-Метки

flash gif америка англия африка бисер и бусины блины и каши весна видео вышивка вяжем девочкам вяжем для мужчин крючком вяжем занавески вяжем коврик и сидушки вяжем малышам вяжем накидки пончо болеро вяжем носки и тапочки вяжем покрывало вяжем прихватки вяжем шапки и шляпки вязание для детей крючком вязание для детей спицами вязание крючком вязание крючком для женщин вязание на вилке вязание спицами вязание спицами для женщин вязание спицами для мужчин десерты для дома дневник досуг и идеи жакеты и жилеты зима кардиганы картинки компьютер косынки шарфы шали палантины кофточки кошки лето лиру личное маечки и топы мои работы молоко и творог музыка новый год и рождество осень открытки пальто пасха перу пинетки пироги платья и сарафаны плед подборка португалия приколы природа пуловеры разделители и рамочки рецепты из мяса рецепты из овощей и фруктов рецепты из теста и макаронных изделий россия свитера и джемпера советы схемы мотивов и узоров сыр и яйца торты и кексы туника украина уроки вязания филейное вязание фоны и футажи фото цветы и травы шитьё

 -Рубрики


Всемирное наследие Юнеско: дворцово-парковый ансамбль Потсдама

Вторник, 15 Ноября 2011 г. 08:37 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Всемирное наследие Юнеско: дворцово-парковый ансамбль Потсдама






Современный немецкий город Потсдам известен во всём мире, как город необычайно красивых садов и дворцов. Вместе в культурном ландшафте Берлина и Потсдама насчитывается более двух десятков уникальных дворцов.










500 га парков и 150 зданий, построенных между 1730 и 1916 годами составляет, комплекс дворцов и парков Потсдама -форм художественного целого, чья эклектичность усиливает чувство его уникальности. Они простираются в районе Берлина-Zehlendorf, с дворцами и парками на берегу реки Хафель и озера Глинике.




Дворцы Потсдама — масштабный ансамбль дворцов, выполненных в разнообразных архитектурных стилях. Большая часть потсдамских дворцов была включена в 1990 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.






Дворец Шарлоттенхоф










Дворец Шарлоттенхоф (нем. Schloss Charlottenhof) — дворец в Потсдаме, к юго-востоку от дворца Сан-Суси, бывшая летняя резиденция кронпринца Фридриха Вильгельма, ставшего в 1840 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV. В настоящее время дворец находится в управлении Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга.
Территория парка Шарлоттенхоф с различными постройками появилась в XVIII в. После смены нескольких владельцев эти земли к югу от парка Сан-Суси приобрел прусский король Фридрих Вильгельм III, чтобы подарить их на рождество 1825 года своему сыну кронпринцу Фридриху Вильгельму и его супруге Елизавете-Людовике Баварской.










Кронпринц поручил реконструкцию имевшегося там усадебного дома архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. Работы были проведены в экономном режиме в 1826—1829 годах. Несмотря на ограниченный бюджет получилось очень приятно — с одной стороны чувствуется королевский размах, а с другой видно, что строили для уюта и комфорта людей, а не на показ.









С помощью своего ученика Людвига Персиуса Шинкель возвел на старом фундаменте небольшой классицистский дворец по образцу древнеримских вилл.
Одаренный кронпринц участвовал в оформлении дворца и выполнил самостоятельные эскизы. Свой летний дворец он называл «Сиамом», который по представлениям того времени был страной свободы, а себя — архитектором сиамского дома.
Официальным названием дворца кронпринца стал Шарлоттенхоф по имени Марии Шарлотты фон Генцков, супруги камергера и владелицы поместья в 1790—1794 годах.









Крайне простое оформление главного входа перекликалось со сдержанностью дорического портика, открывавшего путь во внутренний двор. Веселый садик дворца заставлял вспомнить о греческом перистиле, которому полагались яркие цветы, крошечный источник и столь же скромной величины беседка, отнесенная в угол, чтобы не затмевать красоту дворцового парка.










Простое, выдержанное в классическом стиле убранство дворца вполне согласовывалось с его внешним видом. Интерьеры, мебель и остальное убранство, как и здание в целом, создавались по планам архитектора Карла Фридриха Шинкеля.









Отличительной чертой помещений дворца является их тематическая индивидуальность в отношении материалов и цвета. Даже двери оформлены по-разному с каждой стороны.
Современные посетители дворца, минуя красный угловой кабинет, думают, что попадут в гостиную, а оказываются в... «походной палатке». Подобное впечатление создают обои с бело-голубыми полосами, шатровый потолок и кровать, подобная ложу, на котором принц Вильгельм отдыхал в перерывах между боями. Собственно, вначале кроватей было две; их форма и расположение вдоль стен настолько соответствовали военным вкусам, что даже такие мирные люди, как Александр фон Гумбольдт, который обитал в этой комнате в летние месяцы 1835—1840 годов , ощущали причастность к походному быту.
Сочетание синего и белого встречается также на оконных ставнях дворца, намекая на баварское происхождение кронпринцессы Елизаветы.










Вид из широких окон прелестной дамской комнаты дает возможность сравнить живописные фантазии с реальностью. В планировке территории вокруг дворца сказалось влияние итальянского взгляда на богатое поместье. В 1835 году к востоку от парадного входа появился розарий с беседкой, а с обратной стороны раскинулась Роща поэтов, окаймленная изгородью из кустарника и деревьев с толстыми стволами и густыми, тщательно постриженными кронами. Виновниками торжества в этой части парка стали Данте, Петрарка, Гете, Шиллер, Виланд, Тассо, Гердер и Ариосто, увековеченные в бюстах, созданных мастерским резцом Г. Блезера. Архитектурным центром литературного сквера послужил чугунный фонтан со статуей Нептуна.









Статуи двух подростков из скульптурной группы "Ильдефон", по некоторым толкованиям изображают сон и смерть. Как и многие другие пластические образы Сан-Суси, сама композиция представляет собой копию, в данном случае произведения второй половины I века до н. э., над которой немецкий мастер трудился в Мадриде, точнее, в зале музея Прадо. Две мраморных емкости на концах дорожек носят патетичные названия "Ваза Медичи" и "Ваза Боргезе". Первая отличается рельефным рисунком, изображающим жертвоприношение Ифигении, тогда как вторая оформлена сценой шествия поклонников Вакха. Обе посудины скопированы с античных оригиналов, и поныне хранящихся во дворце Уффици и Лувре.










Вестибюль и зал, выходящий в сад, занимали центр здания и своей банальной планировкой напоминали прежний дом. В вестибюле две боковые лестницы вели к возвышению, с которого можно было войти в зал и расположенные по обе стороны от него комнаты.









Для спальни наследник прусского престола выбрал небольшую комнату в полукруглом выступе, с окном, откуда открывался лучший в доме вид на парк. Пройдя через небольшую приемную, принц оказывался в кабинете, куда определил коллекцию собственных картин. Работы итальянских мастеров Возрождения и раннего барокко по его желанию развешивались ровными рядами на фоне зеленых стен, разделенных золочеными полосами.









Роскошный стул с высокой спинкой — единственная вещь, выбивающаяся из кабинетной строгости комнаты. Выполненное из стали, в некоторых частях покрытая серебром, эта вещь прибыла в Германию из России и являлась работой тульских мастеров.
Соседняя гостиная сегодня декорирована обоями светло-голубой окраски и убрана мебелью с обычной для своего времени зеленоватой обивкой. Сюжеты гобеленов на сиденьях и спинках повторяются в незатейливых итальянских и швейцарских пейзажах, вывешенных на стенах просто для создания уюта. Следующий зал король намеревался использовать в качестве столовой, но, видимо, передумал, поэтому пышный стол-сервант уже тогда был музейным экспонатом. Тем не менее главной ценностью этой комнаты является не мебель, а цветные гравюры. Развешенные в два ряда, они выполнены начинающим гравером Вольпато с оригиналов известного художника Людовико Тезио. Тот в свою очередь испытав воздействие творчества Рафаэля, использовал мотивы, запечатленные прославленным живописцем в лоджиях Ватикана, как известно, носивших его имя.









Огромное количество гравюр, собранное владельцами Шарлоттенхофа, потребовало устройства своеобразного музея, коим стал Гравюрный кабинет. Более 40 печатных оттисков на меди, выполненных по мотивам произведений живописцев итальянского Ренессанса и европейского барокко, украшают стены и даже потолок этого небольшого помещения.
В настоящее время в оригинальном виде сохранилось внутреннее убранство десяти залов дворца.














Парк Шарлоттенхоф




Обустройство дворцового парка было поручено садовому архитектору Петеру Йозефу Ленне. Он превратил изначально равнинную и частично болотистую местность в английский ландшафтный парк, основными элементами которого являются деревья, луга и вода. Вода подавалась из Хафеля, для чего был построен водопровод и здание электростанции. Ленне удалось искусно соединить новый парк Шарлоттенхоф со старым парком Сан-Суси времен Фридриха II.

















Дворец Цецилиенхоф










Дворец Цецилиенхоф (нем. Cecilienhof) расположен в северной части Нового сада Потсдама, недалеко от озера Юнгфернзее. Последняя резиденция Гогенцоллернов была построена Вильгельмом II для своего сына кронпринца Вильгельма и его супруги Цецилии (из герцогов Мекленбург-Шверинских). Здание в английском деревенском стиле было возведено в 1914—1917 годах по проекту архитектора Пауля Шульце-Наумбурга.
Мировую известность Цецилиенхоф получил, став в 1945 году местом проведения Потсдамской конференции. Лужайку парадного двора украшает цветочная клумба в форме звезды, которую разбили здесь советские солдаты при подготовке к этой самой конференции.









Дворец состоит из 176 комнат. Представительские жилые помещения находились на первом этаже центрального здания. Над ними находились спальни, гардеробные и ванные. Интерьеры дворца, в которых отразился высокий уровень культуры быта начала XX в., отличает скромная элегантность дорогих материалов. Оформление практических всех личных апартаментов было поручено Паулю Людвигу Троосту, который получил известность как дизайнер интерьеров на пассажирских теплоходах. Особый интерес вызывает комната, оформленная по желанию кронпринцессы Цецилии как пассажирская каюта.









В основном здании находится высокий — в два этажа — Большой зал длиной 26 м и шириной 12 м. При кронпринце это было жилое помещение с уютной мебелью. Деревянная обшивка стен, декоративные конструкции из деревянных балок по потолку и большие фронтальные окна, украшенные кессонами, отражают английский стиль дворца. Лестница из тёмного дуба, которая вела в личные покои кронпринца, выполнена в стиле «данцигского барокко» и передана в подарок городом Данцигом.









В 1912 году кайзер Вильгельм II распорядился о выделении средств на строительство нового дворца в Новом саду Потсдама. На эти нужды было выделено в 1 498 тыс. рейхсмарок, срок окончания строительства был установлен на 1 октября 1915 года. В мае 1913 года кронпринц Вильгельм торжественно заложил первый камень в фундамент новой резиденции.









Проектирование резиденции в выбранном кронпринцем Вильгельмом стиле английских поместий и руководство строительными работами были возложены на архитектора Пауля Шульце-Наумбурга. Кирпич и фахверковые элементы из тёмного дуба определили внешний облик здания. Особенностью проекта являются 55 дымовых труб на крыше в стиле Тюдоров, ни одна из которых не похожа на другую.









Разные части строения группируются вокруг пяти внутренних дворов: большого парадного двора в центре, малого садового двора — Сада принца и трёх дворов хозяйственного назначения. Лужайку парадного двора украшает цветочная клумба в форме красной звезды, которую разбили здесь советские солдаты при подготовке к Потсдамской конференции, проходившей здесь с 17 июля по 2 августа 1945 года.









Строительные работы были прекращены с началом Первой мировой войны. Кронпринцесса Цецилия, чьё имя получил не только дворец, но и посёлок Цецилиенгертен в берлинском районе Шёнеберг, въехала в свои новые апартаменты во дворце лишь в августе 1917 года, а в сентябре здесь появился шестой ребёнок в семье кронпринца — принцесса Цецилия. Полностью строительные работы во дворце были завершены 1 октября 1917 года.









После отречения кайзера в 1918 году Вильгельм и Цецилия получили Цецилиенхоф в 1926 году в частную собственность от государства, где они и проживали до своего выдворения и национализации здания в 1945 году.









При подготовке к Потсдамской конференции всё имущество семьи кронпринца, покинувшего дворец в начале 1945 года, было вывезено из дворца на близлежащую ферму на берегу озера Юнгфернзее, где было уничтожено пожаром в июле 1945 года.









Недостающие предметы обстановки для конференции были заменены другими предметами в стиле той же эпохи. Из близлежащих замков уполномоченными службы тыла была доставлена мебель и предметы интерьера в угоду вкусам руководителей делегаций. В угловой комнате, где останавливался И. В. Сталин, установили тёмную кожаную кушетку и великолепный письменный стол. Комната Гарри Трумэна был оформлена изящной мебелью в стиле классицизма из Мраморного дворца Потсдама. Комнату Уинстона Черчилля украсила неоготическая мебель из дворца Бабельсберг. http://www.castlesguide.ru/images/germany/castles/cecilienhof/14.jpg









В Большом зале проходили заседания Потсдамской конференции. Специально для неё в Москве на мебельной фабрике «Люкс» был изготовлен круглый стол диаметром 3,05 м. За ним вели переговоры главы государств и правительств антигитлеровской коалиции: Трумэн (США), Черчилль (позднее Клемент Эттли) (Великобритания), Сталин (СССР) и другие ответственные лица делегаций. Именно находясь на конференции в Цецилиенхофе, Трумэн отдал по телефону приказ о сбросе атомной бомбы на Хиросиму.










После Потсдамской конференции дворец и прилегающий парк были открыт для доступа публики. Дворец использовался сначала в качестве учебного центра Демократического союза женщин (DFD). В 1960 году в западном крыле дворца открылась валютная гостиница, и сейчас здесь же функционирует отель класса люкс. Помимо музея, посвященного памятным событиям 1945 года, туристам предлагается осмотреть интерьеры бывших личных покоев кронпринца и его супруги.









Дворец иногда используется правительством земли Бранденбург для приёмов. В ноябре 2004 года дворец посетила королева Великобритании Елизавета II. 30 мая 2007 года в Цецилиенхофе состоялась встреча министров иностранных дел стран «Большой восьмёрки».
Дворец Цецилиенхоф находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга и вместе с дворцами и парками Сан-Суси в Потсдаме и Глиникке и Пфауэнинзель с 1990 года включён во Всемирное наследие и находится под защитой ЮНЕСКО.





Оранжерейный дворец




















(нем. Orangerieschloss, также Новая оранжерея) — здание в стиле итальянского ренессанса, построенное в 1851—1864 годах по указанию Фридриха Вильгельма IV в его резиденции Потсдаме у северной границы парка Сан-Суси. Проект Оранжерейного дворца был подготовлен по эскизам короля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Людвигом Фердинандом Гессе.



















В одном из залов Оранжерейного дворца разместилась картинная галерея с копиями творений Рафаэля. Бывшие гостевые апартаменты и помещения для прислуги используются под музей и главным архивом земли Бранденбург, а в залах дворца проводят зиму кадки с экзотическими растениями из парка Сан-Суси. Оранжерейный дворец находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга и с 1990 года вместе с другими дворцами Берлина и Потсдама внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.









Сан Суси





Самой значимой достопримечательностью и визитной карточкой Потсдама можно назвать дворец Сан-Суси. Сравнительно небольшой летний дворец был построен по эскизам короля Пруссии Фридриха Великого в период с 1745 по 1747 годы. Дворец построен в стиле рококо и является сегодня одним из ярких образцов этого архитектурного стиля. По мнению некоторых экспертов, эта городская достопримечательность Потсдама очень схож по своей структуре с парижским Версалем.













"Давайте жить и радоваться жизни" - таким стал девиз Фридриха Великого, уставшего от пяти лет Силезской войны. Он велел построить неподалеку от своей берлинской резиденции, в Потсдаме, Дворец радости, в котором он мог бы "без забот" (фр. sans souci) проводить летом время со своими друзьями, предаваясь философии и музыке. Плодом его усилий явился дворец Сан-Суси с парком - цельное художественное произведение немецкого рококо.





















Архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф спроектировал дворец для Фридриха II (1712-1786) по образцу французского maison de plaisance (загородного дома). Дворец представляет собой вытянутое в длину здание, в центре изогнутое полукругом. Дворец строился с 1745 по 1747 гг. на террасах-виноградниках Потсдама. К 1770 г. появились и другие строения, например Новый дворец или Бельведер. Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) расширил дворцовый комплекс до его сегодняшнего состояния, разбив парк, построив Римские бани, Фазаний двор и Фриденскирхе.














Наибольшей известностью в парке пользуются большие фонтаны и великолепная лестница с возвышающимся над ней медным куполом. Огромные окна и двери, обрамленные фигурами вакханок работы скульптора Фридриха Кристиана Глюме, и золотисто-желтый фасад придают этому скорее приземистому зданию грациозность и легкость. Членение фасада осуществляется за счет шести террас-виноградников, так что само здание является как бы их завершением или кульминацией ландшафта.














Главный портал расположен с другой стороны здания, где колоннада коринфских колонн с обеих сторон дворца окаймляет почетный двор. Внутри главного дворца всего двенадцать комнат, и все они оформлены Кнобельсдорфом в стиле рококо. Легко представить, как гости Фридриха въезжают в каретах на почетный двор и уже в вестибюле дворца поражаются позолоченным гипсом, мрамором и потолочными росписями со сценами из мифов о Бахусе. Если они принадлежали к знаменитому "круглому столу" Фридриха, то их сразу проводили в элегантный Мраморный зал, отделанный белым мрамором и позолоченной лепниной. Здесь их встречал просвещенный король с умнейшими людьми из самых разных стран, среди которых был и французский просветитель Вольтер.














Если монарх не вел дискуссии и не философствовал, то он мог писать стихи в обшитой кедровыми панелями библиотеке, сочинять музыку или играть на флейте в концертной зале, может быть, самом красивом помещении в Сан-Суси. В этой бело-золотой зале в стиле рококо проходили камерные концерты, которые увековечил Адольф Менцель на своей знаменитой картине "Концерт для флейты в Сан-Суси". Большие зеркала придают комнате волшебную атмосферу, не только увеличивая визуально помещение, но как бы вовлекая в него пышную зелень из дворцового парка.





Этот парк изначально был разбит Кнобельсдорфом в типичном стиле барокко или рококо: с аккуратными клумбами и чашами для воды, ровными дорожками и зрительными осями. В 1816 г. большая часть парка была переделана в духе английского ландшафтного парка, где, несмотря на продуманность посадок и построек, создается ощущение естественного ландшафта. Эту задачу выполнил знаменитый прусский парковый архитектор Петер Йозеф Ленне.










К парковым постройкам относятся Драхенхаус (Дом драконов) и Бельведер на горе Клаус. От этого павильона в форме эллипса с двумя колонными залами, расположенными друг против друга (после Второй мировой войны остались одни руины), открывается великолепный вид на парк и реку Хафель. Дом Дракона на южном склоне появился в результате увлечения в XVIII в. китайской темой. Он представляет собой трехступенчатую пагоду с драконами по углам и в летнее время используется как кафе.








Китайский чайный домик - высшее проявление стиля рококо - также является плодом увлечения Восточной Азией, которое было не чуждо великому монарху. Он лично сделал план этого павильона, возведенного в 1754-1757 гг. Готфридом Бюрингом. Шатровая крыша поддерживается позолоченными пальмами, а наверху, на куполе, сидит золотой мандарин с китайским зонтиком. Живопись, скульптуры и лепнина также поддерживают азиатскую тематику.







































Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко,




В западной части парка расположен импозантный Новый дворец. Фридрих Великий велел построить его как знак могущества Пруссии. Дворец строился с 1763 по 1769 г. В нем 400 комнат на два с половиной этажа. 230 пилястр и 428 скульптур членят фасад, над которым возвышается мощный купол над цилиндрическим основанием. Напротив Нового дворца расположены так называемые "коммуны", хозяйственные здания, купола и лестницы которых поддерживают стиль Нового дворца. Эти постройки выглядят как маленькие замки.









Стилю рококо во внешнем оформлении Нового дворца соответствует и внутренняя отделка, особенно пышная в Мраморной галерее и Ракушечном зале, где стены украшены ракушками и полудрагоценными камнями, а ниши из кораллов и стеклянного шлака создают атмосферу грота.









В Мраморной галерее взгляд приковывают стены и пол из красной яшмы и белого каррарского мрамора. Проектировал оба этих помещения Карл фон Гонтард. В южном крыле здания есть театр, который и сейчас используется в этом качестве по особым случаям.














Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.
Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение.














На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.









Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли.






















































Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.





Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород «король-солдат» иронично называл «мой Марли», намекая на изящный сад Марли-ле-Руа французского «короля-солнца» Людовика XIV.














Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».



Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.





















Внутренний облик




Дворец построен в соответствии с принципами французского загородного дома (фр. maison de plaisance), помещения дворца находятся на одном уровне для того, чтобы из них можно было легко попасть в сад.















При планировке помещений большое внимание уделялось удобству и комфорту. По мнению современной для того времени архитектурной теории комфорту при дворе соответствовали «двойные апартаменты» (фр. appartement double), предусматривавшие размещение помещений в два ряда. Главные помещения находились на садовой стороне, как правило, обращённой к югу, а комнаты для прислуги находились с северной стороны здания.









Таким образом «appartement double» состоит из основного помещения и примыкающего к нему помещения для прислуги, соединённых между собой дверью. Помещения расположены по прямой, анфиладой, что позволяло при необходимости легко увеличить их размер. Главный вход во дворец находится в центральной части, по виду которой сложно сразу судить об частном характере сооружения.
В соответствии с этими правилами придворной архитектуры Фридрих Великий сделал наброски чертежей, которые однако учитывали его личные пожелания и представления о комфортном жилье и в некоторых аспектах не соответствовали французско архитектурной теории




. Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Христиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого.

























Фридриху как человеку были чужды любые стремления к роскоши. Он мало заботился об этикете и моде и в старости ходил в грязной и изношенной одежде, но любил окружать себя дорогими вещами. Он любил всё красивое и оформлял свои личные покои в соответствии с собственным тонким вкусом и потребностями, часто игнорируя общеизвестные вещи. Эти «оригинальные композиции» в стиле рококо получили в искусствоведении название «фридерицианского рококо».




Дворцовые залы




Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль и обращённый к саду мраморный зал. К западу от него разместились пять гостевых комнат, а к востоку — королевские апартаменты, состоящие из зала аудиенций, концертного зала, кабинета и спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне.









Вестибюль продолжает сдержанную атмосферу парадного двора с его колоннадой. Стены вестибюля делят десять пар коринфских колонн из белого гипса под мрамор, украшенных позолоченными капителями. Три десюдепорта на вакхические темы на входе напоминают о находящемся рядом винограднике. Позолоченные стукко созданы Георгом Францем Эбенхехом. Строгую элегантность нарушает лишь живописный плафон шведского художника Иоганна Харпера, на котором не небе изображены богиня Флора и её гении, сбрасывающие вниз цветы.





Овальный мраморный зал с богато украшенным золотом куполом и потолочным окном на его вершине является парадным залом дворца. Образцом для него Кнобельсдорфу послужил римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены в этом зале из высококачественного каррарского и силезского мрамора.





В двух нишах находятся скульптуры французского скульптора Франсуа Гаспара Адама: Венера Урания, богиня природы и жизни, и Аполлон, бог искусств. Аполлон держит в руках открытую книгу — «О природе вещей» Лукреция. Текст на открытой странице, служащий девизом дворца, звучит:
te sociam studeo scribendis versibus esse / quos ego de rerum natura pangere conor
Будь же пособницей мне при создании этой поэмы, / Что о природе вещей я теперь написать собираюсь.









Соседний с мраморным залом зал аудиенций использовался под столовую. Его облик определяют многочисленные полотна французских художников XVIII в.: Жана-Батиста Патера, Жана-Франсуа де Труа, Пьера-Жака Каза, Луи де Сильвестра, Антуана Ватто. Путто с цветами и книгами на рельефных супрапортах выполнены Фридрихом Христианом Глуме.




На потолочной картине «Зефир увенчивает Флору» придворного художника Антуана Пэна изображены бог ветра и богиня цветов.









В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим.










Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения. Праздничную атмосферу зала во время королевского концерта точно передаёт картина Адольфа фон Менцеля «Флейтовый концерт в Сан-Суси». Фридрих Великий играет на поперечной флейте, ему аккомпанирует Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха.










Совсем другую картину являет собой переоборудованные в 1786 году Фридрихом Вильгельмом фон Эрдманнсдорфом кабинет и спальня Фридриха Великого. Здесь господствует прямой и суровый классицизм.









Обивка стен из зелёного шёлка с позолоченной резьбой по дереву уступила место опять же зелёной обивке, но уже без декоративной резьбы. Позолоченные потолочные рокайли из гипса были сняты и заменены живописным кругом, вокруг которого сгруппированы знаки зодиака. Помещение делится на две части двумя высокими ионическими колоннами на постаментах, которые заменили богато украшенный парапет. В середине XIX в. интерьер был дополнен недостающими элементами мебели фридерицианской эпохи и живописными портретами, а также письменным столом Фридриха и креслом, в котором он умер.









Помещение библиотеки не вписывается в правила французской дворцовой архитектуры. Круглая комната вне анфилады залов практически спрятана в конце королевских апартаментов, а с кабинетом и спальней короля её связывает узкий коридор, что подчёркивает её частный характер.





Здесь «философ из Сан-Суси» мог укрыться в уединении. Обитые кедровыми панелями стены и книжные стеллажи из кедрового дерева придают законченность интерьеру помещения. Гармоничное сочетание коричневого с золотом богато украшенных рокайлей обеспечивает в библиотеке спокойную атмосферу.





В библиотеке хранится около 2100 томов древнегреческой и древнеримской поэзии и исторических трудов на французском языке, а также французской литературы XVII и XVIII вв., основу которой составляют произведения поэта и философа Вольтера. Немецкую литературу Фридрих особо не уважал. Переплёт книг выполнен из козьей кожи коричневого и красного цвета с позолотой.






















На стороне парадного двора находится галерея. И здесь королевский архитектор отступил от правил французской планировки, которая предусматривает в этой части дворца комнаты для прислуги. В стене узкого вытянутого помещения с внутренней стороны устроены ниши с мраморными скульптурами древнегреческих и древнеримских богов, а внешнюю стену с пятью окнами украшают зеркала. Ниши чередуются с картинами Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера и Антуана Ватто, чьи работы почитавший искусство монарх особенно ценил.










С запада к мраморному залу примыкают пять гостевых комнат. Благодаря двум именным комнатам достоверно известно, что привилегией проживания в Сан-Суси пользовались близкое доверенное лицо короля — граф фон Ротенбург, проживавший во дворце вплоть до своей смерти в 1751 году, и философ Вольтер, проживавший здесь летом во время своего пребывания в Потсдаме в 1750—1753 годах.




Его присутствие в Сан-Суси увековечено на картине Адольфа фон Менцеля «Круглый стол в Сан-Суси». В заседаниях круглого стола принимали участие дипломаты, офицеры, писатели и философы. К последним относил себя из Фридрих Великий — «философ из Сан-Суси».





Пандан к библиотеке в западном крыле дворца образует комната Ротенбурга, также не входящая в анфиладу залов. Остальные гостевые комнаты образуют «двойные апартаменты», оборудованные альковом в округлой стене напротив окон.
Комната Вольтера отличается декоративностью оформления. Её второе название — «цветочная комната». Окрашенная в жёлтый цвет деревянная облицовка стен украшена разноцветной деревянной резьбой в виде обезьян, попугаев, журавлей, аистов, фруктов, цветов, цветочных гирлянд работы Иоганна Христиана Хоппенхаупта Младшего 1752—1753 годов.






Парк Сан-Суси
















После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у восточного входа в парк.
После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая как стрела главная аллея длиной в 2,5 км.









Своё начало она берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в 1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами, окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны парка.




















В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах он командовал полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от классического барочного оформления сада в исключительно репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге. Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты и овощи.










Фридрих Великий вкладывал большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не использовались по своему назначению. У «фонтаньеров», нанятых Фридрихом, не хватало









профессиональных знаний, чтобы добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.
Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить «Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту 38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме минарета.














За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму, будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в открытый ландшафтный парк.









Храм дружбы
























Благодаря обширным лугам из Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и Новый дворец с Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из него использовался для создания на окружающей территории плавных холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.









Другие сооружения в парке Сан-Суси




Благодаря Фридриху Великому и Фридриху Вильгельму IV в XVIII и XIX вв. и их архитекторам, скульпторам, художникам, декораторам и садоводам вокруг виноградниковых террас и венчающего их дворца в Сан-Суси появился комплекс произведений архитектуры и садового искусства. Исторический парк Сан-Суси площадью в 290 га и общей длиной парковых дорожек в 70 км является самым крупным на территории Бранденбургской марки.
При Фридрихе Великом в парке и на прилегающей к нему горе Клаусберг появились помимо дворца Сан-Суси:











Замок Бабельсберг





Парк Бабельсберг площадью в 114 га располагается у Глубокого озера на Хафеле. Холмистая территория, спускающаяся к озеру, была превращена в парк садовым архитектором Петером Йозефом Ленне и князем Германом фон Пюклер-Мускау по поручению будущего кайзера, принца Вильгельма и его супруги Августы Саксен-Веймар-Эйзенахской.









(нем. Schloss Babelsberg) располагается в одноимённом парке Бабельсберг в Потсдаме. Более пятидесяти лет замок служил летней резиденцией принца Вильгельма, будущего кайзера Вильгельма I и его супруги Августы. В замке и прилегающем парке 22 сентября 1862 года король Вильгельм I принял для беседы Бисмарка, по итогам которой Бисмарк был назначен премьер-министром и министром иностранных дел. Здание, оформленное в стиле английской готики, возводилось в два этапа в 1835—1849 годах. Проект замка был поручен архитекторам Карлу Фридриху Шинкелю, Людвигу Персиусу и Иоганну Генриху Штраку.



















Бабельсбергский замок находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга и является объектом Всемирного наследия в составе общего ансамбля Потсдама.










Дворец Линдштедт










(нем. Schloss Lindstedt) является частью потсдамского ансамбля дворцов и садов; был построен в 1858—1860 годах при Фридрихе Вильгельме IV.Содержание





Для съёмок фильма «Обитель зла» замок служил площадкой, где снимался вход в секретный подземный комплекс лабораторий.





Новый дворец





























Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси. Был предназначен для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили. Первое исключение — император Фридрих III, который во время своего 99-дневного правления переименовал дворец в Фридрихскрон (Schloß Friedrichskron) и велел выкопать вокруг него ров. Не менее привязан был к этому зданию и последний император, Вильгельм II. Изюминкой дворца является придворный театр XVIII века.









театр во дворце















Графиня Лихтенау









Антоин Пеше-актриса театра








































Дворец Пфауэнинзель









Дворец Глиникке














Дворец Пецов









Дворец Капут









Дворец Марквардт









Бельведер на Пфингстберге









Охотничий дворец Штерн









Дворец Закров







Архитектура и интерьер
Рубрики:  путешествия/фото
путешествия/видео
архитектура и дизайн
история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку