"Лебедь"   Камиля Сен-Санса
В голубом просторе.
Рылов Аркадий Александрович
Вряд ли кто не согласится, что лебедь - одна из самых красивых птиц. Силуэтом, изящными движениями. Посмотришь на пару лебедей - в воде, на взлете, в воздухе - и уже нет никакого дела до настоящих повадок этих грациозных птиц, вообще-то, достаточно вздорных и жестоких к чужакам. При этом лебеди, в отличие от всяких прочих разных товарищей из животного и не только племени, хранят своей паре пожизненную верность. Если что, так и доживают в одиночестве. А всем известное выражение "лебединая песня" имеет под собой реальную основу - подстреленный погибающий лебедь падает с криком, который легко принять за прощальный.
Вполне естественно, что в классической музыке образ лебедя вдохновлял многих композиторов. Из наиболее известных, к примеру, - Шуберт, Сибелиус, Римский-Корсаков, Вагнер... Нет-нет,Чайковского я тоже не забыл!. Да и как можно забыть про автора целого балета на лебединую тему! И не просто балета, а БАЛЕТА!
Но связка лебедь-балет не ограничвается "Лебединым озером".
Есть такие музыканты, имя которых, сколь бы много они ни сотворили выдающегося, все равно ассоциируется в первую очередь с одним единственным произведением. Которое навсегда приклеивается к ним почище фамилии.
Камиль Сен-Санс (Camille Saint-Saens).
Композитор , живший в XIX - начале XX в.в. во Франции.
Сказочно одаренный с детства (в десятилетнем возрасте он уже играл в парижском концертном зале "Плейель", в качестве номера на "бис" предложив публике выбрать любую из 32 сонат Бетховена для фортепиано), пианист, органист, дирижер, автор множества произведений самых разных форм,
Сен-Санс всемирно известен в первую очередь своей пьесой   "Лебедь",   вошедшей в “Большую зоологическую фантазию”   "Карнавал животных".
Чрезвычайно лиричная и проникновенная (в отличие от остальных, с сатирическим подтекстом, пьес цикла ) она очень быстро выделилась в отдельное самодостаточное произведение.
С подачи великой русской балерины   Анны Павловой   и создавшего для нее балетный номер на музыку   "Лебедя"   балетмейстера   Михаила Фокина   эта пьеса вместе с самим номером стала одним из мировых символов балетного искусства.
Номер называется   "Умирающий лебедь",   и лебедь в нем действительно умирает.
Интересно, что в самой пьесе он умирать совершенно не собирается, и пьеса - лишь выражение восхищения красотой этой изящной птицы, звуковой образ ее прекрасных в своей естественности движений.
Камиль Сен-Санс "Лебедь" (Camille Saint-Saens Swan)
"Лебедь", Майя Плисецкая (фильм балет 1975)
Шарль-Камиль Сен-Санс "Лебедь"
Хореография Михаила Фокина Майя Плисецкая
К.Сен-Санс - Лебедь... Музыка любви
Учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
Ну как не чудо? ведь всегда вдвоем,
Крылом к крылу в красивом оперенье
Они скользят по чистому пруду.
Божественны! Остановись мгновенье!
А преданность? Ведь если роковой
Наступит час — один погибнет,
То жить не станет и другой,
Он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде,
Два нежных, преданных творенья!
Учитесь верности у лебедей!
Храните жизни чудные мгновенья!
(из интернета)
Daniil Shafran play-"Swan" Saint-Saens
.