Еще одна "Шоколадница":
полотно Лиотара
выставлено на аукцион впервые за 242 года
6 июля «Сотбис» выставляет на аукцион картину «Голландская девушка за завтраком» Жана-Этьена Лиотара, хранившуюся в частной коллекции с 1774 года.
Полотно оценено в миллионы — предсказуемо для столь примечательной работы.
Жан-Этьен Лиотар
Леди и шоколад
Когда провенанс - целая история
Они познакомились во Флоренции без малого 280 лет назад: ирландский пэр Уильям Понсонби, будущий 2-й граф Бессборо и Генеральный почтмейстер Великобритании, и Жан-Этьен Лиотар, швейцарский художник, успевший снискать популярность своими портретами.
Спустя год они предприняли совместное путешествие в Константинополь, навсегда изменившее Лиотара и предопределившее его судьбу.
Вернувшись, он принялся покорять столицы Европы своей экзотической внешностью (в турецком костюме и с бородой он выглядел весьма эксцентрично, словно предвосхищая скандальных знаменитостей XX века),
и необычайно светлой и реалистической манерой живописи, за которую его прозвали «художником правды».
Без устали путешествуя и развивая своё мастерство, Лиотар неизменно сохранял дружбу с графом Понсонби, ставшим обладателем более 70 работ швейцарского живописца.
Одну из них, приобретенную на лондонском аукционе в 1774 году, наследники Понсонби выставляют на торги старых мастеров и британской живописи, которые организует дом «Сотбис» 6 июля — впервые за два с половиной века.
Жан-Этьен Лиотар
"Шоколадница"
53×83 см.
«Голландская девушка за завтраком» в каталоге Бессборо названная просто «Шоколадницей».
Одна из немногих работ маслом в наследии Лиотара написана, предположительно, в Голландии в 1755−56 гг. В ней заметно влияние голландских мастеров жанровой живописи XVII века, таких как Габриель Метсю и Ян Вермеер.
В то же время Лиотар и здесь сохраняет свою манеру передачи света и мелких деталей, характерную для его пастелей. «Голландскую девушку за завтраком» часто сравнивают с другой «Шоколадницей», прославившей художника: оба жанровых портрета роднит сюжет и, в частности, любовь Лиотара к изображению фарфоровых предметов, сполна проявившуюся в его поздних натюрмортах.
Жан-Этьен Лиотар
Натюрморт с чайным сервизом
1783, 51×38 см.
Прошедшие недавно выставки в Лондоне и Эдинбурге и предстоящие торги вновь пробуждают интерес к «художнику-турку», несколько угасший в сравнении с его прижизненной славой. Тем не менее, истинные знатоки живописи всегда высоко ценили Лиотара.
Так, в 2009 году на лондонском аукционе «Кристис» «Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме» ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже «Портрет мадмуазель Луизы Жаке» был продан почти за 2 миллиона долларов.
Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме
1740-е , 56 см.
Портрет мадмуазель Луизы Жаке
1750-е , 45 см.