К вам мой попугай не залетал?
"Королю анекдота" - анекдоту социально-политическому в основном посвящен настоящий том "Антологии".
В книге собраны лучшие из миниатюр устного народного творчества, отражающие нюансы поведения власть предержащих - в давние времена и сегодня.
В анекдотах тома отражены также главные проблемы социально-политической жизни: борьба за лидерство и сопутствующие ей жестокость, несправедливость, лицемерие, лесть.
Не остались в стороне и вопросы социального неравенства, политического терроризма, шпионажа, агрессии.
Многие из предлагаемых читателю маленьких шедевров, представляющих собой яркое явление народного юмора, публикуются впервые.
ЛОЗУНГ НАД ПЕЩЕРОЙ
И что бы об этой книге ни говорили, в ней. больше радости и надежды, кем насмешки, меньше иронии, нем настоящей, сердечной любви и нежной привязанности к людям.
Итак, поделившись с вами общими замечаниями, мы торжественно открываем наши отделы. И по этим отделам, как по аллеям истории, мы предлагаем читателю прогуляться.
Дайте вашу мужественную руку, читатель. Идемте. Мы желаем вам показать кое-какие достопримечательности.
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО (Из предисловия к "Голубой книге")
"МАЛОГО ВОРА БОЛЬШИМ ОСУДИТЬ НЕ ТРУДНО"
1
Легенда рассказывает, что когда Иисуса Христа вели на казнь, он нес на себе тяжелый деревянный крест. Путь его к месту распятия был тяжелым и долгим. Обессиленный, он хотел опереться о стену одного жилища, чтобы передохнуть, однако хозяин дома Агасфер[2] (или же - Иосиф) не разрешил ему.
- Иди! Иди! - выкрикнул он под одобрительные возгласы жрецов. - Нечего отдыхать!
- Хорошо, - ответил Христос, - Но и ты всю жизнь будешь идти. Ты будешь всю жизнь бродить по свету, и никогда тебе не будет покоя и смерти.
О нем позже писал итальянский астролог Гвидо Бонатти, тот самый, которого Данте в своей "Божественной комедии" поселил в аду.
В 1223 году Бонатти будто бы встретил Агасфера при испанском дворе. По его свидетельству, это был именно тот человек, которого в свое время проклял Христос, и поэтому он не мог умереть.
А такое благо, как выяснилось, тоже не подарочек…
Итал.
2
Об одном египетском правителе рассказывают такое. На склоне своих лет он любил поучать сына-наследника:
- Есть такая загадка, сын мой: "Голова - как у кошки, ноги - как у кошки, туловище - как у кошки, хвост - как у кошки, но не кошка. Кто это?" Ответ: кот. Так и фараон.
Он вроде и человек, но он не может смеяться тогда, когда ему смешно, плакать не может, когда горько на сердце. Даже в жены не может взять ту, кого любит.
Потому что он вроде и человек, но не человек, а фараон. Он ближе к богам, чем к людям.
Егип., ассир.
3
Историк Геродот поведал, как лидийский царь Крез вопрошал божество в Дельфах, начинать ли ему войну с Персией, и получил ответ:
- Если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство.
А когда разгромленный и попавший в плен Крез упрекнул дельфийских жрецов в обмане, они заявили, что в войне действительно сокрушено великое царство. Только не Персидское, а… Лидийское.
Древнегреч.
4
У скифов существовал милый обычаи, нынче повсеместно вышедший из употребления. И когда пробил час вождя Сармака, состоялся совет, на котором обсуждался вопрос его загробной экипировки. Один из воинов взял слово и сказал:
- Мы хотим, Сармак, обеспечить тебе счастливую загробную жизнь, поэтому сам скажи, сколько жен отправить с тобой в лучший мир?
- Если вы желаете мне добра, - слабо ответил Сармак, - то оставьте их всех себе. И при жизни мне было легче побеждать врагов, управлять вами, чем
И вождь умер.
Укр., греч.
5
Кай Юлий Цезарь был ужасным ревнивцем, а не только великим римлянином, государственным деятелем и полководцем
Да, да. Он был к тому же и мужчиной.
И вот однажды император нанес жене ну как бы это сказать поделикатней. легкие телесные повреждения. Воин из императорских войск и не заметил бы их, а жена почему-то заплакала, а теща возмутилась.
- Почему ты даешь волю рукам? Ведь ты сам сказал, что жена Цезаря выше подозрений?
- Выше, - взвыл император, - конечно, выше. Но ваших подозрений, а не моих. На то я и Цезарь!
Древнерим.
6
Сезострис, царь египетским, приказал тащить и толкать свою торжественную колесницу четырем пленным царям вместо лошадей. Один из них, идя, смотрел, не спуская глаз, на колеса которые были ближе к нему.
Сезострис, заметив это, спросил у пленного, что бы он находил достойного удивления в сем движении. "Я усматриваю в сих колесах непостоянство дел человеческих, ибо самая нижняя часть колеса вдруг возносится наверх и делается самою высокою, а самая верхняя опрокидывается вниз с такою же скоростью".
Сезострис, со вниманием рассудивши о сказанных словах, отпустил тех царей на свободу.
Древнегреч.
7
Анаксимен[3], увидев, что Александр[4] идет с войском к городу Лапсаку с намерением его разорить, вышел к нему. Царь подумал, что сей мудрец, бывший некогда его учителем, идет к нему с просьбою о пощаде города, и, не дожидаясь его слов, сказал: "Клянусь тебе, Анаксимен, что не сделаю ничего по твоей просьбе".
Услыша сие, философ молвил: "Прошу тебя, царь, явить мне свою милость, чтоб сей град тобою разорен был". Встретив заявление, противоположное своему мнению, а клятву преступить поносно, царь велел войску отступить от того города.
Древнегреч.
8
Юлия, кесаря Римского, на море настигла столь сильная буря, что и сам кормчий испугался, но Юлий сказал ему: "Не бойся, ты плывешь с кесарем".
Древнерим.
Примечания
1
Лукиан (около 120 - после 180) - крупнейший писатель-сатирик и мыслитель поздней античности из Самосаты (Сирия).
2
Агасфер (вечный жид) - герой средневековых сказаний, иудей, осужденный Богом на вечную жизнь и скитания за то, что не дал Христу отдохнуть по пути на Голгофу.
3
Анаксимен (ок.585 - ок.525 до н. э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы.
4
Александр - Александр Македонский (356–323 до и. э.), царь Македонии с 336.
Серия сообщений "К вам мой попугай не залетал?":
Часть 1 - К вам мой попугай не залетал?
Часть 2 - "Неизвестно, что хуже: оскорбление действием или бездействием".
Часть 3 - "ОТКАЗАТЬСЯ ПЛЯСАТЬ ПОД ЧУЖУЮ ДУДКУ…"
...
Часть 16 - - У нас все равны между собой. - Но есть и такие, что равнее других!..
Часть 17 - но я не забываю и о том, что быть выше меня куда легче, нежели стать вровень со мной". Исп.
Часть 18 - "У ВАС ОСТАЛОСЬ ПОМЕСТЬЕ…"