| Общецерковная история
Христианство распространялось с большой скоростью в восточной части империи: в Сирии, Малой Азии, и дальше. К сев.-вост. оно пересекает имперскую границу – царство Озроена (восточно-сирийское) принимает христианство на государственном уровне. Правителями этого княжества были цари Авгари.
Один из представителей этой династии, Авгарь IV, больной черной проказой, отправил ко Христу посла с просьбой придти к нему и исцелить его. Христос же ответил, что должен исполнить то, что Ему предначертано. Тогда Авгарь послал своего писца в Иерусалим, чтобы он тайно написал изображение Иисуса. Но Христос попросил у Луки, пишущего образ, плащаницу, омыл лицо свое и отер его платом.
|
На плате сохранилось изображение лика Спасителя, который Он и отправил Авгарю, с обещанием после Своей смерти послать к нему Своего ученика Фаддея, чтобы исцелить его, – так говорит предание. Всему этому есть серьезные исторические свидетельства: известно, что действительно была переписка между Христом и Авгарем.
По свидетельству Фомы, христианство переходит в Персию, а оттуда – в Индию.
На западе христианство распространялось не так быстро, как на востоке: и по количеству обращаемых, и по размеру территории.
Образовалось три больших центра: в Риме, в Александрии и в Антиохии. Постепенно епископы больших городов включают в свою орбиту и остальные общины – в административное подчинение. В этом уже видится то деление Вселенской Церкви, когда мы будем говорить о Римской, Антиохийской, Александрийской юрисдикции, а затем – Константинопольской.
Александрия была основана Александром Македонским в 331 г. до Р.Х., это был второй по величине город Римской империи. В нем помимо римлян жили греки, египтяне, была большая иудейская община. Александрия была родиной такого явления как эллинизм. Этот культурный феномен создан Александром Македонским, который в результате своих завоеваний пытался связать греческую и восточную традиции, в частности в философии. Александрия была культурным центром. При царе Птоломее был открыт музей, школа-университет, с известной Александрийской библиотекой, сгоревшей в 5 в., там изучались все науки, известные в то время.
В Александрии также постоянно существовали иудейские общины, поэтому уже в 1 в. хриcтианство проникло в Александрию и распространялось там очень быстро.
К 4 в. все население Египта составляли христиане. Основная масса людей Александрии – греки, а жители самого Египта греческого языка не знали, и богословская литература появляется на коптском языке. Антоний Великий был коптом.
Со 2 в. в Александрии существует школа оглашенных. Ее возглавляли Климент Александрийский, Ориген, Кирилл, Афанасий Александрийский. Постепенно эта школа переросла в общеобразовательный центр, где проходили не только богословие, но и философию, и естественные науки. Богословы этой школы выработали аллегорический метод изучения Священного Писания – во всех текстах богословы искали несколько смыслов, скрытых пластов. Согласно Оригену, как у человека есть душа, тело и дух, так и в Священном Писании есть буквальный смысл, назидательно-душевный и духовный. Часто богословы этой школы злоупотребляли своим методом, который происходил от Филона Александрийского, этот богослов был сторонником широкого восприятия Священного Писания. Он был иудеем и пытался греческую философию, в частности Платона, связать с иудейской религией. Сам он не был христианином. Метод Филона Александрийского перешел в Александрийскую школу, где он активно развивался.
Антиохийская школа , как и Александрийская, образовалась вследствие определенного подхода к Писанию. Основателями ее были пресвитеры Лукиан и Дорофей (сер.3 – нач.4 в.) Суть подхода этой богословской школы – в буквальном понимании текстов Священного Писания. Вследствие этого подхода сформировалась Антиохийская школа. Ее представителями были Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит, епископ Кипрский. Несторий и Феодор Мопсуестийский уклонились в ересь.
Следующая тема: Церковь эпохи Вселенских Соборов
Константин Великий и христианство
|