Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
Прокудин-Горский - русский учёный и фотограф
Сергей Михайлович Прокудин-Горский – гораздо больше, чем просто талантливый ученый-изобретатель или выдающийся фотограф, он – автор настоящего чуда, которое никогда не перестанет удивлять людей.
Кремль с северо-востока. Ростов Великий 1911
Сергей Михайлович Прокудин-Горский принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране.
Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 г. он под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался на этом, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, которую звали Мария, а также наделил "вотчиной, Гора называемой". Отсюда и пошла фамилия Горский.
Память о тех далеких событиях отразилась на родовом гербе Прокудиных-Горских:
Отец С.М.Прокудина-Горского Михаил Николаевич писал в 1880 г.: "Герб нашей фамилии означает: звезда и луна - происхождение от татар, весы - вероятно служба котораго нибудь в судном приказе, а река Непрядва - участие в Куликовской битве".
О начальном образовании Сергея также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда его через три года по какой-то причине забрал отец.
В действительности после оставления Александровского лицея Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Есть сведения, пока ещё не подтвержденные документально, что будущий пионер цветной фотографии был учеником самого Дмитрия Менделеева. Действительно, в период учебы Прокудина-Горского в Петербургском университете Менделеев заведовал там лабораторией. В упомянутой выше книге Оллсхауза есть следующий пассаж: «В 1922 г., в своих биографических записках, он с гордостью вспоминал о своих занятиях с Менделеевым, упоминая, как тот в 1887 г., в возрасте 53 лет, совершил одиночный полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения». К сожалению, в 1980 г. по нелепому требованию издательства из книги были удалены все ссылки на источники, а сегодня, спустя 30 лет, автор уже не может вспомнить, где нашел эти «биографические записки» 1922 г. Больше ни один исследователь жизни Прокудина-Горского их не видел! Тем не менее, в России факт одиночного полета Менделеева на воздушном шаре в 1887 г. хорошо известен, и именно на этот период пришлась недолгая учеба Прокудина-Горского в Петербургском университете. Придумать такое невозможно, значит, биографические записки 1922 г. реально существовали и их ещё предстоит найти.
Возможно, именно Менделеев пробудил у молодого Прокудина-Горского интерес к химии. Интересно отметить, что примерно в эти же годы одной из научных проблем, которыми занимался гениальный русский химик, был ортохроматизм, учение о правильной передачи цвета в черно-белой (!) фотографии. Эта проблема имела прямое отношение к развитию метода цветной съемки путем цветоделения, который Прокудин-Горский станет использовать в следующем столетии.
Сергей Михайлович был очень одаренный и разносторонней человек – по некоторым сведениям, брал уроки живописи в Академии художеств, и даже серьезно увлекался игрой на скрипке. Но его музыкальным амбициям не суждено было осуществиться - Р. Оллсхауз упоминает, что в химической лаборатории молодой Прокудин-Горский сильно повредил себе руку, что косвенно подтверждается другими источниками.
В мае 1890 г., распрощавшись с Военно-медицинской академией, Прокудин-Горский поступает на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена.
В 1890 г. Прокудин-Горский женится на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) – дочери известного металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского Русского Технического Общества, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова (1836-1904)
Хотя основное место работы (Демидовский дом) находится в Петербурге, Прокудин-Горский поселяется в Гатчине, где у него рождаются дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895)
Влияние тестя на какое-то время определило круг научных интересов Прокудина-Горского. Молодой ученый становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества, где в 1896 г. он сделал свой первый доклад «О современном состоянии литейного дела в России». Однако постепенное его внимание всё более начинает привлекать фотография. В 1898 г. он становится также членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (Звездных дождей)», публикует первые из серии своих работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
В том же 1898 г. на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII-XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.
Очевидно, фотографическое дело всё больше захватывает Прокудина-Горского, причем не только в научно-теоретическом, но и практическом плане. В нём начинают проявляться деловые, предпринимательские качества, стремление поставить научные знания и опыт на службу собственному бизнесу, добиться не только научного признания, но и полной материальной независимости. 2 августа 1901 г. в Петербурге, на Б. Подъяческой 22, открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», возглавляемого в это время Сергеем Михайловичем.
Точная дата начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи пока не установлена документально, но можно с высокой степенью уверенностью утверждать, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре-октябре 1903 г., запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.
После первого успеха своих цветных проекций на публичных показах фотограф задумывается, как дальше использовать столь замечательное изобретение? Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что пока в России он, пионер цветной фотографии, является абсолютным монополистом.
Ответ вроде бы лежит на поверхности: в ту пору единственным способом массового распространения фотографии были открытки, которые действительно расходились неплохими тиражами. К тому же мастерская-фотоцинкография на Подъяческой, 22 давно освоила их производство, в т.ч. и в цвете.
Весной 1905 г. Прокудин-Горский обращается к Общине Святой Евгении (петербургский Красный Крест) с проектом запечатлеть в цвете пол-России и издать эти снимки в виде первых в истории нашей страны цветных фотооткрыток.
***
"Рад сообщить, что на сайте проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" выложены все реставрации братьев Ходаковских, т.е. без малого 500 штук.
Все отреставрированные снимки можно посмотреть в оригинальном разрешении. Большинство из них можно сравнить с реставрациями специалистов Библиотеки Конгресса и других авторов.
В разделе реставраций на сайте есть система фильтров, позволяющая сортировать все восстановленные снимки по альбому и месту съемки.
Чтобы результат этого большого многолетнего труда стал доступен как можно большему числу людей, очень прошу всех помочь перепостом!
Особое внимание хочу обратить на несколько реставрационных работ Константина и Владимира, наиболее красивых.
http://oldcolor.livejournal.com/64785.html
Близ местечка Юстиля на Сайменском канале между 1903 и 1904 Реставратор В. Ратников
Массандра. У дворца в саду, В Алупке. Крым. 1904
Ласточкино гнездо в Крыму, 1904
Команда парохода "Шексна" М.П.С. [г. Вытегра] 1909
На жнитве. 1907 или 1909
Обед на покосе 1909 Реставратор В. Ратников
Монастырский сенокос, 1909
На озере [Зюраткуль] Урал. 1910 Ратников
Для примера работы реставраторов представляю оригинал фотографии после реставрации и до реставрации.
Село Дубно. [Староладожский канал] 1909
Село Дубно. [Староладожский канал] 1909 оригинал
И пример работы разных реставраторов:
Внутренний вид электрической станции в Гундукуше’ [Иолотань] 1911 Реставратор В. Ратников
Внутренний вид электрической станции в Гундукуше’ [Иолотань] 1911 реставраторы Константин и Владимир Ходаковские
Вид на Кремль с берега озера Неро. Ростов Великий 1911 Реставратор В. Ратников
Воскресенский женский монастырь с правого берега реки Тверцы. г. Торжок 1910
Батум. Общий вид с востока 1912 Реставратор В. Ратников
Водоспуск на 3ей версте от г. Шлиссельбурга 1909 (июнь-июль) Реставратор В. Ратников
Г. Двинск. [Лютеранская церковь (на переднем плане) и] католический костел 1912
[Церковь Спаса Нерукотворного Образа Климентовского прихода в Новой Ладоге] 1909 Реставратор В. Ратников
Горицкий монастырь с Мауровой горы
Группа школьников у пруда’. [В Ясной Поляне] май 1908
[Вид Осташковского плёса озера Селигер с набережной Ниловой пустыни] 1910 Реставратор В. Ратников
Мост через Аму-Дарью у Чарджуя 1911 Реставратор В. Ратников
Этюд с мальчиком. Западная Европа 1903-1916 Реставратор В. Ратников
Осташков. Общий вид‘ [с Вороньего острова] 1910 Реставрато В. Ратников
Общий вид кремля в Ростове Великом, 1911
Общий вид гор. Белозерска с крепостного вала 1909 Реставратор В. Ратников
Город Владимир. Вид на гору с Успенским собором с Заречной стороны. 1911
Деталь водопада Пор-Порог, 1916
Джинное отделение хлопкового завода’ [Байрам-Али] 1911 Ратников
Паровоз Компаунд с пароперегревателем Шмидта [у депо в Перми] Урал 1909
Порог Медведец 1909 Реставратор В. Ратников
Река Дрисса. Впадение в Западную Двину 1912
Село Девятины и плотина св. Бориса. 1909
Фотопортрет великого русского певца Федора Шаляпина, в сценическом костюме Мефистофеля 1916
Троицкий собор Белгородского мужского Свято-Троицкого монастыря сентябрь 1911
Спасо-Евфросиньевский женский монастырь в 3-х верстах от г. Полоцка. Вид с юга 1912
Старинная часовня на улице г. Осташкова 1910 Реставратор В. Ратников
Слобода Коровники в Ярославле с паровой мельницы, 1911
Храм во имя Успения Божией Матери в Девятинах (1770) (200 лет) 1909 год
Церковь Пресвятой Богородицы [Богоявленская] (с другой стороны.) [Тобольск] 1912
Троицкий мужской монастырь в г. Тюмени. [Церковь Петра и Павла] 1912
Иконостас в церкви Иоанна Богослова. [Близ Ростова Великого] 1911
Успенский собор с восточной стороны’. [Владимир] 1911 Реставратор В. Ратников
"Церковь Воскресения Христова в Кремле. Ростов Великий 1911 Ратников
Чудотворная икона св. Николая Чудотворца. Храм св. Николая Чудотворца. Ныроб. 1912
Церковь Живоначальной Троицы в Преподобенском монастыре. [Суздаль] 1912 Реставраторы Ходаковские Константин и Владимир
Часовня для водоосвящения в селе Девятины 1909
[Вид Общественной пристани в Петрозаводске] 1916 C онежского озера Реставратор В. Ратников
Церковь Успения на Князь-Федоровской стороне. [Ржев] 1910
Торжок, [церковь Михаила Архангела] 1910 Реставратор В. Ратников
Место слияния Вазузы с Волгой [в г. Зубцов] 1910
Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома 1911
Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска 1911
Грузинки в праздничном наряде’ [Боржомский парк] 1912
Горицкий монастырь с Мауровой горы
[Тверь. Левый берег Волги с Екатерининской церковью] 1910
Владимир. Дмитриевский собор с [юго-]востока 1911
Детали собора в Милане 1906
В Италии между 1906 и 1908 Реставратор В. Ратников
Лугано 1908
Собор Св. Марка в Венеции 1906 Реставратор В. Ратников
[Собор Рождества] Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога 1909
Успенский собор в Горицком монастыре. Близ Переяславля-Залесского 1911 Реставратор В. Ратников
Часовня и ключ на месте, где явилась икона Святого Николая Чудотворца. [Село Ныроб] 1912
Аэроплан 1915
Вид на Крепостную стену с башни "Веселуха". Смоленск 1912
Л. Н. Толстой. В Ясной Поляне 1908
Л. Н. Толстой. В Ясной Поляне 1908
На реке Скурицхали. Этюд. [Орто-Батум] 1912