-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в akry

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2007
Записей: 4917
Комментариев: 25572
Написано: 40060


Жизнь в пассиве

Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:09 + в цитатник

Сколько раз вы участвовали в таком диалоге:

" - Сделаешь?
- Попытаюсь!"

Наверняка много раз. Причём и с той и с другой стороны. Важно ли это? Да, если задуматься над тем, что наша речь отображает наши мысли.

Попытайтесь сейчас отвернуться от экрана. Нет, нет - не отвернитесь, а именно попытайтесь! Просто отвернуться - не считается. Это уже завершённое действие. Нужно именно пытаться! Что получилось? У большинства - нечто, похожее на "танец-дергунчик" - голова отворачивается на миг, и тут же обратно.

Мы не зря говорим: "постараюсь" и "попытаюсь". Потому что мы этим самым оставляем себе пути отсутпления. И несказанными остаются слова: "...если получится".

Скажите, сосредоточившись на этой фразе: "Я сейчас встану!". Какие образы возникли в воображении? Какие ощущения в теле? Встали легко?

А теперь: "Я сейчас попытаюсь встать." Какие образы сейчас? Ощущения? Действие наверняка становится тяжелее для исполнения. Дольше во времени. А в итоге можно и не достичь успеха.

Исторически, частицы "-ся, -сь" - сокращённые формы от слова "себя". То есть, "я стараюсь" означает "я стараю себя", а "ты нравишься мне" - "ты нравишь себя мне". Я не проводил на эту тему детального исследования, но навскидку, русский язык становится более пассивным. Например, глагол "нравить" был описан ещё у Даля. Сейчас его нет. Также был глагол "охотить", сейчас же осталось только "охотиться".

 

Я занимаюсь ассессментом - комплексной оценкой персонала. Поскольку я недавно подключился к "Одноклассникам", один из частых вопросов мне при контакте: "Чем-чем? А что это такое?". Поэтому я решил публиковать короткие заметки, в которых буду давать примеры своей работы. Тема этой статьи очень хорошо подходит, чтобы с неё начать.

При ассессменте наблюдение за тем, как люди говорят и пишут, даже более важно, чем анализ того, что они говорят и пишут. И то, в каких ситуациях человек говорит в активном залоге, а в каких - в пассивном и с использованием возвратных частиц (-ся, -сь), многое может про него прояснить.

Например, человек описывает, как он решает техническую задачу: "...Я собираю всю информацию, выбираю пути решения и решаю задачу. Потому проверяю, правильно ли решил.".

И тот же человек рассказывает, как урегулирует конфликты с подчинёнными: "...Ну, тут важно постараться выслушать других людей. И попытаться найти правильное решение...".

Что мы видим в первом случае? "Я", "выбираю", "собираю", "решаю".

А во втором? "Постараться", "попытаться" и "я" куда-то сбежало.

Очевидно, что для нас это хороший знак обратить более пристальное внимание на коммуникативные навыки сотрудника. Скорее всего, он не очень уверен в своих способностях в улаживании конфликтов.

Что интересно, поскольку использование актива и пассива с "ся" - выражение реального внутреннего состояния, подделать свою речь при оценке почти невозможно. Где-нибудь да проявится!

Рубрики:  Идеи и мысли
Ассессмент, оценка персонала
Метки:  

Процитировано 2 раз

Наивная_и_Капризная   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:12 (ссылка)
привет, помоги пожалуста!
покорми и потренируй гуманойда "Lusi". Спасибо!
http://gurmanavt.ru/gurmanoid-26540.html
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:14 (ссылка)
Да. Яфшоке. Вот такая неожиданная реакция на статью! :))))
Даже не знаю, что ответить... :)
Ответить С цитатой В цитатник
Irogoto   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:18 (ссылка)
А ты ответь: Ладно, я попытаюсь :))
Ответить С цитатой В цитатник
Белокурова   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:20 (ссылка)
Хм... Странно...
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:21 (ссылка)
Белокурова, факт. Проверено Электроником :)
И на тысячах нами оцененных.
Ответить С цитатой В цитатник
Irogoto   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:26 (ссылка)
А если серьезно.. Мы, конечно, взрослые люди. Но сколько вложенного в нас пассива мы несем.. И передаем своим детям. Через одергивания.
Любознательный ребенок быстро научится оставлять пути к отступлению в защите от взрослого, пытающегося ограничить его в действиях.
И как тяжело потом научится замечать в себе эти черты. И не менее тяжело искоренить их. Они же уже часть твоего характера! Ах, сколько оправданий своему пассиву мы находим! Как красиво мы воздеваем руки: А что я мог поделать?! Да всё! Было бы желание..
Тут вспоминается присказка: Иногда решительный шаг вперед - это результат пинка под зад.
Вот и получаем свои пинки. Хорошо, если в зад. А ведь и по-лбу.
Но лучше жалеть о том, что сделано, чем страдать о несделанном.
Можно научится всегда отлавливать в себе пассив? Каким усилием это дается?
Ответить С цитатой В цитатник
Крутая_ведьма1   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 17:43 (ссылка)
А ведь действительно, анализирую свое поведение...Иногда отвечаю на какое-то задание по работе - я попытаюсь...Причем это не значит, что я не выполню порученное, но просто готовлю себе путь отступления, вроде, я не сделала, но ведь я же пыталась, хотя это и не важно для результата...
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 18:01 (ссылка)
Крутая_ведьма1, готовить себе отступление - не плохо. Важно только осознавать, что ты делаешь. Многие же из нас делают это настолько на автомате, что становятся рабами своего языка, вместо того, чтобы быть его повелителями.
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 18:04 (ссылка)
Irogoto, можно, конечно. Человек вообще очень обучаем. Даже если пинать придётся много :)

Но ты начинаешь не с того.
Конечно, три вещи едины: слова, внутренние состояния и внешнее поведение. И, изменяя одно, ты будешь менять и другие две части.
Только в этом случае, на мой взгляд, выгоднее начинать от внутреннего состояния, меняя его на активное. Тогда и язык послушно отразит изменения безо всякого принуждения.
Ответить С цитатой В цитатник
Aego   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 19:50 (ссылка)
Иногда "я попытаюсь" говорю вместо "я точно не смогу" если по каким-то причинам человек требующий от меня каких-либо активных действий слово "Нет" не воспринимает. Тогда "сь" получается не пассивом, а отказом.
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2007 г. 20:12 (ссылка)
Aego, главное - себя не обманывать. Окружающих - можно :)
Ответить С цитатой В цитатник
Aego   обратиться по имени Среда, 05 Декабря 2007 г. 18:21 (ссылка)
akry,окружающих тоже нельзя,но иногда приходится =(
Ответить С цитатой В цитатник
Max_Cheprasov   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2007 г. 04:03 (ссылка)
такая же тема. очень сильно обращаю внимание на то как именно говорят, и что говорят, если актуально сразу поправляю "мол попытаюсь - на этом мы не договоримся". а если дело касается чего-то серьезного\бизнеса\работы - просто внуренне свирепею, во-первых потому что просто не люблю пассивных людей в качестве исполнителей, а во вторых "постараюсь\попытаюсь\попробую" -носит необязательный характер, сам использую эти слова только когда на повестке есть более важные дела и примерительно обычно по срокам "постараюсь уложиться в указанныйсрок, но не обещаю", если дело касается качества и мне оппонеет говорит "постараюсь сделать(качественно или просто сделать)" - снимаю все поручения и ищу альтернативу, что рекомендую делать в принципе каждому.
Ответить С цитатой В цитатник
Irogoto   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2007 г. 09:07 (ссылка)
Ну да. А честно сказать - я нэто сделаю потом, когда будут решены более важные вопросы?
Ведь если говорить - постараюсь - это значит, что могу и забыть, пока другие дела делаю. Ведь есть оправдание: я же четко не обеща
Ответить С цитатой В цитатник
Ressa   обратиться по имени Понедельник, 10 Декабря 2007 г. 16:32 (ссылка)
К слову, имеется потрясающее слово "извиняюсь", которым пользуется процентов 90 моего окружения. Та же история - выходит, что человек извиняет себя, а на всех остальных глубоко плевать)
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Четверг, 13 Декабря 2007 г. 16:33 (ссылка)
Ressa, именно так. Если вслушаться, таких слов очень много.
Ответить С цитатой В цитатник
Heler   обратиться по имени Понедельник, 28 Января 2008 г. 02:54 (ссылка)
Я вот сейчас вспомнила, что все свои "постараюсь" и "попытаюсь" я говорю когда либо не уверена что вообще это сделаю-либо не смогу, либо не хочу, либо смогу, но с очень большим трудом:)
Ответить С цитатой В цитатник
Creating_Facts   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 10:09 (ссылка)
ОО это очень интересно! А какое образование нужно для такой работы? Я не имею ввиду диплом, а тематики, может курсы..
Какие книги может посоветуете на эту тему?)


А насчёт глаголов - согласен, это очень важное значение имеет. В книге "Тайм-драйв" АрхангельскогоЮ етсь такой пример: в одном конце бассейна горит лампа, а в другом её нету. И вот с конца тёмного до светлого человек (я не помню кто..) доплывал под водой на одном дыхании. А В обратную сторону не хватало нескольких метров каждый раз.
Это своеобразно напоминает о том, что человеку нужно конкретизировать цели, ясно видеть их.
Ответить С цитатой В цитатник
akry   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 22:43 (ссылка)
Creating_dreams, положа руку на сердце, лучше всего НЛП. Но качественное, дней по 20-30 на Практик и столько же на Мастер. Там реально учат смотреть и слушать. Но ни в коем случае не считать это образование достаточным, постоянно искать новое. В Мастерском например не даётся Вацлавиковская «Теория межличностной коммуникации», далеко не всегда даются идеи Бориса Салихова на тему пространственного восприятия мета-программ, редко даётся «Мета-модель III». Телесные паттерны тоже лучше у телесников учить. Эриксоновский гипноз, Одним из лучших был Гинзбург. Ну и заезжие мастера, конечно.
Ответить С цитатой В цитатник
Julia_mur   обратиться по имени Среда, 28 Января 2009 г. 15:40 (ссылка)
Не совсем согласна с позицией автора.
1. Все-таки нужно разграничить понятие активный залог и пассивный с точки зрения лингвистики и с точки зрения самого автора. С точки зрения лингвистики -сь - не всегда признак пассивного залога. Это может быть просто возвратный глагол - обращение действия на самого себя.
С точки зрения автора, пассив - это лицо, уклоняющееся от активного преобразования мира.

2. Почему зачастую человек говорит "постараюсь"? Иногда (и это тоже нужно учитывать), человек старается через такую конструкцию не давать обещаний. "Я решу вопрос с сотрудниками". А если не решил в конечном итоге? А если человек не обладает системым анализом и не сможет понять, почему он этого не сделал? "Я встану с утра и сделаю зарядку". - а не вста и не сделал? значит в дальнейшем мучастья от собственной неполноценности и неорганизованности. "Я напишу статью". а если она уже никому не нужна и человек это сам осознает?

Самая большая опасность таких утвердительных форм - это общеания окружающему миру и самому себе. А обещания нужно выполнять. Это закон энергетический. Невыполненное общеание будет мучать человеку всю жизнь. Как быть в этой ситуации? А ведь люди вокруг только и стремятся, чтобы подсадить тебя на обещания и потом тянуть энергию тем, что ты этого не сделал. Поэтому при оценке слова "постараюсь" нужно быть очень осторожным.

3. Не согласна с тем, что -сь отражает пассивную позицию человека.
здесь могут быть совершенно разные варианты:
- сравните "мы собираемся" или "нас собирают". Где больше пассива? естественно во втором случае. В первом случае человек хотя бы ощущает себя участником процесса. Во втором - лишь винтиком.
- "ся" может отражать низкие ступени в лестнице субординации. Если в компании плохо налажен информационный обмен и человек не занимает должность как минимум менеджера среднего звена, для него собрать информцию может быть делом очень сложным. Поэтому он использует конструкцию "постараюсь". А что ему еще остается делать? если он реально не обладает рычагами влияния на ситуацию? т.е. властными полномочиями. Смотрела список в обсуждаемом посте и пришла к выводу, что все-таки это ключевая позиция.
- смотрите, какая интересная метаморфоза получается! возьмем любую пару "заврать-завраться".
"Я заврал его" - активное действие, отражающее воздействие на внешний объект.
"Я заврался" - я сам себя заврал. Не кто-то, а именно Я. В чистом виде активная контсрукция
" Он заврал меня" - пассивная конструкция. кто-то виноват в этом со стороны.
Т.е. использование глаголов на -ся не всегда отражает пассив. Если это касается самого говорящего - то речь идет о том, что человек ОСОЗНАЕТ свое собственное воздействие на себя. Не ПЕРЕКЛАДЫВАЕТ причинно-следственную связь на кого-то другого, а САМ признается себе, что САМ на себя воздействует!!!
- мне кажется, что пассивное отношение человека все-таки на количеством использования глаголов на -сь, а действительно частотой употребления страдательного залога как грамматчиеской формы ( с использованием деепричастий), и вполне возможно (допускаю) каких-то глаголов на -сь в качестве маркеров. Но последних - ограниченное количество.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 29 Января 2009 г. 14:10ссылка
После проведённого мною сопоставления старых и новых слов, меняю мнение о пассивности русского языка. Принимаю корректировку — не пассив, а возвратные частицы. И их не стало больше — часть слов изменилась, часть приобрела эти частицы, часть — утратила. Соотношение «с сь/без сь» по прежнему осталось в районе 7-10%.

Ну и по той части, которая касается психологии. Julia_mur, вы подходите к проблеме с лингвистической точки зрения и это выглядит для меня так же забавно, как наверное для вас выглядят мои лингвистические экзерсисы. :)

То, что вы описали — очень интересные логические размышления. Не имеющие особого отношения к реальной ситуации. Сразу оговорюсь — в этой статье не было цели учить людей ассессменту. Тут что-то вроде научпопа, призванного на первичном уровне пояснить и заинтересовать. Тем же, кто хочет изучать тему дальше, нужно искать другие источники. Например, спросить меня по аське/джабберу, как некоторые и поступают.

Учитывая формат статьи, конечно же я не стал описывать эксперименты, которые мы проводили для анализа вовлечённости при употреблении возвратных частиц. Людям было бы просто скучно читать про всякие субмодальностные сдвиги, диссоциацию, микромоторику и т. п. Это мало кому интересно кроме специалистов.
Поэтому я нигде не пишу, что это единственный признак неуверенности. А пишу я, что это маркер (один из многих, кстати), намёк на то, что в этой области навыков сотрудника нужно покопаться побольше.

И да — есть корреляция между успешностью человека в той или иной области на рабочем месте, и относительным колличеством «сь/ся», употребляемым им при обсуждении этой области. Мы её выявили. Поэтому для нас было разумным воспринять её как данность и использовать для оценки. А логическое обоснование можно сделать позже. Главное, чтобы оно не противоречило эксперименту.
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Января 2009 г. 18:07ссылка
То, что вы описали — очень интересные логические размышления. Не имеющие особого отношения к реальной ситуации. Сразу оговорюсь — в этой статье не было цели учить людей ассессменту. Тут что-то вроде научпопа, призванного на первичном уровне пояснить и заинтересовать. Тем же, кто хочет изучать тему дальше, нужно искать другие источники. Например, спросить меня по аське/джабберу, как некоторые и поступают.


:)))))) Не спорю... я не психолог в чистом виде этого слова... но я и не лигвист... И я не собираюсь заниматься ассесментом. Вы дали тему дя размышления - я размышляла. и могу с уверенностью сказать, что мои размышления не чисто логического характера. Они скорее интуитивного, поскольку, прочитав Вашу статью, у меня возникло внутренее ощущение дисбаланса. Не возникло инсайта, как говорят психологи. А для меня это яркий показатель того, что "что-то здесь не так".

Эксперименты.. ну да. Мы без них не можем. Нужно собрать кучу людей, дать задание, получить ответы, выявить статистическую корреляцию. Кстати, знаете в чем был проблема, когда ставили эксперименты на дельфинах? У нас же принято одно и тоже задание давать несколько раз - для чистоты эксперимента. Дельфин первый раз давал правильный ответ, второй раз -ошибался, третий раз - правильный. Оказалось, все очень просто - он думал, что первый раз он ошибся и поэтому ему давали задание заново. Сложно с экспериментами на психике....

Я работаю в большой крупной компании. Я достаточно успешный юрист. Но! попробуй сказать хоть что-нибудь лишнее в разговоре с другими работниками (как вышестоящими, так и нижестоящими)... Все мои размышления как раз и были навеяны анализом разговоров в нашей компании. Поверьте, для специалиста в ассесменте люди будут говорить одним способом, а в рабочем процессе - совсем по другому.

ЗЫ. :))) а вообще-то мы недавно с ребятами заметили, что только у йогов есть самый главный и весомый аргумент, который принимается всегда. Но он никогда не принимается обществом. Этот аргумент "По моим ощущениям". А кто как не носитель языка может реально ощущать?...

А вообще-то я не принимаю вашей критики, потому что владея тремя языками, я очень много лет нахожу корреляции между словом (грамматикой) и образом жизни людей. Поэтому мои рассуждения в области психологии имеют такое же право на существование, как и Ваши.
С уважением, ))))))
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Февраля 2009 г. 01:27ссылка
Не принимайте. С ощущениями спорить не буду :)
Качество моего ассессмента от этого вероятно не пострадает, так что я легко соглашусь :)

А про «по другому говорить» — ну конечно мы давно в курсе, что люди меняют своё поведение при оценке. Мы же не наивные детишки с тестами «дом-дерево-человек». Чай не одну сотню человек оценили. И давно уже наработаны методы обойти это кажущееся «по другому». Даже в случае с профессиональными психологами и (думающими что) владеющими ассессментом HR. С ними даже легче, потому что они уверены, что сумеют обойти наши тесты. Кстати, по моим наблюдениям, топ-менеджеры и хозяева компаний меньше стараются жулить на оценке, чем рядовой персонал, и смелее делают задания. Видимо связано с тем, что им нужно меньше опасаться за своё место.
Так вот, всякие анализы того, «как» вместе с «что» говорят и делают — тоже из этих способов компенсировать подобные попытки. Человек физически не может подделывать все ключи. В лучшем случае он будет говорить правильные слова. Но не удержит моторику, не удержит семантику, не удержит голос. Я сейчас не теоретизирую, а описываю реально происходящие вещи. Наверное хороший актёр смог бы обмануть, но я лично с таким не сталкивался. Кроме того, оценка ведётся не только по коммуникативным вещам, но и по анализу реально сделанной работы, групповому взаимодействию и многим другим ключам. Это же ассессмент, а не психологическое тестирование. В нём нужен конкретный результат, пригодный в бизнесе…
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку