Он был учеником Евсевия, изучал богословие, воспитывался у христиан, но испытывал симпатии к язычникам. Он упраздняет все привилегии христиан, объявляет политику веротерпимости, и это помогло всем сосланным епископам вернуться на свои кафедры, в том числе святителю Афанасию.
Та свобода, которую получила церковь, помогла ей самостоятельно вылечиться от арианства. Большая часть восточных епископов были православно мыслящими, но до конца не понявшими вероучительного определения «Единосущий». Их пугало, что это слово небиблейского происхождения, а ранее употреблял его еретик Павел Самосатский.
Арий исходил из понятия о Боге как о самозамкнутом Абсолюте. Минимально на этом месте Логос воспринимался исключительно как орудие творения. Он раньше всего, но Он не вечен, имеет начало своего сотворения. Вопрос был не об отвлеченных истинах, а будет ли полнота Церкви и учения.
Сколько было страстей, человеческих немощей – все это говорило не об отвлеченности этого вопроса. Св. Афанасий отстаивал объективную миссию Христа. Большинство восточных христиан было стихийно православно мыслящими, но, видя как ариане приходят к власти, они стали сорганизовываться, чтобы им противостоять. Все епископы разделились на 4 партии (2 христианские, 2 еретические):
1.Аномеи (самые крайние ариане). Сын Божий не только не подобен Отцу, а является лишь высшим творением, ни о каком подобии речи нет.
2.Омии (омос – подобный) – Христос подобен Отцу во всем, в чем угодно, но только не по существу.
3.Православно мыслящие в старобогословской терминологии. Омиусиане – подобносущники.
4.Самые стойкие, самые непримиримые борцы с арианами – никейцы (Афанасий, Григорий).
Партия омиусиан попыталась выступить единым фронтом (Василий Анкирский, Георгий Лаодикийский). Василий Великий и Григорий Богослов были учениками омиусиан. Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский поняли всю сложность сложившейся ситуации и стали искать контакта со святителем Афанасием. И в 362 г. эта встреча происходит, и они приходят к общим выводам. Их называли староникейцами.
Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский называются новоникейцами.
Когда епископы востока и запада вступили в дискуссии по этим вопросам, у них не было еще выработанной общей терминологии. Западные епископы под словом «ипостась» понимали одно, восточные – другое, и это мешало им понять друг друга.
Новоникейцы (капподакийцы) пояснили суть термина личности и сущности. Они говорили об ипостасях Отца, Сына и Святаго Духа. Усия и ипостась считались до этого синонимами, вызывая путаницу.
На востоке пошел процесс выздоровления. Император Юлиан недолго царствовал и был убит персами. Империей правят на востоке Валент (арианин) и Валентиниан – на западе. Преследование православных значительно снизилось, хотя Валент отправил Афанасия в ссылку, но ненадолго. Св.Афанасий умер в 373 г.
В 378 г. в войне с готами погибает и Валент. Восточной частью империи начинает править Феодосий I, проводящий православную политику. Для прекращения всех смут император Феодосий созывает новый Вселенский Собор, но до этого, в 380 г., он издает манифест о вере, где объясняет, кто является православным, а кто еретиком. В то время в Константинополе была только одна православная церковь – Св. Анастасии, служил в ней Григорий Богослов.
Следующая тема: II Вселенский Собор
|