Когда и какому святому молиться
Вопросы, задаваемые жизнью
Когда некоторых христиан спрашивают, почему, когда они молятся, то обращаются к Богу через святых или просят о чем-то самих святых вместо того, чтобы обратиться к Богу непосредственно, так, как нас учит Библия, они отвечают так: "Представьте себе такую ситуацию: когда нам что-то нужно от большого начальника, мы обращаемся к людям, которые его хорошо знают и которым он заведомо не откажет. Мы просим их походатайствовать за нас. Так же и святые. Они лучше знают Бога, и Бог их хорошо знает, поэтому на их просьбу Господь ответит наверняка намного быстрее, чем нам, таким грешным людям. Поэтому мы и просим святых быть посредниками и ходатаями за нас перед Богом"
Они практически передают официальный взгляд на это некоторых церквей: "Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей. Но молиться им мы должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своею святою жизнью. Они по любви к нам молятся за нас пред Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы" [1]
Но, оказывается, все не так просто, надо знать, когда и к какому святому обращаться
В частности, "Преподобному Максиму Греку молятся о заступничестве за вдов и сирот, мученику Неофиту молятся при слабом учении детей" (Православный календарь, 1998, 3 февраля). В наиболее же сложных обстоятельствах советуют обращаться к святому Николаю Угоднику. У каждого человека в зависимости от того, в какой день он родился, и какое у него имя, есть свой святой, хранящий его, и к которому следует усердно молиться. В честь святых построено несметное количество церквей, соборов, монастырей - Петра и Павла, Флора и Лавра, Георгия, Иоанна и т. д. В их честь устраиваются пышные празднества, поминания. Почти в каждом дне церковного календаря есть памятование того или иного святого. Почитание святых началось с преклонения перед богами других культов
Мысль, что можно приписать некоторое могущество богам различных культов, что они могут играть какую-либо роль в управлении миром, что стоит искать их расположения, возмутила бы христианина. В эпоху императора Константина образовалась партия из людей умеренных, гуманных, друзей религиозного мира, которые очень желали, чтобы христианство было допущено наряду со всеми культами, образовавшимися в Риме со времени империи. Было одно средство, с помощью которого, казалось, легко этого достигнуть. Почти все выдающиеся умы того времени допускали существование одного Верховного Бога; надо было только составить себе довольно возвышенную и широкую идею, чтобы она могла подойти к Богу христиан, равно как и ко всем другим богам, затем дать ей неопределённое название, которое могло бы, никого не огорчая, удовлетворить всех: его назвали Divinitas (Божество). Этот термин христиане могли допустить без колебаний, и им на самом деле часто пользовались христианские писатели. Точно так же язычники не противились употреблению его. Понятно, что каждый понимал его различно: для христиан это был единый Бог, не терпящий наряду с Собой других; язычники же видели в нём, скорее, род сложного существа, образовавшегося из божеств всего мира. Но если понятия были различны, название было одно и то же и таким образом получалось единство, которого так искали. Итак, признавали, что в основе все культы сходны и боги различных религий сливаются в едином объемлющем их божестве; это божество на небе
Константин, верховный жрец язычников, епископ по внешним, а часто и внутренним делам христианской церкви, был на самом деле главою всех религий в империи. Он мечтал соединить всех своих подданных одной религией. "Бог свидетель, - говорил он сам, - что моим первым намерением всегда было привести все мои народы к согласному взгляду на божество". [2] Поклонение святым пришло к нам много веков назад, когда Древняя Русь в 988 году при князе Владимире приняла христианство (пришедшее из Византии). Многие утверждают, что своим спасением в войнах наша страна обязана заступничеству святых, и особенно деве Марии, покровительнице России. Поклонение деве Марии носит распространенный характер, как у нас, так и на Западе, где Иисусу Христу молиться вообще не принято. Однако, исследуя беспристрастно вопрос поклонения святым, листая летописи, научные труды, обнаруживаешь весьма интересные параллели