-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Acckaya_brunetko

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2009
Записей: 585
Комментариев: 38
Написано: 683


Трансактный анализ в повседневности.

Воскресенье, 07 Ноября 2010 г. 01:51 + в цитатник
Цитата сообщения Olke Трансактный анализ в повседневности.

 Трансактный анализ в узком смысле – это анализ взаимодействия двух и более людей. По модели Эрика Берна личность человека состоит из нескольких частей - Эго состояний.  Я думаю в нашем насыщенном психологией мире, уже всем известно, что существуют три Эго-состояния человека. Это Родитель, Взрослый, Ребенок. В данном посте я не буду глубоко вдаваться в детали и расскажу в общем, потому что родитель и ребенок делятся еще на несколько частей.

 

Первым и врожденным является состояние Ребенок (дитя). В младенчестве человек обладает только этим одним Эго состоянием, два других формируются у нас в процессе взросления. Ребенок это самая архаичная, древняя (ранняя), импульсивная, самая искренняя, самая наивная часть нашей психики. Ее функции выживание и жизнь. Она “отвечает” за чувства, эмоции и реакции. Источником и подпиткой Эго состояния Ребенок являются наши собственные чувства, эмоции, поведение и восприятие в возрасте  до трёх - пяти лет. Таким образом, Дитя ответственно за наши “хотелки”. Естественный Ребёнок (есть еще адаптированный и бунтующий) – самая неизвестная часть для огромного количества людей. Радоваться жизни, веселиться, расслабляться, шутить и смеяться, отдыхать, играть, заниматься сексом, получать удовольствие – это всё делает наш Естественный Ребёнок. Но он – может хотеть пукнуть в общественном месте, может потребовать у Вас, чтобы Вы покинули скучную лекцию, чтобы Вы дали в морду своему глупому начальнику.
Это – Естественный Ребёнок, который делает то, что он хочет.
На то и нужен Взрослый, чтобы вовремя перехватывать власть в Личности.

Закон: чем более нечто нам неизвестно, тем большее влияние на нас оно оказывает.

 

Родитель - это часть нашей личности, отвечающая за сохранение догм и постулатов, норм и правил. Это некое вместилище (собрание) наших убеждений и представлений о том, что и каким должно быть. Это Эго состояние включает в себя модели поведения наших близких, которые мы усвоили в детстве, модели авторитетных нам людей и тд. Словом модели поведения усвоенные от окружающих взрослых. Это состояния подражания. Функции этой части: Преемственность поколений. Статус-кво. Система значений. Система моральных ценностей и этических норм.

 

Итак, Эго состояние Взрослого. Это наиболее “реальная”  часть нашей психики.
Это способность хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта, адекватно реагировать  на окружающую действительность. Воспринимать все вокруг, выбирать цель, анализировать и действовать принимая на себя ответственность за свои поступки и решения.

В контакте, в общении, в отношениях взрослый:
1. Получает (принимает информацию)
2. Запрашивает информацию
3. Даёт
информацию

 

Однако это не означает, что человек находясь в Эго-состоянии Взрослы не испытывает эмоции и чувств. Речь идет о том, что реакцией Взрослого на то, что ему например нахамил друг, будет спокойный ответ –Пожалуйста, не говори так больше, это причиняет мне боль. В то время как реакцией ребенка будет поиск всемирной справедливости (разными способами, в зависимости от конкретной личности), как же это так, оскорбили в собственной песочнике. А реакцией Родителя будет что то из серии –Ты не должен так делать, я же твой друг. Ты обязан извиниться и прочее.


Когда активна Взрослая часть, человек испытывает особые чувства и эмоции:
Уверенность в себе, спокойствие, внимательность, сосредоточенность, контролируемой ровное состояние, легкий доступ к естественному Ребёнку. 

Взрослый активен - когда не захвачен Сумасшедшим Родителем, или Манипулятивным или Адаптированным Ребёнком.
Взрослый структурирует наше время и деятельность.
Именно он отвечает за нашу способность прогнозировать события.
Взрослый – это осознанные выбор и решения.
Взрослый делает предположения, понимая, что это всего-навсего предположения, исследует, проверяет, сверяет, сравнивает, измеряет, отвечает за точный и качественнный анализ.
Он единственный, у кого хорошая память на факты.
У него единственного - неискажённое восприятие. Галлюцинировать и придумывать, обманываться он в принципе не способен.

Человек психически здоров, если у него присутствуют в равной степени все три Эго состояния, нет сильных перекосов в какую либо из сторон. Соответственно, могут быть три отклонения. Если у человека отсутствует одно из Эго.

 

Если у человека отсутствует Ребенок – то это человек не умеющий расслабляться, подурачиться, у него проблемы с координацией в танце, всецело отдан работе, она у него приоритетно стоит на первом месте. Если у человека отсутствует родитель, то это человек циничен, без моральных принципов и традиций, отвергает свое наследие. Ну и наконец если у человека отсутствует взрослый и человек находится полностью в детстве, то это психиатрическая болезнь, под названием шизофрения.

 

И соответственно, человек может действовать исходя из трех этих состояний. Как правило, человек из Взрослого выпадает в Ребенка или Родителя в стрессовой ситуации. Приведу пример. Сидит девушка секретарша на работе, пришла вовремя, начала работать, все как полагается, вот сидит она, что-то печатает. Вдруг влетает ее начальник начинает кричать –Что ты мне там, такая ссекая, вчера не те документы принесла! Раскричался на нее и ушел к себе. Девушка расплакалась. Она же знает, что все дала правильно, а тут с ней так поступили несправедливо. Выходит в туалет, поплакала, потом посмотрела на себя умылась, нарисовала обратно свою красоту, возвращается на место, а там за пол часа ее отсутствия телефон разрывается шеф опять кричит, что она пропустила важный звонок и так далее. В этой ситуации девушка повела себя из это состояния ребенка. Видимо в детстве реакцией на стрессовые ситуации, когда происходила мировая несправедливость в песочнице - у нее отнимали ведерко, она начинала плакать. И на автомате эту детскую реакцию в состоянии стресса она и воспроизвела. Потому что нормальной реакцией взрослого была бы реакция на здесь и сейчас  – Хм, на работу я пришла вовремя, документы? Так проверила, вчера ему все дала правильно… значит дело не во мне.. может там бампер ему задели, может жена с утра скандал закатила. Вот  сейчас я ему кофейку сварю. Пусть он там посидит, остынет и все будет нормалек. Ну а реакция родителя была – Иван Иваныч, Вы не правы, да как Вы можете, да так не принято… и так далее.

 

Три Эго состояния можно “распознать” по словам, поведению и характерным эмоциям.

 

Признаки активности родительской части психики.

Слова: Надо, Положено,  Правильно, Неправильно, Должен, Обязан, Принято (так принято), Придётся (сделать, согласиться, принять)


Чувства, реакции, эмоции и поведение: Осуждение, Оценка, Поддержка, Прощение, Сочувствие, Гнев, Тревога, Поощрение, Наказание, Контролирует, Хвалит, Ругает
Упрекает, Возмущается

Признаки активности Ребенка.

Слова: Хочу, Не хочу, Моё, Мне, Не буду, Вы должны мне, (любой сленг)

Чувства, эмоции и реакции, поведение Обида, Вина, Страх, Радость, Секс, Творчество, Протест, Любопытство, Азарт, Вредность, Упрямство, Упёртость, Робость, Неуверенность в себе, Флиртовать, Соблазнять, Подчинение, Восхищение, Восторг, Ревность, Зависть, Хитрость.Хвастливость, хвастовство. Гордость (собою).Непосредственность. Агрессия. Смеяться. Веселиться. Развлекаться. Отдыхать. Наслаждаться. Жадность. Оправдываться. Расхваливать. Хотеть. Желать. Врать. Иллюзии. Ожидает и требует внимания. Желание нравиться. Страстное желание любви. Желание выделяться. Желание быть единственной (ым). Избегания. Жалость к себе. Желание нанести вред. Желание (потребность) к разрушению. Бестолковость. Растерянность.

 

Об активности Взрослой части можно судить по следующим двум признакам:
1. Знаешь ли ты, что ты делаешь?
2. Можешь ли ты в любой момент прекратить это или начать.

После пьянки – Вам рассказывают, что Вы вчера делали. А Вы не помните об этом. Это был выключен Ваш Взрослый. Алкоголь пьют для того, чтобы в первую очередь «вырубить» Родителя, который так задолбал Ребёнка, что тот не может веселиться, расслабляться, отдыхать. Но заодно алкоголь вырубает и Взрослого.

Вы что-то делаете, и не знаете о том, что Вы это делаете. Например, Вы обижаете человека, но не знаете об этом. В этой точке Ваш Взрослый захвачен либо Родителем, либо – Ребёнком. И как итог – Вы не осведомлены полностью о том, что Вы творите на самом деле.

Часто путают Родителя и Взрослого. Уж очень они похожи.
Взрослый не эмоционирует. Он не осуждает. Он не наказывает. Он не запрещает. Он не ловит, не выслеживает, не загоняет в тупик или ловушки. Он не сплетничает, он не обижается. Он не ругается. Он не угрожает. Он не получает удовольствия от насилия. Он не пасует. Он не хамит, не дерзит, не протестует. Он не критикует. Не заставляет насильно.

Он только принимает инфомацию, запрашивает её и даёт её. Всё.

Взрослый может дать информацию о границах, тогда как Родитель будет запрещать.

Родитель осудит, а взрослый - просто сообщит о чём-то, предварительно – либо оценив степень готовности приёмщика информации к ней, либо – запросив разрешения на приём информайии, либо – подготовив приёмщика к приёму такого класса информации.


И на последок, что бы Вы могли оценить на сколько в Вас сильна та или иная составляющая, предлагаю небольшую сравнительную характеристику.

 

Родитель – Надо
Дитя – Хочу
Взрослый – Факты: А что есть на самом деле?

Человек, охваченный Родителем чувствует то, что 
положено чувствовать в подобный момент.
Человек, охваченный Ребёнком будет чувствовать:
Естественный Ребёнок: то, что ему чувствуется 
в соответствии со степенью реализации его потребностей, 
Манипулятивный Ребёнок: то, что потом 
можно будет использовать в манипулятивных играх отношений
Протестующий Ребёнок  
Протест – при любом удобном случае
Большой Свин  
то, что может испортить сейчас или потом жизнь самому человеку, или другому.

Что будет чувствовать человек, контролируемый Взрослым?
Вариантов несколько.
• Он может чувствовать то, что чувствует его Естественный Ребёнок
• Он может осознавать степень уместности или неуместности чувства или эмоции. И при наличии неуместности – этой эмоции просто не будет. Она не будет подавляться. Взрослый уберёт истоки и причины этой эмоции. Либо – примет Решение, и начнёт какие-либо действия.

Эмоции – это сигнал о чём-то. Взрослый примет сигнал, и использует информацию, заложенную в этом сигнале по назначению. Как только сигнал принят, - надобность в нём отпадает.


Ориентация:

Родитель – ориентируется на правила
Взрослый – на результат
Ребёнок – на процесс

Родитель – на то, что положено
Взрослый – на то, что есть или то, что точно будет или было (неискажённая память, прогнозы!)
Ребёнок – на то, что хочет

 

Предупреждение!

Многие бросаются сразу диагностировать других, да ещё – начинают сразу обвинять их во всех грехах. Не попадитесь на эту удочку! Помните 
правила безопасности при изучении Трансактного анализа:

1. Сначала исследуй себя и примени всё к себе. Исследуя себя – допускать к власти только Поддерживающего Родителя!!!!
2. Если ты опознал нечто у другого человека – не спеши включать своего Критикующего Родителя! Если и хочешь обсудить ЭТО со своим близким – то 
только при наличии у тебя Поддерживающего Родителя к себе и к Другому человеку! Особенно – если это Ваши родители или супруг (супруга). Только так! При нарушении этого правила проблем у Вас только прибавится (либо внутренних, либо – внешних – с окружающими)! Я это Вам гарантирую.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку