-Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2009
Записей: 2373
Комментариев: 23799
Написано: 38612


Чидамбарам. Храм Шивы Натараджи. Лингам эфира.

Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 22:34 + в цитатник

Год тому назад 19 февраля ехала из Тируванамалая в Чидамбарам и слушала историю возникновения храма Шивы Натараджи. Чтобы не пересказывать, размещаю аудио-файлы, пришлось резать файл из-за ограничений Лиру, если есть полчаса, слушайте.


 


Западная гопура храма.

3427777_IMG_4078_copy (478x638, 305Kb)

Она же с внутренней стороны храмового комплекса.

3427777_IMG_4085_copy (478x638, 240Kb)

Двор и северная гопура.

3427777_IMG_4088_copy (700x524, 212Kb)

3427777_IMG_4092_gopyra (700x685, 398Kb)

Храмовый пруд ШиваГанга.

3427777_IMG_4092_copy (700x524, 242Kb)

Мечтаю оказаться здесь снова…

3427777_IMG_4095_copy (700x524, 221Kb)

В этом храме нас встретил брамин Ганеша, который не только рассказал всё о храме на английском (переводили), провел пуджу, но и в специальном медитацинном зале предложил провести сеансы лечения. Я сидела со всеми и не собиралась лечиться, т.к. ощущаю себя здоровой, что у человека время отнимать, но всё стали говорить: иди, иди… Ну я пошла, Ганеша держал мою руку в своих руках (они у него были прохладные, хотя стояла жара и мои руки были горячие), я думала совсем не о здоровье, каково же было моё удивление, когда он стал говорить именно об этом, хоть моё знание английского оставляет желать лучшего, но это я поняла.

3427777_IMG_4077_copy_bramin_Ganesha (273x450, 46Kb)

Его голос…


До поездки в Индию случайно зашла на сайт «Аквариума», и в дневнике был пост о Чидамбараме глазами Бориса Гребенщикова

Для тех, кому интересны подробности, привожу отрывки

Из путеводителя Я. Тарасюка. «Индия. Юг (кроме Гоа).»

Достопримечательности

В древности Чидамбарам назывался Тилей. Одно время он был столицей царства Чолов. Под покровительством этой династии в X–XIII вв. был построен знаменитый храм Шивы-Натараджи, где бог Шива представлен в образе «Царя Танца», исполняющего космический танец (tandava nritya).

Танец Шивы

Тандава (тамил. «танду» – прыгать, танцевать) – танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Из 7 (иногда называют 9) разновидностей тандавы наиболее знаменита ананда-тандава («танец радости»), экстатический танец, символизирующий единство функций Шивы: создание мира, его охранение, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконографии ананда-тандавы Шива представлен с четырьмя руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает демона невежества карлика Муялаку (Апасмару). В руках Шивы – барабанчик-дамару и огонь. На голове – павлиньи перья, полумесяц, череп, в волосах течет Ганга. Иногда фигуру окружает полукольцо из языков пламени.

Чидамбарам почитается как город эфирного (невидимого) лингама (Akasha-linga). В Чидамбараме Акаша-лингам находится в Чит Сабхе или Чит Амбарам (отсюда происхождение названия города, которое можно перевести как «поле знания») – главном святилище храмового комплекса Шивы-Натараджи.

В этом же комплексе находится один из 5 танцевальных залов (pancha-sabha) Шивы-Натараджи – Золотой зал (kanakasabha). Серебряный зал (rajatasabha) расположен в Мадураи, Рубиновый (ratnasabha) в Тируваланкаду (Танджавур), Медный (tamrasabha) – в Тирунельвели и Живописный (chitrasabha) – в Кутралам.

Храмовый комплекс Шивы-Натараджи

Фотографировать и снимать на видео внутри святилищ запрещено.

Ближайшие к стенам комплекса (площадь – 22 га) улицы называются «улицами колесниц». По ним в период проведения 10-дневных храмовых фестивалей в тамильские месяцы маргажи (дек. – янв.) и ани (июнь-июль) на девятый день торжественно провозятся храмовые колесницы с идолами богов Шивы, Парвати, Винаяки, Сканды (Муругана) и Чандикешвары. Во время фестиваля Maha Shivaratri в феврале-марте устраивается 5-дневный фестиваль классического танца Natyanjali Classical Dance Festival.

Каждый день 9.00, 11.00, 12.00, 18.00, 20.00 и 22.00 в главном святилище, включающем святилище Чит Сабху (Chit Sabha) и павильон Канака Сабха (Kanaka Sabha, или Ponnambalam), проводится 6 богослужений (пуджа), в ходе которых совершается помазание (абхишека) кристаллического (спхатика) лингама, в том числе с использованием неочищенного сахара (naatu charkarai). Желающие пройти к Канака Сабхе и увидеть Chidambara Rahasyam (букв. «Секрет Чидамбарам»), расположенный за занавеской слева от Чит Сабхи, должны заплатить Rs 50 с человека. Иностранные туристы допускаются только до Канака Сабхи. Мужчины-индусы, желающие войти в Канака Сабху, должны обнажиться по грудь. Проход в Чит Сабху разрешен только жрецам. Иностранные туристы могут только заглянуть в Канака Сабху, где, как считается, Шива исполняет свой танец.

Согласно местной легенде, царь Хиранияварман совершил сюда паломничество из Кашмира, чтобы излечиться от проказы. Совершив омовение в храмовом пруде ШиваГанг, он полностью излечился. В благодарность за выздоровление он расширил храм. Кроме того, привез 3000 брахманов из клана Дикшитар, чьи потомки и поныне остаются жрецами храма. В наши дни в Чидамбараме живет около 350 семей Дикшитаров. Они рассказывают, что их предки переселились в Чидамбарам вместе с Шивой-Натараджей, которого считают членом своего клана. Дикшитаров можно узнать по косичке в передней части головы.

По другой легенде, у царя из династии Чола, правившего в X в., было видение Шивы, танцующего у местного храма. Он решил построить для Шивы специальный золотой зал (Канака Сабха). С тех пор бог почитается здесь в образе Натараджи, или «Царя танца». Историки датируют этот павильон XII–XIII вв. У Канака Сабха и святилища Чит Сабха необычная для индуистских святилищ форма сельских хижин, крыши которых покрыты, однако, не соломой, а золотыми пластинами. Отдельные части Канака Сабха получили символическое значение. При строительстве павильона использованы 64 деревянные балки – по числу известных в Индии видов искусства. 21 600 пластин, лежащих на крышах, соответствуют числу вдохов, которое, согласно индийским представлениям, человек делает в течение дня. 72 тыс. гвоздей, которыми они закреплены, соответствуют нади (венам и нервным окончаниям): ощущая их, аюрведический доктор диагностирует болезнь. 9 золотых наконечников-калаша на гребне крыши соотносятся с 9 шакти (природными энергиями). 18 колонн Канака Сабхи символизируют 18 сказаний-пуран, 5 серебряных ступеней – 5 шиваитских мантр (панчак-шара).

Во время пуджи в Канака Сабхе можно услышать одуваров, наследственных исполнителей религиозных гимнов из небхрахманских каст. Исполняемые ими гимны входят в комплекс шиваитской поэзии бхакти на тамильском языке «Деварам» (букв. «Гирлянда богу»). Их авторы – знаменитые шиваитские поэты-наянмары Аппар, Сундарар, Самбандар и Маниккавачакар. Статуи этих святых установлены в тех надвратных башнях-гопурах, через которые они некогда входили в храм: статуя Аппара – в западной гопуре, Сундарара – северной, Маниккавачакара – восточной и Самбандара – в южной.

В святилище Чит Сабхе установлены пять панчалоха-идолов (то есть сделанных из 5 металлов – золота, серебра, меди, свинца и цинка): Шивы-Натараджи, его супруги Шивакамасундари, сыновей Винаяки и Сканды-Муругана, божественного помощника Шивы – Чандикешвары, а также кристаллический (спхатика) лингам. Слева от Чит Сабхи расположено пространство, скрываемое занавеской. За занавеской находится Чидамбара Рахасьям (Chidambara Rahasya) – «Секрет Чидамбарам». Во время совершения аарти (обряд, сопровождаемый звоном колокольчика, приношением благовоний и огня, чтением мантр) занавеска слегка отодвигается в сторону, и на мгновение можно увидеть гирлянду золотых листьев священного для шиваитов дерева бильва (Aegle marmelos) на дальней стене (ее называют «чакрой на стене»). Этот образ толкуется как «бог бесформенного пространства». Считается, что занавес, отождествляемый с невежеством, скрывает невидимый Акашалингам. Этот образ понимается, что бог находится не где-либо, а только в человеческом сердце.

У главного святилища собственное ограждение, в которое кроме Чит Сабхи и Канака Сабхи входит святилище бога Вишну – Говиндараджи (Govindaraja Perumal Koyil, XVI) в юго-западном углу. Вишну здесь возлежит на змее Адишеша. Рядом с ним представлены его супруги Шридеви и Бхудеви. В пракарам установлены две огромные ступни Вишну (tiruvatikal). Жрецы этого святилища не относятся к клану Дикшитаров и не всегда ладят с последними.

К востоку от главного святилища находится Дева Сабха (Deva Sabha, букв. «Божественный павильон»), где хранится храмовая бронза, используемая во время церемоний, и располагается администрация храмового комплекса.

К юго-западу от Чит Сабхи в Нритья Сабхе (Nritya Sabha, XIII, букв. «Танцевальный павильон») хранится коллекция храмовой скульптуры. Павильон стоит на двойном фундаменте, украшенном фигурками танцоров и небожителей. В нише установлен идол Шивы в образе бродячего нищего (Бхикшатанамурти).

В юго-западной части храмового комплекса находится святилище сына Шивы Мукуруни Винаяки (Mukuruni Vinayakar, Ганеши), в котором установлен идол бога высотой 2,4 м. Прихожане верят, что он способен отвечать на их молитвы. Напротив Южных ворот комплекса расположен павильон ваханы (средства передвижения) Шивы – быка Нандина.

Западная гопура, через которую обычно входят в комплекс, считается самой старой (около 1150 г.). За ней слева находится храмовый пруд Шиваганга (Shivaganga). Считается, что питают его 7 священных источников. От разбитой колонны на краю водоема можно увидеть все четыре гопуры.

В северо-восточном углу стоит самое большое здание комплекса – Раджа Сабха (Raja Sabha, «Царский павильон», XIV–XV), известное также как «зал 1000 колонн». Легенда утверждает, что настоящих колонн – 999, а тысячная – нога Шивы. В действительности колонн – 984. На 10-й день храмовых фестивалей сюда обычно приносят идолы богов Натараджи и Шивакамасундари для проведения церемонии помазания (абхишека).

В святилище супруги Шивы – богини Шивакамасундари (Shivakamasundari, XII) в северо-западной части храмового комплекса есть алтарь божества, идол которого встречается редко. Это Читрагупта – секретарь бога смерти Ямы. Он ведет учет хороших и плохих дел людей.

К северу от святилища Шивакамасундари расположено святилище второго сына Шивы Субрахманьи (Subrahmanya, XIII). Высота его идола, как и идола Ганеши, около 2,4 м. В святилище есть изображения сцен из Сканда-пураны, рассказывающей о деяниях этого бога.

Важность танца в Чидамбараме подчеркивается барельефами с изображениями танцующих фигур внутри восточной и западной гопур. В них представлены панели, демонстрирующие 108 танцевальных поз (карана). Karana (тамил. adavu) представляет собой определенную точку в фазе движения, предписанную санскритским трактатом «Натьяшастра», созданным полулегендарным автором Бхаратой во II–III вв. Этот труд стал основой классического танца, музыки и театра в Индии. В индийском танце участвуют не только руки и ноги, но и все тело. Все жесты, позы и движения неслучайны. Все это детально классифицировано в «Натьяшастре». Трактат приводит 13 положений головы, 36 – глаз, 9 – шеи, 37 – рук и 10 – тела. Каждая фигурка танцора (высота около 23 см) на панелях в восточной гопуре храма Натараджи установлена в отдельной нише. Фигурки представляют также основные позы танца Бхаратнатьям.

Внешнее ограждение храмового комплекса датируется XVII в.

Серия сообщений "Моя Индия. Восток-Юг.":
Часть 1 - Маршрут по Индии.
Часть 2 - Небо, солнце, океан.
...
Часть 11 - Тируваннамалай. Павлин и обезьяны.
Часть 12 - Тируваннамалай. Храм Аруначалешвара. Лингам огня.
Часть 13 - Чидамбарам. Храм Шивы Натараджи. Лингам эфира.
Часть 14 - Кумбаконам.
Часть 15 - Наваграха и нумерология.
...
Часть 21 - Сучиндрам. Ковалам. Многоточие.
Часть 22 - Пиршество.
Часть 23 - Мантры.

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

REMEUR   обратиться по имени Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 23:58 (ссылка)
Спасибо,Оля!Очень интересно.Храм это НЕЧТО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 00:03ссылка
Оля,а голос Ганеши с сеанса лечения?
Перейти к дневнику

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 00:15ссылка
Наташа, нет, он привез с собой и подарил диск 54Мb, отрезала первый кусочек. Даже не помню о чем, но мне нравится, а перевести с тамильского не могу :)
вера_власик   обратиться по имени СПАСИБО, ОЛЕНЬКА!!! Суббота, 25 Февраля 2012 г. 18:44 (ссылка)
Afatarwm, РАДА ЗА ТЕБЯ, ЧТО ТЫ КО ВСЕМУ ЭТОМУ "ПРИКОСНУЛАСЬ"...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Февраля 2012 г. 23:23ссылка
вера_власик, вот, Верочка, вдруг вспомнилась Индия!:heart:
Перейти к дневнику

А НА ПАМЯТЬ ВСЕГДА ПРИХОДИТ ЛУЧШЕЕ И СЧАСТЛИВОЕ:)))

Воскресенье, 26 Февраля 2012 г. 11:01ссылка
Afatarwm, ЗДРАВСТВУЙ ДОРОГАЯ ОЛЕНЬКА! У нас настроение уже чемоданное, волнительное - только что взяли открепительные на голосование (хотя там негде будет это сделать...). ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ОТЛИЧНОГО ДЕНЕЧКА:))))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Февраля 2012 г. 22:27ссылка
вера_власик, здравствуй, Верочка, в предыдущем комментарии хотела спросить, пакуете ли вы чемоданы, но подумала, вдруг ты не хочешь об этом пока писать открыто... Желаю спокойного перелета, интересных и познавательных экскурсий, новых впечатлений!!!
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Февраля 2012 г. 09:48ссылка
Afatarwm, СПАСИБО, МИЛАЯ ОЛЕНЬКА:))) Все такое необычное нас ждет - волнуемся...:)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Февраля 2012 г. 20:10ссылка
вера_власик, Верочка, это приятные волнения, пусть их будет достаточно, ни мало, ни много, а именно достаточное количество, чтобы чувствовать вкус жизни и путешествий!
Перейти к дневнику

СПАСИБО, МОЯ МИЛАЯ ПОДРУГА, ОЛЕНЬКА:)))

Понедельник, 27 Февраля 2012 г. 20:15ссылка
Afatarwm, Как приятно твое напутствие - кстати, только что прослушала песнопение, вот ангел и принес весточку добрую...:)))
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку