Эрнст Саприцкий
Ян Вермеер. Прерванный урок музыки, 1660-1661
Вполне пристойную картину
Здесь Мастер показал:
Они, девица и мужчина,
Дошли почти до половины
Проверки качества урока,
Как кто-то в дверь их постучал,
Девицу изумив глубоко.
Мужчина ж вида не подал.
Таков сюжет. Но привлекло
Меня в картине мастерство
Подачи лиц и положений
Вкупе с искусством светотени…
Вермеер "Прерванный урок музыки"
1660-1661г., холст, масло, 39 х 44 см, Галерея Фрика, Нью-Йорк
Мотив любовного напитка здесь перемежается с темой музыки. Девушка в красном жилете и белом платке, положив лютню и ноты на стол смотрит на зрителя с слегка озадаченным видом.
Остается только гадать, что могло отвлечь ее и оставить не потревоженным ее компаньона. Она и мужчина держат листок бумаги, возможно письмо или нотный лист. Вермеер опять предлагает загадку зрителю, оставляя его решать, учитель ли музыки этот мужчина или возлюбленный девушки. Зрителю позволено взглянуть в глаза девушки как раз в тот момент, когда ее компаньон еще не поднял голову, чтобы посмотреть, кто входит в комнату.
Музыка, как и вино, часто является спутницей любви, и на столе, кроме нот и лютни, - бело-голубой кувшин и бокал красного вина. На задней стене – картина, изображающая Купидона с запиской в поднятой руке, возможно Цезаря ван Эвердигена, навеянная эмблемой Отто ван Вена (1608 г.), где звучит девиз «Истинная любовь существует только для одного».
Эта картина вновь появится в картине «Дама у вирджиналя», она же была записана Вермеером в картине «Девушка с письмом у открытого окна». В картине вновь есть стулья с головами льва и стол, принадлежащие теще художника и так часто появляющиеся в работах Вермеера.
Поверхность картины сильно повреждена, и клетка, что висит у окна, дописана позже другим художником. Только натюрморт на столе остался нетронутым от первоначальной картины.
Большинство голландских жанровых сцен посвящены каким-либо специфическим действиям. В каждой из них кто-либо входит в комнату, создавая эффект действия и добавляя живости изображению. Вермеер стремится ограничить количество персонажей, концентрируясь на из жестах и выражении лиц. В этой картине найдено решение проблемы излишней статичности: изображен сам момент, когда персонажи отвлеклись от своего занятия.
Это решение позволило ему внести настроение и движение в картину не изменяя изначальной чрезвычайно спокойной композиции. Мужчина и девушка образуют очень компактную группу, девушка, вместо того, чтобы сконцентрировать свое внимание на листке, который предлагается ее вниманию, смотрит на зрителя. Выражение ее лица встревоженное, но непринужденное. Свет мягко падает на ее лицо и белый чепец, подчеркивая ее внимательный взгляд.
Сюжет "Урок музыки" пользовался особой популярностью в нидерландской живописи.
Урок музыки
METSU, Gabriel Dutch painter
(b. 1629, Leiden, d. 1667, Amsterdam)
Man and Woman Sitting at the Virginal
1658-60
Oil on oak, 38 x 32 cm
National Gallery, London
Терборх Герард II
(1617 Зволле - 1681 Девентер)
- Урок музыки
Герард тер Борх "Урок музыки"
Gerard TERBORCH
The Music Lesson
-Oil on canvas, 69 x 58 cm
Pushkin Museum, Moscow
Серия сообщений "Картины Яна Вермеера":
Часть 1 - Спящая девушка , Бокал вина
Часть 2 - Johannes Vermeer (1632–1675) The Procuress. Дата 1656
...
Часть 11 - Девушка с бокалом вина
Часть 12 - Вермеер Дельтфский
Часть 13 - Ян Вермеер. - Прерванный урок музыки, 1660-1661
Часть 14 - Вид Дельфта
Часть 15 - Урок музыки
...
Часть 29 - Хозяйка и служанка
Часть 30 - Девушка с жемчужной серёжкой
Часть 31 - Один из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии.