Кто-то говорит, что речь идет о десятилетии 80-х. Кто-то считает, что имеется в виду эпоха собственно Майкла Джексона. Но на самом деле с уходом Джексона закончилась эпоха глобального шоу-бизнеса. Того шоу-бизнеса, который начался с Элвиса и The Beatles и который символически закончился именно сейчас, несмотря на то, что отдельные его элементы продолжают существовать.
В истории этого шоу бизнеса было не так много глобальных поп звезд, как это кажется на первый взгляд. Их можно запросто пересчитать: Элвис Пресли, The Beatles, The Rolling Stones, ABBA, Queen, Элтон Джон, Мадонна, Майкл Джексон, Depeche Mode, U2 и Бритни Спирс. Все. Ни один другой артист или группа не достигали такого уровня всемирной известности и популярности, как только что перечисленные.
И теперь можно с уверенностью сказать — не достигнет. Никогда больше у человечества не появится нового Майкла Джексона, новых The Beatles или даже новой Бритни. Потому что глобального шоу-бизнеса больше нет.
А нет его по очень простой причине — больше никто не смотрит музыкальные телеканалы и не покупает пластинки. Бизнес закончился. И крупнейшие звукозаписывающие кампании, которые с помощью видеоклипов промоутировали пластинки, а с помощью пластинок и мировых турне в их поддержку масштабировали артистов, остались теперь не у дел. Старая бизнес-схема больше не работает, а новую лейблы так и не придумали. Конечно, останутся всякие Бейонсе и Джастины Тимберлейки — но все это местечковый масштаб. А вот такую звезду, которую, ни разу не слышав, тем не менее знает каждый ребенок в отдаленной африканской деревне, больше создать не удастся.
Что же будет вместо этого? Кажется, уже очевидно. Вместо этого будет некоторое достаточно ограниченное количество " народных звезд " , порожденных YouTube или тем, что будет после YouTube. Стоимость дистрибуции музыки упала до нуля. Каждый человек может за $ 1 тыс. собрать цифровую студию, записать песню, снять видеоклип и выложить его в интернет. А дальше все будет по-честному — если это будет хорошая песня или хороший клип, то их посмотрят и услышат сотни тысяч людей. А может быть даже и миллионы. Если же песня или клип будут скучные, никто не заставит людей смотреть и слушать их так, как раньше их заставляли это делать программные директора музыкальных телеканалов.
Причем, судя по тому, как этот процесс происходит сейчас, подобные "народные звезды" никогда не будут глобальными.
То есть возможно появление ролика, который посмотрит весь мир ( как пресловутую Сьюзан Бойл), но только один раз. А для создания действительно глобальной звезды требуются годы. В интернете год — это вечность.
А если звезды не будут глобальными, они будут локальными. То есть у каждой страны (или скорее у каждого языка) звезды будут свои собственные. И непосредственным следствием этой дифференциации станет, как это ни удивительно, разрушение некоей общей мировой поп-культуры. Парадокс, но глобальная сеть, от которой ожидали объединения всего мира в одну большую среду, на самом деле ничего не объединяет, а даже, наоборот, разрушает то, что было создано до нее.
Конечно, пока еще остается Большое Американское Кино. Но ведь и ему, согласитесь, недолго осталось. Современные домашние кинотеатры стоят копейки, а проекторы и большие телевизоры стремительно дешевеют. Фильмы люди качают из сети, и с этим бороться бессмысленно. То есть кинобизнес тоже умирает. Люди уже сейчас не покупают DVD, а скоро они перестанут ходить в кинотеатры. Студии перестанут снимать дорогие блокбастеры, а "Ведьму из Блэр" и сейчас может снять любой студент, у которого есть компьютер и камера.
И очень похоже, что лет через 10 никакой глобальной поп культуры больше не будет.Смерть Майкла Джексона стала крупнейшим медийным событием в мире после терактов 11 сентября. И среди миллионов газетных заголовков, посвященных уходу Короля, наиболее часто встречается фраза: "Эпоха закончилась". Но мало кто пытается прояснить, какая именно эпоха имеется в виду?
Кто-то говорит, что речь идет о десятилетии 80-х. Кто-то считает, что имеется в виду эпоха собственно Майкла Джексона. Но на самом деле с уходом Джексона закончилась эпоха глобального шоу-бизнеса. Того шоу-бизнеса, который начался с Элвиса и The Beatles и который символически закончился именно сейчас, несмотря на то, что отдельные его элементы продолжают существовать.
В истории этого шоу бизнеса было не так много глобальных поп звезд, как это кажется на первый взгляд. Их можно запросто пересчитать: Элвис Пресли, The Beatles, The Rolling Stones, ABBA, Queen, Элтон Джон, Мадонна, Майкл Джексон, Depeche Mode, U2 и Бритни Спирс. Все. Ни один другой артист или группа не достигали такого уровня всемирной известности и популярности, как только что перечисленные.
И теперь можно с уверенностью сказать — не достигнет. Никогда больше у человечества не появится нового Майкла Джексона, новых The Beatles или даже новой Бритни. Потому что глобального шоу-бизнеса больше нет.
А нет его по очень простой причине — больше никто не смотрит музыкальные телеканалы и не покупает пластинки. Бизнес закончился. И крупнейшие звукозаписывающие кампании, которые с помощью видеоклипов промоутировали пластинки, а с помощью пластинок и мировых турне в их поддержку масштабировали артистов, остались теперь не у дел. Старая бизнес-схема больше не работает, а новую лейблы так и не придумали. Конечно, останутся всякие Бейонсе и Джастины Тимберлейки — но все это местечковый масштаб. А вот такую звезду, которую, ни разу не слышав, тем не менее знает каждый ребенок в отдаленной африканской деревне, больше создать не удастся.
Что же будет вместо этого? Кажется, уже очевидно. Вместо этого будет некоторое достаточно ограниченное количество " народных звезд " , порожденных YouTube или тем, что будет после YouTube. Стоимость дистрибуции музыки упала до нуля. Каждый человек может за $ 1 тыс. собрать цифровую студию, записать песню, снять видеоклип и выложить его в интернет. А дальше все будет по-честному — если это будет хорошая песня или хороший клип, то их посмотрят и услышат сотни тысяч людей. А может быть даже и миллионы. Если же песня или клип будут скучные, никто не заставит людей смотреть и слушать их так, как раньше их заставляли это делать программные директора музыкальных телеканалов.
Причем, судя по тому, как этот процесс происходит сейчас, подобные "народные звезды" никогда не будут глобальными.
То есть возможно появление ролика, который посмотрит весь мир ( как пресловутую Сьюзан Бойл), но только один раз. А для создания действительно глобальной звезды требуются годы. В интернете год — это вечность.
А если звезды не будут глобальными, они будут локальными. То есть у каждой страны (или скорее у каждого языка) звезды будут свои собственные. И непосредственным следствием этой дифференциации станет, как это ни удивительно, разрушение некоей общей мировой поп-культуры. Парадокс, но глобальная сеть, от которой ожидали объединения всего мира в одну большую среду, на самом деле ничего не объединяет, а даже, наоборот, разрушает то, что было создано до нее.
Конечно, пока еще остается Большое Американское Кино. Но ведь и ему, согласитесь, недолго осталось. Современные домашние кинотеатры стоят копейки, а проекторы и большие телевизоры стремительно дешевеют. Фильмы люди качают из сети, и с этим бороться бессмысленно. То есть кинобизнес тоже умирает. Люди уже сейчас не покупают DVD, а скоро они перестанут ходить в кинотеатры. Студии перестанут снимать дорогие блокбастеры, а "Ведьму из Блэр" и сейчас может снять любой студент, у которого есть компьютер и камера.
И очень похоже, что лет через 10 никакой глобальной поп культуры больше не будет.