-Метки

ЖЗЛ актеры америка аналитика анекдот антисемитизм арабо-израильский конфликт арабы артисты афоризмы байден бардовская песня и барды беженцы ближний восток войны израиля вопрос ребром выборы газа геноцид двойные стандарты диаспора документы евреи евреи-герои европа игил иерусалим изобретения израиль израиль сегодня израильтяне иран ислам исламизация история история евреев иудаизм карикатура кахане кейдар коран крым культура левые либерман личности ложь майдан макаревич мандат мнения морзе мудрость музыка наука нацизм немцов новодворская обама обстрелы израиля оон осло палестина и палестинцы память песни питер плеер погромы политика поэзия праведники мира право израиля притча пропаганда пурим путин размежевание рассказы ребе россия сатановский словарь смешно смешно? сталин статистика стихи теракты теракты в израиле терроризм технологии тополь тора трамп туннели убийство рабина украина факты фейглин фото франция хамас холокост храмовая гора цахаль цитата цитаты шабак

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению 5 друзей 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
03:07 15.01.2013
Фотографий: 24

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Agoll

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11996


Запретная песня о мире.

Суббота, 16 Июля 2011 г. 03:42 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА


Alony (700x525, 122Kb)

 

Я увидел ее на площади при входе на рынок «Кармель», где пересекаются улицы Алленби и Нахлат Биньямин. Вернее, сначала услышал. Над площадью, перекрывая шум машин и рыночный гул, лилась красивая песня на иврите. Подойдя ближе, я обомлел: у афишной тумбы, расставив по сторонам звукоаппаратуру, сидела сама… Мири Алони. Алони - «звезда» военного ансамбля «Лаакат ха-Нахаль» конца шестидесятых, легенда израильской эстрады семидесятых-восьмидесятых, первая исполнительницы многих шлягеров того времени, которые распевала вместе с ней вся страна (включая песни из популярного телесериала «Хедва и Шломик»). Та самая Мири Алони, которая стояла 4 ноября 1995 года на балконе Тель-Авивского муниципалитета и вместе с Пересом и Рабиным пела «Песню о мире» - «Шир а-Шалом». Пела - за несколько минут до роковых выстрелов в спину премьера.
Поначалу я не верил своим глазам. Но профессиональная привычка заставила подойти к знаменитой певице. Представившись, я попросил о встрече. И вот, созвонившись, мы сидим недалеко от той же площади, в уютном кафе на Нахлат Биньямин.
- Я родилась в 1949 году - спустя год после провозглашения государства Израиль. Родилась в Гиватаиме - родители мои были сабрами, но предки мамы репатриировались из царской России: бабушка - из Вильно, а дедушка - из Кишинева. Они прибыли со Второй алией, которая была вызвана волной еврейских погромов - один из самых известных прошел как раз в Кишиневе в 1903 году. Бабушка и дедушка познакомились уже здесь, в Палестине. Это со стороны матери. А мой отец репатриировался в малом возрасте из Польши вместе с родителями накануне Второй мировой войны.
Моя мама работала медсестрой - она пошла по стопам своей матери, которая была одной из первых профессиональных медсестер в Иерусалиме. И бабушка, и мама очень хорошо пели, так что голос свой я унаследовала от них. Да и папа, как себя помню, играл на самых разных инструментах - на мандолине, кларнете. По профессии он был столяр, работал в деревообрабатывающем цехе известного завода «Аргаз». Тогда не было такого оборудования, как сейчас, которое защищает от травм - у отца всегда были порезаны пальцы, и когда он лишился двух пальцев и не мог играть, перешел на барабан. Мои родители не были религиозными людьми, но уважение к религии и знание еврейских традиций я получила от папы: он соблюдал полный пост в Йом Кипур, посещал синагогу и брал меня туда с собой.
В пять лет я уже стала петь в детском саду, и с тех пор постоянно принимала участие в разных праздниках и концертах. Мама поощряла мой талант - отдала меня на кружки балета, на учебу игры на гитаре. Но при всем при этом хотела, чтобы я все-таки получила достойное образование и послала меня учиться в кибуцный учительский семинар. Однажды на одном из праздников я взяла там в руки гитару и начала петь. Это было концом моей учительской карьеры. С тех пор не проходило ни одного мероприятия, чтобы меня не позвали выступить на нем.

Alony-7 (691x530, 41Kb)
Тогда не было телевизора - вся музыка звучала по радио, и самым популярным ансамблем был армейский ансамбль бригады НАХАЛ - «Лаакат а-НАХАЛ», из которого вышли многие звезды того времени - Хаим Тополь, Йорам Гаон, Арик Айнштейн... Я слушала все песни этого ансамбля и проникалась их музыкой, словами. В семнадцать с половиной лет, накануне моего призыва в армию, один из моих друзей посоветовал мне принять участие в очередном прослушивании кандидатов для этого ансамбля. В первый же день прослушивания мне сказали: «Ты нам нужна, мы тебя берем». Мне оставалось еще полгода до призыва, но они не хотели ждать и попросили, чтобы родители дали мне разрешение на досрочный призыв в армию. Мама с папой согласились, и так я начала петь в армейском ансамбле.
Я пробыла в нем три года, включая год сверхсрочной службы. С ансамблем постоянно сотрудничал композитор Яир Розенблюм, он написал сотни шлягеров, которые исполняют до сих пор. Когда я подписала по просьбе командования договор о сверхсрочной службе, мы создали программу, которую показало уже существующее в это время телевидение. И после этого я уже не могла пройти по улице: меня узнавали все.
Я пела «Нахаль Бэ-Синай», «Шир а-Шалом», произведение Бен Якира Эфраима «Песек Хазанут», который был написан в современном стиле на тексты молитв из книги Йермиягу. Тут мне как раз пригодилось то, что я слушала эти молитвы в детстве с папой в синагоге.

Alony-6 (700x547, 197Kb)
- Так песня «Шир а-Шалом» звучала уже тогда?
- О, с ней связано немало примечательных и довольно тяжелых историй. Начну с того, что написал ее молодой офицер Яков Ротблит, который в битве за Иерусалим в 1967 году потерял ногу. Так что у него было полное право на каждое слово, которое звучит в этой песне. А музыку к ней написал опять же Яир Розенблюм. Кто внимательно слушает ее, не может не почувствовать, что исходит она из самого сердца. Прежде всего, поэтому она и стала любима всем народом, и ни один концерт двух последующих десятилетий не заканчивался тем, чтобы не прозвучала эта песня. Но... Но два важных генерала - Арик Шарон и Зеэв Ганди запретили тогда исполнять эту песню нашему ансамблю. Мол, какая может быть песня о мире у военного ансамбля?
Я призвалась как раз после Шестидневной войны и прослужила весь период, который назывался «войной на истощение». Эту войну против Израиля развязал Египет с целью возвращения себе Синайского полуострова, и петь о мире, когда на нашей южной границе происходили боевые действия, эти генералы считали недопустимым. Но Яков Ротблит написал эту песню не для того, что призвать солдат покинуть часть и не воевать. Он писал о том, что каждый солдат, который отдал жизнь или часть своего тела - как он сам, воевал за то, чтобы на нашу землю пришел мир. Мы не хотим воевать ради победы - мы хотим доставить нашему народу мир.
Однако по поводу этой песни тоже развязалась настоящая война. Впервые за всю историю Израиля «дело о песне» дошло до кнессета! Члены комиссии по образованию, как под лупой, изучали каждое слово текста! И - разрешили ее к исполнению. Однако Ганди, занимавший пост командующего Центральным военным округом, все равно запретил исполнение этой песни «в моем округе». И дело доходило до абсурда. Если на концерте в какой-нибудь части сидел Ганди, музыкантов предупреждали: «Ребята, сегодня мы не поем эту песню». Однажды по окончании одного такого большого концерта солдаты не стали сразу расходиться - все уже привыкли к тому, что завершающей песней любого представления является «Шир ха-Шалом». Но в первом ряду сидел Ганди, и никто не осмелился петь при нем эту песню. Все ждали, когда он покинет зал. А он, прекрасно понимая, что от него ждут, не собирался уходить. Так прошло полчаса, три четверти часа, но генерал продолжал сидеть. И солдаты начали расходиться. Только тогда Ганди тоже встал. «Песня о мире» не была исполнена в тот раз. Между тем, для народа «Шир а-Шалом» стала шлягером с первого исполнения и остается им по сей день. Она - вторая по популярности после «Ха-Тиквы».


- Почему именно вас пригласили на площадь у тель-авивского муниципалитета исполнять эту песню?
- Потому что я как бы лицо этой песни. Я была ее первым исполнителем и очень часто пела ее на концертах и на различных официальных мероприятиях. Я пела ее перед Бен-Гурионом, Голдой Меир, Моше Даяном… Когда началась война Судного дня, я призвалась добровольно в ЦАХАЛ, взяла с собой гитариста и стала ездить по воинским частям на Синае. Везде, где я видела группу солдат, останавливалась и начинала концерт. Ребята не верили своим глазам: посреди пустыни они вдруг видят молодую девчонку в нарядном платье - я специально не надевала солдатскую форму, которая и так приелась на фронте. А после выступления я просила, кто желает, написать мне на листочке номер телефона своих родных, и я по возвращении домой садилась за телефон и обзванивала одного адресата за другим: мол, видела на фронте вашего сына, брата, мужа… Это были мои лучшие концерты и лучшие времена.
4 ноября 1995 года я поднялась на балкон муниципалитета, встала посередине и увидела, что Перес и Рабин стоят в стороне от меня. Я позвала их к себе поближе и встала между ними: Перес - с правой стороны от меня, Рабин - с левой. Это был не первый раз, когда Рабин стоял рядом со мной. Буквально за год до этого, на митинге в Иерусалиме, он тоже находился рядом, и я поднесла к нему микрофон, но он даже рта не раскрыл. Он знал, что у него нет слуха, голоса, и не хотел всем демонстрировать это. Пересу, наоборот, только дай возможность попеть - он прирожденный шоумен. А тут, когда я подала Рабину микрофон, впервые неожиданно увидела, как он запел. И после того, как песня закончилась, Рабин сказал не без юмора: «Я надеюсь, что в мирном процессе мы не будем так фальшивить».

Alony-9 (700x506, 122Kb)
Площадь была полна людей, все пели «Шир а-Шалом», вокруг царила настоящая эйфория. Песня закончилась, но ее мелодия оставалась на губах. Многие целовались, обнимались, пожимали друг другу руки. Лицо Рабина было освещено улыбкой - после противостояния его планам, тяжелой борьбы за принятие соглашений Осло он чувствовал себя, наконец, счастливым от такой многотысячной поддержки.
Перес начал спускаться первым по наружной лестнице балкона. Я была с мужем и двумя сыновьями десяти и одиннадцати лет, и мы тоже вместе начали спускаться. Рабин, его жена Лея и охранники следовали за нами.
Охрана, надо сказать, была очень сильная. Когда, например, во время митинга один мой сын, играя в мяч, упустил его и вышел с балкона, обратно его не хотели пускать. Десятилетнего мальчика, сына Мири Алони! Пропустили только тогда, когда вызвали меня. Как же может быть, что Игаль Амир находился там на виду у всех, в стерильной, охраняемой зоне, и ни один охранник не обратил на него внимания?
Мы спустились вслед за Пересом к стоянке машин, и тут услышали выстрелы. Я разбираюсь в звуках музыки - не выстрелов, но мой муж сразу понял, что это - настоящая стрельба, и приказал нам тут же лечь на землю. Один из моих сыновей заплакал и прошептал: «Я не хочу умирать, мама». Я начала его успокаивать и говорить, что это просто кто-кто решил поиграть. Я действительно была уверена в этом, не верила в серьезность происходящего. Тем более что вокруг начали кричать, что ничего не случилось, «аколь беседэр». Мы поднялись и увидели, как охранники окружили одного молодца. Муж остался, а я с детьми пошла по улицам домой. Около меня останавливались машины и сообщали, что Рабин ранен, а я отвечала, что сама была только что там, и ничего не случилось. Только тогда, когда пришла домой и включила телевизор, услышала, что Рабин убит.

Alony-1 (520x350, 32Kb)
- И после этого вас перестали приглашать петь «Песню о мире»?
- Да, и я долго не понимала, почему. Потом мне объяснили, что не хотят, чтобы на сцене присутствовала политика. После убийства на площади «Песню», которую я пела до этого четверть века и которую любил весь народ, стали воспринимать как политическую. Но я никогда не была политической артисткой - я пела то, что любили люди, достаточно взглянуть на мой репертуар. Но после той ночи я стала как бы ее плакатом, плакатом памяти политического убийства, и многим «Шир а-Шалом» сразу напоминала трагедию 4 ноября.
Я занялась преподаванием, но это не приносило мне большого дохода. И тут один известный импресарио, немецкий еврей, пригласил меня на концертный тур по Германии. Я приехала туда со своим постоянным концертмейстером - выходцем из России Максимом Светловым, и у нас прошли там очень успешные выступления: я пела израильские песни, песни на идиш, и нас слушали не только евреи. Максим уехал, а я осталась в Германии еще на три с половиной года.
После работы в Европе я вернулась на родину. В Германии я видела, как многие даже известные артисты не стесняются выходить на улицы и делиться с людьми своим творчеством. Там на улицах, в парках всегда можно увидеть музыкантов и актеров, которые и публику радуют, и сами зарабатывают. Я подумала, что мне тоже не зазорно выступить перед публикой на улице, и нашла себе место рядом с рынком «Кармель», где всегда много людей. И это стало постоянным моим занятием. Я буквально влюбилась в этот «уличный» жанр.
С февраля 2003 года я дважды в неделю - по вторникам и пятницам - пою на Кармеле песни из всего репертуара, который был со мной в течение сорока лет. И меня так здорово принимают: «Мири вернулась, Мири - с нами!» - говорят они. Кто-то бросает деньги, кто-то приносит цветы, кто-то подходит во время исполнения песни и целует меня. Я с радостью принимаю все. Среди моих слушателей есть люди, которые никогда не были в театре, на концерте, а я приношу стулья, чтобы у них была возможность посидеть в тени и ощутить в душе маленький праздник.
Эти концерты подарили мне множество удивительных встреч. Однажды ко мне подошел незрячий и сказал, что услышал мой голос на противоположной стороне улицы. Он поначалу не поверил, что я - это я, и пришел проверить, кто в действительности поет. Он не знал меня в лицо, но признался, что когда во время войны лежал, потеряв зрение, в госпитале, то от горя его спасал голос Мири Алони, который звучал по радио. С тех пор он не может забыть его.
А другая история связана с долгом, который мне возвратил один из слушателей. Он положил мне в футляр из-под гитары пятьдесят шекелей и напомнил, что когда находился в войну Судного дня на Синае, я приезжала к ним. Но не пела, потому что многие солдаты были в таком состоянии, что им было не до песен. Я подошла к одному из солдат и предложила ему: «Давай споем!». «Как споем? - ответил он мне. - У тебя носки есть?» «Конечно, есть», - ответила я и отдала ему свою пару носков. Спустя почти сорок лет он вернул мне «долг»…

Alony-Book (525x700, 91Kb) А я, слава Б-гу, вернулась и на большую сцену. Время лечит - спустя пятнадцать лет после той ноябрьской ночи «Песня о мире» уже не воспринимается с такой болью, как прежде, и меня приглашают на концерты, шоу-программы, на фестивали, в телевизионные проекты. Мои оба сына тоже связаны с музыкой: один играет на гитаре, другой пишет рэп-тексты. Это для них не основная работа - искусством нелегко зарабатывать, но я довольна тем, что в них, как и во мне, и в моих предках, живет тяга к культуре, тяга к песне.
Яков Зубарев
Фото автора, документальные снимки из архива Мири Алони

Рубрики:  ПЕСНИ ИЗ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ/будет вечная музыка!
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку