-Метки

ЖЗЛ актеры америка аналитика анекдот антисемитизм арабо-израильский конфликт арабы артисты афоризмы байден бардовская песня и барды беженцы ближний восток войны израиля вопрос ребром выборы газа геноцид двойные стандарты диаспора документы евреи евреи-герои европа игил иерусалим изобретения израиль израиль сегодня израильтяне иран ислам исламизация история история евреев иудаизм карикатура кахане кейдар коран крым культура левые либерман личности ложь майдан макаревич мандат мнения морзе мудрость музыка наука нацизм немцов новодворская обама обстрелы израиля оон осло палестина и палестинцы память песни питер плеер погромы политика поэзия праведники мира право израиля притча пропаганда пурим путин размежевание рассказы ребе россия сатановский словарь смешно смешно? сталин статистика стихи теракты теракты в израиле терроризм технологии тополь тора трамп туннели убийство рабина украина факты фейглин фото франция хамас холокост храмовая гора цахаль цитата цитаты шабак

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
03:07 15.01.2013
Фотографий: 24

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Agoll

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11996


Небесный и земной Иерусалим Михаила Генделева

Пятница, 30 Мая 2014 г. 08:39 + в цитатник

Иерусалим. Фото Михаил Левит

    Сергей Шаргородский

  В Израиле не принято говорить – «поехать в Иерусалим». Говорят – laalot, «подняться» в Иерусалим. Известное всем и без перевода слово «алия» – того же корня.

    Дорога в Иерусалим и впрямь идет на подъем, город лежит высоко на холмах Иудейской пустыни. В среднем примерно 750 метров над уровнем моря. Но смысл совсем не в этом, ведь язык часто выражает скрытые, невидимые отношения вещей. Дорога в Иерусалим – это всегда духовное путешествие, мистическое восхождение.

Когда-то это очень точно прочувствовал замечательный русско-израильский поэт Михаил Генделев (1950-2009). Еще не зная твердо иврит, он писал о Иерусалиме, который раскачивается между небом и землей «на каменных неизносимых цепях». И о том, как

 

из долин земли

медленные

камней стада

поднимались в Иерусалим

                                           («Месяц Ав»)

    Камни, валуны, тяжелые, большие и неуклюжие. Им бы ползти, скатываться с гор в долины с ледниками, а они – поднимаются! И не куда-нибудь, а в Иерусалим. Это поэзия, впитавшая библейский язык и метафорику. Недаром Генделев называл себя поэтом не русским, а израильским, только пишущим на русском. Но куда правильней было бы сказать – еврейским поэтом.

 

слепорожденный ветр

дно Иерусалима

легко обводит успевая за строкой

строку

читать ландшафт и шрифт его скалистый

и

внятен

оттиск

ветерку

Господня замысла и смысла

                                                         («От автора»)

    Сам поэт к тому времени уже совершил свое восхождение в Иерусалим. Приехал из Ленинграда, бросил налаженный быт и работу в больнице Беэр-Шевы. Все для того, чтобы перебраться в Иерусалим. И там снова бросил все ради стихов и полунищего, нередко голодного, богемного существования. Свою квартирку под крышей назвал поэтически – «мансардой». В окна видны только иерусалимские крыши, птицы и небо. 

в Иерусалим

тьма из мансарды валит на свет

детская с видом на небеса

и

соколы выстрелили дуплет

рассвета за полчаса

                                                          («Колыбельная с видом на небеса»)

      Но с вечно задранной в небо головой не проживешь. Поэтам и птицам приходится спускаться на землю в поисках хлеба насущного. Генделев писал едкие фельетоны, прославился своими кулинарными колонками, занялся политтехнологиями, зажил на широкую ногу в Москве, ездил по миру. Но всегда возвращался в Иерусалим.

    Трижды святой город встречал «поднявшегося» грязными улицами, гомоном толпы и толчеей базара…  Таково земное отражение святости – погрязшее, как водится, в грехах. Мир соткан из противоположностей, противоположностями мыслит человек: Иерусалиму земному противостоит Иерусалим идеальный, светящийся, небесный.

Уже Иезекииль в финальных 40-48 главах описывает этот идеальный Иерусалим и подробно останавливается на устройстве будущего Храма. «Сын человеческий!» – говорит пророку Господь. «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43:7). У Захарии (2:1-5) ангелы с землемерными приспособлениями трогательно спешат измерить горний Иерусалим, а Господь обещает стать «огненною стеною вокруг него». Вот и у Генделева – ангелы в «Городе Имени Неба». Правда, они подозрительные немного, эти ангелы: один по-чему-то черный, другой белый, эдакие воплощенные противоположности тьмы и света, зла и добра. Трудно найти другого поэта, у которого бы так жили и бились в стихах, как назвал бы их литературовед, «бинарные оппозиции», который бы так расчленял их и собирал в новом единстве. Потому и сам поэт объединяет черное и белое в едином образе – серого ангела:

 

в небесах ерусалима

сам сел

Серым Ангелом

было не было как не был

лета уже недолгия

а

над ерусалимом небо

где

гуляют

ангелы

                                   («День ангелов»)

      Где ангелы – там слава Господня, и у Исайи в небесном Иерусалиме царит вечный мир, враги его расточаются, как дым, а город украшен драгоценными камнями: «Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней» (Ис. 54:11-12).

    Представление о горнем Иерусалиме расширила апокалиптическая христианская традиция. В Откровении Иоанна подобный кристаллу горний Иерусалим нисходит с высот, он покоится на основаниях из драгоценных камней, в нем золотые улицы и река воды жизни. Явление его стирает земной Иерусалим. Это – противоположность.

    Более давняя еврейская традиция знала единство земного и небесного Иерусалима.

Мудрецы считали, что «есть Иерусалим вверху, соединенный с Иерусалимом внизу. Из любви Его к тому, что внизу, создал Он тот, что вверху… И поклялся Он, что не войдет в Иерусалим небесный, пока не будет отстроен Иерусалим земной» (Танхума, Пекудей 1). В главной каббалистической книге «Зоар» этот союз воспринимается как нерасторжимое единство божественной матери (мудрости-Бины) и дочери-Шехины, женской ипостаси Бога.

Вспомним и о языке: с него мы начали, и он, язык, хранит в себе таинственные связи. В ивритском наименовании Иерусалима, Иерушалаим, «аим» – окончание единства в дуальности, цельности в двойственности. Миспараимнаалаим – ножницы, башмаки. И совсем не случайно во многих популярных толкованиях название «Иерушалаим» объясняется как «ир шалем», «цельный город».

Думается, именно эту традицию и выразил на русском языке еврейский поэт Михаил Генделев: 

наш Ерусалим наземный

весь почти что неземной

вам

Ерусалим наземный

нам

почти что неземной

 …

наш Ерусалим наземный

весь почти что неземной

он такой у нас наземный

что почти что неземной

 

 

 

Рубрики:  ПЕСНИ ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ/поэтический дневник
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку