Я давно живу в Европе, слишком давно, чтобы ощущать себя полноценной русской. Но все же слишком мало, 13 лет, чтобы сказать уверенно: "Да, я самая обыкновенная типичная европейка". К тому же типичных и стандартных людей не бывает. Европейцев тем более.
Не все немцы обязательно практичны и воинственны, не все англичане педантичны, обладают особым чувством юмора и видят во всем комичное. Не все французы легкомысленны и любвеобильны, не все итальянцы шумны, самоуверенны и питаются исключительно макаронами.
Но одна особенная европейская черта развилась во мне, пустила глубокие корни и стала частью моей натуры: я люблю покупать дешевые и качественные вещи.
Ради любопытства я захожу иногда на аукционы, это тоже довольно типичный для европейцев вид времяпрепровождения. Произведений искусства повсюду много, европейцы были всегда талантливы и плодовиты во всех видах творчества... Кто-то хочет что-то продать из своей или доставшейся по наследству частной коллекции, некто очень заинтересован в старинной картине 16 века для гостиной, кто-то охотится за русским серебром времен Екатерины Великой или просто милой безделушкой, которая лет через 10 станут трендом.
В торгах я не участвую, просто наблюдаю. Никакое театральное действо не сравнится с тем, которое можно увидеть на проходных торгах больших и малых, знаменитых и никому не известных аукционах.
Вход туда всегда бесплатный, любой желающий может приходить и уходить, когда пожелает, каждый может участвовать в торгах, надо только зарегестрироваться при входе и получить карточку с номером. На некоторых продают вино и шампанское и люди фланируют по залу с бокалами в руках.
На каждом аукционе свои правила и особенности, вначале испытываешь определенный стресс, ничего не понимаешь: идет мельтешение различных изображений, дат, имен, стилей, цифр. Цены растут иногда баснословно, за считанные секунды, временами падают ниже плинтуса.
Последний раз я была на аукционе в конце июня. Досидела до самого конца, до половины первого ночи. И купила. Приобрела самую последнюю проходившую по торгам вещь - гравюру 18 века, выполненную в Париже по заказу мадам маркизы де Помпадур (так написано на самой гравюре). "Фламандский праздник", 1748 год. Стоит пятнадцать евро.
Очень большая и красивая! Сказочно дешевая. Это лето вообще было нещадно к картинам и мебели 18-19 веков, цены падали.
Теперь я буду изучать жизнь маркизы Помпадур, редкостной интриганки, умницы, покровительницы искусств и фаворитки Людовика XV, которая правила практически всей Европой. А также изучать живописцев, любивших изображать фламандские праздники. Вообще по технике исполнения, насыщенности деталями и легкому юмору гравюру можно было бы определить как выполненную по картине Тенирса.
Внизу гравюры номера, имена и куча разных подписей, но я не читаю по-французски, увы. Видно только, что гравюра подлинная и пожелтевшая от старости. Мой муж предположил, что висела она прежде не в замке, а в кафе. Причем не в приличном, типа театрального или университетского, а в простом, задымленном и прокуреном: на старинном стекле гравюры был толстенный слой желтой пленки, вонючей и противной. Мы долго отмывали стекло горячей водой с шампунем для посуды, а гравюра являла нам новые, унтонченные или смешные детали, открывавшиеся постепенно, слой за слоем.
(Вообще это дико давняя запись, я просто решила подвесить ее сюда, настолько давно ничего не пишу, что стало стыдно. И неловко за себя)