-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей: 4917
Комментариев: 25572
Написано: 40060


Студийный свет. Урок 1 - четыре основных источника света

Четверг, 06 Декабря 2007 г. 21:48 + в цитатник

Итак, я хочу поделиться своими первыми выводами по поводу студийного света при съёмке портрета. Я обобщил те статьи, которые нашёл по Интернету, обучающие видео и свою практику. Мне самому не хватало именно такой статьи совсем недавно, так что пишу "по горячим следам".

Начну с задач. Основных - три:

  1. Отделить модель от фона.
  2. Показать объём и контаст лица (тела) модели.
  3. Избегать пересвета и недосвета в изображении модели.

Моделирующий, заполняющий свет, подсветка фона и волос В большинстве случаев, для их достижения используется подсветка как модели, так и фона. Это не обязательно прожектор или вспышка - в качестве подсветки может выступать как окно, так и отражатель. Рефлектором может быть даже стена и потолок, если они рядом и отбрасывают на модель или фон свет от вспышек.

Для портретной съёмки часто используют четыре типа источников света. Перечислю их по порядку.

Моделирующий свет - key light

Только моделирующий свет - смотрите, какие жёсткие тени! Задача моделирующего света - создание объёма и контраста. Если мы направим свет на лицо модели спереди (как получается при использовании встроенной вспышки), мы получим плоское, лишённое теней лицо. Это почти всегда не то, что мы хотим увидеть - всё таки мы привыкли к освещению сверху или сбоку (солнце, окна), и мы не все ходим по жизни в шахтёрских касках с фонарями на лбу.

Поэтому моделирующий свет ставится сбоку или (реже) сверху. Тень от носа при этом свете не должна уходить за линию верхней губы. Желательно, чтобы блик в глазах от моделирующего света смотрел на "11 часов" или на "1 час" - был сверху-справа или сверху-слева. Без блика глаза будут выглядеть чёрными тунелями и покажутся безжизненными.

Мощность потока моделирующего света в большинстве случаев должна быть достаточной, чтобы создать тени, но не слишком большой, чтобы не пересветить лицо.

Моделирующий свет может быть как мягким (рассеяным), так и жёстким (направленным) - это зависит от того, какого эфекта вы хотите добиться.

Но один только моделирующий свет создаст очень глубокие тени с противоположной от вспышки стороны. Чтобы их компенсировать, мы используем

Заполняющий свет - fill light

Только заполняющий свет - плоское изображениеПрактически единственное оправдание встроенных вспышек - возможность создавать этот самый заполняющий свет при установке пониженной мощности. Его задача - смягчить тени, которые без него были бы уж очень жёсткими. Заполняющий свет - рассеяный и гораздо слабее, чем моделирующий. Как правило, источник заполняющего света размещают перед моделью, с противоположной от моделирующего света стороны. От него могут появиться вторые блики в глазах - лучше их заретушировать в Фотошопе, чтобы не было ощущения косого взгляда у модели. Заполняющий и моделирующий свет

Если использовать только заполняющий свет, кадр будет плоским, лишённым контраста.

Вместе, заполняющий и моделирующий свет создают уже достаточно гармоничную картину. Но в случае, если мы хотим использовать не чёрный фон, а особенно если волосы модели сливаются с фоном, стоит подключить ещё два источника света. Первый из них -

Подсветка фона - background light

Подсветка фона и волос - силуэт на фоне ореолаМаленький узконаправленный прожектор или вспышка, которая стоит примерно на пол-пути между моделью и фоном, где-то на уровне пояса модели и светит на фон на уровне головы модели. Можно использовать цветные фильтры.

Подсветка фона ещё больше подчеркнёт объёмность модели, выделит её на фоне ореола вокруг головы.

Но тёмные волосы хорошо поглощают свет. И даже при такой иллюминации, они могут казаться темнее, чем есть на самом деле. Чтобы справиться с этим, мы используем

Подсветку волос - hair light

Подсветка только волосЭто очень узконаправленный прожектор или вспышка (часто используются ячейки вида "медовые соты" для ещё большей концентрации пучка света). Расположен он где-то сбоку-сзади-сверху от модели и должен подсвечивать волосы модели, но ни в коем случае не бить в камеру! И проверьте, чтобы его штатив ненароком не попал в кадр.

Вместе эти четыре источника - основной "каркас" при портретной фотографии. Дополнительную коррекцию теней можно выполнять как с помощью небольших рефлекторов, так и маленькими источниками света. Иногда на фон направляют сразу три-четыре прожектора, иногда в роли заполняющего выступает дневной свет. Но важно понимать принципы и роли подсветок. Тогда кадры будут осознанными и качественными!

Следующие планируемые темы - влияние направления источника света на восприятие образа и использование мягкого и жёсткого света.

Все иллюстрации к статье

Моделирующий и заполняющий свет, подсветка фона и волос Моделирующий и заполняющий свет, подсветка только фона Моделирующий и заполняющий свет, фон и волосы не подсвечены Только моделирующий свет - глубокие тени
Только заполняющий свет - плоский кадр без контрастов Только подсветка волос Подсветка только волос и фона - силуэт  

 

Рубрики:  Идеи и мысли
Фото
Фотографии.
Метки:  

Процитировано 40 раз
Понравилось: 2 пользователям

Otti   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2007 г. 22:53 (ссылка)
Grossartige Arbeit! Respekt!
Ответить С цитатой В цитатник
Irogoto   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2007 г. 23:54 (ссылка)
Говорят, светом в студии можно рисовать, как кистью. Я смотрю на фото и соглашаюсь с автором. Одно движение - только волосы.. Еще движение - вырисовалось лицо.
Очень ценно зарисовывание источников света и их направления.Возможно, чтобы не перетаскивать систему освещния по 100 раз (если, конечно, у вас не подвесная), следует такой план набрасывать перед съемкой.Так ли это?
Ответить С цитатой В цитатник
Irogoto   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2007 г. 23:57 (ссылка)
Да,я еще думаю..Если вместо живой модели бюст посадить.. Это не то будет..Игра света на теплой коже,подсветка волос - или же абсолютно гладкий, холодный бюст - неискоренимая разница
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Пятница, 07 Декабря 2007 г. 00:18 (ссылка)
Otti, hab' Dank! Делать - так качественно!

Irogoto, думаю, да, стоит набросать план. Как я смотрел, у профи часто уже есть готовые прожектора в нужных местах. Впрочем, лёгкий штатив со вспышкой вполне можно и подвигать.
А про бюст ты зря - основные принципы на нём вполне можно отрабатывать. Ну, на крайняк обтянем его кожей! :))
Ответить С цитатой В цитатник
Otti   обратиться по имени Пятница, 07 Декабря 2007 г. 11:02 (ссылка)
akry, качество относится к мастерству, а мастерство нарабатывается временем и анализом, подкрепляется практикой...
Удачи Вам! и всего наилучшего...
Можно вопрос: а для чего вы оттачиваете своё мастерство?
работаете или есть мысли в этой области работать?
Ответить С цитатой В цитатник
Ниа   обратиться по имени Среда, 12 Декабря 2007 г. 22:13 (ссылка)
Спасибо, очень ценно...
Когда пишешь маслом, принцип постановки модели - фактически тот же. И, безусловно - очень важен.
Ответить С цитатой В цитатник
ДОБРОМЫСЛОВА   обратиться по имени Суббота, 22 Декабря 2007 г. 02:01 (ссылка)
Позновательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Леди20   обратиться по имени Понедельник, 24 Мая 2010 г. 17:18 (ссылка)
aKry, здравствуйте! Спасибо за статью! Очень все понятно) как говорится "...если бы мне в школе так доходчиво объясняли..." )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Мая 2010 г. 19:04ссылка
Хороших кадров, Леди20!

В какой школе рассказывают про свет — это ведь наверняка фотошкола?
Wichitta   обратиться по имени Вторник, 15 Июня 2010 г. 23:47 (ссылка)
не согласна с переводом key light на Моделирующий, это чаще всего называется - рисующим светом, так как он дает главный рисунок, моделирующим называютто что у тебя hair light (а еще им называют свет пилота по мне не понятным причинам) , так как эта лампа по мере своего место нахождения может почеркивать не только волосы, но и глаза, или же создавать любой другой желаемый световой эфект.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 16 Июня 2010 г. 10:44ссылка
Просто в тех статьях, которые раскопал тогда я, это назвалось так. Тут главное, как они работают и в каком отношении друг с другом. Подсветку волос я ещё видел, как называют «контурным светом». А вот моделирующим чтобы называли, не видел. Суть то в чём — общее освещение заполняет тени, рисующее (моделирующее) освещение создаёт контраст, фоновое добавляет объм, контровое добавляет контур. И не так важно, как их назвать.
Перейти к дневнику

Среда, 16 Июня 2010 г. 15:06ссылка
"вот моделирующим чтобы называли, не видел. "
возможно.... я видишь не русская, а у нас всяко бывают надумают...
Перейти к дневнику

Среда, 16 Июня 2010 г. 15:10ссылка
Можешь на всякий случай вставить от себя примечание в статью, чтобы у других не было конфузии.
Wichitta   обратиться по имени Среда, 16 Июня 2010 г. 00:12 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку