Сам себя истязающий поэт
(18+)
Часто впадавший в меланхолию Бодлер испытал не только душевные, но и физические страдания. Он выбыл из коллежа, рано познакомился с проститутками, подцепил сифилис. Шарль Бодлер умер в 46 лет, прочувствовав всю боль современности.
Ещё успел поэкспериментировать с наркотиками, оставив точнейшие описания эффектов от гашиша и опиума. Впрочем, больше любил вино. То же и с революцией: сражался на баррикадах в 1848, позже критикуя революционеров.
За недолгую жизнь Бодлер оказал значительное влияние на мировую поэзию. Чего стоит сборник стихотворений в прозе «Парижский сплин». Тут он первопроходец: тема города, фланерство, дисгармоничность человеческих отношений внутри «толпы». Но надо поподробнее обо всём.
Отец-художник
У Бодлера были тяжёлые отношения в семье. Франсуа Бодлер умер, когда Шарлю было шесть лет, в 1827 году. Отец поэта был художником. Сам выходец из крестьян, Франсуа поднялся во времена Великой революции, став уже при Наполеоне сенатором. Отец прививал сыну любовь к искусству с раннего детства.
Вместе они ходили по музеям и галереям, Франсуа знакомил Шарля с друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую. Надо сказать, что на момент рождения сыну, Франсуа Бодлеру было 62 года, а матери, Каролине Аршанбо-Дефаи, 27 лет.
Через год после смерти мужа, Франсуа Бодлера, Каролина Дефаи вышла замуж за полковника Жака Опика, он затем стал генералом и послом.
Генерал Опик
Что мы должны делать дальше? Убить генерала Опика
Отношения Шарля с отчимом не сложились. Красивая и, в общем-то, не старая женщина Каролина Дефаи после смерти мужа-художника вышла замуж за военного.
Представьте это в современности, а затем подумайте, как богемный сын должен реагировать на солдафона в доме. С этого начинается презрение Бодлером иерархии, выстроившейся к тому моменту в культуре в частности и во Франции в общем.
«Возлюбленная — бутылка вина, а жена — бутылка из-под вина»
Отношения Шарля и отчима ярко характеризует история, которая скорее всего чистый вымысел. Когда разгорелась революция 1848 года, Шарль был в числе революционеров. И, если верить легенде, он яростно подбивал товарищей найти и убить генерала Опика, своего отчима.
У них это, конечно, не вышло. Но затем, опять же если верить легенде, Бодлер взял винтовку и выстрелил в часы. Это довольно символичная история говорит ещё и об одной из тем творчества Бодлера — Времени.
«Да, Время царит; я вновь ощутил его жестокую диктатуру. И оно подгоняет меня, словно вола, двумя стреловидными стрекалами: «Ну, пошёл, скотина упрямая! Потей, раб! Живи окаянный!» («Парижский сплин», «V. Двусмысленная комната»).
Очевидные комментарии в духе недоделанного сочинения для ЕГЭ будут излишни. Бодлер сам всё сказал о своей очень актуальной богемной жизни. Жизни писателя, журналиста, революционера, поэта, наркомана и любителя проституток.
В Париж через Индию
Вернёмся из революционного 1848 в детство Шарля. Когда Шарлю было 11 семья переехала в Лион, где его отдали в пансион. Оттуда Шарль пошёл в Лионский Королевский коллеж (среднее общеобразовательное учреждение). Шарль был ребёнком смышлёным, однако учился неровно.
То поражал учителей сообразительностью, то надолго впадал в меланхолию, из-за чего у него полностью пропадал интерес к занятиям. Уже в эти годы Бодлер страстно интересовался литературой и поэзией.
Семья Бодлера возвращается в Париж в 1836 году, после окончания Шарлем третьего класса коллежа в Лионе (в коллежах обратная нумерация, из шестого идут в пятый и т. д.). В Париже Шарль поступает в коллеж Людовика Святого.
Здесь он окунается в бурную жизнь ночного Парижа, в особенности Монмартра. Познаёт женщин лёгкого поведения и «в награду» венерические болезни. Учёба от такого, мягко говоря, страдает.
За год до обучения Бодлера выгоняют из коллежа. Причём повод был достаточно пустяковый, как может показаться современному человеку. Кто-то передавал записку в классе, Бодлер её взял. Учитель заметил это и потребовал записку, на что Шарль вежливо, «месьё», ответил, что не нарушит тайн своих товарищей.
«Мастерская художника» Гюстава Курбе, 1855.
В центре сам автор и натурщица, символизирующая академическое искусство.
На картине можно узнать Бодлера, он справа.
Считается, что призрачная женская фигура рядом с ним — Жанна Дюваль,
которую Бодлер попросил закрасить.
Также на картине есть, например, Прудон и Санд.
С трудом Бодлер всё же окончил коллеж в 1841 году в 20 лет. Получив степень бакалавра права Бодлер заявляет брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Можно было послушать домашнего генерала и делать карьеру адвоката, но Шарль решил отдаться литературе.
В надежде удержать Шарля от «пагубного пути» и «дурного влияния Латинского квартала» (читай, «рассадник либерализма и измены» XIX века) мать и отчим убедили его совершить путешествие в Индию.
До Индии, впрочем, Бодлер так и не доплыл. У острова Реюньон, через 10 месяц по отплытии, Шарль развернулся. По пути домой он впитывал образы Востока, мечтая воплотить их в стихи.
Чёрная Венера
Балерина Жанна Дюваль, рисунок Бодлера
По возвращении во Францию уже совершеннолетний Шарль вступает в права наследования. Получает отцовские 75 тысяч франков, что довольно внушительная сумма. Их он начинает быстро тратить, приобретая славу денди и бонвивана.
В это же время Шарль знакомится с балериной Жанной Дюваль. Креолкой с Гаити, «чёрной Венерой». Шарль её боготворил, посвящал ей стихи. Мать же ненавидела, считала, что она вытягивает из него деньги.
Скандалы, ссоры, Бодлер намекает на самоубийство и даже делает попытку. В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки. Суд был выигран, отныне Шарль будет получать лишь немного денег на существование и погрузится в нищету.
Всё это усугублялось тем, что он и Дюваль страдали от сифилиса, от которого и умерли.
Жанна Дюваль, рисунок Шарля Бодлера
В эти же годы Шарль Бодлер проявляет себя как журналист. Выступает в Латинском квартале с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»).
Всё, что Бодлер высказывал о современниках позже подтвердилось. Не ценил он пошлости и графомании. По Бодлеру, если пишешь, так привноси что-то новое.
Портрет Жанны Дюваль Эдуарда Мане, 1862 год.
Она к тому моменту почти ослепла — внимание на глаза.
Дюваль умерла в том же году
В 1846 году Бодлер знакомится с творчеством Эдгара По. По увлёк Бодлера настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет. Они — явные родственные души.
«Парижский сплин»
Бодлер — денди, фланёр, горожанин, человек толпы. Если и говорить о его отношении к городу, то только его словами. Не в прозе, непривычно. У «Парижского сплина» есть замечательный эпилог.
Я с легким сердцем вниз бросаю взгляд,
На город, что во плоть свою облек
Приют, тюрьму, бордель, чистилище и ад,
Где пышным цветом распускается порок.
Ты знаешь, Сатана, тоски моей патрон,
Что не сочувствья зов меня туда увлек,
Но как развратник, что в развратницу влюблен,
Спешу в объятия чудовищной блудницы,
Чьим адским шармом вновь я привлечен.
И в час, когда погружена столица
В холодный, мрачный предрассветный сон
Или в закатных красках золотится, —
Мне дорог этот дьявольский притон!
Среди воров, блудниц смогу я насладиться
Блаженствами, каких профан лишен.
«Поэма о гашише»
Бодлеровское описание воздействия гашиша на организм долгое время считалось эталонным. С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша).
Теофиль Готье, другой французский поэт, а по совместительству завсегдатай клуба, свидетельствует: Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно.
Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». После гашиша были эксперименты с опиумом. На него Бодлер подсел, но к началу 1850-х избавился от зависимости.
Итогом экспериментов стали три большие статьи. Две посвящены гашишу. Бодлер считал его воздействие интересным, но неприемлемым для человеческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её».
Несмотря на это, в своих статьях он выступал как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропных эффектов гашиша и не впадая в излишнее морализаторство.
Смерть поэта
В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье.
В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболел. Свой недуг он описывал так: «наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия».
По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днём ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу.
В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядел ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова.
Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.
Поэт провёл свои последние дни в страданиях в Париже, в психбольнице. Сифилис лишил его рассудка. Шарль Бодлер умер 31 августа 1867 года. На его могиле не было ни слова о том, кем он был. Только то, что пасынок Опика и сын Дефаи.
«Время исчезло; воцарилась Вечность, — отрадная вечность!»
Сергей Алумов
.