Яблоки, мед и Рош аШана |
Об обычае кушать яблоко в меду в Рош аШана знают даже евреи, очень далекие от еврейской традиции. Мы знаем, что не бывает случайных обычаев и за каждым ритуалом скрывается глубокий смысл. В чем же смысл этого обычая и что он символизирует? Чаще всего есть более одного объяснения каждого из обычаев. Это касается так же и обычая есть яблоко в меду.
Каждый закон и обычай еврейского народа имеет корни, уходящие как в открытую, так и в скрытую части иудаизма. Самое простое символическое значение поедания яблока в меду- надежды и пожелания на сладость наступающего года. Первое упоминание о том, что у символов в Рош аШана есть свое значение этого обычая, мы встречаем в Талмуде, трактат Орайот (12, 1). Об этом же пишет и Мишна Брура в своем комментарии на Шульхан Арух, Орах Хаим(583, 5).
И яблоки, и мед сладкие, но их сладость разная. Яблоко- это фрукт, растущий на дереве и в его сладости нет ничего удивительного. Мед же является продуктом жизнедеятельности пчел, которые запрещены нам в пищу и, кроме того, они еще и жалят. При этом продукт, производимый жалящей пчелой, это сладкий мед, который слаще яблока.
В нашей жизни случаются два вида событий. Первый из них, это всякие радостные события в семье, успехи на работе, и.т.п. их можно сравнить со сладостью яблока. Второй вид – то, чего мы добиваемся, пройдя через трудности, боль, утраты. Это можно сравнить с укусом пчел. Как известно, мед очень тяжело собирать из улья. Когда же все-таки после всего мы добиваемся результата, когда мы справляемся с трудностями, когда раскрываются новые качества нашей личности, это можно сравнить со сладостью меда.
А почему мы желаем, чтобы год был не только хорошим, но и сладким? Творец всегда дает каждому из нас только самое лучшее для него. Но мы на своем уровне воспринимаем это по-разному. Это можно сравнить с двумя видами лекарств, обладающих одинаковым действием, но одно горькое, а другое сладкое. Конечно же, мы предпочтем сладкое лекарство. Поэтому мы и просим Творца, чтобы наступающий год был не только хорошим, но и был для нас сладким.
А вот что пишет Бен Иш Хай про этот обычай: «Я считаю, что обычай есть яблоко в Рош-аШана связан с тем, что с ним связано тройное наслаждение- вкус, вид и запах, поэтому оно является символом наших просьб об изобилии, в том, что касается всех наших материальных потребностей на весь год. Кроме того, в соответствии с тем, что написано в книге Зоар на недельную главу Шмини (лист 40): «Яблоко выводит вино» и имеется в виду, что оно нейтрализует вредное действие вина, и это описано в книгах. Современная натуропатия подтверждает тот факт, что яблоки нейтрализуют симптомы алкогольного опьянения и разрушают ядовитые вещества. Известно, что вино относится к мере суда, поэтому в Рош аШана мы стремимся смягчить меру суда и поэтому едим яблоки». (Бен Иш Хай, первый год, глава Ницавим, раздел 4)
Яблоки смягчают меру суда, поскольку еврейский народ сравнивается с яблоком (ВТ Шабат 88,1): «Сказал рабби Хама от имени рабби Ханина: «Почему еврейский народ сравнивается с яблоком?» Так же, как плоды яблок предшествуют листьям, так же еврейский народ (во время дарования Торы) декларировали сначала «сделаем» (то есть исполним заповеди) а потом «услышим» (то есть изучим и поймем)».
Еще одно объяснение этому обычаю приводится от имени известного духовного наставника, рава Аарона Тойсига. Общеизвестно, что свойством любого яблока является то, что через некоторое время после того, что мы очищаем его от кожуры, оно начинает чернеть. Этого можно избежать, если смазать яблоко медом, который сохранит его внешний вид. Поэтому мы берем в Рош-аШана именно яблоко в меду, говоря этим Творцу: «Наш еврейский народ подобен яблоку, и он прошел и проходит через такое количество бед и несчастий, что иногда из-за этого мы совершаем действия против Твоей воли и очерняем себя до неузнаваемости. Но Творец, смажь и окуни нас в мед и ты увидишь, как мы приобретаем свой истинный облик и стремимся быть все лучше и лучше. Поэтому удостой нас хорошего и сладкого года.
Какое благословление нужно читать на яблоко в меду? Яблоко, как известно - фрукт и ему соответствует благословление «Творящий плод дерева». К меду же относится благословение «Все созданное по слову его». Все галахические авторитеты придерживаются по этому вопросу одного мнения. Поскольку мы окунаем яблоко в мед, то основным продуктом считается яблоко а мед - второстепенным и поэтому мы произносим только благословление на яблоко (Маген Авраам 583, 1) и Мишна Брура (583,3). Так же если мы разберем этот вопрос с точки зрения, в чем цель этого обычая, то придем к выводу, что целью является поедание яблока, а мед второстепенен.
А что нам известно о питательных свойствах яблок и меда? И каково их место в еврейской традиции?
Об этом - следующий пост.
Серия сообщений "еврейские праздники":
Часть 1 - К празднику Суккот!
Часть 2 - Йом Кипур - День Всепрощения – наивысший пик духовного подъема.
...
Часть 10 - Свадьба, которая могла не состояться.
Часть 11 - Месяц Элул.
Часть 12 - Яблоки, мед и Рош аШана
Часть 13 - О пользе яблок и их роли в иудаизме
Часть 14 - О пользе мёда и его роли в иудаизме
...
Часть 44 - Уникальный снимок .
Часть 45 - Почему они «отдают концы» на Пурим
Часть 46 - Как чекисты с мацой боролись
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |