузчика, кг - 130; наибольший радиус действия, м - 200 (по штатному кабелю), 400 (с кабелем-вставкой), 3000 (по радиоканалу); длительность непрерывной работы, не менее, ч - 8; габаритные размеры, м - 2,5 х 1,2 х 1,8; масса в снаряженном состоянии, кг - 650; потребление энергии, кВт, не более - 3.
 
mrk26 (152x348, 40Kb)Многоцелевой мобильный робототехнический комплекс МРК-26. МРК-26 предназначен для погрузочно-разгрузочных работ, транспортирования предметов в мягких и жестких оболочках, обезвреживания предметов, подозреваемых на взрывное устройство (ВУ), их разрушение при помощи гидроразрушителя на открытых площадках, в помещениях ограниченного объема. Состав комплекса: четырех гусеничное шасси; манипулятор (5 степеней подвижности); электромеханическая трансмиссия; система управления; пост оператора; канал связи; цветные телекамеры; система освещения; комплект сменного инструмента. 
Комплекс позволяет проводить рабикы в ограниченном пространстве, на пересеченной местности, на объектах большой высоты (до 2 м). Технические характеристики: длина, м - 1,4; ширина, м - 0, 7; высота, м - 0,95-1,8; масса, кг – 320; скорость передвижения, м/с – 0-0,35; преодолеваемый подъем, град: продольный угол – 30; поперечный угол – 20; преодолеваемое препятствие, м - 0,6; разворот на месте; длительность непрерывной работы, час – 3; энергообеспечение - 2 аккумулятора; манипулятор: 5 степеней подвижности; грузоподъемность, кг – 40; номинальная грузоподъемность, кг – 15; пост дистанционного управления: масса, кг – 65; два цветных монитора 10".
 
mrk27 (286x230, 39Kb)Многоцелевой робототехнический комплекс МРК-27. МРК-27 предназначен для замены человека при выполнении работ в экстремальных условиях. Состоит из мобильного робота, оснащенного манипулятором, и поста дистанционного управления. Особенности комплекса: относительно малые габариты и масса обеспечивают высокую мобильность комплекса за счет возможности доставки к месту выполнения работ легковым автомобилем или микроавтобусом; гусеничное шасси обеспечивает высокую проходимость и маневренность робота, в том числе, движение по лестнице; управление по кабелю или по радио позволяет выбирать способ связи посту управления с мобильным роботом в зависимости от условий работы; пропорциональное управление шасси и манипулятором обеспечивает необходимую точность выполнения операций; возможность установки до 8 цветных телекамер с подсветкой позволяет получить максимум информации о рабочей зоне в любых условиях освещенности; высокая грузоподъемность манипулятора дает возможность работать с предметами массой до 40 кг во всей зоне обслуживания; омываемое исполнение шасси допускает возможность дегазации и дезактивации после работы в зараженных зонах; простая конструкция агрегатов и модулей позволяет легко адаптировать образец под требования заказчика. 
МРК-27 и его модификации прошли государственные испытания (в том числе, на устойчивость к взрыву), применяются в технических подразделениях Минатома, МЧС и ФСБ. Прототип МРК-27 применялся при ликвидации последствий аварии в г. Саров и в Чечне. На базе МРК-27 созданы следующие модификации:
1. МРК-27ВУ. Предназначен для проведения взрывотехнических работ, визуальной разведки потенциально опасных зон, поиска, эвакуации или уничтожения взрывных устройств. Дополнительно оснащен гидроразрушителями, набором сменных губок, выносной телекамерой, тележкой с прицепным устройством, взрывозащитным контейнером. 
2. МРК-27Х. Разработан для проведения работ в условиях химического заражения и может проводить визуальную разведку опасных зон и экспресс-анализ воздуха, транспортировать и укладывать в спецконтейнер химически опасные предметы, брать пробы жидкостей и грунта. Для этого робот оборудован прибором СИП (спектрометр ионной подвижности), пробоотборниками жидкости и грунта. 
3. МРК-27МА предназначен для работы в зонах с повышенной радиацией и обеспечивает визуальную разведку территории, транспортирование и укладку в спецконтейнер радиоактивных предметов. 
Технические характеристики:  длина, м - 1,15; ширина, м - 0,71; высота, м - 0,65; масса, кг – 170; скорость передвижения, м/с – 0-0,65; преодолеваемый подъем, град – 30; длительность непрерывной работы, час - 3; энергообеспечение: - 2 аккумулятора 12 В, 65 Ач; управление по кабелю (опционно система радиоуправления); радиус действия: по кабелю, м – 200; разворот на месте; видеосистема: три цветных телекамеры с постоянным фокусом; манипулятор: 5 степеней подвижности; грузоподъемность, кг – 40; губки охвата раздвигаются на 300 мм; пост дистанционного управления; масса, кг – 65; два 10" цветных монитора; принадлежности: сменные губки охвата; возможна установка различных детекторов.
 
mrk61 (302x223, 34Kb)Мобильный робототехнический комплекс МРК-61. Предназначен для выполнения работ по ликвидации последствий аварий на объектах в условиях опасных для жизни человека. Применяется на местности с бетонным, асфальтовым покрытием и плотных грунтовых площадках, неровностями высотой до 100 мм, и уклоном до 10%. Состоит из мобильного робота, оснащенного манипулятором, переносного пульта оператора, подъемника телекамеры, погрузчика фронтального и кабелеукладчика. Комплекс обладает характерными особенностями: имеющийся погрузчик фронтальный осуществляет транспортирование (перемещение) зараженного грунта, предметов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ; наличие телекамер позволяет вести визуальную разведку местности и предметов; возможно ведение радиационной разведки укладка радиоактивных предметов в спецконтейнер, а также взятие проб жидкостей и грунта; с помощью дополнительного оборудования возможно проводить резку металлических прутьев и осуществлять различные виды работ отбойным молотком. Технические характеристики: длина, м - 2,55; ширина, м - 1,15; высота, м - 1,45; масса, кг - 800; скорость передвижения, км/час - 4,5; преодолеваемый подъем, град - 20; управление: по кабелю, м - 200;  видеосистема: три цветных телекамеры с постоянным фокусом; манипулятор: 5 степеней подвижности; грузоподъемность, кг - 100;
 
utk1 (342x266, 58Kb)Мобильный робототехнический комплекс МРК-УТК. Предназначен для проведения локальной визуальной и радиационной разведки и гамма-поиска, а также для подготовки и тренировки личного состава подразделений, участвующих в антитеррористических операциях, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (при выполнении работ в условиях химического и радиационного заражения, при работе с взрывоопасными предметами) и в других условиях, опасных для жизни и здоровья человека. С дополнительным специальным навесным оборудованием (приборы радиационной и химической разведки, разрушители, контейнеры-локализаторы и другое) комплекс позволяет осуществлять разведывательные операции при ликвидации техногенных катастроф. Подготовка личного состава на комплексе включает изучение устройства комплекса, отработку методик ведения радиационной и химической разведки, получение навыков управления движением мобильного робота, получение навыков работы с манипулятором и дополнительным оборудованием. Комплекс является дистанционно-управляемым робототехническим (электромеханическим) устройством, в состав которого входят: гусеничное транспортное средство с возможностью изменения геометрии ходовой части; манипулятор с четырьмя или пятью степенями подвижности; бортовая система управления; система энергообеспечения; телевизионная система; пульт управления; комплект антенн со штативом; дополнительное оборудование. Для тушения локальных очагов возгорания, проведения дезактивации и т.п. работ комплекс может быть оснащен гидромонитором. В конструкции манипулятора и транспортного средства используются электромеханические приводы с пропорциональным управлением. Управление роботом - дистанционное с помощью телевизионных камер с переносного пульта управления. Наблюдение за ходом работ ведется с использованием дополнительной выносной системы видеонаблюдения.

utk2 (349x252, 47Kb)
Вариант оснащения МРК интеллектуальным гидромонитором «Сибиряк» для тушения локальных очагов возгорания, проведения дезактивации и т. п. работ. Особенности: небольшие габаритные размеры и масса, позволяющие работать в ограниченном пространстве; высокая маневренность в стесненных условиях (лестничные площадки, лифты и т. п.) с большим диапазоном регулирования по скорости, что позволяет точно позиционировать мобильный робот на местности; повышенная профильная проходимость (преодоление порогов, лестничных маршей и т. п.); возможность выполнения разнообразных прецизионных операций благодаря большой подвижности и пропорциональному управлению приводами манипулятора, а также наличию высокочувствительных телевизионных камер с трансфокатором и автофокусировкой; наличие микропроцессорного цифрового канала дистанционного управления, с автоматическим поиском канала управления и возможностью работы как по многоканальному радиоканалу управления (до 200 радиоканалов) так и по кабелю; возможность подключения дополнительного оборудования (приборы, датчики и т. п.), аварийно-спасательного и технологического инструмента. Технические характеристики: скорость передвижения, м/с, до - 1; радиус действия в условиях среднепересеченной местности, городской инфраструктуры и в помещениях, м, не менее - 1000 (при управлении по радиоканалу), 200 (при управлении по кабельной линии); преодолеваемые уклоны, град, до - 40; грузоподъемность манипулятора, кг - 20; источник питания - аккумуляторы 12 В, 75 Ач, шт.- 2; габаритные размеры (максимальные/минимальные), мм - 1300/950 (длина) х  700 (ширина) х 800 (высота); масса, кг, не более - 200 (300). В скобках приведены параметры с установленной радиационной защитой.
 
reconnaissance (294x405, 72Kb)Робот «Разведчик» с дистанционно-управляемой системой "Гамма-локатор З" (ДУС ГЛ-3). ДУС ГЛ-3 - автономное радиоуправляемое средство, предназначенное для автоматического поиска источников гамма-излучения и определения их изотопного состава. Режимы обследования: измерение в заданной точке, сканирование участка, сканирование в окне и сканирование обозначенной зоны. Результаты измерений сохраняются в базе данных персонального компьютера поста управления. ДУС ГЛ-3 состоит из поста управления, линии радиосвязи и исполнительного устройства, устанавливаемого на подвижной робот. Технические характеристики ДУС ГЛ-3: идентифицированные изотопы: Аm-241, Сs-137, Со-60; диапазон измерения активности с 1м - 0,5 мкКи - 1Ки; расстояние между детектором и измеряемой точкой, м - 0,5-100; диапазон энергии гамма квантов, МэВ - 0,05-3,0; питание, В - 12; габариты, мм - 304 х 456 х 416. Технические характеристики подвижного аппарата робота «Разведчик»: шасси – гусеничное; габариты (длина х ширина х высота), мм - 1400 х 780 х 600; масса, кг - 250; грузоподъемность, кг: шасси - 70; манипулятора - 6; количество степеней подвижности манипулятора - 5; скорость перемещения, м/с - 0,05-1,5; автономная работа от аккумуляторных батарей, час – 6. Преодолеваемые препятствия: дверные проёмы; эскарпы и контрэскарпы высотой, мм - 250; лестничные пролеты, траншеи шириной, мм - 450; уклон, градусов - 30.  Управление по радиоканалу, интерфейс обмена RS232. Условия эксплуатации: температура, град. С - от -30 до 40; мощность экспозиционной дозы γ-излучения, Р/ч - 104; интегральная экспозиционная доза γ-излучения, Р - 105.
 
Роботы среднего класса РТК 100 и РТК 200. Предназначены для проведения разведки и выполнения технологических операций на открытой местности с помощью манипулятора и отвала. Масса - 1000 кг, дальность управления по радио - до 2 км.

rtk100 (364x238, 60Kb)РТК 100

rtk200 (326x236, 46Kb)РТК 200
 
Использование 3D моделирования в интерфейсе системы интеллектуального управления мобильным роботом – тема исследования Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАН и МОН Украины. Авторами разрабатывается ПО, объединяющее задачи он-лайн управления и офф-лайн моделирования действий робототехнической системы. Используются 3D модели робота и окружающей его среды, модельные представления реакций локационных сенсоров и восприятия телекамеры. Интерфейс оператора построен на сочетании модельных и реальных данных о функционировании робота, поступающих по радиосети. Описанный подход был применён для управления мобильным роботом ER1 фирмы Evolution Robotics (см. «ТКТ» № 10 за 2003 г. – прим. ред.).
Управление роботами в он-лайн режиме с использованием виртуальных трёхмерных моделей робота и его рабочего пространства позволяет создать удобную среду управления как виртуальной моделью, так и реальным роботом. Применение 3D геометрии при моделировании кинематики манипуляционных роботов и планировании их траекторий в среде с препятствиями позволило разработать в отделе робототехнических систем Института кибернетики им. В. П. Глушкова НАН Украины программный пакет офф-лайн моделирования действий робота. Была разработана алгоритмическая база математического представления твердотельных объектов и генерации их пространственных изображений. Согласно принятому подходу, объекты среды функционирования робота и самого робота как геометрические тела аппроксимируются выпуклыми непересекающимися многогранниками, заданными своими вершинами. Для компактного описания моделей подвижных тел разработаны универсальные структуры данных, в основе которых лежит представление выпуклых многогранников рёберными списками с двойными связями, а пространственное положение тел задаётся матрицами специального вида. На этих же структурах реализованы процессы компьютерной генерации изображений трёхмерных сцен, включающие механизмы трансформации 3D данных в 2D с определением перекрытий и коэффициентов освещенности.
Апробированные практикой структуры данных и процедуры их обработки в упомянутом пакете программ обеспечивают скорость генерации изображений, достаточную для постановки задач в он-лайн режиме. Описываемая работа опирается именно на эти программные модули и проводится в рамках ГНТП Украины «Образный компьютер», одна из задач которой – разработка кибернетической системы, функционально оперирующей зрительными, слуховыми и иными образами при анализе сцен и сложных ситуаций, планировании движений и т. д.
Основное окно интерфейса во время сеанса управления ER1 разбито на 5 блоков:
- главный вид модели сцены, где в произвольном, удобном пользователю ракурсе отображаются робот и окружающая его среда;
- вид сверху, дающий дополнительную визуальную информацию об относительном положении робота, причем изображение его модели всегда находится в центре окна;
- окно, содержащее модельное изображение сцены, воспринимаемое телекамерой, жестко связанной с роботом;
- окно для кадров реальной телекамеры робота;
- зона панелей управления.
Среди возможностей ПО;
- конструктор/редактор моделей сцен;
- режим модельного управления и планирования траекторий;
- планирование заданий с визуальным контролем возможных конечных положений робота и библиотекой алгоритмов самопрограммирования некоторого набора его действий;
- режим управления реальным роботом по радиосети.
Для последнего режима реализован сетевой обмен в технологии «клиент-сервер». Функцию сервера выполняет программное приложение на бортовом компьютере, непосредственно связанном с системой управления нижнего уровня. Для ER1 это ноутбук, на который поступают данные от системы управления двигателями колёс и манипулятора, веб-камеры и трёх активных ИК-сенсоров.
С точки зрения управляемого движения мобильный робот с манипуляторами представляет собой сложную систему твёрдых тел. Источниками информации о внешней среде служат локационные сенсоры и телекамеры. В исследовании принят подход максимального использования пространственных моделей различных элементов управляемого робота, включая органы его «очувствления».
Рассмотрим модель восприятия сцены телекамерой. Окно модельного восприятия телекамеры содержит изображение сцены, построенное с учетом положения, ориентации и масштабируемых параметров установленной на роботе телекамеры. При этом использована математическая модель идеальной оптической системы. Изображение сцены строится по правилам центрального проектирования.
Данное окно позволяет наблюдать, какой визуальной информацией при движении робота может располагать система интеллектуального управления и что может видеть оператор-супервизор на мониторе при текущем положении робота. Такая модель даёт возможность оценить степень информативности визуальных данных, опробовать различные значения параметров оптической системы до того, как они будут применены при установке реальной телекамеры. Например, подобрать масштабируемые параметры объектива, выбрать оптимальные углы поворотов и наклона камеры, а также точку её крепления на корпусе робота. Для этого имеется доступ к редактированию параметров модели камеры.
Если пространственная модель рабочей среды робота достаточно точная, то модельное изображение воспринимаемой телекамерой сцены может быть использовано в алгоритмах управления движением робота с визуальной обратной связью. При отработке роботом заранее спланированной траектории рассогласование изображений реальной и модельной камер несёт информацию об отклонении робота от программного движения. Алгоритм сравнения и анализа модельных и реальных кадров служит источником корректирующих сигналов для системы управления движением.
Удалённое управление роботом ER1 осуществляется по беспроводной сети IEEE 802.11b. Класс таких сетей Wi-Fi предназначен для работы в диапазоне 2,4-2,5 ГГц ISM. В нём используется модуляция радиоволн DSSS (Direct Sequence Spread Spectrum) и поддерживается шифрование WEP. В помещении радиус действия существенно зависит от толщины и конфигурации стен, а на качество передачи данных оказывают влияние другие устройства, использующие тот же частотный диапазон. Максимальная скорость передачи данных 11 Mbps. В автоматическом режиме скорость передачи варьируется в зависимости от уровня интерференции, шумов и силы сигнала. Если во время сеанса радиоуправления происходят изменения параметров функционирования сети, то на время, занимаемое этим процессом, связь с роботом прерывается.
Во время движения робота основную часть потока команд составляет опрос данных сенсоров и одометрии по принципу «запрос-ответ». Задержка ответа на запрос о текущем состоянии сенсора или координат робота не превышает 60 мс. Отдельные команды на движение и управление не требуют обязательного ответа и занимают менее 5% всего трафика команд.
Источник визуальной информации о среде функционирования ER1 – установленная на нём веб-камера: устройства этого типа ориентированы на сетевую передачу видеоинформации в реальном времени. Опыт эксплуатации этих устройств показал, что скорость передачи и качество изображения достаточны для эффективного применения алгоритмов распознавания визуальных образов: например, на основе алгоритмов анализа изображений реализован поиск роботом «знакомых» ему объектов и определение их положения, что позволяет уточнять модель окружающей среды.
Программа-сервер занимается первичным сбором видеоданных от веб-камеры, которые затем передаются клиенту в виде отдельного потока данных по UDP-протоколу. Этот протокол выбран из соображений скорости и отказа от излишних транзакций: пересчетов контрольных сумм, проверки времени «жизни» и повторных доставок утраченных пакетов (если пакет утрачен при пересылке, нет смысла тратить ресурсы на пересылку «устаревшего» изображения). Частота передачи – 10 кадр/с. Для минимизации объёмов передаваемых данных используется JPEG-компрессия. Общий размер потока данных через радиосеть в он-лайн режиме управления роботом менее 200 кБайт/с, то есть, около 15% всего возможного трафика. При этом поток передаваемого видео превышает поток текстовых команд более чем в 100 раз. (По материалам фестиваля «Мобильные роботы»)  А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 9, 2004 г. 
 
fire-engine (450x312, 83Kb)Робот-пожарный
 
sapper (463x357, 108Kb)Робот-сапёр. МРК "Сапер" предназначен для проведения разведки, контроля и идентификации взрывчатых веществ (ВВ), взрывчатых устройств (ВУ) и радиоактивного заражения, разминирования или уничтожения ВВ и ВУ во внутренних объемах различных транспортных средств, а также в ограниченных промышленных и жилых пространствах в условиях плотной городской застройки. При его оснащении соответствующими техническими средствами, может быть использован для: поиска и эвакуации (нейтрализации) опасных предметов (источников радиоактивного излучения, предметов, содержащих отравляющие вещества); проведения работ по обследованию объектов при наличии условий, исключающих пребывание человека (высокий радиационный фон, высокая степень загазованности, наличие отравляющих веществ), за исключением наличия паров агрессивных жидкостей;
- оперативного сбора визуальной и аудиоинформации;
- установки и эвакуации различных специальных средств;
- доставки грузов по ровной горизонтальной поверхности с твердым покрытием на расстояние до 100 м.
В комплект МРК входят:
- мобильный робот (МР), состоящий из шасси, манипулятора, бортового устройства управления, источника автономного электропитания (аккумуляторная батарея), средств аудио- и видеонаблюдения;
- пост дистанционною управления (ПДУ), состоящий из: пульта управления (ПУ – система контроля, управления, автодиагностики, прием аудиосигнала, система связи): видеоконтрольное устройство (ВКУ) на базе компьютера «ноутбук»;
- смоточное устройство, включающее устройство подачи и отбора кабеля управления, источник питания поста управления (аккумуляторная батарея) и резервный источник питания;
- комплект сменного и дополнительного оборудования, в том числе боевая платформа для спецсредств.

sapper2 (359x233, 78Kb)
Время работы на одной зарядке аккумуляторов - 40 минут. Дистанционное управление по кабелю - до 100 метров. Количество телекамер - 3 шт. (одна сзади). Видеоконтрольное устройство – ноутбук. МРК "Сапер" снабжен инфракрасной подсветкой. Характеристики шасси:
- скорость движения по ровной поверхности, км/ч - 3 (наибольшая); 0.3 (наименьшая);
наименьший радиус поворота, мм – 500; 
- размеры преодолеваемых препятствий:
передним ходом, мм - 150 (порог); 150 (высота ступеней лестничного марша); 350 (ширина ступеней лестничного марша);
задним ходом, мм – 50;
- габаритные размеры МР в транспортном положении, мм (длина/ширина/высота) – 900 х 540 х 400;
- масса в снаряженном состоянии, кг – 60.
Характеристики манипулятора:
- наибольшая достигаемая манипулятором высота, мм – 1640 (2100 - манипулятором с удлинителем);
- наибольшая грузоподъемность на вылете 1150 мм, кг – 5;
- наибольшее/рабочее раскрытие губок схвата, мм - 200/100.
 
soika (339x229, 57Kb)Самоходный лафетный ствол СЛС-100 (55) мод.228 "Сойка". Предназначен для тушения крупных пожаров с помощью воды и воздушно-механической пены низкой кратности в особо сложных условиях на крупных пожароопасных объектах. Ствол при работе на пожаре должен использоваться совместно с передвижной насосной станцией ПНС-110, рукавным автомобилем АР-2 и автомобилем с запасом пенообразователя (не менее 4000 л). Управление шасси танка и элементами лафетного ствола может осуществляться дистанционно по радиосвязи или с помощью кабельной связи на расстоянии до 100 м. Технические характеристики: шасси – танк Т-55; боевой расчет, чел. – 2; производительность л/с – 100; дальность подачи, м – 80-100; максимальная скорость, км/ч – 30; кратность ослабления воздействия ионизирующих излучений на экипаж – 10-20; масса, кг – 36500; габаритные размеры, мм – 6780 х 3270 х 3480.
N. B. На фото видно, что этот либо подобные пожарные роботы могли бы сбрасываться на отстреливаемых парашютах с десантных самолётов подобно тому, как в войсках ВДВ сбрасывается бронетехника, и действовать автономно, либо через дистанционное управление посредством БПЛА в очагах возгораний. Это стало особенно очевидно после того, как погибла большая группа парашютистов-десантников Тувинской авиабазы при тушении лесного пожара в Туве. Пожар на площади 500 гектаров возник в районе Барун-Хемчикского лесничества в Бай-Тайгинском районе. В Тыве по факту гибели десантников авиалесоохраны возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей“ и части 3 этой же статьи "Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам“.
 
...По сообщениям зарубежной печати, в настоящее время создается основной танк третьего поколения, получивший индекс STC или «88». На этом танке предусмотрена многослойная композиционная броня с использованием керамических элементов, гидропневматическая подвеска и 8-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 716 кВт (975 л. с.). В дальнейшем мощность двигателя предполагается довести до 1100 кВт (1500 л. с.).
В качестве основного вооружения для танка «88» принята 120-мм гладкоствольная пушка, для которой разрабатываются оперенные кумулятивный и бронебойный подкалиберный снаряды с отделяющимся поддоном. На танке планируется установить усовершенствованную систему управления огнем. Ожидаемая масса танка 43 т, максимальная скорость 70 км/ч, запас хода 500 км. Первый опытный образец танка предполагается изготовить в текущем году.
Бронетранспортеров на вооружении сухопутных войск Японии насчитывается около 500. Бронетранспортер «60» имеет полностью закрытый бронированный корпус. Лобовая броня наклонная, а бортовая и кормовая — вертикальные. В средней части лобового листа установлена лебедка, а слева — шаровая опора для курсового пулемета калибра 7,62 мм. В передней части крыши корпуса размещена башенка механика-водителя, а справа от нее монтируется установка для 12,7-мм зенитного пулемета. Посадка и высадка десанта производится с кормы.
Силовое отделение расположено в передней части корпуса. На бронетранспортере установлен 8-цилиндровый дизель воздушного охлаждения. Ходовая часть с торсионной подвеской имеет по пять опорных и три поддерживающих катка на сторону. Ведущие колеса передние. Гусеничные ленты с металлическим шарниром. На базе БТР «60» созданы 81- и 107-мм самоходные минометы.
Плавающий бронетранспортер «73» скомпонован аналогично бронетранспортеру «60». Корпус выполнен из брони на основе алюминиевого сплава. Вместимость БТР «73» составляет 12 человек. Для посадки и высадки десанта в корме предусмотрена откидывающаяся аппарель. Пехотинцы могут вести огонь из бронетранспортера через амбразуры в задней части бортов корпуса (по. две на борт). Вооружение БТР — 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. В кормовой части корпуса расположены два спаренных гранатомета для постановки дымовых завес.
Подвеска бронетранспортера торсионная. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц. Машина оснащена приборами ночного видения и ФВУ.
На базе. бронетранспортера «73» разработаны 105-мм самоходная гаубица «74» и система залпового огня «75».
С середины 70-х годов в стране ведутся работы по созданию колесных бронированных машин. В 1980 году создан первый образец командно-штабной бронемашины на колесном ходу. На машине установлен комплекс специального оборудования и аппаратуры связи. Вооружение — 12,7-мм пулемет. Максимальная скорость движения по шоссе — 100 км/ч. Сообщалось, что в случае успешных испытаний КШМ будет принята на вооружение уже в нынешнем году.
Второй вариант бронированной машины разрабатывается как БРМ. Сообщается, что машина будет вооружена 20-мм автоматической пушкой Rh202 западногерманского производства и 60-мм дымовыми гранатометами. Принятие БРМ на вооружение ожидается в 1985-1986 годах. В. ЧУКОВ, журнал "Техника и вооружение" времён СССР
 
talon1 (500x137, 31Kb)Семейство наземных роботов TALON. Выпущено несколько сотен таких аппаратов в рамках программы создания робототехнической платформы, носимой человеком. Эти устройства, массой от 27 до 45 кг, применяются в задачах обезвреживания мин и бомб, разведки, обеспечения связи; имеются модели, оборудованные пулемётом М-249 и снайперской винтовкой Barrett. Все они способны перемещаться на местности с очень сложным рельефом в любую погоду. 250 таких роботов уже выполнили в Ираке и Афганистане около 50 тыс. миссий. 
talon2 (271x217, 38Kb)
Как по весу, так и по размерам, семейство этих роботов очень напоминает собак разных пород, сопровождающих хозяина и охраняющих его.
 
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАРЯЖАНИЯ ОРУДИЙ. Американские специалисты работают над проектом автоматической системы заряжания 203,2-мм гаубиц, в том числе и самоходных М110А2.
Основное звено системы — механический робот. Планируют, что он будет грузить выстрелы на машину, вести учет наличия боеприпасов по типам и номерам партий. По команде с пульта управления робот должен отыскать нужный выстрел в боеукладке, передать его на специальное устройство, где автоматически удаляется носовой колпачок снаряда и ввинчивается взрыватель. Затем выстрел подается к подъемнику орудия. Предполагают, что в состав автоматической системы заряжания войдут промышленный робот «Юнимейшен-4000», микро-ЭВМ дляуправления им, прицеп для транспортировки боеприпасов и другие устройства. По материалам советского журнала "Техника и вооружение"
 
vacuum-cleaner (400x362, 158Kb)Робот-пылесос
 
Армия США испытала тяжёлый робот-грузовик. Американская корпорация Oshkosh Truck построила тяжёлый внедорожный беспилотный автомобиль и испытала его в пустыне в рамках военной программы.
Новый грузовик, способный двигаться полностью самостоятельно (даже без дистанционного управления по радио) по пересечённой местности, обнаруживать препятствия и принимать решения — как лучше их миновать, и таким образом, доставлять груз в заданную точку, построен на базе десятиколёсного армейского автомобиля Oshkosh PLS. В ходе испытаний роботизированный PLS самостоятельно доставил свой груз через аризонскую пустыню на расстояние 11,2 километра.
Обычный PLS с водителем давно применяется американской армией по всему миру для транспортировки массивных контейнеров с ракетами, больших объёмов боеприпасов, воды и топлива. Грузоподъёмность этой машины составляет 16,5 тонн. У PLS-робота она осталась такой же.
Авторы автомобиля полагают, что его внедрение в войска позволит существенно сократить число солдат, задействованных в конвоях, а значит - уменьшить риск Потерь при атаках на такие колонны и высвободить живую силу под другие задачи. Журнал "Инфокиборг" № 9-10, 2006 год
 
hexapod (700x258, 152Kb)ШАГАЮЩАЯ МАШИНА ТИПА HEXAPOD. Конструкция машины создана на основе CAD-модели в пакете SolidWorks. Полученная модель позволила подобрать для опытного образца не только габаритные размеры, но и массу конструкции с учетом выбранного материала деталей, массу сервоприводов и дополнительной оснастки робота, а также рабочие зоны ног машины, С виртуальной модели была получена эскизная конструкторская документация для изготовления на станках с ЧПУ,
Конечности состоят из трех подвижных звеньев: плеча, бедра и голени. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 7,2 В. Для выполнения разводки платы было использовано приложение Proteus. Печатная плата изготовлена методом «лазерного утюга».
Механической часть шагающей машины выполнена на основе 18 сервоприводов с усилием 13 кг/см, . Система управления базируется на микроконтроллере серии AVR фирмы Atmel. Управление шагающей машиной осуществляется по беспроводному каналу связи Bluetooth. Управляющие команды подаются с персонального компьютера (ПК) посредством специально разработанного приложения HEXAPOD manager. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, кафедра «АВТОМАТИКА, ИНФОРМАТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»
 
boloto (350x650, 254Kb)БОЛОТНЫЙ ВЕЗДЕХОД. Машина, изображенная на снимке, на первый взгляд напоминает фантастического пришельца ив космоса. Однако назначение ее вполне земное и прозаическое — осушение болот и прокладка трубопроводов в заболоченной местности.
Вездеход представляет собой небольшой гидравлический экскаватор, установленный на понтоне. Необычна система передвижения этой машины. Она состоит из двух пар шарнирных «ног» с полыми металлическими барабанами. «Ноги» передвигаются посредством гидроцилнндров и могут принимать любое положение. При движении по болоту они используются как весла, а сама машина скользит по поверхности на понтоне. По земле машина перекатывается на барабанах. Для передвижения по чистой воде на понтоне имеется гребной винт. По мнению специалистов, такая система обеспечивает агрегату 100-процентную проходимость. «Ноги» с барабанами используются также и во время работы экскаватора — они широко разводятся во все стороны от понтона для остойчивости. Все агрегаты машины работают от 3-цнлиндрового дизеля мощностью 44 л. с. Экскаватор-вездеход роет за час до 600 метров канала шириной и глубиной в один метр. Управляет им один человек (Голландия). По материалу журнала "Техника-молодёжи" времён СССР
 
На летней конференции ВВС США по наземным роботам демонстрировалось около десятка новых аппаратов.
Робот Wall Crawler размером 201 х 15 см умеет передвигаться под водой, взбираться по отвесным стенам домов и тайком заглядывать в окна. Шесть его колес прочно сцепляются с поверхностью благодаря тому, что в точках касания автоматически откачивается воздух.
Устройство ODIS пробирается под днищами расположенных на стоянках машин, проверяя, не установлены ли в укромных местах бомбы и другие опасные предметы.
Небольшой дистанционно управляемый танк ARTS способен на удалении до 7 км от оператора рыть или засыпать траншеи, а также заливать их водой.
Военным разведчикам предлагается машина RHex массой 15 кг, способная перемещаться по камням и сильно пересеченной местности. Закругленные лапы позволяют RHex двигаться способом, напоминающим тот, которым пользуются тараканы или перекати-поле. По материалу PC WEEK RE  № 31 от 26 АВГУСТА, 2003 г.
 
Надо предвидеть, что будет создан робот-шагоход на коровьих копытах для нелегального пересечения контрольно-следовой полосы государственной границы с грузом контрабанды и нелегальных мигрантов.
 
Специалисты компании General Dynamics создают систему автоматической навигации для 18-тонного восьмиколесного военного грузовика Stryker. В рамках бюджета 185 млн. долл. им предстоит установить 60 действующих прототипов на различные автономные аппараты.
Вседорожник готовится для проекта FCS по развертыванию армии роботов: на первых порах он будет управляться человеком, но по мере роста "интеллекта" начнет самостоятельно выполнять миссии спасения и доставки грузов. Сейчас Stryker учится ежесекундно анализировать 120 кадров окружающей среды, поступающих через систему машинного зрения, устойчиво двигаться со скоростью 100 км/ч, а в случае опасности — прятаться за холмы или в листве. Масса установленного на машине бортового компьютерного оборудования достигла 20 кг. По материалу PC WEEK RE  № 5 от 17 февраля 2004 г.
 
25.01.2013. На китайском луноходе «Нефритовый заяц» обнаружили неисправность
Китайские ученые начали тщательную проверку лунохода Юйту ("Нефритовый заяц") после того, как были выявлены неполадки в работе системы механического управления аппарата, передает в субботу агентство Синьхуа.
Китайский луноход на борту посадочного модуля «Чанъэ-3» сел в кратере Залив радуги 14 декабря. Он стал первым с 1976 года — после советской «Луны-24» — искусственным объектом, совершившим мягкую посадку на Луне. В задачи аппарата входит исследование геологической структуры и вещества на поверхности Луны. Планируется, что луноход будет работать три месяца.
Программа Китая по освоению космоса стартовала 8 октября 1956 года, когда в КНР была создана пятая академия Минобороны, занимавшаяся ракетными разработками. РИА Новости
 
Темы серии справочников «Компоненты и решения для создания роботов и робототехнических систем»
42E3F - чертежи гусеничных плавающих радиоуправляемых моделей. 85DFN - колесный комплекс: области применения. WI454R - шагающая / гусеничная /.  колёсная система передвижения роботов. схема CE685 - системы управления движением колесных роботов: типы. CJ8492 -  модели танков на пульте управления второй мировой войны из золота. SER920 - транкинговый модуль автомобиля: принципиальная схема. U392 - методы управления мобильных роботов. QWF551 - подшипник привода трансмиссии. SRW904 - микромотор-редуктор. DJW95 -инструмент для робототехнического комплекса. C39RC - чемодан на колесиках: бортовой комплекс управления. HRT5D - прототип коляски трехколесной. NE5345D - геометрия построения механизма шасси.  JRT64RF - настройка чувствительности редуктора. NERTR55 - язык программирования для создания роботов. CFERTT84 - устройство и использование передвижных роботов. CDFTYT69 - пошаговое построение модели управления роботом в simulink. I456ET - управление роботом с помощью индуктивного джойстика. NR5YE - планарный двигатель. VCUFG5 - применение разных типов военных антенн в различных условиях. HOU0987 - гусеничная прожекторная установка. LDYT8R - герметизация радиоуправляемой машины. KE9Y6E - развитие российского рынка радиоуправляемых товаров. BXIG365R - мехатронные модули пространственного движения. DUR8R - модули для фар миллиметрового диапазона. GYYU8R - чертежи для изготовления гоночного картинга.
 
Поможет в обучении мобильного робота геолога / топографа:
Топографические наблюдения. На отдельные объекты маршрута, например, участок археологических раскопок, минеральный источник, волок между двумя речными системами и т. п., надо составлять подробные планы. Их делают с помощью провешивания прямых линий вехами, измерения расстояний мерной лентой, построения эккером (легкий несложный прибор для определения взаимно перпендикулярных линий) на местности прямых углов. При съемке ведется абрис — глазомерный чертеж, на котором показывают снимаемые предметы и записывают числовые результаты измерений. Затем по этим зарисовкам и записям в масштабе составляют план снятого участка.
При топографических наблюдениях часто возникает нужда в определении относительных высот точек местности и составлении профиля по определенному направлению. На небольших участках профиль можно составить с помощью ватерпаса (так называемое горизонтальное визирование) или эклиметра — прибора для измерения углов наклона местности. Более удобно определение высот с помощью барометра-высотомера.
Геологические наблюдения в условиях путешествия носят, как правило, характер маршрутной геологической съемки. В ходе их туристы знакомятся с породами, слагающими земную кору, полезными ископаемыми и окаменевшими остатками далекого прошлого, с работой воды, льда и ветра. Геологические наблюдения рекомендуется вести за обнажениями, выходами горных -пород (скалами), камнями, высыпками из нор животных, обломками в корневищах вывороченных деревьев и т. п. Турист может собрать в походе минералы, сделать зарисовки пластов и жил, сфотографировать наиболее интересные геологические объекты.
При описании обнажения следует точно указать его место, отметить его длину, высоту, сделать схематическую зарисовку, отметить цвет, структуру обнажения, перечислить, каких минералов встречается больше, взять образцы породы каждого вида.
Образцы следует брать из коренных пород с крутых склонов, гребней и вершин, откалывая от выхода этих пород (а не от осыпей). Места находок и обнажений надо 'описать в дневнике и нанести на карту. К каждому образцу, должна быть приложена этикетка с указанием пункта, где он взят.
Для проведения геологических наблюдений необходимо следующее снаряжение: геологический молоток, зубило, мерная лента (бечевка), горный компас (с эклиметром), флакон с 10%-ной соляной кислотой (для определения горных пород на вскипание), матерчатые мешочки.
Изучение рельефа. Геоморфологические наблюдения во время путешествия позволяют получить описание отдельных участков рельефа на маршруте — долин, холмов, водоразделов. Туристам проще всего проводить подобные наблюдения по программам, содержащим примерно следующие вопросы.
1. Название объекта.
2. Преобладающее направление его.
3. Длина и высота над уровнем моря.
4. Характеристика поперечного профиля (ширина, форма сечения, количество речных террас, характер поймы реки, наличие морен и т. п.)..
5. Характеристика продольного профиля.
6. Типы покрывающей растительности на отдельных участках.
7. Хозяйственное использование территории.
Так, при описании склонов надо отмечать их положение (склон правого или левого берега реки), экспозицию, крутизну, геологическое строение, форму поперечного сечения, а также степень изрезанности.
Составляя описание водораздельного гребня или водораздельного плато, .следует отмечать направление гребня (плато) относительно стран света, характер его расчленения, наличие перевалов, геологическое строение гребня (плато), наличие остатков древних поверхностей. Намечая наблюдения над рельефом, туристы должны заранее составить представление о его особенностях в районе путешествия, сделать по возможности крупномасштабную выкопировку из карт и схем и запастись тем же снаряжением, что и для топографических наблюдений. «Карманный справочник туриста», автор-составитель - Ю. А. Штюрмер
 
ЛИТЕРАТУРА
Микроконтроллеры для встраиваемых приложений. Содержит информацию об архитектуре, алгоритмах работы и основных технических характеристиках микроконтроллеров семейств НС05 и НС08, выпускаемых фирмой Motorola. Специальная глава посвящена описанию средств разработки встраиваемых микропроцессорных систем на МК вышеуказанных семейств.
Микроконтроллеры семейства SX фирмы SCENIX. Справочное пособие по микроконтроллерам серии SX фирмы Ubicom (ранее Scenix). Микроконтроллеры данного семейства являются самыми быстродействующими 8-разрядными микроконтроллерами общего назначения в мире (до 100 MIPS). В книге содержится вся информация, необходимая для изучения и дальнейшего использования микроконтроллеров: описание архитектуры, синхронизации, режимов работы, программирование портов ввода/вывода, компаратора, таймеров и прерываний. Рассмотрены средства разработки, необходимые для использования микроконтроллеров SX. 
Микроконтроллеры семейства Z86 фирмы ZILOG. Рассмотрены вопросы архитектурного построения и программирования КМОП-микроконтроллеров семейства Z86 производства корпорации Zilog. Приведены примеры проектирования устройств передачи и обработки информации на базе микроконтроллеров семейства Z86. 
Микроконтроллеры фирмы «Филипс» семейства х51. В первом томе риведен обзор выпускаемых фирмой «Филипс» микроконтроллеров. Дана также информация по доступным отечественному пользователю микроконтроллерам семейства х51, изготавливаемым другими ведущими мировыми производителями. Приведены самая свежая на момент выпуска книги сводная таблица по всем выпускаемым «Филипс» микроконтроллерам, а также терминологический словарь. Далее подробно рассматриваются особенности классических микроконтроллеров семейства х51: система команд (подробно описаны все команды микроконтроллеров с кодами операций, операндами, примерами действия команд, временем их исполнения) и аппаратные особенности (структура памяти и регистров, арифметическо-логическое устройство, таймеры-счетчики и режимы их работы, система прерываний, стандартный последовательный порт со всеми режимами работы, и система управления питанием). Подробно описаны микроконтроллеры с разработанным фирмой «Филипс» оригинальным ядром 80С51+, в том числе: микроконтроллеры с флэш-памятью программ, микроконтроллеры с программируемой матрицей счетчиков, микроконтроллеры с расширенной памятью программ и данных. Рассмотрены также микроконтроллеры с дополнительными портами ввода/вывода, с аппаратно реализованной шиной I2C и с встроенным аналого-цифровым преобразователем.
Микроконтроллеры Microchip®. Практическое руководство. Приведена справочная информация по микроконтроллерам Microchip®. Подробно описано начало работы с микроконтроллерами компании Microchip на примере микроконтроллера PIC16F84. Даны практические схемы и описания программатора, интегрированной среды разработчика MPLAB-IDE, примеры простейших программ, подборка практических примеров устройств на основе микроконтроллеров PIC. Рассмотрены принципиальные схемы и исходные тексты программ, тексты часто применяемых подпрограмм, таких как конвертация чисел, работа с шиной I2С. 
Перспективные изделия. Обзоры по современным ВЧ-ферритовым сердечникам, светодиодам фирмы Kingbright и элементам силовой электроники фирмы Siemens. Описываются новые типы энергонезависимых сегнетоэлектрических запоминающих устройств, мощных DC/DC-преобразователей для питания микропроцессоров и оригинальные однокристальные устройства записи/воспроизведения звука фирмы ISD. 
Продукция фирмы ELANTEC. Обзор аналоговых и цифроаналоговых микросхем фирмы Elantec. Фирма Elantec выпускает быстродействующие аналоговые микросхемы для видеотехники, мультимедиа, оборудования связи, измерительной техники и систем обработки данных. В обзоре представлены микросхемы операционных усилителей, компараторов, DC/DC- и AC/DC-преобразователи, микросхемы для зарядных устройств, супервизоры напряжения со схемой сброса, таймеры, микросхемы АЦП и ЦАП, а также микросхемы для офисной техники. В издании рассматриваются параметры выпускаемых фирмой Elantec микросхем, их цоколевка, структурные схемы и особенности применения. 
Микросхемы для управления электродвигателями. Представлены микросхемы, используемые для управления электродвигателями в бытовой технике, электронных приборах, промышленном оборудовании и в транспорте. Описаны изделия фирм Allegro, Hitachi, Mitsubishi, NEC, Sony, Panasonic, Philips, Rohm, Samsung, Sanken, Sanyo, SGS-Thomson, Sharp, Siliconix, Siemens, Toshiba, Temic, Unitrode. Даны сведения об отечественных заменах и аналогах. 
Микросхемы для управления электродвигателями. Описаны более 300 микросхем, применяемых для управления электродвигателями в аудио- и видеомагнитофонах, телекамерах, проигрывателях компакт-дисков, дисководах персональных компьютеров, принтерах и вентиляторах. Описаны изделия фирм Allegro, Cherry, Fairchild, Micro Linear, National Semiconductor, Philips Semiconductor, Rohm, Samsung, Sanken, Sanyo, ST Microelectronics (SGS-Thomson), Teledyne, Telcom, Temic, Texas Instruments, Toshiba. На каждую микросхему приводится структурная схема, совмещенная со схемой применения, кратко излагаются назначение выводов и особенности.
Зарубежные микросхемы для управления силовым оборудованием. Приводятся структурные схемы, назначения выводов и особенности зарубежных микросхем для управления исполнительными механизмами и оборудованием. Приведены данные более чем 500 микросхем, используемых для управления реле, лампами накаливания, светодиодами, люминесцентными лампами, нагревателями и другими потребителями. Описаны изделия фирм Allegro, Elantec, Fairchild, Harris (Intersil), International Rectifier, Linear Technology, Maxim, Motorola, National Semiconductor, Philips Semiconductor, Power Integrations, Samsung, ST Microelectronics (SGS-Thomson, Thomson-CSF), Temic (Telefunken, Siliconix), Texas Instruments (Unitrode).
Современные микроконтроллеры и микропроцессоры Motorola: Справочник. Книга знакомит с архитектурой, функционированием и областями применения большой номенклатуры современных микроконтроллеров и микропроцессоров, выпускаемых компанией Motorola (с апреля 2004 г. выпуск этих изделий производится компанией Freescale Semiconductor). В книге рассмотрены восьмиразрядные микроконтроллеры семейств 68НС05, 68НС08, 68НС11; шестнадцатиразрядные микроконтроллеры семейств 68НС12, 68НС16; тридцатидвухразрядные микроконтроллеры и микропроцессоры семейств 683хх, 680x0; тридцатидвухразрядные RISC- микропроцессоры и RISC-микроконтроллеры семейств PowerPC (МРСбОх, МРС7хх, МРС5хх) и ColdFire (MCFSxxx); коммуникационные контроллеры МС68360, МС8302, МРС860, МРС823, МРС8260, широко используемые в современных системах телекоммуникации. Дан обзор программных и аппаратных средств для проектирования, программирования и отладки систем на базе микропроцессоров и микроконтроллеров фирмы Motorola. 
Цифровые устройства и микропроцессорные системы. Принципы построения и функционирования интегральных логических элементов, методы синтеза логических устройств комбинационного и последовательного типов, различных узлов цифровых устройств, микропрограммных автоматов на основе схемной и программируемой логики, а также методы контроля цифровых устройств. Рассматриваются микропроцессоры серий 580, 1813, 1816, 1830, их программирование и вопросы построения микропроцессорных систем. 
AVR-RISC микроконтроллеры. Дано описание базовой серии микроконтроллеров семейства AVR от компании Atmel, построенных на базе прогрессивной архитектуры RISC с применением программируемой флэш-памяти EPROM. Кроме того, подробно рассматривается программирование микроконтроллеров данной серии на языке ассемблера, а также среда отладки AVR-Studio и программно-аппаратный набор STK200. 
Измерение, управление и регулирование с помощью AVR-микроконтроллеров. Книга описывает особенности применения AVR-микроконтроллеров в технике измерения, управления и регулирования. При этом основной акцент поставлен на измерении напряжения, выводе и отображении результатов измерений, а также на регулировании аналоговых напряжений. Изложенный материал дает возможность поэтапно проследить весь процесс разработки устройства, понять, почему программное и аппаратное обеспечение скомпоновано именно таким, а не каким-либо д

Серия сообщений "Беспилотные автомобили / электромобили":
Unmanned vehicles / electric vehicles
Часть 1 - БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ - ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР СТОРОННИКОВ "ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ"?
Часть 2 - Как занять своё место в индустрии беспилотных электромобилей?
Часть 3 - СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
Часть 4 - За хакерскую атаку на беспилотный транспорт - 101 год тюрьмы?
...
Часть 34 - Электромобили: оптимальнее, если они беспилотные
Часть 35 - Поддержат ли человекоподобные роботы-компаньоны людей с инвалидностью? Часть 8-я
Часть 36 - Поддержат ли человекоподобные роботы-компаньоны людей с инвалидностью? Часть 24-я

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку