Николас Ланкре,
«Своевременная помощь».
А что подумал зритель?
Художник Николас Ланкре родился в Париже в 1690 году, прожил 53 года (умер в 1743 году). Как пишут историки, он блестяще передавал в своих картинах дух эпохи, ее вкусы и манеры.
Он учился у Пьера д’Улина, но оставил его и перешел к Клоду Жилло — ученику Ватто (Николас восхищался творчеством Ватто). В 1718 году Николас Ланкре становится членом Академии, а в 1735 году — ее управляющим.
Своевременная помощь, Николас Ланкре, 1730 г.
Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Любимые сюжеты Ланкре — балы, свадьбы, среди его работ есть и портреты, и исторические картины. «Своевременная помощь» — как бы возврат ко временам ученичества, к обожаемому Антуану Ватто.
Какое-то неуловимое сходство в позах, одежде, в обстановке, даже в воздухе. …Конец весны, нежарко. Вечереет. Не очень ухоженный сад возле богатого когда-то дома: массивная лестница, большое крыльцо, фонтан с гермой.
В окне второго этажа — девичья головка, прямо перед зрителем — два молодых человека. Судя по одежде, оба они из одного круга: на ней шелковое платье, на нем — шелковый камзол, на них — кружевное белье. Иными словами, оба из культурных семей.
Николас Ланкре, Своевременная помощь,
фрагмент «Упавшая»
На первый взгляд — все просто: девушка упала, а подоспевший вовремя воспитанный юноша протянул к ней руки и хочет помочь ей подняться. Как это произошло — неясно, результат — цветы рассыпались, она изображает полную беспомощность.
Но вглядитесь в ее лицо: никаких признаков страданий от боли. Ей нравится ее положение, она с удовольствием и даже с нетерпением ждет развития событий.
Николас Ланкре, Своевременная помощь,
фрагмент «Помощник»
А что молодой человек? Видимо, они собирали цветы. И тут вдруг такой случай — падение, цветы рассыпались. Один цветок она удержала, тянет вверх руку, призывая помочь. И надо бы ее поднять, но…
Он увидел обнаженную щиколотку (в те времена это было сигналом к атаке!), его руки не подчиняются голове: они помогают ей упасть!
Правая рука на ее плече как бы придавливает ее к земле, а левая — тянется к подолу. Девушка несколько удивлена таким напором, а лицо юноши выражает готовность довести дело до благоприятного для него исхода.
Николас Ланкре, Своевременная помощь,
фрагмент «Свидетельница»
Два персонажа — девица в окне и герма с головой фавна — зачем они? Девица может быть и случайным свидетелем, но может быть и наперсницей, организатором встречи в саду.
У нее невеселое лицо: не то она переживает за госпожу, не то сожалеет о том, что такой кавалер достался не ей. А фавн — символ разврата, символ охоты за женским полом — явно злорадствует, такие проделки ему нравятся!
Николас Ланкре, Своевременная помощь,
фрагмент «Герма» Фото: wikipedia.org
Знают ли молодые люди, что за ними наблюдают? Скорее всего, они уже ничего не замечают, их захлестывает волна страсти! Как возник сюжет картины — неизвестно: может быть, Николас слышал нечто подобное от своих друзей, может быть, это фантазия художника, может быть, это с ним случилось.
Современному зрителю остается только строить догадки. Чем закончится это приключение: то ли он ее поднимет, они соберут рассыпанные цветы и продолжат прогулку, то ли чем-то другим?
У каждого зрителя — свое продолжение…