Общецерковная история
![](http://foto.mail.ru/mail/abolox/252/i-658.jpg) Внешние гонения имели цель разрушить организацию Церкви. Но и внутренние ереси и расколы все это время раздирали Церковь. Тем не менее, здесь можно усмотреть положительный момент: они помогали формировать догматическое богословие, которое изначально не существовало – знание открывалось постепенно, по мере возникновения той или иной ереси. Рост Церкви происходил потому, что возникал тот или иной вопрос, требующий решения.
Между ересью и расколом есть принципиально различие. Ересь отчуждает от полноты Церкви. Василий Великий говорил: "Еретиками мы называем совсем отторгшихся". Раскольники – это те, которые отторглись во второстепенных вопросах. Это - самочинное сборище, когда пресвитер отделяет своих прихожан от связи с епископом. Грешны в нарушении дисциплины Церкви. Ересь – более серьезное нарушение полноты Церкви, чем раскол. Одного старца искусители обвиняли в том, что он блудник, тать – он со всем соглашался, - но от обвинений в ереси отказался, сказав, что еретик – это человек, поставивший себя вне Церкви. Еретики часто подвергаются анафеме.Церковная анафема не носит характер проклятия, как принято считать, это только констатация факта, что тот или иной человек поставил себя вне Церкви.
Для защиты права веры святые отца иногда применяли недопустимые меры. Но они помнили, что ошибка богослова может стоить жизни многим и многим христианам. Поэтому святые отцы часто были нетерпимыми к ереси, поскольку они исходили из пастырской заботы о своих ближних.
Иудеи и язычники часто не хотели отказываться полностью от своих старых воззрений. Иногда возникали иудео-христианские заблуждения. В связи с язычеством образовались гностические заблуждения, когда элементы христианства смешивались с восточной религией и греческой философией.
Иудео-христианские заблуждения. Иудео-христианство существовало недолго в виде назарейства и евионийства – последователи этих ересей считали Христа простым человеком, они полностью держались Закона. Св. Ириней Лионский во 2 половине 2 в называет их еретиками-евионитами. С этого времени их более не признают христианами (евионос греч. – бедный). Эта ересь исчезает к 3-4 веку.
Гностицизм первое духовное еретическое движение. Оно появилось еще до христианства. Оно пыталось совместить восточную религию, иудаизм и греческих философов. Гнозис (греч.) – знание, ведение, разумение. Церкви уже в первом столетии пришлось столкнуться с гностицизмом. Но расцвет его пришелся на 2 век. Была совершена попытка соединить язычество и христианство. Человеку давался некий гнозис – тайное знание. Вначале гностицизм был дружелюбен по отношению к Церкви. Его интересовали христианские вопросы: вопросы добра и зла, жизни и смерти. Были совершены попытки соединить христианство со своей религией. Часто гностики ссылались на христианство. Они обращались к Марии Магдалине, которой якобы Христос открыл тайное знание. Это знание само по себе спасало человека, с их точки зрения. Основные черты гностицизма: дуализм, докетизм, отвержение Ветхого Завета.
Гностические теории основывались на мистическом мировоззрении – постулировали два начала: доброе и злое. Два божества: высшее и низшее (демиург) – создатель, он создал наш мир. Этим низшим богом они считали ветхозаветного Яхве. Знания, на которые претендовали гностики, не носили интеллектуального характера, они были основаны на неком откровении – знании о сотворении мира, что и стало причиной несчастья человечества. Содержание многих гностических евангелий было направлено на пробуждение души от сна. Мир был создан второстепенным божеством, Яхве. Идея искупления была главной у гностиков, но многие из них не считали Иисуса Христа Спасителем – некоторые называли Симона-волхва, некоторые – Геракла.
Василид (Египет) и Валентин (Рим) стояли ближе всего к христианству. Но они считали Христа призрачным (докизис – видимость), не способным быть материальным, так как Он совершенен. Они признают два противоположных начала: начало материи и начало духа – они не могут соединиться. Гностический докетизм: Христос казался вкушающим пищу, страждущим и т.д. – это все обманчивая видимость.
Василид образовал свою секту. Он написал евангелие: выше всех верховный Бог, Отец Иисуса Христа, который родил Слово, от него – Целомудрие, от него – Сила и Мудрость, от брака которых образовалась полнота всех существ, которые заняли 365 небес, полирон. Апостол Павел взят лишь до 3 неба, гностики попадали и выше. Нижним небом управлял Яхве. В системе Василида отводится место Христу: Он разум, посланный Отцом на землю, чтобы пробудить в людях разум, освободить их от материи, объяснить людям, кто они такие и к чему призва-ны. Христос, согласно Василиду, не был распят, а вместо него Симон Киринеянин, который нес его крест (это же у мусульман, вероятно, Магомет это взял у сосланных в Аравийскую пустыню гностиков, считая их христианами), а Христос стоял в толпе и смеялся.
Маркион (сер.2 в) признавал только Евангелие от Луки, считал, что его написал апостол Павел, удалил из него все места, относящиеся к Ветхому Завету. Он первым попытался создать канон Нового Завета, это было причиной, которая побудила Церковь начать работу по составлению книг Нового Завета.
Морально-этические следствия гностицизма: согласно гностикам, люди делились на 3 категории: гилики (материя), психики (душа) и пневматики (дух огненный). Себя гностики относили к пневматикам. Психиками считали церковных людей – они не имели раскрытия тайн Божиих. Гилики – не способны к духовному движению, изначально предназначены к могиле. Даже отводя Христу центральное место, они искажали христианство до неузнаваемости: с их точки зрения, спасает только знание.
Гностики заставили Церковь точнее составить принципы, которые позволяли отвергать подложные апокрифические сочинения. Апостольское преемство иерархии, церковное Предание – это два принципа, которые Церковь выработала – помогали отличить ересь от боговдохновенных книг или книг не боговдохновенных, но полезных для чтения. Гностики создали много апокрифических книг. Учение о Предании и иерархии помогло Церкви к нач. 4 в, без конкретных Соборов, безошибочно отделить канонические книги от апокрифических, ложных. Одним из главных борцов с гностицизмом был Священномученик Ириней Лионский, он сформулировал принципы, которые помогли отличить ложь от истины, внутренне сокрушил вероучение гностицизма.
Монтанизм – по имени пророка-фригийца Монтаны, еретическое и отчасти раскольническое движение. Ко 2 веку увеличилось количество христиан. Оценка грехов меняется в сознании христиан. Первые христиане переживали грех как ненормальность, мучительное несоответствие. Они почти все были святыми. В ранней Церкви святость была нормой поведения. Во 2 веке появляется возможность второго покаяния – восстановления в Церкви отпавших от нее: тех, кто отпал от Христа, совершил убийство или прелюбодеяние. Постепенно Церковь осознала себя не как общество святых, но как место для спасения грешников. Развитие покаянной дисциплины понижало уровень христиан. Многие христиане соблазнялись тем, что Церковь принимала отпадших грешников. Отсюда рождается ересь монтанизма (2 в).
Монтан отвергал иерархическую структуру Церкви и говорил, что в ней должны управлять пророки. Он вещал в экстазе. Третий завет был послан через него. Откровение не закончилось, но продолжается. Оно будет завершено Св. Духом. Он назвал себя Св. Духом, чем хулил Его. Для монтанизма было напряженным ожидание второго пришествия Христа. Последователи этой секты придерживались строгих нравственных норм: отказ от брака, мяса, призывали к вольному мученичеству. Они не допускали покаяния, так как грешники повредят своими грехами Святой Церкви. Они видели Церковь как Церковь святых. Отвержение монтанизма из Церкви далось с трудом. Монтанистов было очень много в Малой Азии, также были в Риме и в сев. Африке. Усложняло борьбу с ними то, что они были ревностными мучениками. К ним присоединился Тертуллиан. Лишь к 4-5 в. эта ересь была искоренена.
Св. Ипполит Римский говорил, что Христос пришел спасти не праведников, но грешников. Он исторически победил монтанистов, когда стоял вопрос, остаться кучкой святых, быть вне мира, вне истории, или исправлять и окормлять грешников, которые приходят в Церковь в надежде на спасение, быть открытыми миру и отпадшим. В той или иной мере этот вопрос вставал перед Церковью во все века. Церковь, благодаря ему, выработала принцип о мученичестве – монтанисты часто приходили к властям и сами напрашивались на мученический подвиг. Этот приход был Церковью осужден: христиане должны были исповедовать свою веру, если их привлекали, но самим напрашиваться на мученичество – это экстремизм, часто из гордыни, многие при этом не выдерживали и отказывались от христианства.
Следующая тема: Догматические заблуждения в первые 3 века
|