-Метки

Вечер Царское село аврора американская литература американское кино английская литература английское кино архитектура байопик башня газпрома белки биография блоги боевик больница большая невка большая хоральная синагога вднх велосипедное весна видео военная драма выборг выборгская сторона выставка россия гатчина гатчинский замок голуби городской пейзаж граффити двор филфака дворцовая набережная дворы дворы и подворотни декор день памяти деревья детектив динозавры донбасс драма друзей в ссылку европейское кино елагин остров животные загадки звери зима зоопарк интерьер историческая драма история каменноостровский проспект каменный остров карельский перешеек карповка каштан кино кинообзор кинорецензия книги коворкинг ясная поляна коломяги крестовский остров криминальная драма кроншлёд-2024 ксения петербургская кусты ланское шоссе ледяные скульптуры летний сад лето литература личная лытдыбр люди малая невка михайловский замок море москва мосты мраморный дворец музеи небо нева невский проспект новости новый год ночь общество ограды океанариум осень отражения пётр i памятники парадные парк 300-летия санкт-петербурга парки песчаные скульптуры петергоф петроградская сторона петропавловская крепость планетарий погода почки поэзия праздники приключения приморский парк победы приморский проспект приморское шоссе природа прогулки по санкт-петербургу птицы пушкин реки реки и мосты роберт маккаммон рождество российское кино рыбы санкт-петербург семья сериалы синагога сквер товстоногова скульптура смурфик спб средняя невка стивен кинг техника триллер тырнет тюльпаны ужасы украина улица фантастика фашизм фильмы финский залив фонари фото фэнтези храмы христианские праздники цветы церкви чёрная речка чайки черепахи черная речка экранизация электросамокаты юмор юсуповский дворец

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Unico_Unicornio

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 44113


Гонения на христиан со стороны язычников

Понедельник, 14 Апреля 2008 г. 09:49 + в цитатник

Общецерковная история

В первые века Церковь отвоевывает себе место под небом. Мир ненавидел христиан. "Non licet vos esse" (вас не должно существовать), - говорили римляне.

Распространению христианства в языческом мире способствовали в 1 веке – чудеса и знамения, совершаемые Христом, потом апостолы, потом мученики, которые своей смертью свидетельствовали о Христе. Церковь одержала победу не внешними силами, а только силами терпения, любви, в отличие, например, от ислама (в 7 в), который, наоборот, распространялся благодаря завоеваниям.

Пассивное сопротивление христиан (отказ приносить жертвоприношения языческим богам) и их мученическая смерть привела к внутренней победе. Этот период называется периодом мучеников и апологетов, он сменил век апостолов. Мартирэс (греч.) – мученик, (букв.) – свидетель. Мученики как бы продолжают дело апостолов, свидетельствуют о Христе, презирая мученическую смерть. Задача мучеников была – разбудить совесть язычников, заставить их внимательно посмотреть на их религиозные воззрения. Они никого не убеждали словами – лишь своей смертью. Их казни обычно совершались публично и заставляли простой народ благоговейно относиться к мученикам. Часто бывали случаи, когда свидетели казни и даже палачи объявляли себя христианами, и тоже бывали тут же казнены. Многие из них были крещены кровью ( в том числе мученик Бонифатий). Тертуллиан говорил: «Кровь мучеников – это семя церкви». Смерть для христиан была встречей со Христом.


Гонения на христиан со стороны иудеев начались раньше, чем со стороны язычников. Первым погибшим мучеником был первомученик архидиакон Стефан, который был забит камнями до смерти. То, что для иудеев было незыблемым, вечным, для христиан стало относительным, иудеи не могли им этого простить. Ирод Агриппа казнил Иакова Заведеева и посадил в темницу апостола Петра. Иудеи шли по стопам апостола Павла и везде противодействовали ему. С падением Иерусалима (70-130 гг) враждебная деятельность иудейства против христиан окончательно ослабевает.

Причины нападения официальных римских властей на христиан труднообъяснимы. Римляне были очень веротерпимы к религиям покоренных народов. Христиане, с их точки зрения, вписывались в конгломерат сект, религий разных народов, где часто совершались изуверские вещи (бичевание, оскопление). Постепенно христиане обратили на себя негативное внимание язычников. Причина гонений, которая находится на глубинном уровне, - это духовная война, которая была между Церковью и язычниками.

Как всякое античное государство, Рим имел своих богов, это не было системой морали, это был культ. Римский гражданин мог верить в чужих богов, мог совсем не верить – это никого не интересовало. Но он должен был тщательно соблюдать культ жертвоприношения. От соблюдения этого почитания, считали римляне, зависела победа над врагами. Это относилось и к простому народу, и к интеллигенции, которая скептически относилась к богам. От всех подданных требовалось внешнее почитание культовых ценностей. Требовалось также почитать императора как бога. Религия была сугубо формальной. Она была делом семьи, общества, государства. Отказаться от своих богов значило предать семью, общество, государство.
От исполнения этого самоочевидного для римлян долга христиане всегда отказывались. Это вызывало ожесточение и простого народа, и власти. Римляне не понимали, почему нельзя совершить внешнее поклонение, хотя бы без веры.

«Господь» тогда значило – «владыка всей земли». Христиане не могли называть императора господом, это было бы идолопоклонством. Христиане верили в существование идолов более, чем сами язычники. Для христиан идолы язычников суть бесы. Христиане придавали серьезность всем этим поклонениям, к которым их призывали, они не могли предать Христа.

Исторически было три причины гонения на христиан:
• Общественные причины
• Религиозно-государственные
• Политические

1. Языческие писатели и христианские апологеты свидетельствуют, что христианство было встречено ненавистью и простым народом, и интеллигенцией. Ненависть народной толпы особенно возрастала во времена общественных бедствий: наводнения, засухи, эпидемии. Римские историки говорили, что христиане суеверны. Апулей, Лукиан осуждали христиан, у них христианство изображается как бесстыдная секта людей, которые предают Римскую империю. Христиане не почитали богов и через это становились в глазах современников атеистами, т.е. противниками богов. Атеист – это человек, не почитающий общественных богов. За это же в частности был казнен и Сократ: он не верит в общественных богов, а только в своих, этим он смущал умы современников.

Жизнь без языческих богов, которую вели христиане, и их изолированность (как правило, их собрания проводились тайно, по ночам), вызывали подозрения и ненависть. Такая таинственность, изолированность, замкнутость были вызваны таинством евхаристии, до которых допускались только христиане. Христиане не имели своих храмов и статуса богов, что тоже вызывало обвинения в безбожии. Их же обвиняли с бесстыдных действиях. Слыша о «вечерях любви», язычники, выросшие при ритуальной проституции, домысливали, что христиане занимались блудом и извращениями. А жертвоприношение агнца, о котором они слышали, воспринималось как убиение человеческих младенцев. Христиан обвиняли в кровосмешениях, в человекоядии, в блуде, в ненависти к человеческому роду. Слухи и домыслы приводили к тому, что во времена бедствий языческая чернь начинала погромы.

Но это недоразумение продолжалось не очень долго. Постепенно язычники убеждались, что христиане не такие изуверы, как о них говорит молва. Язычники постепенно стали проникаться симпатией к христианству.

Власть была сдерживающим началом в первый период, когда были погромы, впоследствии все стало наоборот: инициатором гонений стали власти, а народ стал симпатизировать христианам.

2. Христианство встало в противоречие с основными законами Рима, которые были связаны с национальными религиями. Служение богам считалось государственным делом. В провинции религиозными делами занимались консулы, в самом Риме – сенат. С другой стороны, в отношении к религии у римлян был определенный консерватизм: римляне очень уважали древних богов. Покоряя какие-либо народы, они начинали почитать их богов наравне со своими. Религии были: национальные и запрещенные. К религиям запрещенным относилось христианство и тайные культы, которые не имели национальной традиции. Отчасти еврейская религия тоже относилась к запрещенным, но ее терпели за ее древность, хотя она и казалась странной. Иное положение заняло христианство. Оно не имело исповедников из какого-либо народа: сюда входили представители всех народов Римской империи. С другой стороны, христианство было нетерпимым в отношении всех других религий: они считали их демоническими. У христиан не было ни храмов, ни жертв, ни курений – никаких внешних атрибутов. Они недавно появились, поддерживались не традицией, а только проповедью. Поэтому неизбежность гонений на христиан была в самом существе языческой религии.

Христиан какое-то время не видели, они казались иудейской сектой, когда их обнаружили, узнали, что они не национальная религия, укорененная в веках, у них нет внешней атрибутики – это было причиной начала гонений.

3. В Римской империи было запрещено проводить тайные общества и собрания. Римские законы предупреждали всевозможные заговоры с целью свергнуть императора.

Во всех этих 3 случаях христиане казались виновными. Тем не менее, планомерного искоренения христианства не было. Если был донос, христианина уговаривали отречься, а затем казнили. Но если донос оказывался ложным, то казнили самих доносчиков. И гонения носили непостоянный характер. Если приходили по доносу на собрание христиан, то брали только того, на кого был совершен донос.

Следующая тема: История гонений на христиан со стороны язычников

Рубрики:  Христианство/Общецерковная история
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку