-Метки

ЖЗЛ актеры америка аналитика анекдот антисемитизм арабо-израильский конфликт арабы артисты афоризмы байден бардовская песня и барды беженцы ближний восток войны израиля вопрос ребром выборы газа геноцид двойные стандарты диаспора документы евреи евреи-герои европа игил иерусалим изобретения израиль израиль сегодня израильтяне иран ислам исламизация история история евреев иудаизм карикатура кахане кейдар коран крым культура левые либерман личности ложь майдан макаревич мандат мнения морзе мудрость музыка наука нацизм немцов новодворская обама обстрелы израиля оон осло палестина и палестинцы память песни питер плеер погромы политика поэзия праведники мира право израиля притча пропаганда пурим путин размежевание рассказы ребе россия сатановский словарь смешно смешно? сталин статистика стихи теракты теракты в израиле терроризм технологии тополь тора трамп туннели убийство рабина украина факты фейглин фото франция хамас холокост храмовая гора цахаль цитата цитаты шабак

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
03:07 15.01.2013
Фотографий: 24

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Agoll

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11996


ЗАМЕТКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ НАКАНУНЕ ОСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ

Вторник, 23 Сентября 2014 г. 14:39 + в цитатник

Александр КАЗАРНОВСКИЙ

Рош а-Шана. 
«Слова сужают»

...Шел итвадут, он же фарбренген – хасидский сходняк с водкой, с беседами о Торе, с песнопениями... Водку уже выпили, «Двар Тора» был произнесен, да так произнесен, что и после трех минут последовавшей тишины кто-то украдкой утирал скупые мужские слезы. Рав Иеѓуда завел нигун – мелодию. Он пел, ритмично постукивая по столу в такт костяшками пальцев.

На-на-на-на... на-на-на-на... Я ожидал, что сейчас это музыкальное вступление закончится, и пойдет нормальная песня. Но песни не было – не было слов. Вместо этого отовсюду неслось: на-на-на... Мелодия то струилась, то наливалась грозной волной, то обрушивалась девятым валом. Ощущение было, что Некто­ оттуда, с вышины, говорит мне что-то – я не могу понять, что, но все равно – счастлив. Слов я так и не дождался. Затем хасиды и сочувствующие затянули другую кантату, еще более красивую и тоже без слов.

 – Рав Иеѓуда, – спросил я в тот вечер, – почему ваши нигуны звучат без слов?

 – Он ответил коротко и гениально: «Слова сужают».

Слова действительно сужают. Отсюда, конечно, еще далеко до тютчевского парадокса «Мысль изреченная есть ложь», но, тем не менее, понятно – даже в человеческих отношениях не все может быть выражено словами, а тем более – когда дело касается диалога «Человек – Б-г»! Мне возразят: «Как это не все?! Ведь основная схема диалога между людьми и Всевышним – это "пророчество (Он) – молитва (мы)"!» Но что есть пророчество, как не «глаголом жги сердца людей»?! А уж о молитве и говорить нечего, так ведь?

Не совсем. Наша история знает случай, когда пророческая сила была не в словах, а в силе. Речь идет о Шимшоне, Самсоне-богатыре. Богатырем он не был – человек как человек. Когда того желал Господь, пророческая Сила потоком наполняла Шимшона, как других пророков наполняют пророческие слова.

А что до молитвы, то именно в Рош ѓа-Шана звучит такая молитва, в которой нет ни одного слова, ни одной мысли, ни одного звука, произнесенного человеком. Это – трубление в шофар.

Пение шофара – это наш бессловесный крик к Б-гу. Это даже уже не просто молитва, это мольба. Недаром во время засух, войн, когда слова иссякали и губы пересыхали, евреи устремляли взоры в небеса и трубили в шофар. И в Рош ѓа-Шана, когда молитва подходит к концу, когда все уже сказано и вся душа уже выплеснулась, и остался лишь тот ее главный порыв, который словами не выразишь, в этот миг начинает звучать шофар. Час за часом накал молитвы все нарастал, и вот – пик, час за часом разгонялись, и внимание – взлет! Слушайте шофар.

Йом Кипур. 
«Меры я принял вот какие...»

Что вы делаете, если заболели? Совершенно верно, идете к врачу, затем пьете лекарство.

А если на вас идет враг с отрядом головорезов? Правильно, проверяете надежность оружия и проводите рекогносцировку на местности. А какие меры вы примете, если нужно изловить иностранного шпиона и убийцу? Предоставим слово Ивану Бездом­ному из «Мастера и Маргариты»: «Меры вот какие. Взял я на кухне свечечку... иконку на грудь пришпилил и побежал...»

Иконка – это не наш метод, но в целом подход Иванушки правильный. Чтобы решить проблему в нашем материальном мире, надо сначала подготовить почву там, где корень всех земных проблем и явлений. Скажем, если речь идет о болезни, то нужно помолиться индивидуально, затем в синагоге заказать «Мишеберех» за выздоровление. А потом уже бежать к врачу и за лекарством – это на иврите называется «кли», инструмент. Он необходим: Вселенная – это маска, которую нельзя срывать с Истинной реальности.

Если речь идет о войне... Яаков, когда на него пошел Эйсав с 400 боевиками, совершил необходимые приготовления – распределил своих немногочисленных приверженцев, чтобы при необходимости держать оборону, послал Эйсаву подарки – так сказать, подношения в обмен на мир, а потом перешел через речку Ябок, чтобы в одиночестве помолиться. И такой силы была эта молитва, что чуть было не положил он на лопатки самого ангела Эйсава. А когда твой ангел скручен, ты и сам уже не воин. Тут и «кли» уже не понадобилось – наутро вчерашний враг прибежал с объятиями...

Наступает Йом Кипур. Уже прошли Рош ѓа-Шана и неделя Раскаяния. Подведены (не нами, а Наверху!) итоги прошедшего года, приняты решения на следующий. Какие они? А вдруг?.. А нам ведь так хочется здоровья, достатка, удачи... Ну и любви, конечно! И творческих успехов (ничего смешного в этом словосочетании нет, я вот себе очень этого желаю).

Как бы это изменить к лучшему свой «жалкий жребий»? А легко! Мы, как мичуринцы, не ждем наказаний от Всевышнего, за все дурное, что напортачили, сами себя наказываем – не едим, не пьем, стучим себе в грудь на исповеди и весь день молимся, молимся... У Всевышнего «руки выкручены», Ему ничего не остается, как простить. Что и требовалось доказать. А как Йом Кипур кончится, мы покушаем, попьем, кожаные мокасины наденем и ринемся лечиться, деньгу заколачивать, звонить любимым, стихи писать... Создавать «кли».

Суккот. 
Юбилей будущего

У евреев все не как у людей. У нормальных народов главный праздник случается раз в год, у евреев – шабат! – раз в неделю. Народы устраивают праздники в память о событиях, которые уже произошли, евреи... евреи, в общем-то, тоже. Но не всегда.

Скажем, когда к Аврааму пришли три ангела, он угощал их мацой – праздновал Пейсах, дату будущего исхода из Египта. Вот и в Суккот – один из аспектов этого праздника – годовщина объединения человечества под знаменем Машиаха и Всевышнего. «И в день этот будет Господь един и Имя Его едино!»

Ну да, ну да, согласен, еще Машиах, скажем, так, не совсем здесь, и ко Всевышнему не все спешат. Но ведь это будет, мы точно знаем – так зачем терять время, давайте праздновать заранее!

Так евреи и решили еще в незапамятные времена. И праздник получался интернациональный: в Храме «в дни Суккота приносили в жертву 70 быков за 70 народов мира» . А когда «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», то, согласно свидетельству, или, что почти то же самое, пророчеству Зхарии, все они придут в Иерусалим и объединятся с народом Израиля. «И будет каждый... из народов ... подниматься из года в год, чтобы поклониться Царю, Господу Цеваоту, и праздновать праздник Суккот» (Зхария, 14:16). И далее: те из народов, кои начнут отлынивать от этой экспедиции, получат от Всевышнего засуху и прочие экономические санкции.

Так что, евреи, давайте выполнять нашу особую работу, а своим нееврейским друзьям пожелаем: «Хорошего Суккота – и до встречи в Иерусалиме!»

Симхат Тора. 
Слезы

Отплясав в синагоге, мы вышли со свитками Торы на центральную улицу Пар­дес Ханы и двинулись по направлению к центру, продолжая танцевать. Прохожие поздравляли нас, кто-то присоединялся к нашей «оргии». Водители проезжающих машин замедляли ход и приветственно гудели, радуясь дарованию той самой Торы, согласно которой им в праздник ехать категорически запрещено. И вдруг из дома выскочила девушка лет двадцати в одеянии, по сравнению с которым бикини выглядело бы монашеским балахоном. Она бросилась к свитку Торы и, со слезами, стала ее обнимать и целовать. Она при этом не произносила ни слова, но в наступившей тишине отчетливо звучало: «Я еврейка! Пусть я не живу по Торе, но это моя Тора!»

И другие слезы помню я. Тоже акафот, но уже на исходе Симхат-Торы, на большой площади в Акко. Это был разгар «Интифады Аль-Акса», когда каждый день гремели выстрелы на дорогах и взрывы террористов-самоубийц, когда еврейская кровь лилась рекой, и каждый из стоящих на площади вспоминал близких ему людей, которых уже сожрал этот Молох, и думал о том, скольких он еще поглотит. Раввин повторял: «Да будет этот час часом доброты, часом доброты и милости твоей!»

И все тысячи собравшихся пели:

Да будет этот час 
Часом доброты, 
Часом доброты 
И милости твоей!

Это была молитва, идущая от всего сердца. Эти люди, в кипах и без – молились. Плакали и молились. Потому что они евреи. Это был день Торы. Их день.

источник

Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - К празднику Суккот!
Часть 2 - Йом Кипур - День Всепрощения – наивысший пик духовного подъема.
...
Часть 13 - О пользе яблок и их роли в иудаизме
Часть 14 - О пользе мёда и его роли в иудаизме
Часть 15 - ЗАМЕТКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ НАКАНУНЕ ОСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ
Часть 16 - Удивительный кантор - Слихот
Часть 17 - Легенда об османском шофаре
...
Часть 44 - Уникальный снимок .
Часть 45 - Почему они «отдают концы» на Пурим
Часть 46 - Как чекисты с мацой боролись

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Леа_Рас   обратиться по имени Вторник, 23 Сентября 2014 г. 14:59 (ссылка)
Спасибо. Очень приятно читать. Взяла себе
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку