Общецерковная история
![](http://foto.mail.ru/mail/abolox/195/i-642.jpg) В I веке римские власти не отличали христиан от иудеев, которые имели разрешенную религию, поэтому вначале не было официальных преследований. Тертуллиан характеризовал: I век – "под покровом иудеев".
Первое большое гонение началось в 64 г. в Риме, когда при пожаре сгорело полгорода. Возможно, сам император Нерон велел поджечь Рим. Народ был взволнован. Нерон отвёл от себя гнев толпы, назвав поджигателями группу людей, ненавидимых им за их убеждения - христиан - и наказал их с предельно утонченной жестокостью. Он указал на христиан по навету иудеев. Из 14 кварталов сгорели 10, из них 3 иудейские, поэтому иудеи также считали христиан ответственными за пожар. Нерон имел наложницу-прозелитку из иудеев Поппею, и она способствовала тому, чтобы восстановить Нерона против христианства.
Тацит, историк: сначала схватили тех, кто сознавался, потом всех остальных. Топили, сжигали, одевали в шкуры зверей. Апостолы Петр и Павел стали жертвами гонений в 64-68 гг: Павел обезглавлен как римский гражданин; Петр распят вниз головой.
После Нерона христиане жили спокойно до императора Домициана. После разрушения Иерусалимского храма иудеи подать должны были давать в честь Юпитера Капитолийского. Но когда стали собирать подать, оказалось, что иудеев мало, а христиане дань не давали (эту дань должны были давать все иудеи по крови) – то есть, они уже себя не признавали иудеями.
81-96 гг – годы правления императора Домициана.
96 г. – казнен проконсул Тит Флавий Клемент и др., жена сослана, за принятие христианства.
Обособление христианства
Гонения начались на Востоке, где христианство утвердилось раньше. Об этом свидетельствуют «Апокалипсис» и «Письмо к императору Траяну» 110 г чиновника Плиния – это письменные памятники этим событиям. Плиний был легатом в Вифинии, он казнил упорствующих, отсылал римских граждан в Рим, отпускал отвергающихся, которые почтили императора, богов, отреклись и хулили Христа, пытал служанок-диаконисс. Он состоял в доверительных отношениях с императором Траяном. Спрашивал у императора, как поступать с христианами, говорил, что много отступников, что храмы язычников наполняются, корм для жертвенных животных хорошо продается. Плиний рассказывает о некоторых христианских обрядах, о том, с какой стойкостью многие христиане отстаивали свою религию и не желали почитать культ императора. Плиний сомневается, стоит ли ему руководствоваться анонимными доносами для обвинения христиан, и спрашивает совета у императора. Траян оправдывает его подход и советует христиан не разыскивать, не обращать внимания на анонимные доносы, но если они подтверждаются - казнить. Это основная идея гонений.
Но и отпадших было много. Сроки покаяния жертвовавших – отлучение от Причастия до смертного одра, приносивших купленные справки о жертвах (в 3 в так можно было доказать свою лояльность к Римскому государству) – меньшие сроки.
Периоды гонений
1. От 64 г до 250-251гг (от Нерона до Декия Траяна)
2. От 251 г до 311 г (до имп. Диоклитиана и Максимиана)
В 1 периоде императоры не были инициаторами гонений, не издавали эдиктов, указов на преследование. А во времена Декия Траяна уже пошли указы.
304-311 гг – пик гонений по Восточной Римской империи, император Диоклетиан стремился к полному истреблению христиан. Марк Аврелий, Антонин, Декий Траян были успешными императорами, но проводили наиболее жесткую политику против христиан. Слабые правители не обращали внимания на христиан, например, сын Марка Аврелия император Коммод относился к ним с холодным презрением.
Император Диоклетиан стал реформировать армию и увидел, что там много христиан. Решил извести. Издал эдикт: уничтожать клир и церкви. Диоклетиан разделил Римскую империю на 4 части (до этого было 2: Западная и Восточная, там были августы). В 3 и 4 части управляли кесари.
Диоклетиан был на Востоке, там проходили сильные гонения. В Западной части был отец равноапостольного императора Константина, мать императора Константина была христианкой, в западной части серьезных гонений не было. Император Декий Траян уже проводил последовательные (250-251 гг) гонения. Он требовал либелус – справку о принесении жертв идолам.
Следующая тема: Церковные расколы из-за отпадших
|