-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в adpilot

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.04.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 108624


30 июля 1970 года – черный день в истории советской военной авиации: пять сбитых советских МиГов над Суэцем...

Воскресенье, 31 Июля 2016 г. 15:37 + в цитатник

	МиГ-21. Фото: Александр Овчинников / ИТАР-ТАСС, архив

МиГ-21. Фото: Александр Овчинников / ИТАР-ТАСС, архив

В июле 1970 года израильские ВВС вступили в схватку с советскими летчиками

30 июля 1970 года стал по-настоящему черным днем в истории советской военной авиации: в этот день в ходе боя над Суэцким каналом израильские пилоты сбили пять советских МиГов-21, пилотируемых капитанами Сыркиным, Каменевым, Журавлевым, Юрченко и Яковлевым. Для трех советских летчиков этот бой стал последним в их жизни.

Гибели советских летчиков предшествовала целая череда событий, приведших к полной вовлеченности СССР в войну против Израиля на стороне арабских стран.

После тотального разгрома Израилем арабских стран в Шестидневной войне 1967 года, СССР лихорадочно пытался восстановить военный потенциал своих арабских союзников – к ним шел поток советских вооружений на миллиарды долларов. Однако развернувшиеся в 1968 году бои на линии разделения израильских и египетских войск показали полную несостоятельность арабского союзника СССР – израильская авиация господствовала в воздухе и, непрерывно нанося удары по важнейшим военным, промышленным и энергетическим центрам Египта, подвела этого важнейшего союзника СССР к новой катастрофе.

Отчаявшись сдержать израильский натиск, президент Египта Насер неоднократно обращался к руководству СССР с просьбами направить советские войска для спасения его страны. В декабре 1969 года Насер совершил тайный визит в Москву для личной встречи с Л. Брежневым.

30 июля 1970 года – черный день в истории советской военной авиации: пять сбитых советских МИГов над Суэцем
Гамаль Абдель Насер и Леонид Брежнев в Москве. Фото: Василий Егоров / ИТАР-ТАСС, архив

Насер умолял Брежнева направить в Египет регулярные советские войска противовоздушной обороны и авиацию. Решение удовлетворить просьбу было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС вместе с командованием Вооруженных Сил – волей своих лидеров СССР вовлекался в очевидную авантюру с непредсказуемым результатом.

Операция по созданию группировки советских войск в Египет в составе 32 тысяч военнослужащих получила название «Кавказ». Возглавил ее главком войск ПВО страны маршал П.Ф. Батицкий. Отправка войск и боевой техники морским путем производилась из порта Николаев в первых числах марта 1970 года в атмосфере полной секретности. Личный состав был переодет в гражданское платье, не имел каких-либо документов. Существовал строжайший приказ стрелять без колебаний по тем, кто «попытается выпрыгнуть за борт».

Прибыв на место, советские военнослужащие сразу же переодевались в египетскую военную форму без знаков различия и погон. Это сразу превращало их из военнослужащих в «лиц неопределенного гражданства и статуса», проще говоря – в иностранных наемников, лишенных защиты международного права. Недаром министр обороны СССР Гречко на проводах в Египет недвусмысленно предупредил своих пилотов:

«Имейте в виду, товарищи, если вас собьют за Суэцким каналом и вы попадете в плен – мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами».

 Израильская разведка тщательно отслеживала оперативную активность советских войск – прослушивались все переговоры советских летчиков и технических служб в воздухе и на земле, многочисленная израильская агентура была внедрена на аэродромах, на которых базировались советские авиачасти.

Свидетельством этому стал инцидент, произошедший 6 марта 1970 г. в каирском аэропорту Каиро-Уэст: советские летчики и техники, только что прилетевшие на транспортных самолетах, еще только делали первые шаги по египетской земле, как внезапно над ними на высоте 50 метров прошла пара «фантомов» с голубыми шестиконечными звездами на фюзеляжах. Тем самым израильтяне послали советским летчикам «черную метку».

Советская авиационная группа включала, в частности, 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (командир полковник Ю. Настенко), базировавшуюся на аэродроме Джанаклис вблизи Александрии, и 135-й истребительный авиационный полк (командир полковник К. Коротюк), базировавшийся на аэродромах Бени Суэйф и Ком-Аушим в районе Каира. Именно с этих аэродромов ушли в свой последний бой советские летчики 30 июля 1970 года.

30 июля 1970 года – черный день в истории советской военной авиации: пять сбитых советских МИГов над Суэцем
Предполетный инструктаж советских летчиков в Египте. Фото: журнал «Авиация и Время»

Существуют различные версии воздушного боя, произошедшего 30 июля. Назовем их израильская и российская. Эти версии едины в главном – в числе сбитых советских самолетов, но заметно расходятся в деталях. Принципиальная разница между ними заключается в том, что израильская версия основана на отчетах израильских летчиков, непосредственно участвовавших в том бою, тогда как российская, созданная историками и журналистами, обильно дополнена фантазиями и домыслами ее авторов. Потому за основу взята израильская версия боя.

Первоначально советские и израильские летчики придерживались некоего «джентльменского соглашения», уклоняясь от прямых столкновений. Но это «перемирие» продержалось недолго – 25 июля советскими самолетами был перехвачен израильский самолет Скайхок, получивший серьезные повреждения, однако его пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Для израильского командования этот инцидент стал сигналом к переходу к активным боевым действиям против советской авиации. Была поставлена задача нанести противнику столь тяжелый урон, чтобы раз и навсегда отбить охоту у советских летчиков вступать в бой против израильской авиации.

Была сформирована группа летчиков, на счету которых были десятки сбитых самолетов врага. Для подавления радаров и связи были подготовлены средства радиоэлектронной борьбы. В качестве основного тактического приема приняли решение заманить советских летчиков в засаду

По данным разведки внимательно изучалась тактика ведения боевых действий противником. Вывод был неутешителен для советских летчиков:

«Советские пилоты хорошо подготовлены к действиям в условиях европейских погодных условий с частой облачностью и дождями. Но и в совершенно других климатических условиях Средиземноморья они продолжают применять ту же тактику без малейших изменений. Советские летчики неплохо владеют пилотажем и агрессивны. Но их действия ортодоксальны и предсказуемы. А главное, у них нет настоящего боевого опыта. Это наш самый большой козырь в любой конфронтации с русскими МиГами».

Операция началась 30 июля примерно в 14:00. Четверка израильских «Фантомов» под командой подполковника Авиху Бен-Нуна атаковала египетскую радиолокационную станцию вблизи Суэцкого канала. Ведомым у Бен-Нуна был капитан Авиам Села. Ведущим второй пары был майор Эхуд Ханкин, его ведомым был капитан Галь. Для введения противника в заблуждение они действовали в стиле «Скайхоков», заметно уступавших по своим тактико-техническим характеристикам самолетам «Фантом».

Затем к звену «Фантомов», притворявшихся «Скайхоками», присоединилось звено «Миражей» под командованием майора Амоса Амира. Впрочем, они тоже выдавали себя за нечто другое – четверка «Миражей» шла в плотном строю и потому на радарах противника они выглядели как один самолет. Еще одна четверка израильских «Миражей» шла на бреющем полете, оставаясь невидимой для радаров противника.

«Одинокий израильский самолет» стал той наживкой, на которую клюнуло советское командование. Ловушка сработала – на перехват «одинокого самолета» устремились советские летчики.

С аэродрома Ком-Аушим в 15:28 взлетело звено капитана Каменева, в 15:30 к нему присоединилось звено капитана Юрченко в составе капитанов Макара, Яковлева, Сыркина, взлетевшее с аэродрома Бени-Суэйф. Позднее к ним присоединили еще три квартета советских МиГов, взлетевших с аэродрома Ком-Аушим. Они не догадывались, что летят в устроенную израильтянами засаду.

За считанные секунды, ситуация полностью изменилась. Вместо легкой охоты на четыре ничего не подозревающих «Скайхока» и один беззащитный «Мираж», советские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов».

Когда «Миражи» атаковали МиГи, четверо снизу и четверо сверху, «Фантомы» набрали нужную высоту, перевернулись и начали пикировать на отдельные истребители противника. «Фантомы» произвели ракетную атаку звена капитана Юрченко. Первым победы добился майор Ашер Снир, сбивший МиГ ракетой на высоте 10 тысяч метров. Его жертвой стал, по-видимому,  самолет командира звена капитана Юрченко, который  взорвался в воздухе.

Капитан Авиам Села вспоминает:

«Они шли на нас парами, а мы дали им всем проскочить, чтобы не дать им взять нас в клещи, как они планировали. Они промчались мимо нас, пара за парой, как на параде. Мы подождали и направились за ними, зажимая их между собой».

Советский летчик пытался оторваться на очень крутых виражах, а затем перешел в крутое пике. Противники опускались все ниже и ниже, отчаянно маневрируя и выжимая из своей машины все, на что она была способна.

Наконец, на высоте двух тысяч метров и на дистанции в один километр, захват произошел, и Авиам произвел пуск ракеты. Раздался мощный взрыв и МиГ превратился в огненный шар, с обломками разлетавшимися во все стороны. Поразительно, но пилот успел катапультироваться и Авиам видел как он раскачивался на стропах парашюта.

Летчики звена капитана Юрченко, капитаны Яковлев и Сыркин, были сбиты, но успели катапультироваться из своих горящих самолетов. Самолет капитана Макара был поврежден, но он сумел совершить вынужденную посадку. Капитан Яковлев погиб после катапультирования из-за поражения купола парашюта.

Как был сбит ведущий второго звена капитан Каменев, никто не видел. Летчик звена Каменева капитан Журавлев был сбит и катапультировался на предельно малой высоте, его парашют не успел раскрыться и летчик погиб. Скорее всего, его сбил подполковник Авиху Бен-Нун. Он зашел в хвост одного из МиГов. Советский летчик резко спикировал вниз до высоты 2,000 метров и, перейдя на бреющий полет, пытался уйти от своего преследователя. Но «Фантом» следовал неотступно. Авиху Бен Нун: «Я смог произвести пуск ракеты, но из-за чрезвычайно высокой скорости МиГа, захват был сделан на самом пределе. Ракета поразила цель и взорвалась. Но МиГ продолжал лететь, даже не сбавляя скорость. Тогда я выпустил радиолокационную ракету «Спарроу» - она настигла МиГ, и он взорвался. Я уверен, что летчик погиб, т.к. было слишком низко для успешного катапультирования».

Итог схватки подвел один из ее участников подполковник Авиху Бен-Нун:

«Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования, чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы».

Катастрофический итог воздушного боя в египетском небе сыграл важную роль в стратегическом раскладе сил в мире. СССР теперь предпочитал не ввязываться в войны, где ему могли противостоять опытные, современные войска.

Участники события :

Звено «разведовательных» миражей. из Тель-Ноф 119-й эскадрильи:

Амос Амир

Ашер Снир (Asher Snir scored first, hitting a MiG at 30,000 feet with a missile (сбил Журавлева)?)

Авраам Шалмон

Ави Гилад

Звено фантомов 69 эскадрильи из Рамат-Давид

Авиху Бен-Нун / Шауль леви

Авием Села / Реувен Рещеф (Фишер)         

Эхуд Ханкин / ???

Ури Гиль / Исраель Парнас

Звено Миражей 101 эскадрильи из Рефидим или Хацора

Ифтах Спектор 

Михаэль Цук

Исраель Барахав

???

Звено Миражей 117 эскадрильи (прибыли к шапочному разбору)

Ури Эвен-Нир ( Вернулся на базу, сопровождая Итамара, до начала боя)

Итамар Неунер (Проблемы с двигателем, Вернулся на базу.)

Еhуда Корен

Яакоби (Коби) Рихтер

*********************************************

звено 3 аэ Комаушим

Камнев

Журавлев - погиб

?

?

1-е звено 2 аэ Бени-Суэйф

Юрченко - погиб

Макара

Сыркин - катапультировался, остался в живых

Яковлев - погиб при катапультировании

2-е звено 2 аэ Подошли "к шапочному разбору" и в бою не участвовали

Саранин

Васильев

Супрун

Мазур

пара 3 аэ (взлетели через 30-40 мин и тем более в бою не участвовали)

Колесов

Пушкарский

========================================

Советские летчики-россияне в небе Ближнего Востока

В октябре 1956 г. началась вторая арабо-израильская война. На стороне Израиля выступили Франция и Англия, военно-воздушные силы которых совместно с израильской авиацией подвергли бомбардировке зону Суэцкого канала, Каир, Александрию, а также ряд военных аэродромов. В борьбе с воздушным противником плечом к плечу воевали египетские, чехословацкие и советские (инструкторы) военные летчики. 31 октября последние приняли участие в штурме позиций 202-й израильской парашютной бригады.

1 ноября в бой вступила специально переброшенная из СССР группа истребителей-перехватчиков МиГ-17, которой 2 и 3 ноября удалось сбить несколько английских самолетов. Среди них палубный штурмовик Уэстланд «Уайверн», уничтоженный советским летчиком С.А.Синцовым и его напарником (фамилия не установлена). По английской версии, самолет был сбит зенитным огнем египетской артиллерии.

1 ноября реактивные бомбардировщики Ил-28 с советскими экипажами совершили налет на один из военных объектов на территории Израиля. Поднятые на их перехват ночные истребители «Метеор» NF.13 со своей задачей не справились, и все наши самолеты благополучно вернулись на базу.

В ходе проведения наземной операции израильскими войсками (при участии англо-французских подразделений) египетская армия потерпела поражение и была вынуждена оставить противнику Синайский полуостров. После непосредственного вмешательства в вооруженный конфликт (войну) мировых держав — СССР и США, Израиль и его союзники были вынуждены вернуть Египту все ранее захваченные у него территории.

Новый военный конфликт между Израилем и арабскими государствами вспыхнул в 1967 году. В ходе «шестидневной войны» (5-10 июня 1967 г.) израильская армия нанесла сокрушительный удар по вооруженным силам коалиции арабских государств (Египта, Сирии и Иордании), захватив при этом часть их территории (Синайский полуостров, сектора Газа, Голанские высоты и Западный берег р. Иордан).

Линия фронта между Израилем и Египтом установилась по Суэцкому каналу. Связанный военным договором с Объединенной Арабской Республикой (ОАР), Советский Союз оказал ей большую военно-техническую помощь. В результате в короткие сроки была восстановлена боеспособность египетской армии, что позволило в марте 1969 г. приступить в зоне Суэцкого канала к началу военных действий малой интенсивности («война на истощение»). Обладая превосходством в воздухе, израильские ВВС сумели летом того же года практически уничтожить группировку зенитно-ракетных войск Египта (ЗРВ) в зоне канала. В конце того же года Израиль приступил к осуществлению плана операции «Хордос» с целью уничтожения 18 военно-стратегических объектов Египта. В результате операции были разрушены многие сооружения гражданского назначения, в том числе металлургический комбинат в Хелуане, построенный при содействии советских специалистов. Предварительно выявленные зоны действия египетской ПВО вскоре были подавлены израильской авиацией. Следующей целью воздушных ударов стали центральные районы и пригороды столицы ОАР (г. Каир).

В создавшейся ситуации президент Египта Гамаль Абдель Насер обратился к СССР с просьбой об оказании военной помощи с целью создания «эффективного ракетного щита» с использованием «регулярных советских частей противовоздушной обороны и авиации».

На основе достигнутых советско-египетских договоренностей было принято закрытое решение Политбюро ЦК КПСС о создании на территории ОАР Оперативной группировки советских войск (руководители: генерал-полковник И.С.Катышкин (1968-1970 гг.), генерал-полковник В.Окунев (1970-1972 гг.), генерал-лейтенант П.Самоходский (1972-1974 гг.), генерал-майор Е.Боковиков (1974-1978 гг.). В нее должны были войти зенитная ракетная дивизия, авиационная и военно-морская группы.

В декабре 1969 г. в соответствии с решением Политбюро Министр обороны Маршал Советского Союза А.А.Гречко отдал приказ о проведении операции «Кавказ», суть которой состояла в создании на территории Египта системы ПВО на основе регулярных советских частей (15 тыс. чел.). Непосредственно разработкой плана проведения операции занималось оперативное управление Главного штаба Войск ПВО страны. К марту 1970 г. основу группировки ПВО составили: 18-я зенитно-ракетная дивизия особого назначения (зрд ОН)(1,5 тыс. чел., командир — генерал-майор артиллерии А.Г.Смирнов, с февраля 1971 г. — полковник Ю.М.Бошняк, с июня 1972 г. — генерал-майор Н.Н.Рытов), истребительно-авиационная группа, подразделения радиолокационной разведки и связи.

Структурно 18-я зрд ОН состояла из 4 зенитных ракетных бригад (имели обозначения полков): 1-я зрбр / 559 зрп (командир — полковник Б.И.Жайворонок), 2-я зрбр / 582 зрп (командир — подполковник Н.А.Руденко), 3-я зрбр / 564 зрп (командир — майор В.А.Белоусов), 4-я зрбр (командир — полковник Шумилов) и Центра радиоэлектронной борьбы (командир — подполковник А.К.Исмаков).

Каждая бригада состояла из 4-7 дивизионов ЗРК С-125 «Печора» по 4 пусковые установки в каждой. Дивизионам были приданы взводы прикрытия в составе четырех ЗСУ «Шилка», отделения ПЗРК «Стрела-2», а также средства РЭБ.

Истребительно-авиационная группа (старший группы — генерал-майор авиации Г.У.Дольников, позднее Герой Советского Союза) включала в себя: 35-ю отдельную истребительную эскадрилью усиленного состава (оиэ, 30 МиГ-21МФ, 42 летчика, командир — полковник Ю.В.Настенко) и 135-й истребительный авиаполк (иап, 40 МиГ-21МФ, 60 летчиков, командир — полковник К.К.Коротюк).

В составе советской воздушной группировки также имелись: 63-й отдельный авиаотряд (2МиГ-25Р, 2 МиГ-25РБ) и 90-я отдельная дальнеразведывательная эскадрилья особого назначения (одраэ ОН) морской авиации (ТУ-16Р, Бе-12, Ту-16П, Ил-38, командир — полковник П.В.Жидецкий) из состава ВВС и ПВО Балтийского флота.

Всего на территории ОАР было развернуто 22 советских зенитных ракетных дивизиона (по другим данным — 18).

Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ

Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ

1 февраля 1970 г. на боевое дежурство в небе Египта заступила 35-я оиэ (авиабаза «Джанклиз» вблизи г. Александрия). В зону ее ответственности входила полоса вдоль побережья Средиземного моря от Порт-Саида до Мерса-Матрух и далее на юг до Каира.

В течение февраля — марта на авиабазу «Кайро-Уэст» (ОАР) был переброшен 135-й иап. В его задачу входило воздушное прикрытие Каира с юго-восточного направления, промышленных объектов центральной части Египта и Асуанской плотины с северо-восточного направления в полосе между Сохненской и Заафаранской долинами. Глубина боевых действий ограничивалась линией Суэцкого залива и северной частью Красного моря. 1-я и 2-я эскадрильи полка базировались на авиабазе «Бени-Суэйф», 3-я — на «Ком-Аушиме».

По опыту Великой Отечественной войны на наиболее воздухоопасных направлениях (а также для прикрытия Асуанской плотины и авиабазы «Кайро-Уэст») были использованы аэростаты заграждения.

Первое боевое столкновение в воздухе советских и израильских пилотов произошло 14 апреля 1970 г. без потерь с обеих сторон. В свою очередь, военное командование Израиля (по политическим мотивам) стремилось избегать воздушных боев с советской авиацией, хотя численный перевес израильтян составлял 4:1. При этом советская ИА ПВО действовала лишь в соответствующих зонах ответственности, без права пересечения линии фронта (по Суэцкому каналу).

22 июня 1970 г. советские летчики открыли свой боевой счет. В ходе перехвата воздушного противника в прифронтовой полосе капитан Н.Сальник (МиГ-21) стрельбой ракетами «вдогон» сбил над Суэцким заливом неприятельский штурмовик «Скайхок». Действовавшие в «спарке» капитаны Сальник и Крапивин (35-я оэи) были удостоены ордена Красной Звезды.

Бой ПВО против израильских ВВС 7 июля

Бой ПВО против израильских ВВС 7 июля

По опыту войны во Вьетнаме в составе противовоздушной группировки создавались маневренные группы (МГ) из 2-3 египетских зрдн, которые скрытно выводились в прифронтовую зону для прикрытия своих сухопутных частей. В ночь на 30 июня МГ смешанного состава (ЗРК СА-75М и С-125) под командованием майора И.К.Коваленко (заместителя командира 582-го зрп) скрытным маршем прибыла в район Большого Горького озера. Здесь была развернута крупная группировка ЗРВ в составе 13 египетских зрдн СА-75М «Двина» (по 6 однозарядных ПУ) и 3 зрдн С-125 с советскими расчетами (командиры: Г.М.Комягин, В.П.Маляука, В.В.Таскаев). Также задействовались египетские части ЗА (57-мм, 37-мм и 23-мм зенитные пушки) усиленные 18 ЗСУ-23-4 «Шилка» и расчетами ПЗРК «Стрела-2» (90 огневых точек). Для усиления контроля воздушного пространства в состав группировки были введены радиолокационные станции П-15, способные обнаруживать низколетящие самолеты (в дополнение к штатным РЛС батарей).

В ходе первого налета (12 самолетов) огнем дивизионов было уничтожено 4 штурмовика А-4 «Скайхок». Противнику удалось вывести из строя два зрдн СА-75М полностью и один частично.

Во втором налете участвовало 8 самолетов 201-й эскадрильи ВВС Израиля. Согласованными действиями советско-египетские расчеты сбили 2 F-4E «Фантом» и один «Скайхок».

За этот бой капитан В.П.Маляука (открывший боевой счет 18-й дивизии) получил орден Красного Знамени.

3 июля в зону огня МГ попали 8 неприятельских самолетов. Были сбиты 2 «Скайхока» и один F-4E. На следующий день израильтяне предприняли попытку разгромить позиции МГ. В налете приняло участие 10 самолетов. Основной удар пришелся по ложным позициям, заблаговременно оборудованным зенитчиками. В ходе боя противник потерял один свой аппарат.

5 июля личному составу МГ пришлось выдержать налет со стороны 24 самолетов противника из состава 69-й эскадрильи ВВС Израиля. При отражении атак израильская сторона потеряла 3 самолета. Один из них, F-4E «Курнасс», был сбит дивизионом подполковника С.К.Завесницкого (582-й зрп).

С целью разгрома группировки ЗРВ ОАР в зоне Суэцкого канала командование ВВС Израиля задействовала F-4E «Фантом» из 201-й и 69-й эскадрилий, пилотируемые опытными летчиками. Самолеты были оборудованы новейшими средствами постановки шумовых помех против ЗРК СА-75М. 18 июля 24 «Фантома» атаковали позиции зенитно-ракетной группировки. В ходе боя советские зенитчики (3 зрдн С-125) уничтожили два самолета противника и подбили один. Однако в результате прямого попадания снаряда в нашу пусковую установку в момент ее перезарядки и взрыва ракеты погибло 8 советских военнослужащих: лейтенант С.П.Сумин, сержант А.Г.Мамедов, ефрейтор А.А.Забуга, рядовые Е.Ф.Диденко, Н.В.Добижа, И.И.Наку, Н.А.Довганюк, И.А.Довганюк.

Бой ПВО против израильских ВВС 8 июля

Командир подполковник В.М.Толоконников и офицеры (в том числе погибший лейтенант С.П.Сумин) дивизионаС-125 были награждены орденом Красного Знамени, погибшие солдаты — орденом Красной Звезды.

30 июля в воздушном бою южнее г. Суэц 8 истребителей «МиГ-21, вылетев на перехват звена истребителей-бомбардировщиков «Скайхок», атаковавших египетскую радиолокационную станцию у Соханы, встретились с подоспевшими 12 израильскими истребителями «Мираж» и 4 штурмовиками F-4E «Фантом». В итоге 4 самолета Миг-21 были сбиты, погибли 3 советских летчика (В.А.Журавлев, Н.П.Юрченко, Е.Г.Яковлев), один успел катапультироваться. Сказалось отсутствие опыта и применение традиционной тактики воздушного боя.

Тем не менее израильская сторона не смогла добиться поставленной цели — уничтожить группировку ЗРВ. В этой связи последующие действия ВВС Израиля ограничивались преимущественно разведывательными полетами.

3 августа состоялся последний бой советских ракетчиков и израильских летчиков. Для организации «засады» был выбран район южнее г. Измаилии. Ранее туда скрытным маршем прибыли 1-й зрдн 559-го зрп (командир — подполковник К.И.Попов) и 1-й зрдн 564-го зрп (командир -подполковник Н.Ф.Кутынцев). Общее руководство «засадной» группой осуществлял командир 564-го зрп подполковник В.А. Белоусов.

Рядом с каждым дивизионом была оборудована ложная позиция. В «засадную» группу также входили 2 египетских зрдн СА-75М. Первый неприятельский самолет «Скайхок» был поражен 2 ракетами над территорией Синайского полуострова, занятой израильтянами. Днем того же дня противник повторил воздушный налет (18 самолетов) на позиции дивизионов. Первую ударную группа (4 «Фантома») обстреляли боевые расчеты зрдн С-125 под командованием подполковника К.И.Попова, сбив один из них. Вскоре советский дивизион был атакован группой истребителей-бомбардировщиков. Ему на помощь пришел египетский дивизион СА-75М, уничтоживший своим огнем вражеский «Фантом». При попытке авиазвена (2 самолета) 201-й эскадрильи ВВС Израиля подойти к дивизиону Попова с северного направления оно было встречено пуском ракет на встречных курсах (на дистанции 13 км). В результате ведущий «Фантом» взорвался в воздухе от прямого попадания, второй с повреждениями ушел за линию фронта.

Последняя двойка «Фантомов», атакующая подразделение Попова с северо-востока, попала в зону огня дивизиона подполковника Н.Ф.Кутынцева. Первый самолет был сбит ракетами ЗРК С-125, а по второму эффективно отработали ЗСУ-23-4 «Шилка» капитана Лященко. Уходя от плотного заградительного огня, «Фантом» развернулся, не приняв бой, и ушел за канал.

Всего за день было сбито 5 самолетов противника, поврежден один.

За этот бой командиры дивизионов подполковники К.И.Попов и Н.Ф.Кутынцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Большая группа солдат и офицеров награждена орденами и медалями.

Бой египетских ПВО против израильских ВВС

Признав бесперспективность дальнейших боевых действий, Израиль при посредничестве США предпринял шаги к поиску мира. В силу вступил «план Роджерса», в соответствии с которым воюющие стороны заключили перемирие сроком на 3 месяца (с 7 августа 1970 г.), позднее оно было продлено еще на 3 месяца. В этот период зенитные ракетные дивизионы перешли на посменное несение боевого дежурства, продолжавшееся вплоть до полного вывода советских войск и советников из Египта летом 1972 года.

С февраля 1971 г., после прекращения сроков перемирия, противоборствующие стороны изредка проводили пробу сил. Авиация Израиля вела интенсивную воздушную разведку района Суэцкого канала, совершая периодические демонстративные полеты над аэродромами базирования советской авиации. В апреле 1971 г. группа из 4 «Фантомов» попыталась достигнуть основного аэродрома базирования советского истребительного полка (авиабаза «Бени-Суэйф»).

Им на перехват вылетели 6 МиГ-21 из состава дежурной эскадрильи и МиГ-21У, используемый в качестве ретранслятора. Пилотировавший самолет-ретранслятор майор Козлов вследствие крайнего перенапряжения в сложившейся критической ситуации допустил ошибки в пилотировании. Самолет при взлете рухнул за взлетной полосой, летчик погиб.

После смерти в сентябре 1970 г. президента ОАР Г.Насера к власти в стране пришел Анвар Садат (ранее — вице-президент). В мае 1971 г. он обратился к правительству СССР об увеличении объема военной помощи Египту. В результате был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между ОАР и СССР с протоколами о новых поставках вооружения.

Генерал-майор авиации А.С.Бежевец

Генерал-майор авиации А.С.Бежевец

Весной 1972 г. в Египет поступила партия (16 машин) новейших по тому времени истребителей-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла Су-17. Также в ОАР был опробован новейший разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ (М-500), способный уничтожать наземные цели с высот более 20 километров. Испытательную группу возглавил полковник А.С.Бежевец. По оценке наших специалистов, МиГ-25РБ, в случае необходимости, беспрепятственно мог атаковать столицу Израиля — г. Тель-Авив, преодолев ее систему ПВО, построенную на основе американских ЗРК «Хок». Но развитие такого сценария не входило в планы советского руководства.

В июле 1972 г. А.Садат в одностороннем порядке отказался от услуг советских военных советников и специалистов, что повлекло за собой последующий вывод советских войск и советников из Египта. Египтянам были переданы ЗРК С-125, «Квадрат» и зенитные установки ЗСУ-23-4 «Шилка».

За успешные боевые действия в ОАР 166 советских военнослужащих 18-й зенитно-ракетной дивизии ОН были удостоены правительственных наград (из них 8 — посмертно). Многие из них получили также египетские награды. Советскими расчетами ЗРК С-125 уничтожено 9 и подбито 3 израильских самолета. По данным ВС Израиля, потери составили 5 «Фантомов», 3 самолета (2 «Фантома» и 1 «Мираж-III») были повреждены.

Звания Героя Советского Союза (за мужество и героизм, проявленные в ближневосточном небе и при испытаниях новейшей машины МиГ-25) были удостоены военные летчики А.Гордиенко (26 апреля 1971 г.), А.Бежевец (3 апреля 1975 г.) и Н.Стогов (16 февраля 1982 г.). Остальной летный состав награжден орденом Красной Звезды.

Главком ВВС Кутахов в Египте с советскими летчиками

Главком ВВС СССР главный маршал авиации П.С.Кутахов с летчиками эскадрильи А.Л. Данилова 135-го авиаполка. 16-18 февраля 1972 г. Египет.

Слева направо: 9-й (в берете) — П.С.Кутахов, Главком ВВС СССР, главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза; 10-й (рядом с Кутаховым) – A.M. Мирошниченко, командир 135-го полка, полковник; 12-й (в очках) – И.М. Романенко, командир авиагруппы, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза; 15-й – А.И. Данилов, командир 3-й эскадрильи, майор; 16-й (за Даниловым) –В.К. Лихачев, летчик-инспектор, гвардии полковник, Герой Советского Союза; 11-й (в костюме) –С.И. Харламов, командующий группировкой ВВС СССР в Египте — старший военный советник командующего ВВС АРЕ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с.

ссылка-1

ссылка-2



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

domisolia   обратиться по имени Пятница, 12 Октября 2018 г. 09:51 (ссылка)
Погибшие 30 июля 1970 г. (данные взяты из дневника участника боевых действий Акименкова А.В.):

1. Журавлев - «известно лишь место падения самолета и его приземления с парашютом, на котором были развязаны две строцы. Погиб при ударе о землю, но уже в состоянии болевого шока, множественные переломы ног».
2. У Брынцыва на сруливании остановился двигатель.
3. Яковлев был сбит. «Катапультировался на малой высоте и большой скорости. При приземлении, был в сознании, получил множественные переломы ног. Приземлился около большого камня, о который ударился головой и от кровоизлияния погиб».
4. Юрченко «пытался выполнить противоракетный маневр. Секунда на осмысливание, задержка перегрузки и попытка уйти переворотом, но тут его настигла ракета. Небольшая потеря высоты, падение оборотов, доклад: "Остановился двигатель, пожар"(это по рассказам летчиков) и затем, вероятно, взрыв. Нашли лишь пистолет и отдельные части самолета, хвост».
5. Вероятнее всего, был еще один погибший - Ткаченко, т.к. есть информация о том, что его самолет так же "сел кусками", но о судьбе летчика ни в описании этого дня, ни - последующих, больше ничего не сказано.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку