РОСКОШНОЕ ИСКУССТВО ОТ КОРОЛЯ Ар-деко Романа Тыртова (Эрте). Скульптура, мода, дизайн
"Воображение — главное в моем творчестве. Всё, что я делал в искусстве — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель — движение танца!" Эрте
Сегодня поговорим о художнике с немного таинственным псевдонимом Эрте, от французского Erte - составленному из первых букв имени и фамилии Романа Петровича Тыртова (1892-1990). Эрте - график, иллюстратор, сценограф, модельер, скульптор эпохи ар-деко, работавший в Париже и Голливуде
Недавно я уже ставила пост о его работах в технике шелкографии.
А сейчас поговорим о его великолепных скульптурах, о умопомрачительных эскизах театральных, и костюмах в мире моды, а также о его работе как художника в мире иллюстрации для модных журналов.
Кратко напишу о его жизненном пути, , а по ходу рассказа будут картинки с его работами.
Три грации. Бронза
Скульптура "Афродита", бронза.
Скульптура "Лунный свет", бронза
Роман Тыртов - потомком старинного русского дворянского рода, происходившего, согласно семейной истории, от татарского хана Тырты.
Мальчик Роман родился 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге. Его отец был адмиралом флота. Петр Иванович Тыртов был начальником Морского инженерного училища. Понятно, что отец надеялся на карьеру военного для единственного сына. Ведь это была настоящая военная династия - пять поколений фамилии служили военной мощи России. Но у Романа были совершенно иные планы. Он начал рисовать в три года, и еще в детстве понял, что именно искусству посвятит свою жизнь.
Несколько поколений мужчин рода Тыртовых служили на российском флоте. К разочарованию семьи, мальчик не пошел по славным стопам предков, с раннего детства его увлекала живопись, искусство.
В шестилетнем возрасте он сделал эскиз платья для мамы. Он так понравился портнихе, что та воплотила задумку мальчика в ткани. Платье произвело фурор. Он с увлечением занимался традиционными танцами под управлением танцовщицы Марии Мариусовны Петипа. Настольными книгами мальчика стали альбомы по искусству.
Erte коллекционная бронзовая ваза «Чаша Аполлона» США, 1989 г. Бронза, патинирование, золочение. Размер 25х32 см. https://ru.bidspirit.com/
Игры во дворе с друзьями заменили регулярные походы в Эрмитаж и другие музеи. Он мог проводить в музеях все дни, восхищаясь искусством Египта, Греции, Рима, Индии, Китая, Востока. В юном возрасте он открыл для себя театр. Мариинский театр с его невероятно красивыми постановками, полный музыки, сказочных сцен и умопомрачительных костюмов производил невероятное впечатление на ребенка.
Роман Тыртов с семьей
Видя увлечения ребенка миром искусств, родители взяли мальчика на парижскую выставку 1900 года. Ему тогда было всего семь лет. Да и сам Париж произвел на него очень сильное впечатление.
По возвращении в Россию Роман серьезно занялся рисованием. Мама представила его известному художнику Илье Репину. Репин положительно оценил стиль рисунков мальчика и увидел в нем прекрасные перспективы в мире искусства. По совету Ильи Ефимовича мальчик будет обучаться живописи у художника Дмитрия Лосевского, воспитанника Репина. Роман с отличием закончил гимназию, ему открывались огромные перспективы. Но он стал упрашивать отца о поездке во Францию. Конечно, Петр Иванович был не очень доволен таким выбором сына, но не стал давить на него.
Erte, коллекционная тарелка "Sturtacks"/"Звёздный путь", США, 1980-е г. Диаметр 21 см. https://ru.bidspirit.com/
По семейной легенде, свой первый модный эскиз Роман создал в возрасте 6 лет. Мать показала эскиз портнихе и та сшила по нему вечернее платье. Первые уроки живописи мальчику давал Илья Репин. Окончив гимназию, Роман принял решение уехать во Францию, в 1912 г., в возрасте 19 лет, он осуществил мечту
"Бродвей" - экспонаты выставки Арт-Москва 2022, фото автора
В 1912 году Роман Тыртов навсегда оставил Россию и переехал в Париж. Он работал специальным корреспондентом известного петербургского журнала «Дамский мир». Он стал писать статьи о модных новинках, делал наброски костюмов известных модных Домов, их витрин, уличные зарисовки жизни столицы Франции. Он подрабатывал модельером в модном доме «Каролин», однако уже вскоре хозяйка выгнала его оттуда, посоветовав ему больше никогда не заниматься костюмами для женщин...
Эскиз костюма
Это заставило юного художника задуматься о своем будущем в Париже. Но он не оставлял надежд. Роман отправил свои эскизы костюмов к самому знаменитому кутюрье того времени Полю Пуаре. Этот модельер превратил создание одежды в настоящее искусство, он рассматривал платье как художественный объект. В Доме Paul Poiret Роман оказался как нельзя кстати. Роман Тыртов делал эскизы платьев, пальто, головных уборов и аксессуаров.
Эскизы платьев
Но во Франции его имя было слишком сложным для публики. Так из жизни ушел Роман Петрович Тыртов и родился настоящий творец абсолютной, мистической, космической красоты во всех проявлениях искусства. Он вместо знаменитой на родине благородной фамилии взял псевдоним Эрте, составленный из его инициалов, прочитанных по-французски.
Экспонаты выставки Арт-Москва 2022,
Экспонаты выставки Арт-Москва 2022,
В Париже юноша устроился на работу в Дом моды Поля Пуаре, где создавал эскизы платьев, пальто, головных уборов и аксессуаров. Тогда же он взял себе псевдоним Эрте. Когда в 1923 г. ему удалось вывезти из России своих родителей, отец, увидев его успехи, наконец сказал: "Ты был прав, отправившись в Париж!"
Блюдо в стиле ар-деко "Цветочный зонтик" по эскизу Эрте. Германия 1990 год.
Работая на Пуаре, Эрте отточил технику рисунка, доведя ее до совершенства. Его стиль, полный изысканности, оригинальности и фантазии, отразил саму суть только зарождавшегося тогда арт-деко. Вот что значит мечта, непрерывный труд и умение оказаться в нужном месте в нужное время... Этого стиля Эрте будет придерживаться всю оставшуюся жизнь и именно он принесет ему славу.
Эскизы платья
Работая на Пуаре, Эрте получил навыки, финансовое благополучие, знакомства. Но он не видел для себя перспективы в модном доме. Эрте решил открыть модный дом, назвав его своим именем. Некоторые его коллеги помогли в создании и оформлении новой прекрасной коллекции. Но Пуаре подал в суд, ведь многие модели созданы были в его ателье и выиграл его...
Лишившись финансовой и моральной возможности для открытия своего дела, Эрте начал работать для сцены. Это были эскизы костюмов для парижского мюзикла, а потом и костюмы для спектакля «Минарет» парижского театра «Ренессанс», где блистала самая знаменитая в истории экзотическая танцовщица Мата Хари.
Костюмы Эрте произвели настоящий фурор. С тех пор сценография стала для Эрте одним из любимых жанров.
Знаменитые женщины, с которыми работал Эрте ( Мата Хари, Анна Павлова, Жозефина Бейкер)
В это же время ему предложили контракты самые известные журналы мод - Vogue и Harper's Bazaar. Говорят, Эрте бросил жребий. Так он подписал долгосрочный контракт с Harper's Bazaar. Он проработает в этом журнале почти двадцать лет. За это время было создано 250 уникальных обложек Harper's Bazaar и двух с половиной тысяч рисунков и набросков, украсивших страницы этого журнала. Тогда медиа-магнат Уильям Херст, владелец журнала, говорил «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?». Посмотрите на эти работы:
В 1922 году в Монте-Карло он познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому художнику сотрудничать. Он нарисовал два эскиза, но на следующий день ему предложили гораздо более выгодный контракт на работу в США. Дягилев тогда сказал, что никогда не нужно отказываться от денег, ведь сам-то никогда не отказываюсь.... Так что Эрте принял предложение американцев и отправился покорять Америку.
В период между двумя мировыми войнами Эрте очень много работал в Америке. Эрте сотрудничал со всеми знаменитыми бродвейскими мюзиклами. По эскизам Эрте с удовольствием одевались самые знаменитые актрисы американского кино того времени. Да и костюмы его авторства в кино не оставались не замеченными...
Костюмы и эскиз Эрте для оперного театра, для постановки “Манон” 1922 года
Эрте в костюмах, созданных по его эскизам
Он многое придумал и в мире моды. В 1921 году Эрте первым представил платье с ассиметричным декольте. В 1929 году он стал выбирать для мужских костюмов бархат, шелк и парчу. Тогда это было совершенно неожиданно, хотя и вполне обычно в восемнадцатом веке. Костюмы были очень удачны, что с тех пор даже самые консервативные модные Дома используют эти ткани для пошива мужских моделей. Его модели, имевшие одинаковые линии для мужчин и женщин, пользовались большой популярностью среди модной молодежи, а его спортивные костюмы совершили прорыв в моде. Его модели отличала кажущаяся простота кроя, которая тем не менее смотрелась дорого и изысканно, демонстрируя естественную пластику тела.
В 1960-х гг. Эрте увлекся скульптурой: он создавал абстрактные произведения из металла, дерева и стекла, бронзовые статуэтки. В 1968 г. художник выпустил серии "Числа", "Четыре сезона", "Алфавит", которые стали настолько популярны, что во всем мире печатались на футболках и тарелках. В роли букв и чисел выступали женские фигуры..
По его эскизам создано множество прекрасных декоративных изделий6 тарелок, ваз, ювелирных украшений, различных интертерных скульптур...
Бронзовая скульптура "French Rooster" ("Французский Петух" (огонь). США, 1987 г. Бронза, патинирование, эмалевые краски. Высота 45 см. https://ru.bidspirit.com/
Ваза "Fireflies"/"Светлячки" США, 1988 г. Кобальтовое стекло, роспись стерлинговым серебром. Высота 27 см. Продана за 15 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Украшение "Красавица и чудовище". США. 1980-е. Золото, бриллианты, оникс, перламутр. Лимитированная коллекция [№135 из 250 экземпляров]. Продано за 250 тысяч рублей. https://ru.bidspirit.com/
Скульптура.Бронза
Эрте добился громадного успеха, в последние годы жизни он ежегодно получал от продажи своих произведений около 100 млн долларов. Помимо частных коллекционеров, его работы приобрели музей современного искусства в Нью-Йорке и лондонский музей Виктории и Альберта
Эрте был и живописцем, и иллюстратором, и сценографом, декоратором, и архитектором, и модельером, и путешественником. Чем бы он не занимался, он смог оставить невероятно яркий след в искусстве. Он прожил долгую, яркую и очень насыщенную жизнь. Его творчество переживало и взлеты, и забвение, и новые успехи. Он мог вызывать настоящий экстаз у публики красотой творений и признание придирчивой французской критики... А его невероятные работы по сей день вызывают восхищение даже у современных ценителей искусства... Последний спектакль, бродвейский мюзикл «Звездная пыль», Эрте оформил в возрасте 97 лет!
Эскиз театрального костюма. "Королева ночи"
В начале апреле 1990 года Эрте, находясь на острове Маврикий, внезапно заболел. Его доставили в парижской госпиталь, но 21 апреля 1990 года Эрте скончался. Он готовился в своей смерти. Все пригласительные билеты на свои похороны Эрте заблаговременно оформил сам. Осталось вписать только дату.... Все они вручались близким людям по списку, им же и составленному. Его гроб был сделан из красного дерева с венками в стиле арт-деко. Да, его тоже изготовили по эскизу Эрте. Он похоронен на Булонском кладбище вместе с родителями...
Эрте оставил нам очень много своих великолепных работ. Хочется бесконечно любоваться этой потрясающей красотой, открывать для себя новые детали и наслаждаться пластикой этих прекрасных работ.