стали более понятны после конференции РИГ «Фантазия» на тему продажи софта через Сеть. Учитывая, что AV-программы — это, фактически, разновидность основополагающего явления, называемого «софт», мы выбрали из сказанного на конференции те основанные, на реальном опыте ноу-хау российских специалистов, которые применимы к означенной разновидности.
Продажа софта корпоративным заказчикам через Сеть вызвала к жизни такое понятие, как «условно бесплатное ПО», причем, из опыта фирм, занимающихся такими продажами, соотношение покупателей «Москва/провинция» — 90/10, при том, что у этих же фирм Москва на носителях покупает 30-50% от общего числа покупаемого софта. Однако если частному лицу, оплатив покупку, достаточно скачать софт и ключ к нему, то организациям, работающим в условиях полусоветской бухгалтерии, желательно иметь бумаги для отчетности. Поэтому продавцу приходится придумывать бумаги типа «Свидетельства о регистрации» и даже впечатывать туда ключ. Всей этой бесконечной бумажной волокиты не понимают западные партнеры, и, чтобы не распугать их, приходится выбирать компромиссные пути: например, заключать договор-контракт, оплачиваемый не по кредитке, а через валютный счет. Но при этом все же отсеивается до 95% правообладателей, которые хотели бы получать деньги по кредитке, а не через «трансферы».
Что касается российских авторов, то наше законодательство не дает четкого ответа на вопрос: а что, собственно, они продают — авторское право или право на использование программы? Поэтому, когда возникает проблема налогообложения, аудитор затрудняется подсказать, как платить налоги. Например, в Англии принят конкретный закон, по которому электронная транзакция просто не облагается налогом. В итоге наши торгующие фирмы платят некий компромисс из возможных к уплате налогов. Те же проблемы и с растаможиванием, поскольку наше законодательство не знает понятия «электронный импорт/экспорт».
С другой стороны, теоретики возражают практикам, что в нашей бухгалтерии есть ясное понятие — нематериальные активы и полная разработка на их расходование, постановку на учет, налогообложение и пр. Просто все говорят на разных языках*. Соблюдение же авторского права, независимо от характера интеллектуального продукта, должно сопровождаться договором, который (неважно — письменный он или электронный) должен иметь подтверждение. Что касается оплаты, то дело не в кредитной карточке, поскольку что она, что счет, что наличные все равно идут через банк, а с банком можно это обговорить. Что касается таможни, то дело не в электронной форме товара, а в наличии или отсутствии договора, поскольку существует валютный контроль,** отслеживающий перевод денег, и в соответствии с инструктивными письмами таможня все отследит и выставит положенные платежи. С налоговой инспекцией вообще все просто, если отчетливо показать свою прибыль и свои затраты: есть раздел спецпостановления, утвержденного Совмином, разъясняющий, что может входить в состав затрат, т.е. что можно взять на себестоимость. Другое дело, что на таможне могут при отслеживании возникнуть специфические вопросы соблюдения каких-то требований: например, по линии ФАПСИ к ПО, либо к AV-продукции по защите национального рынка (если это предусмотрено законом).
Иллюстрация к тезису, что все говорят на разных языках, — вопрос о том, что при продаже софта через Сеть является услугой, а что продажей товара,*** поскольку это два разных пути налогообложения. Если углубиться в детали, то оказание услуги — это предоставление оборудования для скачивания софта, который и есть товар. Но здесь вклинивается понятие «лицензия», передача которой в налоговых документах трактуется как оказание услуги. Вот тут и возникает путаница в терминах, поскольку «лицензия», «лицензионные соглашения», «лицензионное право» и т.д. — л одна из самых сложных материй в сфере реализации интеллектуальной собственности. Но если российские специалисты AV-индустрии с этим разбираются уже лет 15 и теперь немного начали понимать, то у компьютерщиков еще все впереди. И эту тему мы продолжим в следующих AVR.
*Хотя с «разных» языков можно перейти и на «общий», на котором, например, написано совместное письмо ГНС, Минфина и Минсвязи от 18.07.94 «О порядке начисления НДС на услуги международной связи». Из него, рассуждая от обратного, можно сделать вывод: международные вызовы из России за рубеж не являются экспортом услуги, а из-за рубежа в Россию — являются.
** Правомерность того или иного рода платежей за телекоммуникационные услуги регламентирует закон РФ т, «О валютном регулировании и валютном контроле».
***Определение понятий «товар», «услуга», «экспорт» дает закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». А. Барсуков, журнал "ТКТ", № 5, 2000 г.
Ретроспектива
Концепция построения и информационного обеспечения системы менеджмента качества (СМК) на основе технологий бизнес-инжиниринга.
СМК, разработанная в соответствии со стандартами ИСО серии 9000:2000 – это система, основанная на структурированном наборе документов, который регламентирует основные аспекты производственной и управленческой деятельности предприятия. Без детального и грамотного описания правил реализации процессов, невозможно ни начальное подтверждение соответствие требованиям стандарта ИСО 9000-2000, ни подтверждение постоянного совершенствования СМК, что необходимо для последующей регулярной ресертификации.
В ходе создания СМК, обычно выделяются следующие основные задачи:
1. организация управления компанией на принципах менеджмента качества, закрепляемая в системе организационных регламентов
2. создание системы сбора, регистрации, хранения и обработки данных о качестве, с использованием существующей или развитием информационной системы предприятия.
3. формирование новой организационной культуры, которая необходима для общего подъема качества во всех звеньях, за счет перехода от внешнего к внутреннему контролю
Концептуальной основой стандарта ИСО 9000-2000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции, организуя управление своими процессами, которые должны подвергаться постоянному анализу и улучшению. Все процессы компании образуют систему, которую надо ясно представлять при принятии любых управленческих решений. Т. е. главными принципами современных стандартов являются «процессный» и «системный» подходы к управлению.
Возможность реальной реализации этих подходов обеспечивает применение современных технологий управления и, прежде всего, применение технологий бизнес-инжиниринга, которые опираются на построение и поддержание в актуальном состоянии электронных моделей компании.
Электронная модель может дать целостное представление об организации деятельности, позволяет проанализировать узкие места, сделать бизнес-процессы компании стандартными и управляемыми, поддерживать всю систему организационных регламентов. Применение технологий бизнес-моделирования для построения Систем Менеджмента Качества позволяет компании достаточно быстро перейти к процессной модели управления. Средством информационной поддержки СМК в наших проектах является бизнес-моделирования ОРГ-МАСТЕР, успешно используемая в этом качестве на многих российских предприятиях.
Еще один важный принцип менеджмента качества, нуждающийся в серьезной информационной поддержке – это «принятие решений на основе фактов» (записей о качестве). Создание необходимой информационно-технологической среды поддержки системы качества в части сбора необходимых данных может опираться на существующие на предприятии программные средства. Прежде всего, можно ориентироваться на системы управления материальными и человеческими ресурсами, которые могут быть дополнительно настроены на регистрацию данных о качестве для основных процессов жизненного цикла продукции и других процессов, влияющих на качество
Предлагаемая технология проведения работ по созданию СМК
Построение процессной системы организационного управления соответствующей требованиям стандартов ИСО9000
Постановка системы менеджмента качества с применением технологий бизнес-инжиниринга и комплекса ОРГ-МАСТЕР начинается с описания существующей деятельности предприятия («как есть») в формате стандартной организационно-функциональной модели. Наличие такого точного модельного описания позволит:
во-первых, системно представить деятельность предприятия (зафиксировать все виды продукции и услуг, определить требования со стороны потребителей, идентифицировать существующие функциональную, процессную и организационную структуры, произвести управленческую инвентаризацию ресурсов предприятия, выявить существующие нормативные документы, а также информацию в базах данных предприятия, которая может быть использована в СМК и т.п.)
во-вторых, сопоставить деятельность предприятия с требованиями, содержащимися в стандарте ИСО9001-2000, выступающим теперь, как один из внешних регламентов. Это фактически формализует результаты диагностики, (входного аудита) и позволит определить те аспекты деятельности, на которых следует сосредоточиться при постановке СМК.
Дальнейшие работы по созданию СМК можно рассматривать как реализацию перехода предприятия из состояния «как есть» в состояние «как надо» (с устранением выявленных несоответствий). Предлагаемые технологии позволяют быстро изменять организацию и регламенты деятельности предприятия, обеспечивая проведение необходимой реструктуризации управления в контролируемых условиях.
Применение, такого подхода позволит:
1. представить деятельность предприятия в виде модели взаимосвязанных процессов:
бизнес-процессов, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов
процессов, обеспечивающих эту деятельность процессов
процессов управления
2. определить качество управления процессами предприятия (их уровень зрелости), разработать план совершенствования этих процессов, определить критерии оценки, методы мониторинга и анализа протекания процессов;
3. использовать разработанную модель при проведении внутренних аудитов, с целью моделирования корректирующих и предупреждающих действий по изменению системы;
4. создать документацию СМК, позволяющую выполнять установленную деятельность;
Хочется уделить особое внимание использованию возможностей технологий бизнес-инжиниринга для создания и управления документами СМК.
Применение данных технологий и инструментальных средств ОРГ-МАСТЕР позволяет при создании СМК перейти к реализации подхода: «Менеджмент модели» вместо «Менеджмента документов». Основная его идея состоит в создании системы документов СМК с помощью бизнес-модели предприятия. Это тоже требует определенных усилий, но все же гораздо легче чем поддерживать всю систему необходимой документации «вручную» (с помощью текстовых и графических редакторов). Но, главное, что благодаря применения технологии создания документов из единой системы моделей, они не будут противоречить друг другу.
Из модели создается полный набор организационных управленческих регламентов:
Организационная диаграмма предприятия
Положение об организационно-функциональной структуре – дающее представление о составе бизнесов и функций, поддерживаемых на предприятии, а также стратегических решениях по их распределению внутри предприятия.
Положения об отдельных видах деятельности – содержащие детализированное описание функций, относящихся к каждому из контуров (видов деятельности) и их распределение по организационным звеньям.
Положения о подразделениях, содержащие перечни функций, выполняемых подразделением и их закрепление за отделами, группами и пр., образующими подразделение.
Должностные инструкции сотрудников, включающие перечни функциональных обязанностей сотрудников
Новый вид управленческих регламентов – «Документированные процедуры», оговаривающие порядок выполнения процессов компании, которые являются основой СМК. По материалу "Бизнес Инжиниринг Групп"
Серия сообщений "Медиа":Media
Часть 1 - Особенности продажи аудиовидеопрограмм через российский Интернет
Часть 2 - О саморегулировании в рекламе
Часть 3 - "Бутылочная почта" способна вызвать экологическую катастрофу
...
Часть 35 - Push-технологии в рекламной функции телерадиокомпаний
Часть 36 - Поддержат ли человекоподобные роботы-компаньоны людей с инвалидностью? Часть 17-я
Часть 37 - Поддержат ли человекоподобные роботы-компаньоны людей с инвалидностью? Часть 21-я